Интеллектуальная игра "Знатоки химии"
материал по химии (7 класс) по теме

Заболотских Вера Петровна

Интеллектуальная игра "Знатоки химии" для 8 класса

Экскурсия в кабинет химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий знатоки химии50.78 КБ
Файл ekskursiya_v_kabinet_himii.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ №1

Интеллектуальная игра

«Знатоки химии»

Подготовила учитель первой

квалификационной категории

Заболотских Вера Петровна

Когалым, 2015г.

Цель: развитие   познавательного  интереса  к  предмету химия

Задачи:

-научить ориентироваться в различных ситуациях;

-создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;

- укрепить веру учащихся в свои знания и силы;

- воспитывать навыки работы в коллективе и чувство ответственности;

- в игровой форме развивать устойчивый интерес к химии, положительное отношение к знаниям.

ХОД ИГРЫ

Ведущий 1:        Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Начинаем интеллектуальную игру  знатоков химии между 8 А, 8 Б и 8 В. Члены команд, пройдите на сцену. Члены команд выходят под аплодисменты зала; в каждой команде 5 человек. Звучит музыка из фильма «Джентльмены удачи»

Ведущий 2:         

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там,  в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых   до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай!

Ведущий 1:      

 Без химии жизни, поверьте, нет

Без химии стал бы тусклым весь свет.

 С химией ездим, живём и летаем,

 В разных точках земли обитаем,

 Чистим, стираем, пятна выводим,

 Едим, спим и с причёсками ходим.

 Химией лечимся, клеим и шьём,

 С химией мы бок о бок живём!

 Так что вы без неё пропадёте,

  Если значение её не поймёте!

  А чтобы больше и лучше всё знать,

  Надо химию понять.

Ведущий 2: А сейчас разрешите представить членов команд.

 8А класс: Кинджагалимов Айдар, Галаветдинова Елена,

8Б класс: Рахимкулова Рузиля, Виту Валерия, Литвиненко Виктория, Заболотских Мария, Глухова Екатерина

8В класс: Амирова Динара,

 И, наконец, разрешите представить вам уважаемое жюри (называет фамилию и имя каждого члена жюри, тот раскланивается).

Ведущий 1: Теперь, когда мы познакомились друг с другом, можно наконец-то заняться тем, для чего мы здесь собрались: объявляю первый конкурс турнира знатоков:  “Приветствие ”

Ведущий 1:  Молодцы команды. Не знаю как жюри, а мне понравилось выступление всех команд. Звучит музыка Для конкурсов.

Ведущий 2: Как известно, что успех в выполнении лабораторной или практической работ зависит от соблюдения правил техники безопасности  в кабинете химии. В химической лаборатории  и в повседневной жизни возможны случаи поражения организма едкими веществами. Каждый из вас должен знать правила поведения в химическом кабинете. Объявляется конкурс «Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

Ведущий 1:   Перед вами на слайде Правила техники безопасности. Вам надо рассказать о каком правиле идёт речь на рисунке. За правильно отгаданное правило команда получает 1 балл. Время на обдумывание 1 мин.

Ведущий 2: Пока команды отвечают вопрос к вам болельщики. Принимается ответ только по поднятой  руке. Выкрики не оцениваются. «Какие правила ТБ в кабинете химии вы знаете?»

Ведущий 1: Конкурс “Смотри в оба”.  Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и  может успешно им пользоваться. Кого же из вас можно считать успешным химиком? На столе под салфеткой разложена химическая посуда.   Вам необходимо, посмотрев несколько секунд, записать названия посуды на листке и отдать членам жюри.

Ведущий 2: настало время объявить конкурс капитанов. Время на обдумывание  1 мин. Просим болельщиков  и членов команды не подсказывать капитану правильный ответ, иначе он не будет засчитан. Вопросы для капитанов команд на слайде 

1 вопрос: Что вы предпримите, если на кожу попала кислота из автомобильного аккумулятора?

2 вопрос: Какая кислота находится в желудке здорового человека, а при недостатке её употребляют как лекарство?

3 вопрос: Что вы предпримите, если в глаз попал известковый раствор?

Музыка.

Ведущий 1: Следующий конкурс «Отгадай загадку». Хватит ли  вам    знаний и смекалки узнать вещества и элементы по описанию их свойств?

1. Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород)

2. Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (Медь)

3. Я - металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер - переходный. (Алюминий)

4. Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете.

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе. (Водород)

5. Разглядев мой спектр в оконце,

Нашли меня на Солнце.

Я с благородностью дружу,

В семейство газов я вхожу. (Гелий)

6. Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (Магний)  

7. Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает. (Хлор)

8. Чаще черный я по цвету,

Могу и быть прозрачным.

Мною пишут и рисуют

Бываю я и мрачным. (Углерод)  

Звучит музыка.

Ведущий 2: настало время конкурса «Химия + Математика» Задача: Сколько молекул содержит стакан воды (250г).

Ведущий 1: Пока команды решают задачу, предлагаем конкурс для  болельщиков «Черный ящик»! Звучит  музыка «Что? Где? Когда?» Черный ящик.

Выносится «черный ящик». Ведущий описывает предмет, лежащий в черном ящике. Он сообщает все более подробные сведения, пока кто-либо из участников игры не отгадает, что находится в черном ящике.

1.светло-желтый порошок.

2.порошок не смачивается водой.

3.вещество, которое в расплавленном виде растягивается как резина.

4.проявляет и окислительные и восстановительные свойства.

5.легко плавится.

6.проявляет степень окисления -2,+4,+6.

7.хороший диэлектрик.

8.встречается в природе, в составе гипса.

9.входит в состав черного пороха.

Составьте существительные из слова «неэлектролит».

Смог снаружи показать

Электронов целых пять.

И судьбою не обижен,

Аллотропии привычен:

Красный, белый, чёрный цвет,

В рыбе главный элемент.

Пока жюри подводят итоги игры, мы предлагаем зрителям поучаствовать в конкурсе “Пантомима”

Изобразите  реакцию соединения,  реакцию разложения, взрыв, выделение газа, выпадение осадка, спиртовку, царицу - химии, инертные газы.

ведущий  2:  просим, уважаемое жюри, ознакомить нас с результатами команд

ведущие:        Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,

                И расставаться нам пришла пора.

                Будем мы с улыбкой вспоминать,

                Как пытались баллы добывать,

                Но не важен в баллах результат,

                Дружба побеждает – это факт.

                А находчивость по жизни нас ведет,

                Знатокам всегда, везде везет!

  1. Команда “Химики”;

    2. Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки”;

    3. Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;

    4. Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.


    1. Команда “Алмаз”;

    2. Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;

    3. Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам”;

    4. Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.
  2. Команда «Водород»
    Я самый легкий,
    Я самый первый,
    Я — половина целой Вселенной!
    Жизнь даю звездам,
    Родится вода.
    Клич Водорода —
    «Готов будь всегда!»
  3. Обращение к соперникам: «Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы химичим с малых лет, в этом наш большой секрет!»
  4. Обращение к жюри: «Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте, нет! Это знает целый свет!»

  1. Команда «Кислород»
    Ой, кто-то к вам с небес спустился,
    То кислород — я к вам спешу.
    И за собой друзей по группе
    Я на турнир их всех веду.
    Я очень важен для природы:
    Дышать не сможешь без меня.
    Гореть костру я помогаю,
    Вот как полезна жизнь моя!
  2. Обращение к соперникам: «Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам!»

3. Обращение к жюри: «Спорить мы не будем с вами: место первое за нами!»

Подведение итогов конкурса, вручение грамот

Награждается команда 8 «     »  класса МАОУ СОШ №1,

занявшая III место,

в интеллектуальной игре «Знатоки химии»

hello_html_m1a59624a.jpg

Директор школы                                   И.Р. Шарафутдинова

г. Когалым, 2015г.



Предварительный просмотр:

1. Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле? (Ученики отвечают.)

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности - только вода.

                 Безбрежная ширь океана

                 И тихая заводь пруда,

                  Каскад водопада и брызги фонтана,

                   А все это - только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

 Большие морские суда.

                   Как пухом зимой одевает

                    Снег белый родные поля.

                     Но время придет, все растает,

                     И будет простая вода.

Формула этого удивительного вещества -

2. Какие металлы вы знаете?

Я вам расскажу немножко о золоте, которое является самым пластичным металлом. Кусочек золота величиной со спичечную головку можно вытянуть в проволоку длиной 3 км или расплющить в прозрачный голубовато-зеленого цвета лист площадью 50м. В 19-м столетии русские мастера научились делать тонкую золотую фольгу толщиной 0,1мкм. Пластинками золота, изготовленными по современной технологии, в 70-х гг.20-го столетия заново покрыли 72-метровый шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Если все израсходованное при этом золото сплавить, то получится шарик диаметром всего 6см!

3. Назовите жидкий при комнатной температуре металл и скажите, где он применяется.

                   Перемена, перемена!

                   Заливается звонок.

                  Наконец-то он закончен,

                 Надоедливый урок!

                                     Дернув серу за косичку,

                                    Мимо магний пробежал.

                                    Йод из класса испарился,

                                    Будто вовсе не бывал.

                Фтор поджег случайно воду,

                Хлор чужую книжку съел.

                 Углерод вдруг с водородом

                Невидимкой стать успел.

                                      

Калий, бром в углу дерутся:

                                      Не поделят электрон.

                                      Кислород-шалун на боре

                                     Мимо проскакал верхом.

А сейчас мы вам покажем  небольшие фокусы с веществами.

У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравлялись ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ "по вкусу": кислые - кислоты, соленые - соли.

1. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото.

Я покажу вам опыт " Превращение воды в золото ".

В одном стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия, в другом - раствор ацетата свинца. Оба раствора выливают в стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка йодида свинца ярко-желтого цвета.

Я покажу вам опыт " Превращение воды в малиновый сироп".

В кувшине из темного стекла находится обыкновенная вода, нальем ее в четыре стакана.

 Затем воду из стаканов, кроме последнего, перельем обратно в кувшин. Последний стакан оставим в качестве контрольного.

 Нальем опять воду из кувшина в стаканы. Посмотрите: раствор стал ярко-малиновый, как сироп!

 Выльем "сироп" в кувшин, разбавим "водичкой" из последнего стакана. Последний раз выливаем воду из кувшина в стаканы. Посмотрите, "сироп" опять превратился в воду.                       

Для проведения опыта используют четыре стакана и кувшин из темного стекла. В первом стакане находится фенолфталеин, во втором - сода, карбонат натрия, в четвертом - гидросульфат натрия, в кувшине - вода. Третий стакан ничего не содержит.

Кажется, что это чудо! Нет, просто в одном стакане был фенолфталеин, в другом - щелочь. При их смешении образуется раствор малинового цвета. Запомните: фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый. Для того чтобы окраска исчезла, я добавил немного кислоты из четвертого стакана. Кислота нейтрализовала щелочь, и раствор обесцветился.

Следующий опыт " Дым без огня "

В один чисто вымытый цилиндр наливают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой - раствор аммиака. Оба цилиндра закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убирают : образуется белый дым.

Очень интересный опыт " Золотой нож ".

К 200 мл насыщенного раствора медного купороса добавляют 1 мл серной кислоты. Берут нож, почищенный наждачной бумагой. Опускают нож на несколько минут в раствор медного купороса, вынимают, ополаскивают его и сейчас же насухо протирают полотенцем. Нож становится "золотым".

Оказывается  можно получить лед без низкой температуры " Примерзание стакана ".

В стакан с водой всыпают аммиачную селитру и ставят ее на влажную фанерку, которая примерзает к стакану.

8. " Кровь без раны ".

Для проведения опыта используют 100 мл 3%-го раствора хлорида железа и 100 мл 3%-го раствора родонита калия. Для демонстрации опыта используют детский меч. Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа, а раствором родонита калия смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на бумагу обильно течет "кровь".

9. " Минеральный хамелеон ".

В пробирку наливают 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10%-го раствора гидроксида калия. К полученной смеси при взбалтывании добавляют 10-15 капель раствора сульфита натрия до появления темно-зеленого цвета. При перемешивании цвет раствора становится синим, затем фиолетовым и, наконец, малиновым.

10. " Химические водоросли ".

В стакан наливают разбавленный равным объемом воды раствор силикатного клея. На дно стакана бросают кристаллы хлоридов кальция, марганца(II) , кобальта (II) , никеля (II) и других металлов. Через некоторое время в стакане начинают расти кристаллы соответствующих трудно растворимых силикатов, напоминающие водоросли.

11. " Буран в стакане ".

В химический стакан емкостью 500 мл насыпают бензойной кислоты и кладут веточку сосны. Закрывают стакан фарфоровой чашкой с холодной водой и нагревают над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар, и стакан заполняется белым "снегом", который покрывает веточку.

12. " Фараоновы змеи ".

На стеклянную пластинку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре конуса делают отверстие и помещают туда смесь из 2г пищевой соды и 13г сахарной пудры. Поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, а сода разлагается с выделением оксида углерода (IV). Из песка выползает толстая темно-серая "змея". Чем дольше горит спирт, тем длиннее "змея".

13. " Вулкан на столе ".

На подставку насыпают дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием (в центре холмик смачивают спиртом). Зажигают "вулкан" горящей лучиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Химия и..."

Цель игры "Химия и ..." - поддержание интереса к предмету, развитие навыков самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой. В игре принимают участие две команды, которые по очереди в...

Межпредметная интеллектуальная викторина "Химия и..."

Разработка внеклассного мероприятия  по химии  "Межпредметная интеллектуальная викторина " Химия и..."...

Интеллектуальный марафон "Химия и искусство"для 8-11 классов

Разработка мероприятия "Химия и искусство" для 8-11 классов. Мероприятие проводилось в рамках интеллектуального марафона. Разработка включает в себя конспект, презентацию и приложение (ребусы). В конс...

Интеллектуальный марафон химия и физика

интеллектуальная игра для учащихся 9 классов...

интеллектуальная игра «Химия вокруг нас»

Цель: повысить познавательный интерес к науке химии; обогатить кругозор и интеллект студентов дополнительными знаниями; ознакомить с деятельностью ученых-химиков в годы Великой Отечественной вой...

Внеклассное мероприятие по химии в 10 классе "Интеллектуальный марафон "Химия+Физика"

В данной публикации представлен материал для внеклассного мероприятия по химии в 10 классе "Интеллектуальный марафон "Химия+Физика" - конспект мероприятия с необходимыми приложениями и презентация для...

Интеллектуальная игра «Химия в профессии мастера столярного и мебельного производства»

В данной работе представлена методическая разработка интеллектуальной игры профессиональной направленности с использованием деловых и игровых ситуаций, в рамках декадника профессии «Мастер столя...