Реакции соединения
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Разработка урока по химии для учащихся 8 класса "Реакции соединения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reakzii_soedineniya.rar520.83 КБ

Предварительный просмотр:

Стрелавина Надежда Александровна, учитель химии и биологии МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»

Методическая разработка урока по химии на тему «Реакции соединения» 8 класс, автор учебника О.С. Габриелян.

Урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. В ходе урока реализуется системно-деятельностный подход, в основе которого активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания. Предусматриваются разнообразные организационные формы, приемы технологии проблемного диалога, а также  учет индивидуальных способностей каждого обучающегося, обеспечивающих  рост успешности и познавательных мотивов.

Технологическая карта урока

Предмет

Химия

Класс

8

Тема урока

Реакции соединения

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Деятельность по получению, преобразованию и применению новых знаний о реакциях соединения; катализаторах;

- установление связи между типами химических реакций, идущих с изменением числа реагирующих веществ и продуктов реакции, и термохимическими реакциями.

Регулятивные(р): - определять цель урока, планировать и представлять результаты своей работы;

Коммуникативные (к): - находить нужную информацию и строить эффективное взаимодействие в парах при выполнении совместной работы;

Познавательные (п): - классифицировать типы реакций по изменению числа исходных веществ и продуктов реакции, по обратимости, по наличию катализатора; работать с информацией; использовать знаково-символические средства для записи химических уравнений; выполнять логические операции сравнения, обобщения, анализа, классификации

Мотивация на учебную познавательную деятельность; выяснение границ собственного «Знания» или «Незнания»

Основные понятия, изучаемые на уроке

Реакции соединения, каталитические (в том числе ферментативные) и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции  

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация «Реакции соединения», электронное приложение к учебнику Химия 8 класс О.С. Габриелян

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Учитель: Здравствуйте, ребята! Наш урок я хотела бы начать со слов древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского: «Кто желает выработать красивую речь, тот должен при соединении звуков сочетать воедино такие слова, которые обладают красивостью и величием или важностью».  (слайд 1). Как вы думаете, кому предназначены эти слова?

Ученики: филологам, писателям, поэтам…

Учитель: Верно. Истинные мастера слова могут соединить звуки в красивые, величественные и важные слова, которые затем сольются воедино, создавая стихи, поэмы или прозу. Давайте подумаем, что означает слово «Соединение»?

Ученики: объединение чего-либо в одно целое,  антоним слову «Разложение»

Учитель: Как вы думаете, какая сегодня тема  нашего урока?

Ученики: Реакции соединения, т.к. на прошлом уроке мы изучали реакции разложения. (слайд 2)

Учитель: Давайте сформулируем цели урока. Я предлагаю вам, исходя из темы урока, высказать свое мнение по этому вопросу. Как вы считаете, что нового можно узнать по этому вопросу (слайд 3)

       

Высказывают свое мнение

Выслушивает учащихся, корректирует их ответы, подводит к формулировке цели урока.

(3 мин)

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Эпиграфом к следующему этапу нашего урока предлагаю следующие слова: «Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок» - Леонардо да Винчи (слайд 4)

 - Выполнение учащимися лабораторного опыта № 15 «Прокаливание меди в пламени спиртовки», используя инструкцию (приложение 1). Инструктаж по правилам техники безопасности при работе со спиртовкой.

2. Обсуждение результатов опыта:

1) Опишите условия проведения реакции (соприкосновение меди с кислородом воздуха, нагревание)

2) Назовите признак, по которому вы определили, что произошла химическая реакция (образование оксида меди (2) – почернение проволоки)

3) Составьте уравнение химической реакции, назовите исходные вещества и продукты реакции

4) Как вы считаете, изменилась ли масса медной проволоки после окончания реакции? Если изменилась то как? Объясните свое предположение. (Увеличилась за счет атомов кислорода)

3. Пример реакции соединения (демонстрация электронного приложения – параграф 31 «Реакции соединения» п. 312 )

4. – Итак, назовите признаки реакции соединения (соприкосновение двух веществ, для реакций горения - нагревание)

   - На основании выявленных признаков, и определив, что реакции соединения являются антонимами реакций разложения, дайте определение «реакции соединения»

 (проверка - слайд 5)

 5. Демонстрация учителем реакции соединения между алюминием и йодом с использованием катализатора  - воды.

- При соприкосновении алюминия и йода реакция происходит?

- Нет. Реакция происходит только когда капают воду.

- Чем будет являться вода в данной реакции?

- Вода в данной реакции будет являться катализатором.

- Реакции, идущие с участием катализатора,  называются каталитическими, следовательно, реакции, протекающие без участия катализатора,  называются…

- некаталитическими.

6. Знакомство с «цепочками превращений» и обратимыми и необратимыми реакциями.

- Сегодня мы рассмотрим этот тип реакций с помощью еще одной, новой для вас формы записи химических процессов – так называемых цепочек переходов. Для этого откройте учебники на с.178, параграф 31. Прочитайте текст учебника с третьего абзаца параграфа до слов «Лабораторный опыт №15». Выполните задания № 4 и 5 на с.145-146 в рабочих тетрадях (приложение 2)

Работа в парах. Самостоятельно выполняют опыт

Объясняют результаты лабораторного опыта

Обобщают результаты, формулируют определение

Наблюдают, делают выводы

Изучают текст учебника, выполняют задания

Следит за соблюдением правил ТБ и правильностью выполнения работы. (3мин)

Корректирует ответы, подводит к формулировке определения «Что такое реакции соединения» (3мин)

Корректирует ответы

Демонстрирует опыт (2мин)

Контролирует выполнение заданий (8 мин)

Этап 3. Проверка и закрепление полученных результатов. Коррекция

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Самостоятельная работа на закрепление навыков записи уравнений реакций   по уровням. (1 уровень – приводит и анализирует примеры готовых информационных моделей, используя учебник; 2 уровень – составляет и обобщает решение заданий на составление уравнений реакций; 3 уровень – рассматривает объекты как системы взаимосвязанных элементов)

1 уровень: выполните задания № 3, № 5 (3), № 6 (с147 – 148 (рабочая тетрадь по химии О.С. Габриелян))

2 уровень: выполните задания № 1 (2,4), № 2 (1,3), № 5(1)

3 уровень: выполните задания № 7 (приложение 3)

Придумайте и запишите задание или задачу на тему «Реакции соединения»

Обсуждение работы в парах.

2. Самоконтроль – работа с электронным приложением – параграф 31 «Реакции соединения» п. 313 задания 1и 2

Самостоятельно выполняют работу, проходя все 3 уровня. Обсуждают решение вопросов в парах.

Систематизируют полученные знания

Контролирует и корректирует работу учеников (20 мин)

Контролирует работу учеников (2мин)

Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание

1. Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам:

«Знаю…»

«Умею…»

«Могу…»

«Затрудняюсь…»

2. Поставьте оценку за урок себе и своему соседу по парте. Аргументируйте оценку.

Дома:  § 31- изучить, № 2,3 с.145, № 1 (1,3), 4, №5(2) с. 147 в рабочей тетради – всем, индивидуально по желанию – написать минисочинение или придумать задания по теме «Реакции соединения»

Подводят итоги занятия. Самооценка

Обобщает, подводит итог урока (4 мин)

Приложение 1

Инструкция по выполнению лабораторного опыта

«Прокаливание меди в пламени спиртовки»

  1. Правила техники безопасности при работе со спиртовкой:

Снимите колпачок со спиртовки и поставьте на стол. Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде.

Зажигайте спиртовку горящей спичкой. Нельзя зажигать ее от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар. Гасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.

  1. Рассмотрите выданную вам медную проволоку и опишите ее внешний вид. Прокалите проволоку, удерживая ее тигельными щипцами, в верхней части пламени спиртовки в течение 30 сек.
  2. – Опишите условие проведения реакции.

- Опишите признак, подтверждающий, что произошла химическая реакция.

- Составьте уравнение химической реакции. Назовите исходные вещества и продукты реакции.

- Как вы считаете, изменилась ли масса медной проволоки после окончания реакции? Если изменилась то как? Объясните свое предположение.

Приложение 2.

Список литературы:

  1. О.С. Габриелян. Химия. Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. М. Дрофа. 2013.
  2. О.С. Габриелян, С.А. Сладков. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна Химия    8 класс. М. Дрофа. 2014.
  3. Электронное приложение к учебнику О.С. Габриеляна Химия    8 класс. М. Дрофа. 2013.
  4.  ru.wikipedia.orgДионисий Галикарнасский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Реакции соединения

План-конспект методической разработки урока на основе модулей ЭОР при закреплении новых знаний...

конспект и презентация к уроку химии "Реакции соединения " 8 класс

Данная разработка содержит подробный конспект урока и мультимедийную презентацию....

Реакции соединения и разложения

Цель урока: Познакомить учащихся с реакциями разложения и соединения....

Урок по теме "Реакции соединения" 8 класс

Материал представлен в виде конспекта урока в 8 классе по теме "Реакции соединения" по программе и учебнику О.С.Габриеляна. На уроке используются элементы исследовательской деятельности в ходе химичес...

Урок по химии "Реакция соединения", 8 класс.

Данный урок проводился в 8 классе. Тип урока: изучения нового материала. На данном уроке использовались различные методы и приемы, формы организации познавательной деятельности обучающихся....

Конспект урока «Реакции разложения. Реакции соединения» (8 кл.)

Конспект урока «Реакции разложения. Реакции соединения» (8 кл.)...

«Реакции разложения, реакции соединения» (презентация) (8 кл.)

laquo;Реакции разложения, реакции соединения» (презентация) (8 кл.)...