Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Обобщение знаний по теме"Неметаллы"".
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Харанова Ольга Ивановна

Урок обобщения и систематизации знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_9_klass_nemetally._obobshchenie.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  химии  в  8 классе                                      на тему: «Обобщение знаний по теме «Неметаллы»».

(Линия УМК по химии 8 – 9 класс  О.С.Габриелян)

Урок № 47.

Предмет: химия.

Класс: 9

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Неметаллы».

Тип урока: урок контроля, повторения и обобщения..

Методы: урок-игра «Счастливый случай».

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная.

Технологии, используемые при проведении урока:

  1. Игровая технология.
  2. Информационно-коммуникационные.

Цель урока:  обобщить и систематизировать знания по теме «Неметаллы».

Задачи урока:

Обучающие: 

обобщить, систематизировать и скорректировать знания, умения и навыки учащихся по вопросам, касающихся строения, свойств и применения неметаллов и их соединений.

Развивающие:

– активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся;

– совершенствовать навыки умения работать в группе, умений сравнительного анализа, логического мышления, действий в нестандартной ситуации.

–   развивать мышление, память, внимание;

Воспитывающие:

– способствовать формированию сплоченности коллектива, духа соперничества, умения быстро и чётко формулировать ответ;

– способствовать формированию и развитию личностных качеств, уверенности в своих знания;

– воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации;

– прививать интерес к химии.

Основные понятия, изучаемые на уроке: определение солей как производных кислот и оснований; состав и название солей; растворимость солей в воде; представители солей: хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция.

Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Формы работы: групповая.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: два рабочих места для команд, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска,  презентация с заданиями игры.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».

Образовательные интернет-ресурсы: festival.1september.ru

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

     Игра представляет собой аналог телевизионной передачи «Счастливый случай». Класс делится на две команды, равные по силе. В команде выбирают капитана. Каждая команда принимает участие во всех геймах. Учителю принадлежит роль ведущего, гейм объявляется учителем.

II. Проведение игры.

     Гейм I.

   «Многоликая химия»

     Команды занимают свои места, капитан выбирает категорию и ведущий задает команде один из вопросов из определенной области знаний. На обсуждение вопроса дается 15 секунд. В обсуждении ответа на вопрос принимает участие вся команда. Если команда дает неверный ответ, ведущий отвечает на него сам. Команды выбирают категорию по 5 раз каждая. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

I. Неметаллы – простые вещества.

  1. Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод).
  2. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот).
  3. Назовите сильнейший окислитель. (Фтор).
  4. Белый воздуха боится, покраснел, чтоб сохраниться. (Белый и красный фосфор).
  5. Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» (Фосфор).

II. Кислоты и соли.

     1. Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная)

     2. Как называются соли угольной кислоты? (Карбонаты).

     3. Соли калия, натрия, кальция и аммония этой кислоты называют селитрами. (Азотная).

     4. Эта кислота образует три ряда солей. (Фосфорная).

     5. Нерастворимая кислота. (Кремниевая).

III. Неметаллы и живые организмы.

     1. Этот оксид выдыхают животные и человек? ( Углекислый газ).

     2. В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).

     3. Недостаток, какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).

     4. При недостатке этого элемента в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей, и выпадение волос? (Серы).

     5. Соединения этого галогена регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Что это за галоген? (Бром).

Гейм II.
«Темная лошадка»

В качестве «темной лошадки» зашифрован  химический элемент. Ведущий зачитывает командам высказывания об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Чем меньше команде понадобилось подсказок, тем больше балл.

Вопрос 1 команде.

5б. Элемент известен с древнейших времен.

4б. Издавна этот неметалл используется при изготовлении косметических средств и при лечении кожных заболеваний.

3б. Входит в состав черного пороха.

2б. Не растворяется в воде и не смачивается водой.

1б. Светло – желтый порошок.

     Сера.

     Вопрос 2 команде.

5б. Земная кора более чем на четверть состоит из соединений этого элемента.

4б. Применяется для получения полупроводниковых материалов.

3б. Придаёт прочность и гладкость костям человека.

2б. Русское название этого элемента происходит от греческого переводится как «утёс, скала».

1б. Горит в кислороде, образуя оксид, который входит в состав стекла.

     Кремний.

Гейм III
«Дальше, дальше …»

Каждой из команд ведущий задает вопросы в течение 1 – 2 минут. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда не знает ответ, капитан говорит: «Дальше», тогда ответ дает ведущий. Дается по 15 вопросов каждой команде.

Вопросы  1 команде.

1. Сколько протонов содержится в ядре атома кислорода?

2. Назовите формулу кремнезёма.

3. Какой характер имеет оксид углерода (II)?

4. Какие вещества образуются при взаимодействии серебра с концентрированной серной кислотой?

5. Назовите аллотропные модификации фосфора.

6. Какова массовая доля кислорода в воздухе?

7. Качественная реакция на сульфат анион?

8. Это вещество встречается в отбеливателях, чистящих средствах, оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует.

9. Какие вещества образуются при разложении нитрата натрия?

10. Как называются соли кремниевой кислоты?

11. Название оксида углерода (IV).

12. Возможные степени окисления хлора.

13. Сколько связей в молекуле азота?

14. Какое вещество составляет основу карандаша?

15. Качественная реакция на катион аммония.

     Вопросы 2 команде.

1. У какого элемента в ядре 16 протонов?

2. назовите формулу аммиака.

3. Какой характер имеет оксид углерода (IV)?

4. Какие вещества образуются при взаимодействии меди с разбавленной азотной кислотой?

5. Назовите аллотропные модификации серы.

6. Какова массовая доля азота в воздухе?

7. Качественная реакция на карбонат анион?

8. Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, но основной ее потребитель – химическая промышленность.

9. Какие вещества образуются при разложении нитрата серебра?

10. Как называются кислые соли угольной кислоты?

11. Формула угарного газа.

12. Возможные степени окисления серы.

13. Сколько связей в молекуле кислорода?

14. Качественная реакция на галогениды.

15. Какие элементы входят в состав костей?

Гейм IV
«Заморочки из бочки»

Командам необходимо расшифровать фамилию и имя ученого – химика.  За правильный ответ 1 балл. Задание выполняется одновременно двумя командами.

     Расшифруйте имя и фамилию русского химика органика, академика АН СССР. Занимался вопросами химии нефти. Синтезировал ряд аминокислот и других органических соединений. Совместно с инженером А.Кумантом создал противогаз.

Николай Зелинский.

Na     Ir     Cd     Os     Li   Ag    I

Au     Eu     La     Ir     N     S     Co     In     I

III. Итог урока.

По промежуточным результатам подводится общий итог, выявляется команда – победитель.

Капитаны команд отмечают активность учащихся.

IV. Подготовиться к контрольной работе по теме «Неметаллы».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Методическая разработка к уроку алгебры 7 класс "Решение практических задач по теме умножение и деление степеней"

В методических рекомендацциях содержится коеспект урока, технологическая карта и буклет...

Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.

Презентация  к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...

Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".

Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия"....

Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Алюминий"

Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Алюминий"...

Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Обобщение знаний по теме"Неметаллы"" (презентация)

Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Обобщение знаний по теме "Неметаллы" (презентация)...

Методическая разработка к уроку в 5 классе по английскому языку на тему " Праздники"

Материал будет полезен для отработки и введению новых слов по теме праздники в 5 классе...