РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ХИМИИ
статья по химии

Изюмникова Анна Александровна

Статья о реализации системно - деятельностного подхода на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-populyarnaya_statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ХИМИИ

Изюмникова Анна Александровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Молодежный Перелюбского района Саратовской области»

учитель химии

Введение в систему образования Стандартов второго поколения требует от учителя изменения отношения к проведению урока. Если раньше мы были нацелены на усвоение материала обучающимися, то теперь урок должен быть направлен на развитие личности ребенка, на умение ориентироваться в жизненных ситуациях,   самостоятельно делать выводы и принимать решения. Химия  не для всех станет частью жизни, но умение проводить наблюдение, логически мыслить, принимать решение самостоятельно, умение организовать свою деятельность всегда пригодится.

Для  того  чтобы  у моих  учеников формировались  навыки  системного  анализа,  определенность  собственной  позиции,  способность к критическому мышлению, на уроках использую  разнообразные  типы  деятельности: исследовательский,  проектный, игровой,  проблемно-поисковый,  метод  коллективного  решения  проблем.  

В целях экономии времени и большего охвата информации привожу фрагменты уроков.

1.Урок по химии в 8 классе. Тема: «Чистые вещества и смеси».

Для того  чтобы ученики  сами определили тему урока, я предлагаю им смешать песок и соль. Далее задаю вопрос: Что получилось? Можно ли получить из этой смеси исходные вещества? После этого учащиеся записывают тему урока и ставят перед собой цель – разделить смесь до исходных веществ. Учащиеся сами предлагают способы разделения данной смеси, затем выполняют практическую работу, ориентируясь по инструктивным карточкам.

2.Урок в 8 классе по теме: «Физические явления».

Предлагаю учащимся «погадать» (что уже у них вызывает интерес) - в ложке расплавляют парафин и льют его в воду. Ставлю вопрос: Что происходит с  парафином? Затем брызгаю освежитель воздуха и прошу отметить как распространяется запах. На основе этих двух экспериментов ученики делают вывод о том, что с веществами произошли физические явления.

3.В 8 классе при изучении темы «Кислоты», демонстрирую презентацию, первый слайд которой содержит картинки с желудком человека и муравья. Спрашиваю учащихся, что может быть общего у этих двух объектов? Ученики, как правило, знают о содержании кислоты в желудке человека и о выделении кислоты муравьями. Делают вывод о том, что объединяет эти два объекта кислота, содержащаяся в них. Учащиеся ставят проблемный вопрос: что такое кислота? Пытаются сами сформулировать определение.

4.Также системно-деятельностный подход использую и на этапе изучения нового материала. Так, на занятии по элективному учебному предмету, исследуя свойства аспирина, класс делю на группы. Каждая группа исследует свой вид аспирина: Упсарин упса, ацетилсалициловую кислоту, аспирин-кардио и  просроченный аспирин.  Полученные данные заносятся в сводную таблицу. По результатам исследований учащиеся делают вывод о том, какой вид аспирина более безопасен и можно ли употреблять просроченный аспирин. Работа в парах учит учащихся коммуникативным навыкам общения. Помимо этого, изучение данного лекарства готовит учащихся к дальнейшему применению знаний в жизни. Это практико-ориентированны подход. К тому же ученики пробуют на себе профессию провизора – это профориентация.

5.Очень нравится ученикам, когда провожу уроки в виде интервью. Раздаю учащимся распечатанные листы с текстом о каком-либо веществе, даю время на изучение текста, делю класс на пары, и дети учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Опять же развитие коммуникативных качеств личности учащегося. Дети учатся находить информацию в тексте, учатся слушать своих собеседников, не перебивая их.

6.Также на своих уроках часто использую прием самостоятельной работы – составление тестов по тексту. На одном уроке дети составляют тест, на следующем отвечают на составленные другими учениками тесты. Как правило, ученики быстро замечают, если тест составлен некорректно. Таким образом они учатся еще взаимопроверке.

7.Очень нравится учащимся, когда на уроке можно пользоваться интернетом для поиска различной информации. Например, при изучении темы галогены, предлагаю учащимся составить сообщение по найденной в интернете информации о каком-либо галогене, его использовании и свойствах. Учащиеся по найденной информации составляют схему использования, и отмечают свойства данного вещества. Учащиеся рассказывают друг другу о найденной информации и отмечают общие свойства и области применения галогенов, после чего записывают себе в тетрадь. (Для проведения такого урока прошу предоставить нам кабинет информатики, где есть ноутбуки на каждой парте).

Уроки стали проходить интереснее, у детей повысился интерес к предмету. Если в прошлом учебном году проектной деятельностью занимались только двое учащихся, в этом году захотели участвовать в проектах пятеро.

В конкурсах разного уровня стали участвовать с охотой не только сильные ученики, но и даже слабоуспевающие учащиеся, хотят попробовать применить свои знания по предмету.

Системно-деятельностный подход позволяет расширить кругозор учеников, повысить интерес к предмету, повысить самооценку учащихся, т.к. дети всегда испытывают радость от сделанных самостоятельно открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педсовету: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии-биологии"

Презентация отражает основные методы и приемы, используемые мною для развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии....

Реализация системно-деятельностного подхода совместно с компьютерными технологиями в преподавании химии.

Материал содержит методическую информацию по применению системно-деятельностного подхода на разных уроках химии....

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка

методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...

Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Использование проектного обучения и ИКТ на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Работа по использованию проектного обучения и ИКТ на уроках химии как средства активизации мыслительной деятельности  обучающихся охватывает период с сентября 2012 года по сентябрь 2015 год....

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...

Применение интерактивных методов обучения химии в условиях реализации системно-деятельностного подхода

Применение интерактивных методов обучения химии в условиях реализации системно-деятельностного подхода...