программа по химии
материал по химии по теме

программа по химии для спо по профессии "Сварщик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_svarshchik_s-15.doc480 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КТСТ»

РЕКОМЕНДОВАНА

методической комиссией

КГБПОУ «КТСТ»

протокол № ____от «____» _____________  201      г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УПР

___________________________/ Е.Д. Иванова

«______» ______________________201      г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ХИМИЯ»

Сварщик

Профессия: Сварщик

Ступень квалификации: 3

Срок реализации программы 2 года 5 месяцев

Составил преподаватель А.С. Тарасов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли- ны «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профес- сионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 No 06-259).

Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей: формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического зна- •

ния для каждого человека; формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии • в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания; развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оце- • ночные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания • и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия реше- ний, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни). В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготов- ки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Программа учебной дисциплины «Химия» является основой для разработки ра- бочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реа- лизующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательны- ми организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

Химия — это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращени- ях, значении химических веществ, материалов и процессов в практической деятель- ности человека.

Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на усвое- ние обучающимися основных понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить рас- четы на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

В процессе изучения химии у обучающихся развиваются познавательные интере- сы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами, воспи- тывается бережное отношения к природе, понимание здорового образа жизни, необ- ходимости предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде. Они осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

При структурировании содержания общеобразовательной учебной дисциплины для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учитывалась объективная реальность — небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.

Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.

Изучение химии в профессиональных образовательных организациях, реализую- щих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО естественно-научного про- филя профессионального образования химия изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования химия изучается более углу- бленно как профильная учебная дисциплина.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического профиля, специальностей СПО гуманитарного профиля рассматривается химический компонент естественно-научного образования в пределах изучения учебной дисци- плины «Естествознание» предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями тех- нического профиля отражена в каждой теме раздела «Содержание учебной дисципли- ны» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучаю- щихся (написании рефератов, подготовке сообщений, защите проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнении химического эксперимента — лабораторных опытов и практических работ, решении практико- ориентированных расчетных задач и т.д.).

В содержании учебной дисциплины для естественно-научного профиля профес- сионально значимый компонент не выделен, так как все его содержание является профильно ориентированным и носит профессионально значимый характер.

В процессе изучения химии теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими занятиями. Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающих- ся специальные предметные умения: работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учить безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.

Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, овладевающих профессиями СПО и специальностями СПО технического и естественно-научного профилей профессионального образования, представлен примерный перечень рефератов (докладов), индивидуальных проектов.

В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо ак- центировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» завершается под- ведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках про- межуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ.)1.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Химия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных • :

чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной хими- - ческой науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятель- ности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из- - бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; метапредметных • :

использование различных видов познавательной деятельности и основных - интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипо- тез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

1 Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию студентов при изучении учебной дисциплины «Химия» как профильной учебной дисциплины.

предметных • :

сформированность представлений о месте химии в современной научной - картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функ- циональной грамотности человека для решения практических задач; владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами - и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми в химии: - наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; сформированность умения давать количественные оценки и производить -

расчеты по химическим формулам и уравнениям; владение правилами техники безопасности при использовании химических -веществ; сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Лаб./пр.

1 курс

Введение

1

1.

Общая и неорганическая химия

39

7

1.1.

Основные понятия и законы

2

1.2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

3

1

1.3.

Строение вещества

6

1.4.

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

3

1

1.5.

Классификация неорганических соединений и их свойства

8

3

1.6.

Химические реакции

5

1

1.7.

Металлы и неметаллы

12

2

        Итого за 1 курс:

33

8

2 курс

2.

Тема 2.1. Химия – наука о веществах

7

Тема 2.6. Дисперсные системы

Тема 2.9. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы

Тема 2.12 Химия элементов

Тема 2.13. Химия в жизни общества

Итого за 2 курс:

32

3

Органическая химия

2.1.

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

4

2.2.

Углеводороды и их природные источники

13

Алканы

2

Алкены

2

Диены и каучуки

2

Алкины

3

Арены

2

Природные источники углеводородов

2

2.3.

Кислородсодержащие органические соединения

15

2.4.

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

17

Амины

4

Аминокислоты

4

Белки

4

Полимеры

5

Итого за 2 курс:

79

11

ВСЕГО:

144

22

Введение

1.1. Основные понятия и законы химии

Основные понятия химии.

Основные законы химии.

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Периодический закон Д. И. Менделеева.

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.

Практическая работа. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

Тема 1.3. Строение вещества

Ионная химическая связь.

Ковалентная химическая связь.

Металлическая связь.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь.

Чистые вещества и смеси.

Дисперсные системы.

1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Вода. Растворы. Растворение.

Электролитическая диссоциация.

Практическая работа. Приготовление раствора заданной концентрации

1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Кислоты и их свойства.

Основания и их свойства.

Соли и их свойства.

Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства.

Лабораторные опыты. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами.

Лабораторные опыты. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями.

Лабораторные опыты. Взаимодействие кислот с солями.   

1.6. Химические реакции.

Классификация химических реакций.

Окислительно-восстановительные реакции.

Скорость химических реакций.

Обратимость химических реакций.

Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

1.7. Металлы и неметаллы

Металлы. Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов   

Щелочные металлы. Нахождение в природе, свойства и применение   

 Железо: нахождение в природе и свойства

Алюминий: физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Лабораторные опыты. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

2 курс

Состав вещества. Химические элементы.. Закон постоянства состава веществ

Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества

Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы; шаростержневые и масштабные пространственные модели молекул.

Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы.

Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его измерения.

Число Авогадро. Молярная масса. Агрегатные состояния вещества: твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообраз-ное.

. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии.

Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева–Клапейрона.

Смеси веществ. Различия между смесями и химическими соединениями.

Массовая и объемная доли компонентов смеси.

Практическое занятие

Решение задач с использованием понятия «доля»

Понятие о дисперсных системах.

Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц.

Грубодисперсные системы. Тонкодисперсные системы: коллоидные и истинные.

Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах.

Синерезис в гелях. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека.

Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели.

Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей.

Свертывание крови как биологический синерезис, его значение.

Вероятность протекания химических реакций.

Внутренняя энергия, энтальпия. Тепловой эффект химических реакций.

Термохимические уравнения. Стандартная энтальпия реакций и образования веществ. Закон Г.И. Гесса и его следствия.

Лабораторная работа

Определение факторов, влияющих на скорость химических реакций.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Восстановители и окислители. Метод электронного баланса.

Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители.

Восстановительные свойства металлов – простых веществ.

Окислительные и восстановительные свойства неметаллов – простых веществ.

Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Химические источники тока. Электродные потенциалы.

Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов).

Гальванические элементы и принципы их работы. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов.

Практическое занятие 7

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

3 курс

Тема 3.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

Предмет органической химии.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Классификация органических веществ.

Классификация реакций в органической химии.

Тема 3.2. Углеводороды и их природные источники.

Алканы: гомологический ряд.

Химические свойства алканов.

Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства алкенов.

Практическое занятие

Название веществ по их структурным формулам и составление структурных формул по названиям веществ

Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями.

Химические свойства диенов.

Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкинов.

Химические свойства алкинов.

Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены.

Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов.

Практическое занятие

Решение расчетных задач. Составление и решение цепочек превращений по темам «Алканы. алкены, диеновые и ацетиленовые углеводороды»

Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

Тема 3.3. Кислородсодержащие органические соединения

Спирты:  состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура   

Свойства, получение, применение предельных одноатомных спиртов 

Физические и химические свойства фенола.

Карбонильные соединения: свойства, получение, применение 

Понятие об альдегидах.

Понятие о карбоновых кислотах.

Сложные эфиры и жиры.

Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров

Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.

Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.

Получение сложных эфиров реакцией этерификации.

Углеводы, их классификация

Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы.

Лактоза и мальтоза как изомеры сахарозы.

Гидролиз целлюлозы, образование сложных эфиров с неорганическими и органическими кислотами..

Нахождение в природе и биологическая роль целлюлозы. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы.

Лабораторные опыты. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).

Лабораторная работа

Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах.

Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие иода на крахмал.

Тема 3.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

Алифатические амины, их классификация и номенклатура.

Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения.

Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом

Первичная, вторичная, третичная структуры белков.

Химические свойства белков.

Белки и полисахариды как биополимеры.

Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации.

Биполярные ионы. Реакции конденсации. Пептидная связь..

Синтетические волокна: капрон, энант. Классификация волокон.

Получение аминокислот, их применение и биологическая функция.

Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков

Фибриллярные и глобулярные белки. Химические свойства белков.

Биологические функции белков, их значение. Белки как компонент пищи.

Проблема белкового голодания и пути ее решения.

Азот-содержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты

Нуклеотиды, их строение, примеры. АТФ и АДФ, их взаимопревращение и роль этого процесса в природе.

Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Понятие ДНК и РНК

Строение ДНК, ее первичная и вторичная структура.

Работы Ф. Крика и Д.Уотсона. Комплементарность азотистых оснований.

Репликация ДНК

. Особенности строения РНК.

Типы РНК и их биологические функции. Понятие о троичном коде (кодоне). Биосинтез белка в живой клетке.

Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы растений и животных.

Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы.

Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.

. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.

Зависимость активности ферментов от температуры и рН среды.

Значение ферментов в биологии и применение в промышленности.

Понятие об искусственных волокнах: ацетатный шелк, вискоза

Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Лабораторные опыты. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании..

Лабораторные опыты. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне

Практические работы. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений

Практические работы. Распознавание пластмасс и волокон.

Значение химии в профессии сварщика.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Диф зачет


  1. Тематический план и содержание  учебной дисциплины        ХИМИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

  1. 1

  1. 2

  1. 3

  1. 4

Раздел 1.

Общая и неорганическая химия

  1. Тема 1

Основные понятия и законы химии

  1. Тема 1.1

Содержание учебного материала

  1. 1

Введение. Научные методы познания веществ и химических явлений.

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в  химии. Моделирование химических процессов

  1. Тема 1.2

Содержание учебного материала

  1. 2

Основные понятия и законы химии

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Тема 2.

Содержание учебного материала

  1. 2

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Тема 3.

Практическая работа.№1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов

  1. 1

Тема 4.

Содержание учебного материала

  1. 6

Строение вещества

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Самостоятельная работа

Составить таблицу: «Типы кристаллических решёток»

Тема 5.

Содержание учебного материала

  1. 2

 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Тема 6.

Практическая работа. Приготовление раствора заданной концентрации

  1. 1

Самостоятельная работа

Подготовка  доклада: «Кислотность растворов. Понятие о pH»

Тема 7.

Содержание учебного материала

  1. 5

Классификация неорганических соединений и их свойства

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Самостоятельная работа

Подготовка  доклада: «Гидролиз»

Тема 8.

Лабораторное занятие. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

  1. 3

Тема 9.

Содержание учебного материала

  1. 4

Химические реакции

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Самостоятельная работа

Подготовка  доклада: «Электролиз. Ряд стандартных электродных потенциалов»

Тема 10.

Лабораторное занятие. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры

  1. 1

Тема 11.

Содержание учебного материала

  1. 4

Металлы и неметаллы

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Тема 12.

Лабораторное занятие №3. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.

  1. 1

Тема 13

Содержание учебного материала

  1. 10

 Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева

Основные сведения о строении атома. Состав вещества. Химические элементы.. Закон постоянства состава веществ. Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы; шаростержневые и масштабные пространственные модели молекул. Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его измерения.  Число Авогадро. Молярная масса. Агрегатные состояния вещества: твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообразное. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева–Клапейрона. Смеси веществ. Различия между смесями и химическими соединениями. Массовая и объемная доли компонентов смеси.

Практическое занятие

Решение задач с использованием понятия «доля»

  1. 1

Самостоятельная работа:

Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева

Тема 14

Содержание учебного материала

  1. 11

Строение вещества  

Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц. Грубодисперсные системы. Тонкодисперсные системы: коллоидные и истинные. Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей. Свертывание крови как биологический синерезис, его значение. Вероятность протекания химических реакций. Внутренняя энергия, энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Стандартная энтальпия реакций и образования веществ. Закон Г.И. Гесса и его следствия.

Тема 15

Лабораторная работа

Определение факторов, влияющих на скорость химических реакций.

Самостоятельная работа:

 Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.

Тема 16

Содержание учебного материала

  1. 8

Химические реакции

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Восстановители и окислители. Метод электронного баланса. Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. Восстановительные свойства металлов – простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов – простых веществ. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Химические источники тока. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Гальванические элементы и принципы их работы. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов.

Тема 17

Практическое занятие

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

  1. 1

Самостоятельная работа:

Реакции, идущие с изменение состава вещества.

Тема 18

Содержание учебного материала

  1. 4

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Классификация органических веществ. Классификация реакций в органической химии.

Самостоятельная работа:

Подготовить доклад на тему: «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии». Составление структурных формул органических веществ, их изомеров и гомологов.

Тема 19

Содержание учебного материала

  1. 11

Углеводороды и их природные источники.

Алканы: гомологический ряд. Химические свойства алканов. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства алкенов. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства диенов. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкинов. Химические свойства алкинов. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводородов.

Тема 20

Практическое занятие

Название веществ по их структурным формулам и составление структурных формул по названиям веществ

  1. 1

Тема 21

Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

  1. 1

Тема 22

Практическое занятие

Решение расчетных задач. Составление и решение цепочек превращений по темам «Алканы. алкены, диеновые и ацетиленовые углеводороды»

  1. 1

Тема 23

Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

  1. 1

Самостоятельная работа:

Изготовление моделей молекул различных углеводородов.

 Название веществ по международной номенклатуре IUPAC.

Составление и решение генетических цепочек.

Решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода.

Тема 24

Содержание учебного материала

Кислородсодержащие органические соединения

Спирты:  состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура.  Свойства, получение, применение предельных одноатомных спиртов. Физические и химические свойства фенола. Карбонильные соединения: свойства, получение, применение. Понятие об альдегидах. Понятие о карбоновых кислотах. Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Углеводы, их классификация. Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы. Лактоза и мальтоза как изомеры сахарозы. Гидролиз целлюлозы, образование сложных эфиров с неорганическими и органическими кислотами. Нахождение в природе и биологическая роль целлюлозы. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие иода на крахмал.

Тема 25

Лабораторные опыты. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

Тема 26

Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).

Тема 27

Лабораторная работа

Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами.

Составление и решение генетических цепочек.

Подготовить доклад на тему по выбору: «Этанол: величайшее благо и страшное зло», «Замена жиров в технике непищевым сырьем», «Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений», «Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки»

Тема 28

Содержание учебного материала

  1. 34

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

Алифатические амины, их классификация и номенклатура.Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков. Белки и полисахариды как биополимеры. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Биполярные ионы. Реакции конденсации. Пептидная связь. Синтетические волокна: капрон, энант. Классификация волокон. Получение аминокислот, их применение и биологическая функция. Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Фибриллярные и глобулярные белки. Химические свойства белков. Биологические функции белков, их значение. Белки как компонент пищи. Проблема белкового голодания и пути ее решения.

 Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотиды, их строение, примеры. АТФ и АДФ, их взаимопревращение и роль этого процесса в природе. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Понятие ДНК и РНК. Строение ДНК, ее первичная и вторичная структура. Работы Ф. Крика и Д.Уотсона. Комплементарность азотистых оснований. Репликация ДНК. Особенности строения РНК. Типы РНК и их биологические функции. Понятие о троичном коде (кодоне). Биосинтез белка в живой клетке. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы растений и животных. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности ферментов от температуры и рН среды. Значение ферментов в биологии и применение в промышленности. Понятие об искусственных волокнах: ацетатный шелк, вискоза Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. Значение химии в профессии сварщика. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Тема 29

Лабораторные опыты. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании..

Тема 30

Лабораторные опыты. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне

  1. 1

Тема 31

Практические работы. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений

  1. 1

Тема 32

Практические работы. Распознавание пластмасс и волокон.

  1. 1

Самостоятельная работа:

Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами. Подготовить доклад на тему по выбору: «Биологические функции белков», «Белковая основа иммунитета», «Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы».

Подготовка к практическим работам и дифференцированному зачёту

Дифференцированный зачёт

  1. 1


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

1.1. Основные понятия и законы химии

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олова.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.

1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Электризация тел и их взаимодействие.

Практическая работа. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

1.3. Строение вещества

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Демонстрации. Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Иониты. Образцы минеральных вод различного назначения.

Практическая работа. Приготовление раствора заданной концентрации.

Профильные и профессионально-значимые элементы содержания. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.

1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Демонстрации. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде. Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый гидролиз солей различного типа.

Лабораторные опыты. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.

Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.

1.6. Химические реакции

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Демонстрации. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы. Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Модель колонны синтеза аммиака.

Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.

Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.

1.7. Металлы и неметаллы

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Демонстрации. Коллекция металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с иодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия.

Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами.

Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.)

Лабораторные опыты. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.

Практические работы.

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.

Производство чугуна и стали.

Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.

Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.

1.7 Основные сведения о строении атома.

 Состав вещества. Химические элементы.. Закон постоянства состава веществ. Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы; шаростержневые и масштабные пространственные модели молекул. Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его измерения.  Число Авогадро. Молярная масса. Агрегатные состояния вещества: твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообразное. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева–Клапейрона. Смеси веществ. Различия между смесями и химическими соединениями. Массовая и объемная доли компонентов смеси.

Практическое занятие. Решение задач с использованием понятия «доля»

1.8 Дисперсные системы.

Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц. Грубодисперсные системы. Тонкодисперсные системы: коллоидные и истинные. Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей. Свертывание крови как биологический синерезис, его значение. Вероятность протекания химических реакций. Внутренняя энергия, энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Стандартная энтальпия реакций и образования веществ. Закон Г.И. Гесса и его следствия.

Лабораторная работа. Определение факторов, влияющих на скорость химических реакций.

1.9 Химические реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Восстановители и окислители. Метод электронного баланса. Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. Восстановительные свойства металлов – простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов – простых веществ. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Химические источники тока. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Гальванические элементы и принципы их работы. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов.

Практическое занятие. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул органических веществ.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.

2.2. Углеводороды и их природные источники

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства».

Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.

Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.

Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.

Основные направления промышленной переработки природного газа.

Попутный нефтяной газ, его переработка.

Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.

Коксохимическое производство и его продукция.

2.3. Кислородсодержащие органические соединения

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел.

Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.

Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола.

Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности.

Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).

Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.

Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.

2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Лабораторные опыты. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Практические работы. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Фенолоформальдегидные пластмассы. Промышленное производство химических волокон.

Химия в профессии Значение химии в профессии сварщика. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНО – ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1 курс

  1.  «Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
  2. Приготовление раствора заданной концентрации.
  3. Испытание растворов кислот индикаторами.
  4.  Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
  5.  Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
  6. Испытание растворов кислот и щелочей.
  7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры
  8. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

  1. курс

1 Решение задач с использованием понятия «доля»

2  Определение факторов, влияющих на скорость химических реакций.

3 Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

3курс

1 Название веществ по их структурным формулам и составление структурных формул по названиям веществ

2 Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины

3 Решение расчетных задач. Составление и решение цепочек превращений по темам «Алканы. алкены, диеновые и ацетиленовые углеводороды»

4 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

5 Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

6 Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).

7 Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы сгидроксидом меди (II) при различных температурах.

8 Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

9 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне

10 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений

11 Распознавание пластмасс и волокон.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен

знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
  • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизн:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка 5 (отлично) ставится в том случае, если учащийся владеет обязательным минимумом содержания программы и умеет применять знания на практике. Учащийся дает полный развернутый ответ, записывая уравнения химических реакций, характеризующих  физико-химические свойства веществ различных классов, описывает способы их получения в лаборатории и в промышленности . Решая задачу учащийся правильно оформляет условие , записывает уравнение реакции и правильно выполняет расчет. Учащиеся выполняя лабораторную, или практическую работу, следует правилам техники безопасности, правильно оформляет ее и делает самостоятельные выводы.

Оценка 4 (хорошо) ставится в том случае, если учащийся владеет обязательным минимумом программы и умеет применять знания на практике. Учащийся дает полный, развернутый ответ, допуская небольшие неточности в записи формул или химических уравнений, характеризующих физико-химические свойства веществ различных классов описывае6т способы их получения в лаборатории и в промышленности. Решая задачу, учащийся правильно оформляет условие, записывает уравнение реакции и в расчете делает незначительные одну, две ошибки. Выполняя лабораторную или практическую работу, учащийся выполняет правила техники безопасности, правильно оформляет ее, но в выводе делает незначительную ошибку.

Оценка 3 (удовлетворительно) ставится в том случае, если  учащийся, владея обязательным минимумом содержания программы, дает неполный, малосодержательный ответ, допуская при этом более чем три незначительных ошибки в составлении формул или уравнений химических реакций, выполняя лабораторную, или практическую работу допускает ошибки в ее оформлении, либо в выводе. Учащийся допускает ошибки в оформлении и решении задачи.

Оценка 2 (неудовлетворительно) ставится в том случае, если у учащегося имеются пробелы в знаниях более чем половины обязательного минимума содержания программы. Учащийся не владеет химической терминологией, не знает законов химии, не выполняет программный минимум самостоятельных работ, не решает простейших химических задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Габриелян О.С., учебник для общеобразовательных учебных заведений, 8 класс, «Дрофа» Москва,–2002.
  2. Габриелян О.С., учебник для общеобразовательных учебных заведений, 9 класс, «Дрофа» Москва,–2002.
  3. Габриелян О.С., учебник для общеобразовательных учебных заведений, 10 класс, Москва, « Дрофа»,–2008.
  4. Габриелян О.С., учебник для общеобразовательных учебных заведений, 11 класс, Москва,–2008.
  5. Журин А.А., лабораторные опыты и практические работы по химии для средней школы, Москва,–2003.
  6. Ардашникова Е.И, Казенкова Н.Б., курс общей химии и неорганической химии, Москва «Аквариум», 2002.
  7. Ардашникова Е.И, Казенкова Н.Б., курс органической химии для старшеклассников, Москва «Аквариум», 2002.
  8. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П., настольная книга учителя, химия, 8 класс, Москва, «Дрофа»–2002.
  9. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П., настольная книга учителя, химия, 9 класс, Москва, «Дрофа», 2002.
  1. Ходаков Ю.В, Эпштейн Д.А, Глориозов А.А., Неорганическая химия, Москва, Педагогика, 2001.

11. Брейгер Л.М., химия. Уроки-семинары в 9 классе по отдельным темам программы.– Волгоград: Учитель, 2003.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

1. В каком периоде находится углерод?

1) 3                        2) 4                        3) 2                        4) 5

2. В какой группе находится углерод?

1) 3                        2) 4                         3) 2                         4) 5

3. Какой порядковый номер у углерода?

1) 6                        2) 12                         3) 4                         4) 2

4. Какова относительная атомная масса у углерода?

1) 12                         2) 6                         3) 24                        4) 4

5. В каком периоде находится кремний?

1) 3                         2) 4                        3) 2                         4) 5

6. В какой группе находится кремний?

1) 3                         2) 4                         3) 2                         4) 5

7. Какой порядковый номер у кремния?

1) 28                         2) 12                        3) 14                        4) 12

8. Какова относительная атомная масса у кремния?

1) 28                        2) 12                        3) 14                         4) 12

9. Аллотропная модификация углерода – алмаз:

1) твердое, прозрачное, бесцветное, аморфное вещество

2) мягкое, прозрачное, серое, кристаллическое вещество

3) твердое, прозрачное, бесцветное, кристаллическое вещество

4) твердое, непрозрачное, бесцветное, кристаллическое вещество

10. Аллотропная модификация углерода – графит:

1) твердое, прозрачное, бесцветное, аморфное вещество

2) мягкое, непрозрачное, серое, кристаллическое вещество

3) твердое, прозрачное, бесцветное, кристаллическое вещество

4) твердое, непрозрачное, бесцветное, кристаллическое вещество

11. Валентные электроны у углерода:

1) 2 s 2 p 2                  2) 3 s 3p 2                3) 2 s 2 p 4                           4) 2 s 12 p 3

12. Валентные электроны у  кремния:

1) 2 s 2 p 2                 2) 3 s 3p 2                          3) 3 s 3 p 4                   4) 3s 13 p 3

13. По какому уравнению нельзя получить углекислый газ:

1) C + H2O =

2) C + O=

3) CaCO3 =

4) CaCO3 + HCl =

14. При фотосинтезе в атмосферу выделяется:

1) O2                        2) CO2                         3) H2O                 4) N2

15. При добавлении к карбонатам кислот образуется газ:

1) O2                           2) CO2                         3) H2O                  4) N2

16. Соли угольной кислоты называются:

1) карбонеумы          2) карбиды                  3) карбины                         4) карбонаты

17. Заряд ядра атома равен числу

  1. протонов
  2. электронов во внешнем электронном слое
  3. нейтронов
  4. энергетических уровней

18. Свойства оксидов в ряду Al2O3 > SiO> P2O5 изменяются от

  1. амфотерных к кислотным
  2. основных к кислотным
  3. амфотерных к основным
  4. кислотных к основным

19. Какое из указанных веществ имеет ковалентную полярную связь?

  1. NaCl
  2. H2S
  3. H2
  4. CaCl2

20.  Массовая доля кислорода в карбонате натрия равна

  1. 11%
  2. 24%
  3. 43%
  4. 45%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"

пояснительная записка , содержание и тематическое планирование дополнительной образовательной программы по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"...

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....