Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии
статья по химии на тему

Степанюк Ирина Геннадьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край  муниципальное образование Тимашевский район  станица Медведовская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени Луначарского муниципального образования Тимашевский район

химия

доклад

по теме: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии »

Выполнил Степанюк И.Г.

учитель химии    высшей квалификационной категории.

Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия.

Майкл Фарадей

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”..[1] В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.

Использование таких технологий  позволяет  не только вооружить учащегося знаниями, а сформировать у него умения действовать компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.[2] Основная задача педагога: организация и создание  условий, инициирующих действия учащихся. Специфика предмета «Химия» позволяет выделить много способов достижения этой цели, лишь некоторые из них:

  • Использование различных форм химического эксперимента (иллюстративного, исследовательского, проблемного)[3] для осмысления и выполнения учебных ситуаций;
  • Эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Подробнее расскажу об использовании химического эксперимента в реализации системно-деятельностного подхода при изучении темы «Металлы» в 9 классе.

Эксперимент дает возможность не только устанавливать новые факты, но и исправлять ошибки в знаниях учащихся, уточнять и корректировать понимание ими отдельных вопросов курса химии, а также подводить их к выводам обобщающего характера. Тема «Металлы» одна из тех  тем, где эксперимент присутствует почти на каждом уроке. Практическим наполнением содержания могут быть опыты по  взаимодействию металлов с водой, с неметаллами, растворами солей и щелочей, опыты по коррозии и защите металлов от коррозии, качественные реакции на ионы металлов, демонстрации физических свойств металлов, получению металлов и другие.

В формировании экспериментальных умений и получении новых знаний  широко используются  лабораторные опыты, которые учащиеся проводят на уроке самостоятельно или по прилагаемой инструкции, так как они просты в исполнении, но одновременно с этим сильно влияют на эмоциональную сферу учащихся. К ним,  прежде всего, следует отнести экспериментальные задачи на распознавание солей металлов, выяснение реакционной способности металлов при взаимодействии их с растворами разбавленных кислот, солей и щелочей и другие. Во время опыта, который проводится по определенному плану, учащиеся наблюдают, анализируют полученные данные, объясняют их с теоретической  точки  зрения и делают вывод.

Экспериментальные домашние задания являются продолжением лабораторных опытов, выполненных в классе. Учащимся предлагается расширить область изучаемых явлений или продемонстрировать свое маленькое изобретение (выяснить состав лекарственных препаратов в домашней аптечке, на предмет содержания в них ионов различных металлов, определить наличие воды в бензине или масле) и включиться  в  проектную деятельность.

Практическая работа является одновременно сочетанием  элементов обобщения и контроля знаний. Во время таких занятий учащиеся глубоко вникают в сущность проводимых опытов, задумываются над их результатами и пытаются ответить на вопросы, неизбежно возникающие в ходе их постановки. Важно чтобы эксперимент не приобрел развлекательный характер, учащимся с самого начала должна быть ясна цель проводимых опытов: доказательство истинности теоретического положения, подтверждение или опровержение рабочей гипотезы.

С целью расширить объем  экспериментальной информации, для качественного и полного обобщения материала, в практических работах содержание эксперимента несколько отличается от демонстрационного эксперимента, используемого при изучении нового материала. На мой взгляд, это дополнительно позволяет прийти к более высокому уровню усвоения знаний: учащиеся могут применить свои знания не только в стандартной ситуации, но и в сходной, знакомой, а некоторые  учащиеся могут выйти и на более продвинутый уровень – творческое применение знаний для решения не только учебных ситуаций.

Основной объём проблемного и исследовательского эксперимента приходится на факультативные занятия,  факультатив посещают наиболее продвинутые ученики, которые быстро и порой оригинально справляются с заданиями и желают проявить себя в решении более сложных проблемных ситуаций. Проблемный эксперимент может носить как  коллективный характер, так и  индивидуальный. Но в том и другом случае учащиеся приобретают навыки исследовательской деятельности: самостоятельно выдвигать гипотезы, составлять план исследования, проводить обработку полученных результатов и формулировать выводы. Эти умения позволяют учащимся включиться в проектную деятельность в рамках школьного научного общества.   При концентрическом построении изучаемого материала учащиеся сначала получают упрощенное представление о некоторых химических явлениях. Перенос этих упрощенных представлений на более сложные объекты приводит к ошибкам (взаимодействие металлов с азотной кислотой и  концентрированной серной кислотой,  взаимодействие активных металлов с растворами солей, и др.) Устранить недоразумения можно на факультативе. Темы учебных занятий и факультатива связаны между собой, их отличает только уровень сложности  материала, это позволяет использовать проблемный эксперимент (во-первых, содержание опытов должно опираться на известные учащимся явления и закономерности и создавать посильную проблемную ситуацию, т.е. ученик должен находиться в зоне ближайшего развития; во-вторых, проведению этих экспериментов должен предшествовать показ других опытов, подводящих к пониманию проблемы на основе имеющихся знаний; в-третьих, опыты, с помощью которых ставится проблема, должны вызывать интерес, возбуждать любознательность.) Зачастую темы занятий  факультатива имеют продолжение в проектных работах учащихся.

Средствами предмета «Химия» можно создать условия, инициирующие действия учащихся,  по значительному преумножению знаний, их конкретизации, уточнению, систематизации.  Это подтверждается  достижениями учащихся в конкурсах, интеллектуальных и творческих соревнованиях, а также результатами академической успеваемости. Тем самым достигается удовлетворение их познавательных и развитие индивидуальных интересов, что в целом способствует повышению профессиональной компетенции.

 В качестве примера оценим диагностируемые умения при выполнении контекстного задания по теме «Азот».

Азот

Один из самых распространенных элементов на Земле. Основной компонент воздуха (78,09% объема), разделением которого получают промышленный азот, (более ¾ идёт на синтез аммиака). Азот – один из основных биогенных элементов, входящих в состав белков и нуклеиновых кислот.

Азот в промышленности получают фракционной перегонкой жидкого воздуха.

Азот можно получить разложением азидов металлов в соответствии со схемой: NaN3→ Na + N2↑. Эта соли используется в подушках безопасности, цель которых – замедлить движение пассажира вперед за очень короткий промежуток времени.

Жидкий азот применяется как хладагент и для криотерапии.

Промышленные применения газообразного азота обусловлены его инертными свойствами. Газообразный азот пожаро- и взрывобезопасен, препятствует окислению, гниению.

Ввиду прочности тройной связи в молекуле, азот химически весьма инертен, однако реагирует с литием при комнатной температуре. В электрическом разряде реагирует с кислородом, образуя оксид азота(II).

Важной областью применения азота является его использование для дальнейшего синтеза самых разнообразных соединений, содержащих азот, таких, как аммиак, азотные удобрения, взрывчатые вещества, красители и т. п.

Литр жидкого азота, испаряясь и нагреваясь до 20 °C, образует примерно 700 литров газа. На этом факте основан принцип тушения пожаров жидким азотом. Испаряясь, азот вытесняет кислород, необходимый для горения, и пожар прекращается.

Формулировки заданий

Характер диагностируемых умений

1. Напишите молекулярную формулу азота.

Предметные результаты:составлять формулы веществ; составлять схемы образования химической связи;

составлять структурные формулы;

определять вид химической связи и валентность атомов.

Метапредметные результаты:

использовать знаковое моделирование.

2. Составьте схему образования молекулы азота.

3. Напишите структурную формулу азота.

4. Укажите вид химической связи и валентность атомов в молекуле азота.

5. В чем причина химической инертности азота?

Предметные результаты:характеризовать химические свойства веществ.

Метапредметные результаты: использовать различные источники для получения информации, смысловой чтение

6. Химическим или физическим является способ получения азота в промышленности? Ответ обоснуйте.

Предметные результаты:характеризовать способы получения веществ, отличать физические и химические явления.

Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

7. Почему газообразный азот пожаро- и взрывобезопасен

Предметные результаты:способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией.

Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы

8. Обоснуйте утверждение, что азотное пожаротушение – самый эффективный с точки зрения сохранности ценностей механизм тушения пожаров

Предметные результаты:оценивать возможность веществ к химическому взаимодействию.

Метапредметные результаты:

смысловое чтение; умение строить логическое умозаключение и делать выводы; использовать естественно-научные знания для разрешения реальных жизненных проблем на основе оценки ситуации.

9. С каким веществом азот реагирует при обычных условиях? Составьте уравнение реакции. Укажите роль азота (окислитель или восстановитель) в этом процессе

Предметные результаты:составлять уравнения химических реакций, определять окислитель и восстановитель.

Метапредметные результаты: смысловое чтение.

10. Напишите уравнение реакции, которое отражает наибольшие объемы применения азота в химической промышленности. Дайте классификационную характеристику этой реакции по признакам «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «тепловой эффект», «наличие катализатора», «изменение степеней окисления атомов».

 

Предметные результаты:составлять уравнения химических реакций;

классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, по тепловому эффекту, по наличию катализатора, по изменению степеней окисления атомов

Метапредметные результаты: использовать различные источники для получения химической информации.

11. Напишите уравнение реакции азота с кислородом. Дайте классификационную характеристику этой реакции по признакам «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «тепловой эффект», «наличие катализатора», «изменение степеней окисления атомов». Укажите роль азота (окислитель или восстановитель) в этом процессе

Предметные результаты:составлять уравнения химических реакций, определять окислитель и восстановитель.

Метапредметные результаты: знаковое моделирование, классификация.

12. Подушка безопасности объемом 112 л (н.у.) наполняется за сотые доли секунды. Рассчитайте массу азида натрия, необходимого для заполнения подушки.

Предметные результаты:проводить простейшие расчеты по уравнениям химических реакций.

Метапредметные результаты: знаковое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений.

13. Составьте один вопрос по тексту

Предметные результаты:характеризовать состав, строение, свойства и применение веществ.

Метапредметные результаты: смысловое чтение,  формулировать вопрос, учебную задачу

14. Составьте кластер «Азот»

Предметные результаты:характеризовать состав, строение, свойства и применение веществ.

Метапредметные результаты: личное отношение к теме, следование определенным правилам составления кластера, строить сообщения в письменной форме, формулировать личное мнение

Таким образом, контекстные задачи способствуют формированию у школьников умений решения реальных практическим проблем и функциональных умений, открывают широкие возможности для оценивания уровня развития творческого потенциала личности.

Литература

  1. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. : Первое сентября, 2010.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – (Стандарты второго поколения).
  3. Сурин Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента //Химия в школе.-№10, 2007.
  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.- М.: Высшая школа, 1991.- 207 с..
  5. Двуличанская Н.Н. Дидактическая система формирования профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе естественно-научной подготовки: Дис. … докт.пед.наук. – М., 2011.