Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Понятие об электролитической диссоциации".
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему"Понятие об электролитической диссоциации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок химии "Понятие об электролитической диссоциации" 8 класс | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока химии в 8 классе на тему: «Понятие об электролитической диссоциации».
(Линия УМК по химии 8 – 9 класс О.С.Габриелян)
Урок № 50.
Предмет: химия.
Класс: 8
Тема урока: Понятие об электролитической диссоциации.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: проблемный, частично-поисковый, экспериментальный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Технологии, используемые при проведении урока:
- Технология критического мышления.
- Технология уровневой дифференциации.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Информационно-коммуникационные.
Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими понятиями темы, причинами диссоциации веществ.
Задачи урока:
Обучающие:
– дать представление об электролитах и неэлектролитах;
– выяснить механизм диссоциации веществ и роль воды в этом процессе;
– познакомить с классификацией электролитов;
– представить ученых, внесших вклад в развитие ТЭД.
Развивающие:
– развивать умение наблюдать и объяснять наблюдаемые явления;
– развивать навык получения информации из различных источников (учебник, химический эксперимент).
Воспитывающие:
– воспитывать положительное отношения к знаниям;
– воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации;
– прививать интерес к химии.
Оборудование: прибор для проверки проводимости водных растворов электролитов, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде». учебник, тетрадь.
Водные растворы: дистиллированная вода, кристаллы поваренной соли, раствор соляной кислоты, раствор щелочи, водный раствор спирта.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация, диск «Наглядная химия. Растворы. Электролитическая диссоциация».
Основные понятия, изучаемые на уроке: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, диполь, гидратация, ассоциация, степень диссоциации.
Межпредметные связи: физика.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
II. Изучение темы урока.
I. Стадия “Вызова”
- Вступление
Мы приступаем к изучению проводимости растворов некоторых классов веществ. Электрический ток в металлах и растворах некоторых веществ вы изучали в курсе 7-го класса. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.
- а) Стадия “ Вызова”
Расчертите листок на три части и подпишите графы (Слайд 2)
Я знаю | Хочу узнать | Что узнал |
В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы задания 1.
б) Перескажите друг другу ваши записи. (15 мин.)
в) Выделите ключевые понятия по теме “Электрический ток” в электролитах и в растворах щелочей, кислот, солей.
г) Какая информация у вас осталась неполной?
Заполните 2-ю графу.
Возникает ещё одна проблема - откуда у веществ с молекулярной решёткой в растворе появляются ионы.
Демонстрация опыта и заполнение таблицы (задание 2).
Демонстрационный опыт.
Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи.
ЦЕЛЬ: Установить на какие частицы (молекулы, ионы) распадаются при растворении вещества с различным типом связи.
ИНСТРУКЦИЯ
1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.
2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кристаллической решетки.
3. Выскажите предложения, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие на ионы.
4. Пронаблюдайте опыт.
5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы (Слайд 3).
Вещество | Химическая связь | Тип кристал-лической решётки | Предполо-жение | Результаты опыта |
II. Стадия “Осмысление”
Работа с опорным конспектом.
Идёт работа с текстом и его маркировка.
V - уже известно
+ абсолютно новое, неожиданное;
- противоречит твоим представлениям;
? хочется узнать что-то больше.
На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у кого были значки, и какие?
III. Стадия “размышления” (рефлексия).
Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?").
- Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку).
- Рассказать о механизме диссоциации веществ с ионным типом связи.
- Рассказать о механизме диссоциации веществ с ковалентным типом связи.
IV. Итог урока. Обсуждение и выставление оценок.
Домашнее задание: § 35. Выучить понятия, знать механизм диссоциации. Творческие задания повышенного уровня:
1. Ответить на вопрос: процесс растворения физический или химический.
2. Подобрать доказательства в пользу каждого процесса.
Задание № 1
Электрический ток в металлах и в растворах щелочей, кислот, солей
Прочти следующие вопросы:
1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества?
2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?
3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды?
4. Что представляет собой электрический ток в водных растворах солей, кислот, щелочей?
5. Как называют растворы этих веществ?
6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ?
Очень кратко запиши свои ответы в первой колонке таблицы № 1.
Задание №2
Демонстрационный опыт
Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи.
ЦЕЛЬ: Установить на какие частицы (молекулы, ионы) распадаются при растворении вещества с различным типом связи.
ИНСТРУКЦИЯ
1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.
2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кристаллической решетки.
3. Выскажите предложения, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие на ионы.
4. Пронаблюдайте опыт.
5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы.
Вещество | Химическая связь | Тип кристал-лической решётки | Предполо-жение | Результаты опыта |
Опорный конспект
Сущность процесса электролитической диссоциации
Электролиты - вещества, проводящие в растворенном или расплавленном состоянии электрический ток, вследствие распада их на ионы.
Примеры электролитов: соли, щелочи, кислоты. В этих веществах имеется ионная или ковалентная сильнополярная связь.
Неэлектролиты - вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток. К таким веществам относят кислород, водород, сахар, глицерин. Для них характерна ковалентная неполярная или малополярная связь.
Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электрической диссоциацией.
Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ следует учесть строение молекулы воды и вид связи растворяемого вещества.
В молекулах воды между атомами водорода н кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи:
Поэтому молекулы воды полярны: диполь.
Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы воды притягиваются отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия кристаллической решетки, а положительными полюсами - к отрицательно заряженным ионам натрия. Такой процесс называется гидратацией, он идет с выделением энергии. Энергия гидратация приводит к разрушению кристаллической решетки и вещество распадается на ноны.
Притяжение и действие полярных молекул воды на кристаллическую решётку хлорида натрия.
NaCl = Na+ + Cl-
Диссоциация веществ с ионным типом связи
- Ориентация диполей воды около иона кристалла;
- Взаимодействие (гидратация) диполей воды с противоположно заряженными ионами кристалла;
- Распад (диссоциация) кристалла на гидратированные ионы
При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода НСl, происходит изменение характера химической связи, т.е. под влиянием энергии гидратации ковалентная связь превращается в ионную и далее процесс протекает как у веществ с ионной связью.
HCl = H+ + Cl-
Диссоциация веществ с ковалентным полярным типом связи.
- Ориентация диполей воды вокруг противоположных полюсов электролита;
- Взаимодействие (гидратация) молекул воды с молекулами электролита;
- Ионизация молекул электролита, т.е. превращение ковалентной полярной связи в ионную;
- Распад (диссоциация) молекул электролита на гидратированные ионы
При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка и образуются ионы.
В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации"
Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации" с использованием ЭОР....
Урок по химии 8 класс "Основания в свете электролитической диссоциации"
Урок по химии 8 класс "Основания в свете электролитической диссоциации". Урок изучения нового материала, используется работа в группах. технология "Развитие критического мышления"....
Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"
Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"...
Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Понятие об электролитической диссоциации". (презентация)
Презентация к методической разработке урока химии в 8 классе на тему "Понятие об электролитической диссоциации"...
Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс
Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...
Методическая разработка интегрированного урока химии и физики: «Электролитическая диссоциация» 9 класс
Предметы естественнонаучного цикла отличаются тесным межпредметным взаимодействием. Интеграция в обучении позволяет воспринимать информацию целостно и способствует формированию у обучающихся единой ес...