Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Понятие об электролитической диссоциации".
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Харанова Ольга Ивановна

Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему"Понятие об электролитической диссоциации".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  химии  в  8 классе                                      на тему: «Понятие об электролитической диссоциации».

(Линия УМК по химии 8 – 9 класс  О.С.Габриелян)

Урок № 50.

Предмет: химия.

Класс: 8

Тема урока: Понятие об электролитической диссоциации.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный, частично-поисковый, экспериментальный.

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная

Технологии, используемые при проведении урока:

  1. Технология критического мышления.
  2. Технология уровневой дифференциации.
  3. Здоровьесберегающие технологии.
  4. Информационно-коммуникационные.

Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими  понятиями темы,  причинами диссоциации веществ.

Задачи урока:

Обучающие: 

– дать представление об электролитах и неэлектролитах;

– выяснить механизм диссоциации веществ и роль воды в этом процессе;

– познакомить с классификацией электролитов;

– представить ученых, внесших вклад в развитие ТЭД.

Развивающие:

– развивать умение наблюдать и объяснять наблюдаемые явления;

– развивать навык получения информации из различных источников (учебник, химический эксперимент).

Воспитывающие:

– воспитывать положительное отношения к знаниям;

– воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации;

– прививать интерес к химии.

 Оборудование: прибор для проверки проводимости водных растворов электролитов, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».          учебник, тетрадь.

 Водные растворы: дистиллированная вода, кристаллы поваренной соли, раствор соляной кислоты, раствор щелочи, водный раствор спирта.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация, диск «Наглядная химия. Растворы. Электролитическая диссоциация».

Основные понятия, изучаемые на уроке: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, диполь, гидратация, ассоциация, степень диссоциации.

Межпредметные связи: физика.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

II. Изучение темы урока.

I. Стадия “Вызова”

  1. Вступление

      Мы приступаем к изучению проводимости растворов некоторых классов веществ. Электрический ток в металлах и растворах некоторых веществ вы изучали в курсе 7-го класса. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

  1. а) Стадия “ Вызова”

Расчертите листок на три части и подпишите графы (Слайд 2)

Я знаю

Хочу узнать

Что узнал

В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы задания 1.

б) Перескажите друг другу ваши записи. (15 мин.)

в) Выделите ключевые понятия по теме “Электрический ток” в электролитах и в растворах щелочей, кислот, солей.

г) Какая информация у вас осталась неполной?

Заполните 2-ю графу.

Возникает ещё одна проблема - откуда у веществ с молекулярной решёткой в растворе появляются ионы.

Демонстрация опыта и заполнение таблицы (задание 2).

Демонстрационный опыт.

Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи.

ЦЕЛЬ: Установить на какие частицы (молекулы, ионы) распадаются при растворении вещества с различным типом связи.

ИНСТРУКЦИЯ

1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.

2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кристаллической решетки.

3. Выскажите предложения, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие на ионы.

4. Пронаблюдайте опыт.

5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы (Слайд 3).

Вещество

Химическая связь

Тип кристал-лической решётки

Предполо-жение

Результаты опыта

II. Стадия “Осмысление”

Работа с опорным конспектом.

Идёт работа с текстом и его маркировка.

V - уже известно

+ абсолютно новое, неожиданное;

- противоречит твоим представлениям;

? хочется узнать что-то больше.

На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у кого были значки, и какие?

III. Стадия “размышления” (рефлексия).

Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?").

  1. Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку).
  2. Рассказать о механизме диссоциации веществ с ионным типом связи.
  3. Рассказать о механизме диссоциации веществ с ковалентным типом связи.

IV. Итог урока. Обсуждение и выставление оценок.

Домашнее задание: § 35. Выучить понятия, знать механизм диссоциации. Творческие задания повышенного уровня:

1. Ответить на вопрос: процесс растворения физический или химический.

2. Подобрать доказательства в пользу каждого процесса.

Задание № 1

Электрический ток в металлах и в растворах щелочей, кислот, солей

Прочти следующие вопросы:

1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества?

2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?

3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды?

4. Что представляет собой электрический ток в водных растворах солей, кислот, щелочей?

5. Как называют растворы этих веществ?

6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ?

Очень кратко запиши свои ответы в первой колонке таблицы № 1.

Задание №2

Демонстрационный опыт

Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи.

ЦЕЛЬ: Установить на какие частицы (молекулы, ионы) распадаются при растворении вещества с различным типом связи.

ИНСТРУКЦИЯ

1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.

2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кристаллической решетки.

3. Выскажите предложения, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие на ионы.

4. Пронаблюдайте опыт.

5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы.

Вещество

Химическая связь

Тип кристал-лической решётки

Предполо-жение

Результаты опыта

Опорный конспект

Сущность процесса электролитической диссоциации

Электролиты - вещества, проводящие в растворенном или расплавленном состоянии электрический ток, вследствие распада их на ионы.

Примеры электролитов: соли, щелочи, кислоты. В этих веществах имеется ионная или ковалентная сильнополярная связь.

Неэлектролиты - вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток. К таким веществам относят кислород, водород, сахар, глицерин. Для них характерна ковалентная неполярная или малополярная связь.

Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электрической диссоциацией.

Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ следует учесть строение молекулы воды и вид связи растворяемого вещества.

В молекулах воды между атомами водорода н кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи:

Поэтому молекулы воды полярны: http://festival.1september.ru/articles/212254/img1.gifдиполь.

Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы воды притягиваются отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия кристаллической решетки, а положительными полюсами - к отрицательно заряженным ионам натрия. Такой процесс называется гидратацией, он идет с выделением энергии. Энергия гидратация приводит к разрушению кристаллической решетки и вещество распадается на ноны.

Притяжение и действие полярных молекул воды на кристаллическую решётку хлорида натрия.

http://www.lyceum8.ru/himiya/images/dipol.jpg

NaCl = Na+ + Cl-

Диссоциация веществ с ионным типом связи

  • Ориентация диполей воды около иона кристалла;
  • Взаимодействие (гидратация) диполей воды с противоположно заряженными ионами кристалла;
  • Распад (диссоциация) кристалла на гидратированные ионы

     При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода НСl, происходит изменение характера химической связи, т.е. под влиянием энергии гидратации ковалентная связь превращается в ионную и далее процесс протекает как у веществ с ионной связью.

http://www.lyceum8.ru/himiya/7.files/image004.jpg

HCl = H+ + Cl-

Диссоциация веществ с ковалентным полярным типом связи.

  • Ориентация диполей воды вокруг противоположных полюсов электролита;
  • Взаимодействие (гидратация) молекул воды с молекулами электролита;
  • Ионизация молекул электролита, т.е. превращение ковалентной полярной связи в ионную;
  • Распад (диссоциация) молекул электролита на гидратированные ионы

 

При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка и образуются ионы.

В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации"

Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации" с использованием ЭОР....

Урок по химии 8 класс "Основания в свете электролитической диссоциации"

Урок по химии 8 класс "Основания в свете электролитической диссоциации". Урок изучения нового материала, используется работа в группах. технология "Развитие критического мышления"....

Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"

Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"...

Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Понятие об электролитической диссоциации". (презентация)

Презентация к методической разработке урока химии в 8 классе на тему "Понятие об электролитической диссоциации"...

Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс

Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...

Методическая разработка интегрированного урока химии и физики: «Электролитическая диссоциация» 9 класс

Предметы естественнонаучного цикла отличаются тесным межпредметным взаимодействием. Интеграция в обучении позволяет воспринимать информацию целостно и способствует формированию у обучающихся единой ес...