Реализация межпредметных связей на уроках химии.
статья по химии на тему


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 им. атамана М.И. Платова

       

                       

Тема доклада:

«Реализация межпредметных связей на уроках химии».

Автор:

учитель химии и биологии

Осьминина Наталья Васильевна

                     

   

                                                   г. Новочеркасск                                                                                                       

                           

                                                      2016 год.

Введение

               

                  В настоящее время проблема качества образования стала одно из приоритетных.  Наряду с разработкой способов оптимизации процесса обучения в целом все большее значение  приобретает исследование результатов этого процесса. Такими результатами должны стать ключевые компетенции.                    Это означает, что задача современной школы заключается в формировании у выпускника способности самостоятельно создавать новые знания и новые способы деятельности, выполнять самые разнообразные  познавательные задания. Изучение химии позволяет учащимся понять сущность химических процессов, происходящих вокруг нас. Для развития интереса к предмету необходимо, чтобы учащиеся на уроках  были не пассивными слушателями, а активными соучастниками учебного процесса. Познавательная активность - социально-значимое качество личности, она формируется в организованной и регулируемой учителем учебной деятельности: и характеризуется стремлением к умению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.                                          

Основная часть

.  

                  Среди многих современных подходов к обучению химии, можно выделить применение междисциплинарных и внутридисциплинарных связей при объяснении учебного материала. Межпредметная и внутрипредметная интеграция способствует уплотнению информационной емкости содержания, расширению эвристической и практической сфер приложения полученных в процессе обучения знаний и умений. Выявление межпредметных  связей - одна из наиболее сложных задач .Для этого нужно не только знание содержания программ и учебников по другим предметам, но и широкий кругозор и креативность. Работая в этом направлении, учитель может сформировать очень важное умение переносить знания из одной учебной дисциплины в другую, научить применять знания в новых условиях, а также сформировать представление о целостности окружающего мира.  

                       Для реализации межпредметных  связей служат:

-межпредметные задания;

-проблемно-творческие задания.

- проведение интегрированных уроков;

-проведение конференций;

-проведение семинаров;

-внеклассные мероприятия;

-исследовательские домашние задания  и др.

               Использование межпредметных заданий  может привести к существенному повышению качества образования.

      Межпредметные задания - познавательные задания, приводящие к интеграции предметных заданий и предметных умений, способствующие овладению интегративными способами решения задач  при самостоятельном комбинировании известных способов решения. В основу разработки и использования межпредметных заданий положены принципы научности, интеграции и дифференциации целостности.  

      Методологическая основа разработки и применения заданий с межпредметным содержанием - компетентностный и интегративный подходы. Таким образом, они базируются на сравнительном анализе, синтезе и обобщении знаний и учебных действий учащихся и должны быть направлены на формирование у учащихся  ключевых компетенций.

     Так, использование межпредметных заданий химико-математического содержания способствует формированию у учащихся интегративных умений проводить сравнительный анализ, устанавливать причинно-следственные связи, синтезировать и обобщать знания, моделировать задания, осуществлять прогноз в процессе вычислительной деятельности, решать задачи разными способами; осуществлять контроль над выполнением решения, грамотно пользоваться химическим и математическим языками.

              При решении задач по химии учащимся требуются математические умения сокращать и грамотно вести подсчеты результатов, округлять числа. вычислять массовые и объемные доли компонентов в смесях, решать пропорции, составлять и решать линейные уравнения, системы уравнений, неравенства и т. д. На этапе систематизации и обобщения знаний и умений целесообразно использовать следующие задания:

Задача 1.

Определите объем раствора с массовой долей гидроксида натрия 40,00%(p=1430г/л), который следует взять ,чтобы смешиванием его с 200 мл раствора, содержащего 6,02% гидроксида натрия (р=1065 г/л) , получить раствор, содержащий больше 20,но меньше 30% гидроксида натрия.

( Ответ: больше 104,но меньше 357 мл.)
       
Задача 2.

Взяты два раствора, содержащие р1и р2 % сульфата магния. В результате их смешивания получился раствор с р%-ным содержанием соли. Первого раствора было взято m  г. Вычислите массу второго раствора.

( Ответ:  (р1m-рm)|(р-р2)г.)

                   При разработке межпредметных заданий химико-математического содержания важно выделить наиболее общие закономерности, принципы и понятия, чтобы установить предметные связи между ними. Необходимо также учитывать:

темы и содержание уроков химии и математики, на которых возможно применение данных межпредметных заданий; содержание химических и математических задач; виды межпредметных  заданий; этапы урока, на которых необходимо их использовать; уровни сложности межпредметных заданий.

Межпредметные задания химико-математического содержания способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, формируют пространственные представления, необходимые для изучения естественно- математических дисциплин. развивают логическое мышление т познавательную самостоятельность учащихся повышают познавательный интерес к предметам естественно- математического цикла. При выполнении межпредметных заданий химико-математического содержания происходит углубление предметных знаний и развитие предметных умений учащихся, закрепление и обобщение знаний основных понятий и закономерностей, что способствует возрастанию прочности и осознанности знаний, формирование основ научного мировоззрения, овладение новыми способами деятельности.

               Проблемно-творческие задачи.

               Использование проблемно-творческих задач позволяет раскрыть не только роль химических наук в становлении отдельных ремесел, но и  способствует углублению знаний не только по химии, но и по биологии, географии, физике, литературе, истории и другим наукам.

Примеры:

1.Почему растут кривые огурцы?

( Огурцы,  похожие на скрюченные перцы, вырастают на грядках, если растениям не хватает азота. Обычно это происходит в конце лета, когда содержание необходимых для роста растений элементов в почве значительно уменьшается).

Задание: Запишите формулы солей, известных как минеральные азотные удобрения. 

Творческое задание:

Составьте иллюстрированное мини-пособие «Биологическая роль азота в жизни растений».

2.Почему при длительной варке  яйца желток становится серым?

(Причина этого явления заключается в том, что в желтке содержится много ионов железа. Слишком долгая тепловая обработка вызывает разложение части белков с выделением сероводорода. Ничтожного количества сероводорода хватает для образования сульфидных соединений железа серо-черного цвета) .

Задание: Запишите формулы и названия двух содержащих аминокислот.

Творческое задание:

 Подберите серию опытов с белками яиц.

3.Почему зимой хочется зевать?

(Холодный зимний воздух более разрежен,  в нем содержится меньше кислорода, чем требуется организму для активности. Кровь становится более густой, кровоток замедляется, увеличивается нагрузка на сердце и сосуды. Отсюда усталость, головные боли, вызванные спазмами сосудов, и зевота).

Подберите серию опытов с белками яиц.

Задание: Нарисуйте диаграмму «Состав воздуха».

Творческое задание: Подготовьте сообщение на тему «Получение кислорода в промышленности».

Интегрированные уроки:

                  Интеграция (от лат.integration-восстановление, соединение) - процесс, результатом которого является достижение единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной, на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. Интеграция естественнонаучных знаний способствует становлению системного мышления, формирует комплексный подход к решению ряда глобальных проблем, определению места человека в современном мире. Возможно проведение интегрированных уроков. Демонстрация взаимосвязи двух учебных дисциплин, их роли в формировании единого и целостного представлении об окружающем мире - такую цель преследует проведение интегрированных уроков.

 Темы интегрированных уроков:

-Интегрированный урок химии и географии: объект изучения – нефть;

-Интегрированный урок биологии, химии обществознания:  объект изучения - этиловый спирт. «Влияние алкоголя на организм человека и последствия его употребления»;

- «Физические явления в химии». (8-й класс, химия, физика);

- «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» (9 класс, химия, биология);

- «Белки, их строение, свойства, биологические функции»(10-класс, химия, биология);

 -«Химия газов»(10 класс, химия, английский язык);

- «Решение расчетных задач на определение формул углеводородов через систему уравнений»( 10 класс, химия, алгебра, информатика);

- «Химическая организация клетки»(11-й класс, химия, биология);

А. П. Бородин - великий композитор и химик» (11-й класс, химия, музыка).

Проведение конференций, проведение семинаров, внеклассные мероприятия:

                Проведение конференций и семинаров как формы организации могут быть  использованы как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Примеры:

-«Химия и окружающая среда»;

- «Химия и медицина»;

- «Химия и питание»;

- «Выведение пятен в домашних условиях»;

- «Химический  состав косметических и гигиенических средств. Натуральная косметика»;

-«Белки: польза и вред»;

-«Жиры: польза и вред»;

- «Продукты быстрого приготовления. Удобно, но полезно ли?»;

- «Витамины. Искусственные витамины» и др.

                  Химия обладает большими дидактическими возможностями для формирования мышления, логики, интеллектуальных умений (обобщение, классификация, систематизация,  установление причинно-следственных связей и др.). Химическая грамотность необходима в современном обществе  на бытовом уровне, в областях медицины и здравоохранения, при организации здорового образа жизни, правильного питания, безопасного питания, безопасности жизнедеятельности. На конференциях и семинарах возможно рассмотрение  следующих вопросов:

-Какие соединения относят к биоорганическим, почему они так называются?

-Избыток каких витаминов и дефицит каких веществ характерны для населения нашего региона?

-Способы защиты человеческого организма  от избытка нитратов, содержащихся в овощах.

-Защита человеческого организма от действия тяжелых металлов, радиации, отравлении реактивами.

-Какие продукты нужно есть, чтобы похудеть?

-Чем опасен сбор трав, грибов, ягод возле автотрасс?

- Что такое сточные воды?

-Что такое фреоны? В  чем опасность их использования для окружающей среды?

          Не только на уроках, но и на семинарских занятиях необходимо использовать коллективную и групповую работу учащихся. Групповые формы работы имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными. Атмосфера сотрудничества и взаимопомощи ,царящая на уроке, влияет на развитие интереса к знаниям. Результаты совместной работы, как правило, оказываются более высокими, чем при выполнении работы каждым учеником в отдельности.

           Исследовательские домашние задания, проектная деятельность.

            Как показывает практика, исследовательские задания стимулируют школьников к самостоятельному поиску знаний, способствуют формированию опыта творческой, исследовательской деятельности.

Примеры:

1.Дрожжи при помощи инвертазы переводят сахарозу в моносахара. Составьте уравнение соответствующей химической реакции. Как экспериментально доказать действие инвертазы? Проверьте, при какой температуре(+5,+35,+65°С)

Будет выше эффективность действия инвертазы.

2.Симпатические чернила из пищевых продуктов. Используя следующие жидкости (на выбор): молоко, лимонный сок, яблочный сок, концентрированный раствор сахара, сок лука, с помощью ватной палочки сделайте надпись  на листе писчей бумаги. Когда надпись высохнет, прогрейте этот лист утюгом в течение нескольких минут. Что происходит с надписью? Объясните наблюдения.

        Проектную деятельность целесообразно организовывать тогда, когда учащиеся уже имеют значительный арсенал  знаний, умений и навыков, позволяющих им проявить высокую активность и определенную самостоятельность в ходе изучения нового материала. Если каждый учащийся вовлекается в активную творческую деятельность, чувствует себя уверенно и свободно, то, естественно, возникает ситуация успеха. В этом случае познавательный интерес, а также личностная мотивация способствуют лучшему усвоению знаний.

        В процессе выполнения исследовательских заданий и проектной деятельности, учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Выводы и практические рекомендации.

 

1.Реализовывать межпредметные связи, рассматривая химическое содержание  во взаимосвязи с содержанием других учебных дисциплин: биологии, физики, математики, истории и т.д.            

2.Рекомендуется проводить интегрированные уроки.

3. Использовать различные методы обучения на уроках химии, готовить межпредметные, проблемно-творческие и исследовательские задания.

4.Организовывать проектную деятельность.

5. Проведение семинаров и конференций .

     

                   В процессе установления межпредметных связей, учащиеся глубже осознают процессы, происходящие в окружающем мире, связывают между собой различные науки, проявляют интерес к их изучению.

                                 

                                           

                                         

                                    Литература

 1М.К.Толетова, А.Н.Лямин, Т.Н.Фролова Межпредметные задания как средство формирования интегративных умений. ( Химия в школе-2010-№10).

2.И.В.Тагиев. Межпредметные связи как основа развития познавательной деятельности. ( Химия в школе-2011-№ 1).

3.О.К. Олексеюк  Из опыта реализации межпредметных связей. ( Химия в школе-2014-№10).

4.И.Б.Гилязова-С. Роль химической информации в формировании научного мировоззрения. (Химия в школе-2013-№10).

5.А.И.Плахов. Интегрированный урок химии, биологии и обществознания. ( Химия в школе-2011-№3).

6.О.Д.-С.Проблемно-творческие задачи. (Химия в школе-2012-№1).

7.С.С.Мастюга, И.Дз. РевазоваИнтегрированный урок химии и географии. (Химия в школе-2014-№1).

8. О.И.Шадрова Урок с использованием элементов проектной деятельности (Химия в школе-2012-№2).

10.Н.Н.Пильникова, М.К.Толетова Использование исследовательских заданий для формирования опыта творческой деятельности. (Химия в школе-2014-№4).

 

 

                       

     

                                 

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей на уроках математики

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средст...

Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)

В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...

Реализация межпредметных связей на уроках математики в 5 - 8 классах в рамках ФГОС

В работе показано преимущество использования интергрированных уроков...

Реализация межпредметных связей на уроках физики

В работе раскрывается взаимосвязь курса физики 10 класса с общественными, естественными и техническими предметами...

Реализация межпредметных связей на уроках физики

Использование межпредметных связей обогащает методическое содержание урока, делает его творческим, способствует усилению интереса учащихся к изучаемым предметам, к избранной профессии. Преподаватели ф...

Реализация межпредметных связей на уроках искусства

Во всем царит гармонии закони в мире все суть ритм, аккорд и тон.Джон Драйден. XVII век.«Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областям, в процессе которой...

Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности

Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...