Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Использование проектного обучения и ИКТ на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся
статья на тему

Фальгот Любовь Викторовна

Работа по использованию проектного обучения и ИКТ на уроках химии как средства активизации мыслительной деятельности  обучающихся охватывает период с сентября 2012 года по сентябрь 2015 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Муниципальное общеобразовательное учреждение

              общая общеобразовательная  школа №16

                                                  Хилокского района Забайкальского края

                                                 учитель химии и биологии Фальгот Любовь Викторовна

Реализация системно-деятельностного подхода

в образовательном процессе.

 Тема:  Использование проектного обучения и ИКТ на уроках химии и во внеурочное время  как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Сроки реализации: 

Работа по использование проектного обучения  и ИКТ на уроках химии как средства активизации мыслительной деятельности обучающихся охватывает период с сентября 2012 года по сентябрь 2015года.

 Тема : Использование проектного обучения и ИКТ на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся .

 

Цель:  показать эффективное  использование проектного обучения , компьютерной техники и информационных технологий  для повышения  качества образования   и развития познавательного интереса к предмету

обеспечение положительной динамики развития учащихся на уроках химии, раскрытие индивидуальности ребёнка, что создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности.

     Задачи:

  • Создать необходимые условия для качественного применения проектной деятельности и ИКТ в образовательном       процессе:
  • активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках химии при помощи информационных технологий и проектной деятельности
  • вести мониторинг саморазвития школьников;
  • повышение  качества воспитательно-образовательного процесса средствами  ИКТ в проектной деятельности.
  • обеспечить условия  для формирования информационной культуры обучающихся.

Гипотеза: Учебно-воспитательный процесс  может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства  в проектной  деятельности .

 Данный проект позволит увидеть:

  1. рост количества детей, занимающихся исследовательской, проектной деятельностью;
  2.  повышение качества преподавания уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ;
  3. Умения  детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  4. Широкое использование  межпредметных  связей  для расширения и углубления знаний учащихся по предмету

Введение. Актуальность темы.

Что нужно современному выпускнику школы для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должен играть урок химии, учитель химии, чтобы подготовить учеников к полноценной жизни в обществе?

  Возникла необходимость организации процесса обучения химии    на уроках и во внеурочное время на основе современных информационно-коммуникативных технологий,   что является неотъемлемой частью современного естественнонаучного образования.

  Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.  

    Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании.  

   В настоящее время у многих школьников возникает  боязнь и нежелание изучать химию. Это подтверждают результаты анкетирования учащихся. Дополнительная информация  межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья позволяют заинтересовать школьников практической химией. Но такой мотивации недостаточно. Необходимо идти дальше и видеть цели обучения в том, чтобы не только заинтересовать учащихся проблемами химии, но и повысить их познавательную активность, развить аналитические способности, расширить знания о глобальных проблемах, сформировать умения разрабатывать способы их решения.

В связи с этим возникает необходимость поиска и научного обоснования эффективных и общедоступных методик преподавания химии, осуществление новых нетрадиционных подходов к проведению уроков химии в школе.

    Обучая детей химии в течение  нескольких  лет, я пришла к выводу, что  в преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

    Ученики очень восприимчивы к коллективным методам обучения, коим является проектное обучение, т.к. здесь большое внимание  уделяется вопросам творческой, исследовательской деятельности, ориентированной на их развитие и саморазвитие. 

       Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. А значит, каждый ученик должен получить навыки этой деятельности. Программы всех школьных предметов, в том числе и химии,  ориентированы на реализацию требований стандарта образования.

    Таким образом, проектная деятельность учеников становится  все более актуальной в современной школе. И это очень важно, т.к.  именно в процессе правильной организованной самостоятельной работы   над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда обучающегося, его умения не заучивать информацию, которая может быть

бесполезной для него, а учиться работать с информацией, найти ее.

      Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики уровня обучаемости школьников, их умению самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать в процессе учебно-познавательной деятельности для чего необходимо искать ответы на те или иные вопросы.  По результатам диагностики в 8-9  классах оказалось только из 19 человек только 3 ученика (15%)  , способных четко обосновывать свои действия в процессе решения учебной проблемы (творческий уровень), 10 учеников  (53%)  находились на продуктивном уровне, 6 учеников (32% )- на репродуктивном уровне.  

         Необходимость создания условий для активизации мыслительной деятельности обучающихся, творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности при обучении химии всех учащихся    класса  привела    к    мысли    о    целесообразности использования проектного обучения на уроках через внедрение ИКТ

Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их.  Поэтому необходимо комплексное использование  средств обучения. Использование инновационных технологий на уроках  химии -это  средство повышения эффективности образовательного процесса.

  Информационно-коммуникативные технологии – одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению наук естественного цикла. В своей педагогической работе я постоянно использую компьютерные технологии для повышения качества обучения, развития познавательного интереса к предметам.

 Формы использования ИКТ.

1 Использование готовых электронных продуктов                                                                       позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических   объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

 2   Использование мультимедийных презентаций

позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

3   Использование ресурсов сети Интернет.

 Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

-видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

-создание проектов  на уроках

-использовать для самостоятельного поиска учащимися информации в рамках работы над проектом;

 

Наблюдается положительная динамика в процессе обучения. Заметна тенденция повышения качества образования как по информационным компьютерным технологиям (ИКТ), так и по основам программирования (ОП). На этапе формирования интереса к химии в 8 классе  я стараюсь максимально лояльно проводить оценивание деятельности учащихся, постепенно ужесточая требования к уровню подготовки, делая акцент на развитие навыков самообразования, способности к самостоятельной деятельности. 

 Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся. Участие обучающихся в  муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии  и биологии Учащиеся с увлечением  посещают кружки,  где я часто использую  компьютерные технологии.  

         Мною было отмечено, что  увеличилось число учащихся, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности.  Защита проектов и рефератов проходит всегда в конце курса программ.

   Создание  собственных  презентаций  к  урокам  вызвало  живой  интерес  у

учащихся  к  программе PowerPoint -  и  вот  уже  сами  ребята  предлагают  мне свои  собственные  презентации  к  различным  разделам  школьного  курса.  Так сама собой возникла проектная деятельность учащихся.

Проектная деятельность                                                                                                                                                

    Так как, при внедрении в учебный процесс таких технологий, как исследовательская деятельность, исследовательские проекты, применение ИКТ, в значительной мере учитываются технологические факторы, меняется роль учителя: из оракула, вещающего истины, он превращается в руководителя поиска истин.[Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000.№4]

   Внедрение исследовательского подхода с использованием ИКТ в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Использование естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. (приложение 1)

     В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:
• развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию,  развитии критического мышления;
• самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
• решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области.
      Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.   Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является
метод проектов.

    Метод  проектов    позволяет  создать  условия  для  развития

познавательного  интереса  школьников  к  химии;  позволяет  осуществить

личностно-ориентированный подход к обучению. Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для  повышения  мотивации  слабоуспевающих  учащихся.  Именно  этот  метод ярко демонстрирует, на мой взгляд,

- взаимодействие "учитель - ученик" («педагогика сотрудничества»);

- представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
   Метод проектирования   меняет функцию учащегося в образовательном  процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний.    Каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению   педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях.     Это обучение собственно технологии проектирования.

Проектирование как вид интеллектуальной деятельности является одной из наиболее глобальных технологий современной культуры. [Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.]

 Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию    актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта. Определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

   Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. [Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М. НИИ школьные технологии 2005 г.]

       Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей

мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. Они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокую эффективность этого метода.

    Таким образом, исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются задачи: решение практических, общественно-значимых задач; самореализация личности; гуманность по отношению к окружающему миру; приобретение навыков правильного образа жизни, активизация познавательной деятельности.

     Организация учебно-воспитательного процесса

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.

Самое  главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование  учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность приучает школьников самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты.

Основные этапы реализации проекта

№ п/п

Содержание работы

Сроки

1.Прогностический этап

Изучение теоретических основ применения информационных технологий,  метода проекта в образовании; определение объекта и предмета эксперимента; предварительная диагностика классного коллектива.        Создание  общей информационной базы данных – компьютерного отображения информационного поля

I и II четверть 2012 – 2013учебного года

2.Организационный этап

  обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа).Разработка методики использования информационных технологий  проектирования на уроках  химии; проведение пробных занятий  с использованием информационных технологий; разработка методической базы на следующий учебный год.  Внедрение  проектирования и информационных технологий на уроках  химии

III и IV четверть 2012 – 2013 учебного года

3.Практический этап

Внедрение проектной работы с использованием информационных технологий на уроках химии и внеклассных занятиях; диагностика классного коллектива.        

2013–2015 уч гг

5.Внедренческий этап

Внедрение информационных технологий в практику обучения на постоянной основе.         

с 2013 уч г

 

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время состоит также из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

На заключительном этапе проводится защита проекта  

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми – одно из условий образовательной компетентности ученика. [Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4 ]

Использование компьютера полезно тем, что прививает учащимся навыки исследовательской деятельности, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию, развивает научное мышление

  Под моим руководством ребята готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам .   На внеклассных мероприятиях   ребята готовили мини-проекты по темам: "Вода в масштабе планеты",  "Значение  воды  в  жизни  человека "

  Учащиеся  создают  проекты  к  урокам  и  конференциям  по  различным темам кружка «О самом главном»  и др.,  а  так же проект  «Здоровье в наших руках», Выполнили исследовательские работы «Шоколад-польза или вред»,    

«Состав жевательной резинки», «Чипсы»

Научный подход к процессу исследования :

  • проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;
  •  осознанность как проблемы, целей и задач, так и хода исследования и его результатов;
  •  ученик овладевает ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт;
  •  наглядность - ученик изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле;

  Работа над проектами осуществляется следующим образом:

 Прежде  всего,  учащимися  определяется  актуальная  для  них  проблема,

над  которой  в  течение  определенного  времени,  индивидуально  или  в  группе, ребята  будут  работать. На  этом  этапе  учащиеся формируют  умения  выявлять проблемы в различных областях знания.

 Постановка  задачи  и  составление  плана  работы  развивает  умение  искать возможные  пути  решения  выбранной  проблемы,  определять  объекты исследования.

 Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения  выдвигать  гипотезы,  ставить  эксперименты  с природными  объектами,  систематизировать  и  обобщать  полученные  данные, анализировать   информацию, полученную из разных источников.

Подведение  итогов  работы.  Этот  этап  дает  возможность   выработать  у  ребят умения  делать  аргументированные  выводы,  обрабатывать  данные

экспериментальной  и  опытной  работы,  оформлять  полученные  результаты,

научить  решать  познавательные  и  творческие  задачи,  работать  в

сотрудничестве.

 Подготовка  защиты  работы.  Ребята  самостоятельно  готовят  презентацию проекта  с  использованием  компьютера,  мультимедийного  оборудования, выстраивают систему доказательств .

 Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности,  довести  до  общественности  проблему,  способы  ее  решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации. (Приложение 2)

 Метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей

С 9 классом мы проработали материал к элективному курсу «Кожа – зеркало здоровья». Дети выбрали себе темы, проработали их, анализировали   информацию, полученную из разных источников, делали презентации, выступали со своими докладами, практическими работами.

     

    Творчество – высшая форма деятельности ученика.          Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения.

   Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание учащимися собственных мини-презентаций по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Поэтому  ученик с большей уверенностью отвечает на уроке, тем более, что ему хочется показать свою работу.
  Например, при изучении тем: «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды», «Металлы», «Неметаллы», учащиеся составляют мини-презентации, слайды которых содержат таблицы и схемы, интересное и необычное о данных веществах (это тот материал, который нашёл сам учащийся и который его заинтересовал в дополнительной научной литературе, о веществе, и о чём ничего не было сказано во время урока).

  Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.


 Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии, о чём свидетельствует следующая диагностика (приложение 1)

Ведущая педагогическая идея опыта

      Традиционная система преподавания предмета не позволяет в полной мере активизировать мыслительную деятельность обучающихся,  а  метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей.  От исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов.  

     В исследовательских проектах много положительных аспектов.

По мнению ряда исследователей  метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь, это относится  к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах управления. Использование проектного метода обучения позволит:
— индивидуализировать обучение;
— актуализировать знания и умения;

- позволяет осуществить максимальную самостоятельность и творческую активность ученика;

 -способствует формированию и развитию творческого химического мышления, привитие исследовательского подхода к выполнению практических работ;

-помогает овладению доступными для учащихся научными методами исследования химических процессов и явлений.
— изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы;
— выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме;
— организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы.    

 Таким образом, проектное обучение на уроках химии является  средством активизации мыслительной деятельности обучающихся

Новизна опыта

  • в комбинировании элементов традиционной методики преподавания предмета, информационных технологий и коллективных методов обучения при реализации проектной работы на уроке и при выполнении домашнего задания по реализации проекта;
  • в рационализации, усовершенствовании отдельных этапов проектной деятельности на уроке;
  • в увеличении интереса обучающихся к урокам химии через использование компьютерных технологий, коллективных способов обучения на уроке и  при выполнении домашнего задания (организация групповой работы учащихся с использованием компьютерных технологий, с  учётом индивидуальных  интеллектуальных способностей и интересов учащихся.

Данный опыт может быть применен уроках и во внеурочное время при организации кружковой работы. Для реализации проектного обучения  нет возрастных ограничений

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, технология их применения

К проектной деятельности учащихся наиболее оптимально привлекать в 9 классе, когда у большинства из них сформировано представление о предмете химии. Целесообразно начинать работать с краткосрочными проектами, рассчитанными на 1 – 2 урока. В 9-ом классе изучается химия элементов. Рассмотрение свойств элемента или группы элементов происходит по определённому алгоритму, в котором прослеживается взаимосвязь «строение – свойства – применение». После прохождения тем «Общие свойства металлов», «Щелочные металлы», «Щелочноземельные металлы» у ребят достаточно чётко формируются представления о порядке изучения свойств естественных семейств элементов. Поэтому, при рассмотрении последующих тем, им предлагается участие в подготовке урока и предоставляется возможность выступить в образе учителя.     Учащиеся активно включаются в эту работу, они с удовольствием не только разрабатывают ход урока, но и выступают в роли учителя. Подобная работа приводит к возникновению проектов, которые находят выход на научно-практические конференции.  

   Работа над любым проектом начинается со сбора информации по выбранной теме. Материал черпается из различных литературных источников, используются возможности Интернета. Полученные данные обрабатываются, и на их основе формируется теоретическая часть проекта. Параллельно идёт работа и над экспериментальной частью. Используя учебники и пособия по аналитической химии, отбираются методики по определению составных частей исследуемых веществ и методики по изучению их химических свойств в соответствии с целями и задачами проекта.

Немало важная часть проекта – это его представление. В настоящее время возможности информационных технологий и компетенция современных учеников в этой области позволяют делать это в виде мультимедийной презентации, видеофильма. Кроме этого необходимо научить ребят держаться перед аудиторией, правильно отвечать на вопросы, находить выход из трудных ситуаций, которые могут создаться при выступлении

Итак, проектная деятельность учащихся – это неотъемлемая часть современного образования, которая открывает перед ними широкие возможности приобрести умения находить интересные виды деятельности, исследовать условия практической деятельности, осуществлять деятельность на практике, оценивать полученные результаты, делать выводы.

 Как писал С.Т. Шацкий   «Дети гораздо, серьёзнее, интереснее и умнее, чем мы предполагаем. Итак, поменьше готового, пусть дети изобретают, добиваются и ошибаются, мы будем им помогать, лишь бы только они побольше проявляли инициативы и интереса».

 

  Результативность опыта

Критерием результативности опыта является то, что:

  1.  По результатам диагностики фактического уровня обученности учащихся 8-9 классов после применения технологии проектного обучения увеличилось количество детей, находящихся на продуктивном и творческом уровнях.

Класс

Кол-во

учащихся

Творческий

уровень (%)

Продуктивный

уровень (%)

Репродуктивный

уровень (%)

8-9

19

32%

47%

21%

  1. Уровень обученности моих учащихся по итогам каждого года составляет 100 %, что является хорошим показателем, а качество знаний около 80%.

В результате  проделанной мной работы:

  • усилилась мотивация учебной деятельности обучающихся;
  • изменяется качество учебного процесса в связи с исследованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);

повысилась успешность обучения (качественная на 7%);

  • успешное создание презентаций  своих работ для уроков и внеклассных мероприятий учащимися пробуждает  интерес к предмету
  • улучшились навыки обработки результатов лабораторных исследований;
  • в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширяется их кругозор.  
  • учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;
  • дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний;
  • наблюдается интеллектуальный рост  

 Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предметам, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно. Наблюдается положительная динамика результатов моей педагогической деятельности за последние 3  года (приложение )

 Учащиеся с увлечением участвуют в проектной деятельности кружков, обязательно используя компьютерные технологии.  

   У  многих школьников  значительно возрос интерес к  химии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали более высокие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся.

Мною было отмечено, что значительно увеличилось число учащихся, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности.  Активно не только использую  новейшие компьютерные технологии, но и к этому привлекаю  своих учеников. Старшеклассники к урокам готовят презентации и защищают. А на практических занятиях    воспитывают в детях самостоятельность, навыки использования полученных теоретических знаний на практике, внедрять их в жизнь.

Таким образом, результативность деятельности развития учащихся  очевидна. Исходя из этого, я считаю, что реализация проектного метода в обучении технологии обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.

 

Литература: 

 

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6.
  3. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27
  4. Информационные технологии в  образовании. //Школьные технологии. 2000. №6.www.kozlenkoa.narod.ru 
  5. Маклаков Г. Ю. Метод исследования информационного воздействия на психосоматические структуры человека // Информационные технологии и безопасность: Матер. науч.-практ. конф.— К.: Знание, 2001.
  6. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45-52.
  7. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. Волгоград, Учитель, 2007 г.
  8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М. НИИ школьные технологии 2005 г.
  9. Предметные методические журналы.
  10. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.

Приложение 1

- На вопрос “Предмет - Химия”

Ответ

% учащихся

2009-2010

% учащихся

2010-2011

% учащихся

2011-2012

% учащихся

2012-2013

Интересный

45

50

56

66

Нужный

30

40

35

30

Ненужный

5

2

2

-

Трудный в понимании

20

8

7

4

 

- На вопрос “На уроке химии используются средства обучения”

Ответ

% учащихся

2009-2010

% учащихся

2010-2011

% учащихся

2011-2012

% учащихся

2012-2013

Однообразные

0

0

0

0

Только учебник

0

0

0

0

Разнообразные

100%

100%

100%

100%

- На вопрос “Интерес к химии”

Ответ

% учащихся

2009-2010

% учащихся

2010-2011

% учащихся

2011-2012

% учащихся

2012-2013

Отсутствует

7

4

4

2

Иногда возникает

27

36

36

34

Постоянный

66

60

60

64

Приложение 2

Алгоритм разработки проекта:

  1.  Исследование темы.
  2. Определение цели (цель одна).
  3. Постановка задач, вытекающих из поставленной цели, т.е. своеобразная разбивка на этапы достижения цели.
  4. Определение способов реализации проекта.
  5. Определение работ, необходимых для достижения цели.
  6. Выбор диагностических методик, контролирующих ход реализации проекта.
  7. Прогнозирование результатов проекта.
  8. Выявление новых проблем, требующих решения.

Основные характеристики проекта:

  1.  Целеустремленность.
  2. Новизна, направленность на изменения.
  3. Ориентация на выявление и решение конкретных проблем.
  4. Локальность проекта.
  5. Встроенность проекта в деятельность школы.
  6. Наличие авторских начал.
  7. Востребованность опыта.
  8. Ответственность менеджеров проекта.
  9. Взаимосвязь действий проекта.
  10. Организованность и ограниченность ресурсов.
  11. Ограниченность во времени.
  12. Однократность, уникальность целей и самого проекта.
  13. Высокая степень рисков.
  14. Высокий уровень рациональности. Ограниченность методов анализа и оценки.

Приложение 3

Анализ уровней познавательного интереса обучающихся

к предмету химии

8 класс

5%  Ситуативный интерес

22% Учат по необходимости

50%Интересуются предметом

23%Повышенный интерес

9 класс

23%Ситуативный интерес    26% Учат по необходимости

36% Интересуются предметом    15% Повышенный интерес

 

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методов обучения при компетентностом подходе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом о...

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личност...

Системно-деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Именно системно – деятельностный подход является основой ФГОС второго поколения. При использовании этого подхода уроки становятся более насыщенными, красивыми и интересными. Возрастает познавательный ...

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся.

В данной статье автор рассматривает теорию  технологии  проблемного обучения и демонстрирует конкретные приёмы, которые он применяет в своей работе....