Оценочная деятельность на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Непеина Татьяна Антоновна

В работе  показана роль оценочной деятельности на уроке в современный период обучения и воспитания учащихся., даны примеры оценочной деятельности учителя и учащихся из опыта работы:"Критерии оценивания  практической работы", "Лист учебной деятельности", "Рейтинговая  карта оценки видов учебной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непеина Т.А.,учитель химии

МБОУ «Вилегодская СОШ»

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  НА УРОКАХ ХИМИИ

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.
Главными в оценочной деятельности являются три вопроса: 
что оценивать, как оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть: умением определять предмет оценивания; умением воспринимать предмет оценки; умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями; умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др. 

Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся.

Итак,5-балльная система: является не внутренним, а внешним мотивом учебной деятельности; оценивает только результат, но не отмечает усилия, прилагаемые учениками, особенно слабыми, которым приходится трудиться намного больше сильных; ученик в ней полностью отстранен от оценочной деятельности; субъективна,  так как оценочную деятельность осуществляет только учитель; не учит ученика  самооценке и самокоррекции.

Следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и, прежде всего, успехи. При этом мы разводим оценку на конкретном, текущем уроке и оценку итоговую по отдельной теме, за четверть, полугодие и т. п. Оценивать может учитель, ученик ученика, ученик сам себя. Оцениванию учителя всегда предшествует самооценка ученика. Это наиважнейшая задача на современном уроке – учить ребенка самооценке.

Осуществлять самооценку необходимо как можно чаще. Учительская оценка должна следовать за самооценкой или взаимооценкой. Учительская оценка должна быть понятна ученику, и восприниматься им как объективная.   Оценка должна быть содержательной, тогда она будет понятна ученику.  Оценка должна постоянно давать ему надежду ученику на то, что у него всё получится!

     Для этого учащийся должен иметь четкое представление о цели учебной деятельности, познавательных результатах своей учебной деятельности. Он  должен четко представлять, какими навыками и умениями  должен владеть в том или ином классе. Учащийся должен понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а, следовательно, более эффективным.

Для развития навыков самооценки следует посвятить учащихся в механизм оценивания, объяснить им критерии оценивания различных видов учебной деятельности, можно выработать целую систему параметров и критериев: познавательная деятельность на уроке в момент проверки домашнего задания;    познавательная деятельность на уроке в момент изучения нового материала;   работа в тетради;   развернутый ответ у доски или с места;  проверочный тест;    физический диктант;    работа с текстом;    решение качественных задач;  решение расчетных задач;    выполнение лабораторных задач и  эксперимента.

 Общие критерии оценки формируются на основе овладения содержанием общего среднего образования.

Знания ученика оцениваются на основании:

характеристики его ответов - элементарная, фрагментарная, неполная, полная, логическая, доказательная, обоснованная творческая;

качества ответов - правильность, полнота, осмысленность, глубина, гибкость, действенность, системность, обобщенность, прочность;

уровня овладения мыслительными операциями -  умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, делать выводы и т.п.

Умения и навыки оцениваются по степени сформированности общеобразовательных учебных и предметных умений и навыков - выполнение задания по образцу, в стандартных ситуациях, в нестандартных условиях.

Опыт творческой деятельности - наличием умение выявлять проблемы, формулировать гипотезы, решать проблемы.

Опыт эмоционально-ценностных отношений - полнотой, самостоятельностью, стабильностью и т.д.

На уроках химии применяю разработанные критерии оценивания лабораторных опытов и практических работ, листы учебных  достижений, рейтинговые карты по теме урока (Приложения 1,2,3).

Систематическая оценка достижений  это  основа для дальнейших духовных соприкосновений  ученика и учителя.

Систематическая оценка достижений  это трамплин  для дальнейших духовных соприкосновений  ученика и учителя.

Критериальность оценки - это плацдарм для самооценки, саморегуляции  самосовершенствования учителя и ученика

Отсутствие  субъективизма в оценке – это исчезновение страха на уроках у учителя и ученика. Это мощное воспитательное  средство.

Критериальность в оценке это независимость ученика  и рост авторитета учителя.

Это мотивационная основа  любой деятельности учителя и ученика.



Приложение 1

Критерии оценивания различных видов учебной деятельности   при проведении практической работы по химии.

Тема:     1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием

  1. Определение цели работы.

        - верно определяет главную и второстепенные цели работы-1 б.

        -определяет гипотезу – 1б.

        - верно определяет этапы деятельности-1б.

        - верно предсказывает результаты практической работы-1б.

  1. Правила по технике безопасности при проведении работы.

       -верно зажигает и тушит спиртовку- 1 б.

       -верно нагревает и укрепляет в штативе пробирку с газоотводной трубкой-1 б.

      - верно проверяет герметичность прибора для получения газов -1 б.

      - знает правила обращения с  веществами-1 б.

       -соблюдает порядок сливания  жидкостей-1б.

       - знает как определять запах веществ-1б

       - верно нагревает пробирку с веществом – 1б

  1. Выполнение работы.   

          - верно работает со штативом -1б

         - верно работает со спиртовкой -1б

         - верно сливает вещества-1б.

        - правильно нагревает  вещество-1б

        - убрано рабочее место чисто и аккуратно-1б.

4. Вывод по работе.

         - верно сформулирован вывод как доказательство гипотезы-2 б.

5. Оформление отчета  о практической работе.

       - Работа выполнена аккуратно и чисто -1б.

       - отсутствуют орфографические ошибки-1б.

        -прописаны действия всех этапов работы-1б.

       - сделаны рисунки к основным этапам работы-1б

Итого 22 б.

Оценка «5» -  20-22б

Оценка «4»  -16-20б

Оценка «3»- 11-16 б

Приложение 2

Лист учебных достижений  по конкретной учебной теме « Типы химических реакций» 8 класс.


Перечень требований к учебным достижениям

самооценка

оценка

1.

Знать определение уравнения реакции.

2.

Знать особенности различных типов реакции:

Замещения, разложения, обмена, соединения

3.

Уметь различать типы реакций.

4.

Умет самостоятельно проводить реакции разных типов

5.

Соблюдать технику безопасности при проведении опытов.

6.

Уметь работать в паре.

7.

Уметь приводить свои примеры разных типов реакций.

8.

Уметь находить сходство и отличие реакций замещения и обмена

9.

Правильно расставлять коэффициенты в уравнениях хим. реакций

        


Приложение 3

Рейтинговая карта по теме:   « Алкены». 10 класс

Виды деятельности

Кол-во баллов

Кол-во видов деят-ти.

Сумма баллов

Мои достижения: планируемые

Мои достижения: полученные

1.

Написание общей формулы алкинов

1

1

1

2.

Определение вида гибридизации

1

1

1

3.

Определение пространственной формы молекул алкенов

2

1

2

4.

Написание трёх молекулярных и структурных формул гомологического ряда алкенов с названиями

2

1

2

5.

Определение видов изомерии у алкенов

2

3

6

6.

Составление формул изомеров  алкенов различных видов

3

3

9

7.

Написание уравнений  реакций, отражающих химические свойства  алкенов. (Формулы веществ в молекулярном и структурном виде.)

2

10

20

8.

Написание уравнений реакций, отражающих способы получения алкенов в лаборатории и промышленности с указанием условий проведения.(формулы веществ в молекулярном и структурном виде)

2

2

6

9.

Раскрытие областей применения алкенов

1

3

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочная деятельность на уроке математики

Применение различных видов контрольно-оценочной деятельности на уроках математики...

ПРОЕКТ «Контрольно – оценочная деятельность на уроках английского языка по теме:«Защита окружающей среды» 7 класс

Основные задачи модернизации российского образования – формирование УУД и создание единой системы контроля. Регулятивные УУД предполагают выработку умений:  ц...

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках изобразительного искусства.

В работе рассматриваются вопросы:В чём разница между оценкой и отметкой?Что такое "самооценка" школьника?Что является ядром учебной самостоятельности ребёнка?В чём заключается контрольно-оценочная дея...

Контрольно-оценочная деятельность на уроках иностранного языка"

Предназначено в качестве пособия учителю  иностранного языка  при выставлении оценок....

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССЕ

В работе представлены разнообразные технологии по оценочной деятельности в 5-6 классах по ФГОС....

Синквейн как один из методических приемов контрольно – оценочной деятельности на уроках английского языка

Обеспечить новый подход к оцениванию знаний и повысить эффективность уроков английского языка позволяет применение технологии развития критического мышления. Синквейн  является одним из методичес...