Повторительно – обобщающий урок по теме «Строение вещества»
план-конспект урока по химии (7 класс) на тему

Ходунова Наталья Александровна
 
Повторительно – обобщающий урок по теме «Строение вещества»
Цель: обобщить знания по теме, повторить основные понятия, совершенствовать практические навыки, формировать умение коллективно работать в сочетании с самостоятельностью учащихся, учить применять знания в новой ситуации , развивать умение объяснять окружающие явления.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Повторительно – обобщающий урок по теме «Строение вещества»

Цель: обобщить знания по теме, повторить основные понятия, совершенствовать                                 практические навыки, формировать умение коллективно работать в сочетании с самостоятельностью учащихся, учить применять знания в новой ситуации , развивать умение объяснять окружающие явления.  

Планируемые результаты:

предметные: давать ответы на качественны вопросы, выполнять работу по развитию внимания и умения логически мыслить, грамотно объяснять происходящие физические явления

мета предметные:

познавательные: развитие мышления учащихся, работа с информацией.

регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

коммуникативные: умение работать в коллективе, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Демонстрационное оборудование: приборы демонстрирующие расширение тел при нагревании, мензурка, вода, нитки.

Класс делиться на 2 команды, выбирает капитана:

I задание

Разминка 20’

Подводиться итог каждой команды

II

Эксперимента

льное задание

- 5’

по  2 человека

от команды

оборудование на отдельном столе

Оценка задания 5 б.

III

Конкурс историков

3’

Оценка задания 5 б.

IV

Конкурс эрудитов

Каждый вопрос 2 балла

V

Конкурс театралов

По 7 баллов

VI

Конкурс капитанов

По 5 баллов

VII

Тестирование

VIII

Экспресс опрос

2 бала правильный ответ

1 балл не точный

X

Конкурс кроссвордов

физический диктант пишут на отдельных листочках обе команды.

а) Вписать тела и вещества (под номерами)

                                                       I                                II

1. свинец                                    тела                      вещества

2. рельсы                                  2,4,5,7                    1,3,6,8,9

3. спирт

4. луна

5. стол

6.нефть

7. ножницы

8. алюминий

9. ртуть

б) Вписать физические и химические явления:

                                                         I                              II

1. таяние льда                            физич.                    химич.

2. гниющие листья                   1,3,5,6                       2,4,7

3. летит мяч

4. горит свеча

5. кипит вода

6. плывёт лодка

7. плавиться сахар

Проверка у доски. Без ошибок – 5 баллов,

1 ошибка – 4 балла

2 ошибки – 3 балла

3 ошибки – 2 балла

1. Найти цену деления мензурки (разные для обоих команд) и определить объём жидкости в стакане.

2. Показать на опыте, что между молекулами существуют промежутки

         (расширение жидкости в колбе, расширение твёрдых тел -  шар с кольцом, монета с гвоздик. расширение газов – прибор)

3. Показать на опыте, что между молекулами существуют силы взаимодействия.

На каких расстояниях они действуют?

(стеклянные пластинки, пластилин, мел, нож, яблоко).

1. Это его назвали «первыми русскими университетами». Именно подсказал, что все вещества состоят из корпускул. Его именем назван Московский Университет              (Л. В. Ломоносов).

2. ….. именно он, принимая ванну заметил, что вода уменьшает вес тела и с криком «Эврика» выскочил на улицу     (Архимед).

3. Его назвали «калужским мечтателем», он преподавал физику и одновременно рассчитал механику космических полётов              (К. Э. Циолковский).

4. Он облетел земной шар один раз и вошёл в историю как первый человек, поднявшийся в космос (Ю. Гагарин).

5….. Именно благодаря ему, мы слушаем «Маяк» и «Транс -м – Радио» (А. С. Попов).

6. Это лампа и кровать,

    Это стол и подоконник,

    Это я и автомат,

    Это ты и облака,

    Это море и земля.

    Что это такое?       (физическое тело)

 

Каждая команда задаёт по5 вопросов другой команде по изученной теме.

 

Задания:

  1. Изобразить поведение молекул в газах.
  2. Изобразить поведение молекул.
  3. Изобразить диффузию в жидкостях.
  4. Изобразить диффузию в твердых телах.

Практическое задание

Определить при помощи линейки толщину

                              I нити                    II проволоки

В это время класс проводит тестирование (по вариантам), выдаётся каждому уч-ся.

I. команда:

I. Все молекулы различных  веществ….

  1. Не отличаются друг от друга
  2. Отличаются друг от друга.

II. Зависит ли диффузия от температуры?

  1. Чем выше температура, тем диффузия протекает медленнее.
  2. Чем выше температура, тем диффузия протекает быстрее.
  3. Диффузия не зависит от температуры

III. Какие из приведенных свойств принадлежат твердым   тела?

  1. Трудно изменить форму.
  2. Занимают весь предоставленный объём.
  3. Сохраняют постоянную форму.
  4. Легко изменяют форму.
  5. Трудно сжимаются.

IV. Какой вывод можно сделать из явления диффузии?

  1. Молекулы всех веществ неподвижны.
  2. Молекулы всех веществ непрерывно движутся.
  3. Все тела состоят из мельчайших частиц.

V. С одинаковой ли скоростью движутся молекулы в горячей и холодной воде ?

  1. С одинаковой.
  2. В горячей воде скорость меньше, чем в холодной.
  3. В холодной воде скорость меньше чем в горячей.

VI. Какие из приведённых свойств принадлежат газам:

  1. Занимают весь предоставленный объём.
  2. Трудно сжимаются.
  3. Имеют кристаллическое строение.
  4. Легко сжимаются.
  5. Не имеют собственной формы.

(ответы I – 2; II – 2; III – 1,3,5; IV – 2; V – 3; VI – 1,4,5;)

II. команда:

I. Все молекулы одного и того же вещества……

1. не отличаются друг от друга.

2. отличаются друг от друга.

II. В каких телах диффузия протекает быстрее?

  1. одинаково во всех телах.
  2. в твёрдых телах.
  3. в жидкостях.
  4. в газах.

III. В бутылке находится вода объёмом 0,5 л.  Её переливают в колбу вместимостью 1 л. Изменится ли объём воды?

  1. Увеличится.
  2. Уменьшится.
  3. Не изменится.

IV. В каких телах происходит диффузия?

  1. только в газах
  2. только в жидкостях
  3. только в твёрдых телах и газах
  4. во всех веществах: твёрдых, жидких и газообразных.

V. С одинаковой ли скоростью движутся молекулы в неподвижном воздухе в жаркий летний день и зимой в сильный мороз?

                    1.  с одинаковой

                    2.  летом быстрее, чем зимой

 3.  зимой быстрее, чем летом

VI. Какие из приведенных свойств, принадлежат жидкостям?

  1. Имеют определённый объём
  2. Занимают весь объём сосуда
  3. Принимают форму сосуда
  4. Легко сжимаются
  5. Мало сжимаются

(ответ: I – 1; II – 4; III – 3; IV – 4; V – 2; VI – 1,3,5;)

Каждой команде по 10 вопросов:

I

  1. Объясните почему газы можно сжать больше, чем жидкость?
  2. Можно ли сказать, что объём газа в сосуде равен сумме объёмов его молекул?
  3. Чем объясняется увеличение длины проволоки при её нагревании?
  4. Чтобы огурцы оставались малосольными, их необходимо хранить в холоде. Почему?
  5. На линии линии телеграфа Симферополь – Киев, каждую зиму «пропадает» 100 м. провода. Кто похититель?
  6. Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?
  7. Почему разломав карандаш, мы можем соединить его снова?
  8. Вода испарилась. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их расположение и движение?
  9. Почему трудно снять мокрую одежду?
  10. Почему аромат цветов чувствуется на растоянии?

II

  1. Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул горячей воды?
  2. Газ находится в закрытом сосуде объёмом 2 л., может ли этот газ заполнить другой сосуд, объёмом 4л?
  3. Почему в горячей воде соль и сахар растворяются быстрее, чем в холодной?
  4. Газы легко сжимаются. Можно ли их сжать до сколь угодного малого объёма?
  5. Лёд и вода находятся при 0˚С. Одинаковы ли молекулы воды? Что можно сказать о расстоянии между молекулами?
  6. Почему трудно отвинтить гайку, долгое время находившуюся в тугом завинченном состоянии, даже если болт и гайка сделаны из нержавеющей стали?
  7. В чём отличие свойств твёрдых тел и жидкостей? В чём отличия движения и взаимодействия их молекул?
  8. Почему в газах диффузия протекает быстрее, чем в жидкостях?
  9. Чтобы сравнить, 2 куска стали их нагревают до определённой температуры, накладывают друг на друга и ударяют молотком. Объясните зачем?
  10.  В чём отличие жидкостей и газов?  

Выбрать лучшие кроссворды, которые учащиеся готовили к уроку

За тем подводится итог урока и объявляется команда – победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."

Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

Цели:обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии частей и органелл клетки как основы её целостности, обмене веществ, лежащем в основе жизнедеятель...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Первоначальные сведения о строение вещества"

Разработка урока в 7 классе по теме "Первоначальные сведения о строении вещества". Урок повторения и проверки знаний. Первая часть - повторение через сказки, вторая часть -проверка знаний через разные...

Конспект повторительно обобщающего урока по теме "Строение вещества" в 7 классе.

Повторительно обобщающий урок в 7 классе по теме "Строение вещества" с использованием карточек "домино". Форма работы индивидуально-групповая. Прилагаются карточки-домино с подробным описанием  с...

Обобщающий урок по теме:" Строение и свойства вещества"

Материал по всему разделу строения и свойства вещества 5 класс по учебнику Пакуловой...

Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в  этом  разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...