Декада предметов естественно-научного цикла
материал по химии на тему

Барбашина Ольга Ильинична

Информационная справка, план проведения декады предметов естественно-научного цикла (химия, физика, биология).

Вопросы конкурса командам учащихся 1-2 курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekada_predmetov_estestvenno-nauchnogo_tsikla.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Естественно-научный турнир"

Барбашина Ольга Ильинична, преподаватель химии

Кононова Галина Константиновна, преподаватель физики

Статья отнесена к разделу: Преподавание физики, Преподавание химии, Преподавание биологии, Внеклассная работа

Естественнонаучные викторины в занимательной форме знакомят учащихся с явлениями природы, с разнообразными применениями законов физики, химии и биологии в быту и технике. Викторины углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления и прививают интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, расширяют общий кругозор.

Каждый год мы, преподаватели естественнонаучного цикла, проводим декаду естественных наук. В рамках декады проводятся различные мероприятия. Особой популярностью пользуются такие мероприятия, как:

Естественнонаучный турнир;

Викторины по физике и химии;

Конкурсы тематических газет «Химия и здоровье», «Химия и физика в быту» ;

Конкурс рисунков «Природные явления»

Конкурс кроссвордов (1-2 курс);

Химические олимпиады.

Предлагаем вашему вниманию сценарий проведения естественнонаучного турнира.

Цель мероприятия: осуществление межпредметных связей; развитие логического мышления и закрепление полученных на уроках знаний; создание атмосферы творчества, радости постижения истины, повышение интереса к предметам, развитие внимания, памяти.

Задачи: вовлечь в интересный мир физики, химии и биологии, развить дух здорового соперничества.

Предварительная подготовка

Подготовка отдельных листов с вопросами из разных областей знаний (без ответов);

Материал эстафеты по физике, химии и биологии;

Подготовка плакатов с игровым полем;

За неделю до турнира учащиеся 1, 2 курса выбирают команду из 6 человек. Команда готовит оригинальное приветствие на 3 минуты, название, эмблему.

ХОД ТУРНИРА

Организационный момент.

Турнир проводится во внеурочное время. Рассчитан на 50–60 минут.

Приветствие команд.

Определение очередности хода: первой ходит команда, правильно ответившая на общий вопрос за более короткое время. Остальные команды выстраиваются по мере увеличения времени, отведенное на выполнение задания.

Общее задание: Изображены знаки химических элементов, под которыми несколько цифр. Необходимо заменить эти цифры буквами из названий соответствующего элемента:

Li S H Hg Ca Fe Cu Ответ: Лавуазье

1 4 1 3 2 5 4,2

Вопросы по физике – приложение 2

Вопросы по химии – приложение 3

Вопросы по биологии – приложение 4

Список литературы

Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2006.

Грабар А.В. и другие. Предметная неделя биологии в школе. Ростов на Дону: Феникс, 2007.

Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. М.: Дрофа, 2005.

Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Ярославль: Академия развития, 2007.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002.

В работе использованы материалы журнала “Физика в школе”, “Биология в школе” с 2005 года.

Приложение 3.

ВОПРОСЫ ИЗ ОБЛАСТИ ХИМИИ:

№ воп-роса

Вопрос

Ответ

1

Бронзовый век – исторический период, характеризующийся развитием металлургии бронзы – сплава очень хорошо известного металла с оловом – и распространением бронзовых орудий труда и оружия. Древние римляне назвали этот металл в честь острова Кипр. О каком металле идёт речь?

Медь

2

Известно, что с изобретением фотоаппаратов широко использовалась магниевая вспышка для освещения, фотографируемого объекта. Магний, ярко сгорая, излучает ослепительный свет, а при этом получается белый порошок, образующий дым при вспышке. Белый порошок – это оксид магния. (Напишите уравнение реакции, происходящей при вспышке магния,  укажите тип реакции)

2 Mg + O2 = 2 MgO,

 реакция соединения

3

Решите ребус и узнаете название химического элемента

кислород

Кислород

4

В головоломке затаились названия четырёх простых веществ. Читать названия можно только по вертикали и горизонтали или сверху вниз и снизу вверх, или слева направо и справа налево. Найдите эти названия.

001

Алюминий, озон, графит, водород

5

Предложите простейший способ выделения в чистом виде компонентов смеси, состоящей из железных опилок, порошка цинка, сахарного песка.

Железо отделяется магнитом, к остальной части приливают воду — цинк остается на дне, сахарный песок растворяется. Сахарный песок отделяют фильтрованием, полученный раствор выпаривают — остается сахар.

6

Во время похода Александра Македонcкого в Индию офицеры реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Почему?

Офицеры пользовались посудой, изготовленной из серебра

7

Отгадайте загадку:

Посреди –  изделие, сладкое на вкус.

По краям прибавлены нота и союз,

Целое же вспомнить вам не мудрено:

В химлаборатории встречается оно.

Ре – торт – а

8

Отрывок из сказки В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё такая мастерица: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в неё угольки да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в него воды, а вода–то знай проходит сквозь песок да сквозь угли и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.

Как называется данный процесс? На каком свойстве угля он основан?

Процессы: фильтрования и адсорбции. Уголь обладает свойством адсорбции – удерживать, на своей поверхности растворённые в воде вещества.

9

Самый крупный из найденных алмазов получил имя «Куллиан». Он был обнаружен в 1905 году около г. Претории в Южной Африке. Масса «Кулиана» составляла 3106 каратов или 621г, и стоил он 9 млн. фунтов стерлингов. Какая существует связь между алмазами и грифелем простого карандаша?

Это  аллотропные видоизменения углерода

10

В 1870 – 1875 гг. в Петербургской академии наук обсуждалась возможность использования для названий химических соединений сочетание слов, подобных русским именам и отчествам. Например, для воды предлагалось название «водород кислородович», для вещества KCl – «калий хлорович», Al4C3 – «глиноземий углеродович». Дайте название веществам по современной номенклатуре.

H2O – оксид водорода

KCl – хлорид калия

Al4C3 – карбид алюминия

11

Найдите ошибку в высказывании: «По составу минеральных солей мед почти идентичен крови человека. Мед содержит 450 микроэлементов, из которых половина встречается только в меде»

Известно всего 118 элементов

12

Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

А) Куй феррум, пока горячо.

Б) Слово - аргентум, а молчание - аурум.

В) Стойкий станнумный солдатик.

А) Куй железо, пока горячо

Б) Слово - серебро, а молчание - золото

В) Стойкий оловянный солдатик

13

Демонстрация опыта “Извержение вулкана”. Определите тип происходящих химических реакций.

(NH4)2Cr2O7      t       Cr2O3  + N2 + 4 Н2О

Разложение дихромата аммония

14

Без этого вещества человек не может долго обходиться (суточная норма – 8 г). В старину оно нередко заменяло деньги (в средние века им иногда расплачивались с крестоносцами). В древности просыпать данное вещество означало навлечь на себя гнев богов или просто неприятности.

Поваренная соль NaCl

15

Известно, что в атмосфере на высоте 15 км имеется озоновый слой, защищающий все живое от губительных ультрафиолетовых лучей. По мнению ученых, разрушают его фреоны и некоторые другие газы, а какой фактор является основной причиной его воспроизводства?

Ультрафиолет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности процесса обучения неслышащих школьников предметам естественно - научного цикла.

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!" гласит народная мудрасть....Учебные предметы цикла Естествознания в коррекционной школе имеют познавательно-практическую направленность, играют большую ...

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно- научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно - научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Развитие интереса лицеистов к предметам естественно-научного цикла

В современной школе преподавание предметов естественно - научного цикла переживает серьезные трудности. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня знаний почти по всем предметам е...

Декада по предметам естественно-научного цикла для малокомплектных сельских школ.

Данную разработку можно использовать для проведения предметных недель в сельской малокомплектной школе, где один учитель преподает сразу несколько предметов. Отдельно по каждому предмету проводить тру...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...