Урок по теме "Реакции соединения" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Прохорова Наталия Ивановна

Материал представлен в виде конспекта урока в 8 классе по теме "Реакции соединения" по программе и учебнику О.С.Габриеляна. На уроке используются элементы исследовательской деятельности в ходе химического эксперимента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Реакции соединения» 8 класс

(класс компенсирующего обучения)

Автор программы и учебника – О.С.Габриелян

По программе – химия 2 урока в неделю

Цель урока: изучить реакции соединения как один из типов реакции по числу и составу веществ

Задачи урока:

образовательная: дать характеристику реакциям соединения по числу и составу веществ;

развивающая: продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций;

воспитательная: продолжить работу по формированию навыков общения работать в группе, аккуратного и правильного обращения с оборудованием и реактивами.

Оборудование и реактивы: сахароза, медная проволока, оксид лития, оксид фосфора(v), фенолфталеин, синий лакмус, тигельные щипцы, спиртовка, спички, ступка с пестиком, стакан с водой, стеклянная палочка, ложечка для сжигания веществ.

Домашнее задание: §30, выучить определение, упр.№1 (письм.), №5 (устно).

Тип урока – комбинированный.

Методы обучения – проблемное обучение, исследование в ходе выполнения химического эксперимента.

Формы обучения – индивидуальная, групповая.

Средства обучения – химическое оборудование и реактивы.

Структура учебного процесса на уроке

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1. Повторение пройденного

Создание положительной мотивации учения, актуализация необходимых знаний и умений

Вовлеченность учащихся в обсуждение, установление связи с изученным ранее

2. Изучение нового материала

Организация восприятия, исследовательской деятельности в ходе выполнения химического эксперимента, управление процессом осознания, обобщения знаний

Практическая деятельность в группах по решению познавательных экспериментальных задач, понимание причинно-следственных связей, приобретение умений и навыков

3. Закрепление изученного

Диагностика обученности и развития учащихся

Само и взаимоконтроль, рефлексия

Ход урока:

Организационный момент. Проверка наличия принадлежностей у учащихся, выполнения домашнего задания к уроку.

  1. Повторение пройденного.

 Выполнение одним из учащихся на доске домашнего задания №1 §27.

 Другой ученик составляет уравнения химических реакций, например, горение алюминия, нагревание карбоната кальция с образованием оксида кальция и оксида   углерода(IV).

Учитель. Уважаемые ребята, расскажите, что вы знаете о сахаре.

 Ученики рассказывают о физических свойствах, применении сахара.

Учитель дает название сахару – сахароза и предлагает нескольким ученикам проделать опыты у доски и рассказать о наблюдениях.

Один ученик растирает кристаллы сахарозы в ступке, другой растворяет в воде, третий плавит в ложечке для сжигания веществ. Ученики поясняют и доказывают, что они проделали физические явления с сахарозой.

Учитель. Какое химическое явление можно провести с сахарозой? Ученики высказывают свое мнение (например, добавить какой-либо реактив). Учитель предлагает одному из учеников сжечь сахар. Делают выводы о сущности химических реакций.

            Фронтальный опрос.

            1) Какие явления называются химическими?

2) Перечислите пять признаков химических реакций.

3) Какие существуют условия возникновения и течения химических реакций?

4) Приведите примеры химических взаимодействий и признаков их протекания.

Проверка выполненных заданий у доски и выставление отметок учащимся.

  1. Изучение нового материала.

1)Учитель. Предлагаю провести химические реакции с веществами, используя оборудование и определить данную группу реакций к одному из типов по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции.

Работа в группах. Классный коллектив следует поделить на три группы, рассадить за парты по группам, выдать карточки с заданиями и соответствующее оборудование и реактивы. Провести инструктаж по технике безопасности перед началом работы учащихся в группах. Учитель наблюдает за работой учащихся, оказывает им помощь в случае затруднений.

Задание 1 группе учащихся

Проведите опыт. Горение меди.

Соблюдайте правила техники безопасности!

Возьмите медную проволоку, зажмите ее в тигельных щипцах, зажгите спиртовку и внесите проволоку в пламя спиртовки. Наблюдайте. Отметьте цвет пламени. После прокаливания проволоки обратите внимание на цвет медной проволоки вместе прокаливания.

Сколько веществ вступило в реакцию, какие вещества прореагировали?

Какие вещества по составу вступили в реакцию?

Напишите уравнение реакции.

Сколько веществ получилось в результате реакции?

 Каков состав продукта реакции?

Задание 2 группе учащихся

Проведите опыт. Взаимодействие оксида лития с водой.

Соблюдайте правила техники безопасности!

В пробирку с оксидом лития добавьте один миллилитр воды. Пробирку встряхните. Наблюдайте. Подтвердите образование продукта реакции добавлением 1-2 капель фенолфталеина. Наблюдайте.

Сколько веществ вступило в реакцию, какие вещества прореагировали?

Какие вещества по составу вступили в реакцию?

Напишите уравнение реакции.

Сколько веществ получилось в результате реакции?

 Каков состав продукта реакции?

Задание 3 группе учащихся

Проведите опыт. Взаимодействие оксида фосфора(v) с водой.

Соблюдайте правила техники безопасности!

В пробирку с оксидом фосфора добавьте один миллилитр воды. Пробирку встряхните. Наблюдайте. Подтвердите образование продукта реакции добавлением 1-2 капель синего лакмуса. Наблюдайте.

Сколько веществ вступило в реакцию, какие вещества прореагировали?

Какие вещества по составу вступили в реакцию?

Напишите уравнение реакции.

Сколько веществ получилось в результате реакции?

 Каков состав продукта реакции?

  1. Обсуждение результатов работы учащихся в группах. Представитель от каждой группы учащихся у доски рассказывает о проделанном опыте и его результатах. Ученики заполняют на доске таблицу на основе полученных результатов. Оценивание ответов учащихся и всей работы группы в целом.

Учитель. Ребята, как вы предполагаете, как можно было бы назвать данную группу реакций?

Учащиеся предполагают – реакции сложения. Учитель уточняет – реакции соединения и дает определение реакциям соединения, дописывает на доске название таблицы.

  1. Работа учащихся в тетради по заполнению таблицы «Характеристика реакций соединения» после обсуждений.

«Характеристика реакций соединения»

Число и состав реагирующих веществ

Число и состав

 продуктов реакции

Примеры реакций

Схема процесса

Несколько простых или сложных веществ

Одно сложное

 вещество

2Cu + O2= 2CuO

Li2O + H2O= 2LiOH

P2O5 + 3H2O= 2H3PO4

A + B = AB

AB + BC = ABC

A + BC = ABC

  1. Закрепление. Рефлексия.

    А.Фронтальный опрос.

  1. Какие реакции называются реакциями соединения?

 2) Сколько веществ вступает в реакцию соединения?

 3) Какие вещества по составу вступают в реакцию соединения?

      4)Сколько веществ получается в результате реакции соединения?

 5) Каков состав продукта реакции соединения?

   

        Б. Найдите из предложенных уравнений реакции соединения и расставьте в них коэффициенты. Работа учащихся у доски, оценивание.

А) P + O2 = P2O5

Б)  Na + H2O = NaOH + H2

В)  NO + O2 = N O2

Г)  HgO = Hg + O2

Д)  S +  O2= S O2

Е)  S O2 +  O2= SO3

Ж) Mg + HCL = MgCL2 + H2

З)  Mg + O2 = MgO

И) H2 O2 = H2 + O2

К)  BaO + H2O = Ba(OH)2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....