Тема: «Физические и химические свойства солей».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Основная цель данного урока это: приобретение обучающими убежденности в возможности познания ими законов природы и в необходимости разумного использования полученных знаний из различных областей науки, для обеспечения безопасности своего здоровья, формирование отношения к химии как элементу человеческой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок "Свойства солей"83 КБ

Предварительный просмотр:

Доценко Надежда Евгеньевна - учитель химии,

ГБНОУ ЦЛП и ДО «Школа здоровья и индивидуального развития»,

 г. Санкт-Петербург

Урок химии, 8класс.

Тема: «Физические и химические свойства солей».

Цели:

Основная личностная цель педагога по отношению к индивидуальной самореализации учеников: приобретение обучающими убежденности в возможности познания ими законов природы и в необходимости разумного использования полученных знаний из различных областей науки, для обеспечения безопасности своего здоровья, формирование отношения к химии как элементу человеческой культуры.

Предметные цели:

1) Формирование  целостного восприятия окружающего мира;

2) Интеграция знаний из различных областей науки;

3) Изучение физических и химических свойств солей, обобщение и систематизация знаний о химических  свойствах солей,  умение писать уравнения химических реакций, подтверждающие свойства солей;

4) Закрепление знаний в классификации и химических свойствах важнейших классов неорганических соединений, в номенклатуре  основных класса неорганических соединений, применении,  в составлении уравнений химических реакций, в определении типа химических реакций;

5) Формирование навыков в проведении химического эксперимента;

Оргдеятельностные цели: овладение навыками самореализации учебной деятельности – умение ставить перед собой цель, развитие навыков работы в группе, самостоятельной работы с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета.

Оборудование:

ПК, Раздаточный материал для учащихся: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде; учебник Химия 8класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение, 2014; задания группам учащихся; сообщения учащихся об использовании солей; список вопросов для итоговой рефлексии

Оборудование и реактивы на столе учителя: штатив для пробирок с подсветкой, демонстрационные пробирки; образцы солей: хлорида натрия, сульфата калия, нитрата кальция, карбоната натрия, ортофосфата калия, карбоната кальция; растворы солей: карбоната натрия, хлорида бария, сульфата натрия, сульфата меди(II), сульфата  железа (II); раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, медная проволочка, гвоздь.

Образцы солей сульфата кобальта, сульфата никеля, дихромата калия, вода.

Оборудование и реактивы на столе учащихся: штативы с пробирками,  образцы солей: хлорида натрия, сульфата калия, нитрата кальция, карбоната натрия, ортофосфата калия, карбонат кальция; вода, растворы солей: карбоната натрия, хлорида бария, сульфата натрия, сульфата меди(II), сульфата  железа (II); раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия.

Ход урока.

1.Вступительное слово (1мин.)

 Объявляется тема урока

Физические и химические свойства солей.

  • Какие цели вы сами поставите перед собой?

1) Формирование  целостного восприятия окружающего мира;

2) Интеграция знаний из различных областей науки;

3) Изучение физических и химических свойств солей, обобщение и систематизация знаний о химических  свойствах солей,  умение писать уравнения химических реакций, подтверждающие свойства солей;

 4) Закрепление знаний в классификации и химических свойствах важнейших классов неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей, в номенклатуре  основных класса неорганических соединений, применении, в составлении уравнений химических реакций, в определении типа химических реакций;

2.Изученине нового материала (35мин)

Вам представлен ряд веществ: (слайд 2,3)

AgNO3 , Na2SiO3, NaHCO3,  Mg(OH)CI,  K2NaPO4

1. К какому классу веществ относятся предложенные вещества? (Соли).

2. Исследуйте состав веществ. Что общего в их составе? (Они содержат атомы металлов и кислотные остатки)

3. Назовите средние соли, дайте их определение. (Нитрат серебра, силикат натрия. Средними или нормальными солями называют соли, которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот).  

Мы изучаем сегодня свойства средних солей.

 Химия – наука экспериментальная, поэтому изучать химические свойства средних солей мы будем,  выполняя лабораторные опыты.

Организация проблемно – поисковой деятельности(работа в группах).

 

 Четырем группам учащихся даются вопросы. Для ответа на них надо воспользоваться учебником, справочником, таблицей растворимости кислот, оснований  и  солей в воде,  набором реактивов.

 Соблюдать правила по технике безопасности при выполнении эксперимента (повторяем их).  

На выполнение задания группе и сообщение классу - 6мин.

Задание 1-й группе (физические свойства) (слайды 4. 8, 9,10)

Работа с учебником, справочником, таблицей растворимости кислот, оснований  и  солей в воде, периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева.

 Проведение лабораторного исследования.

Рассмотрите предложенные вам соли: NaCI, K2SO4, Ca(NO3)2,, Na2CO3, K3PO4 , CaCO3 

Дайте названия этим солям. К какому классу солей они относятся? Отметьте цвет, агрегатное состояние, растворимость в воде.   

Ответ. Названия солей: хлорид натрия, сульфат калия, нитрат кальция, карбонат натрия, ортофосфат калия, карбонат кальция.

 Эти вещества относятся к средним солям, они бесцветные, твердые, кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде (все соли активных металлов - натрия и калия хорошо растворимы  в воде), карбонат кальция твердое, аморфное вещество, нерастворим в воде).

После ответа учащихся учитель говорит о солях, которые имеют цвет, и демонстрирует образцы и слайды.

Задание 2-й группе(химические свойства солей) (слайд5 и 11)

Составьте уравнения реакций согласно схеме:

Соль + кислота = другая соль + другая кислота

Вспомните  условия протекания реакций до конца.

Проделайте лабораторный опыт.

Вспомните правила по технике безопасности!

Дайте названия веществам, укажите тип химической реакции.

Ответ: Na2CO3  +  2HCI  =  2NaCI  + CO2  +  H2O –реакция обмена

Карбонат натрия  + соляная кислота = хлорид натрия + оксид углерода(IV) + вода (реакция протекает до конца, т.к. выделился газ и образовалась вода.)

        

Задание 3-й группе(химические свойства солей)(слайд 6 и 12)

Составьте уравнения реакций согласно схеме:

Соль + щелочь  = другая соль + другое основание

Вспомните  условия протекания реакций до конца.

Проделайте лабораторный опыт.

Вспомните правила по технике безопасности!

Дайте названия веществам, укажите тип химической реакции.

Ответ: CuSO4  +  2NaOH  =  Na2SO4  +  Cu(OH)2  - реакция обмена

Сульфат меди(II)  + гидроксид натрия = сульфат натрия +гидроксид меди(II) -      

нерастворимое основание. Это способ получение нерастворимых оснований.

Реакция протекает до конца, т.к. образовался голубой осадок.

Задание 4-й группе(химические свойства солей) (слайд7 и 13)

Составьте уравнения реакций согласно схеме:

Соль1 + соль2  = другая соль3 + другая соль4

Вспомните  условия протекания реакций до конца.

Проделайте лабораторный опыт.

Вспомните правила по технике безопасности!

Дайте названия веществам, укажите тип химической реакции.

Ответ: BaCI2  +  Na2SO4  =  BaSO4  + 2NaCI – реакция обмена

хлорид бария + сульфат натрия = сульфат бария + хлорид натрия

                                                     (нерастворимая соль)

BaCI2 + Na2CO3 = BaCO3 + 2NaCI

BaCI2 + CuSO4 = BaSO4  + CuCI2

Реакция протекает до конца, т.к. образовался осадок.

Динамическая пауза. Гимнастика для глаз. 

Объяснение учителя.

Один из учащихся группы отвечает на заданный вопрос и демонстрирует результаты эксперимента, на доске пишут уравнение реакции, все учащиеся

в классе составляют конспект урока.

Четвертое химическое свойство солей – взаимодействие солей с металлами вам известны?

В какой теме мы разбирали этот вопрос?

( В теме «Типы химических реакции»).

 К какому типу химических реакций относится это свойство солей?

 (К реакциям замещения).

Учитель проводит демонстрационный опыт.

В раствор медного купороса опускает очищенный железный гвоздь, в раствор сульфата железа(II) – медную проволоку.

Что Вы наблюдаете?

(Гвоздь покрылся красной медью,  поверхность медной проволоки чистая)

Вывод: железо может вытеснить медь  из раствора ее соли,  а медь не может вытеснить железо из раствора ее соли. Почему?

Fe + CuSO4 = FeSO4  +  Cu  гвоздь покрывается красной медью

Cu + FeSO4  реакция не идет. Почему?

Обратимся к ряду активности металлов (вытеснительный ряд Н.Н.Бекетова, русский химик, академик Петербургской академии наук, составил его в 1863г, сегодня этот ряд называют электрохимическим рядом напряжения металлов) Демонстрация портрета ученого (слайд14).

Учитель напоминает, что в ряду металлы расположены в порядке уменьшения их химической активности. В начале ряда находятся самые активные металлы, в конце – самые неактивные или химически инертные металлы, их еще называют благородные. Правило вытеснения можно сформулировать так:

Каждый предыдущий металл вытесняет все последующие металлы из растворов их солей или металлы вытесняют из солей все металлы, расположенные в ряду активности правее их.

Учитель говорит, что необходимо соблюдение еще нескольких условий и предлагает записать их.

  • Металл должен находиться в ряду активности до металла, входящего в состав

соли (т.е. быть активнее его).

  • В водных растворах не используют самые активные щелочные и щелочноземельные металлы, потому что они взаимодействуют с водой.

НО! В расплавах солей (т.е. без воды) щелочные металлы вытесняют все следующие за ними металлы.

  • Образующаяся соль должна быть растворимой. Иначе, образующаяся на поверхности металла нерастворимая соль прекращает доступ раствора соли, и реакция сразу прекращается.

Pb + CuSO4 = реакция не пойдет, т.к. образуется нерастворимая соль PbSO4 

Самостоятельная работа учащихся

Напишите уравнения возможных реакций:

  1. Pb(NO3)2 + Zn—
  2. FeCI2 + Cu—
  3. CuCI2 + AI—
  4. AICI3 + Ag—
  5. AgNO3 + Hg—

Ответ: 1, 3, 5

3. Закрепление знаний, умений и навыков.

                      Разбор типичного теста.

       Выполняется самостоятельно (слайды 15 и 16)

  1. Раствор серной кислоты реагирует с раствором:
  1. K2CO3   ;  2) Na2SO4 ;   3) Ca(NO3)2 ; 4) CuSO4.

  1. Раствор нитрата меди(II) реагирует с:  
  1. Ag;   2) Hg;      3) Zn;    4) Au.

  1. Средняя соль

    1) CaHPO4 ;   2) NaH2PO4 ; 3) Ca3(PO4)2 ; 4) Mg(OH)CI.

  1. Соль не может быть получена при взаимодействии:
  1. металла с неметаллом;
  2. металла с солью;
  3. кислоты с оксидом неметалла;
  4. основного  оксида с кислотой.

Ответы: 1) 1; 2) 3;3) 3; 4) 3

  1. Выводы: (слайд 17)

Изучая свойства солей, нам удалось понять, что соли – это класс веществ, который связывает другие классы неорганических соединений и дает представление о генетической связи (от греческого «генезис» происхождение) оксидов, оснований, кислот и солей.

Какое практическое применение может дать это знание?

 (Знание взаимосвязи веществ необходимо человеку для управления их превращениями и получении новых веществ).

Интеграция знаний из различных областей науки (слайды 18-21)

  1. Домашнее задание:  учебник Химия 8класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение, 2014; параграф 33, упражнения №6, 7, 9(с.112).

  1. Рефлексия. (слайд 22)
  2. Литература: учебник Химия 8класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение, 2014;

ОГЭ 2016. Химия. Сборник заданий: 9класс / И.А. Соколова. – Москва.: Эксмо, 2015;

 Химия. Планируемые результаты. Система заданий.  8 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А.Каверина, Р. Г. Иванова, Д.Ю.Добротин – Москва.: Просвещение, 2013.

           

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии: Соли, классификация, физические и химические свойства.

Урок «Соли, классификация, физические и химические свойства» проводится в 8 классе. Является уроком повторения ранее пройденного и изучения нового материала в разделе «Важнейшие классы не...

Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований

урок химии 8 класс                     ТЕМА № 5.   «Основные классы неорганических веществ...

Презентация по теме: "Физические и химические свойства железа"

Презентация по теме: "Физические и химические свойства железа"...

Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"

Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"...

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь)....

Химические свойства солей как электролитов. Гидролиз солей

урок проведён по технологии исследовательской деятельности учащихся, постановки проблемы с использованием ИКТ-технологий по программе и учебнику О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков «Химия...

Методическая разработка урока химии по теме "Физические и химические свойства воды"

Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме "Физические и химические свойства воды" - 30-й урок раздела "Основные химические понятия". Обучение ведется из расчета 2 часа...