Синквейн как один из методических приемов контрольно – оценочной деятельности на уроках английского языка
статья

Васильева Нина Сергеевна

Обеспечить новый подход к оцениванию знаний и повысить эффективность уроков английского языка позволяет применение технологии развития критического мышления. Синквейн  является одним из методических приемов технологии РКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_na_urokah_angl.yaz_.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Синквейн» как один из методических приемов контрольно – оценочной деятельности на уроках английского языка»

                                                                                  Васильева Н. С.,

                                                              учитель английского языка                                                                                                                                                                      МБОУ «Байкальская СОШ»

2018 год.

Новая организация контрольно – оценочной деятельности на уроках

   Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у учащихся  комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах. Процесс контроля и оценивания при этом может оказать негативное влияние на мотивацию к обучению и интерес к предмету. От того, как осуществляется проверка и оценка знаний школьников, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учебе, а также важные качества – самостоятельность, инициативность, трудолюбие. Поэтому крайне важным является условие правильной организации контрольно-оценочной деятельности. Кроме того, новые стандарты требуют принципиально нового подхода к оценке знаний, умений и навыков. На сегодняшний день разработано большое  количество разных методик: балльная система, балльно-рейтинговая система оценивания, портфолио, критериальное оценивание, безотметочное обучение. Для каждой из них характерны определенные инструменты и механизмы формирования контрольно-оценочной деятельности. Обеспечить новый подход к оцениванию знаний и повысить эффективность уроков английского языка позволяет применение технологии критического мышления.

Технология развития критического мышления учащихся

   Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Учебные занятия, формирующие критическое мышление, имеют следующие этапы:

1.        Стадия вызова.

2.        Стадия осмысления.

3.         Стадия рефлексии

  На каждой стадии применяется ряд методических приемов, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения. Приемы, применяемые на стадии рефлексии, так как именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку и происходит оценивание полученных знаний, следующие: кластер, синквейн, сигналы, концептуальная таблица, З-Х-У, взаимообучение, двойные дневники, десятиминутное и пятиминутное эссэ и ряд других. Рассмотрим более подробно один из методических приемов ТРКМ через чтение и письмо – синквейн.

   Синквейн можно использовать на уроках английского языка как один из приемов контрольно – оценочной деятельности. Он приобретает все большую популярность,  все чаще применяется в современном образовательном процессе.  Синквейн — это особое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк. Само слово  «синквейн»  происходит от французского, означающего «пять», в котором обобщена информация.

Синквейны стали  популярными на уроках английского языка, так как  с помощью этого стихотворения в нескольких строках можно выразить основное содержание темы. Существуют определенные правила написания синквейна.

Правила построения синквейна

  • Первая строка стихотворения — это его тема. Представлена она только одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

   При написании синквейна в практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Алгоритм написания синквейна.

1.  Необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения.

2. Нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

3. После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

   Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

  Синквейн можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают учащиеся по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

 Также используется на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Варианты работы с синквейном

   Кроме традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

- Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

- Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

- Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь.

Способы применения синквейна на уроках английского языка:

— использование для постановки темы урока;

— закрепление лексических единиц на различных этапах урока;

— способ проверки домашнего задания;

— обобщение работы по тексту;

— рефлексия на заключительном этапе урока и т.д.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов  - литературы, истории, русского и иностранного языков. Хотя творчески работающие учителя могут применять этот метод и при обучении точным наукам.

Примеры использования синквейнов на уроках английского языка

        На уроках английского языка использование синквейна помогает решить множество     различных образовательных задач. Посмотрим некоторые возможности данного приема.

  1. Синквейн как прием постановки темы урока. При этом в начале урока дети видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и урока.

10 класс  «At the airport»

(Airport)

Huge and enormous

Receives, has arrivals and departures, informs

Planes arrive to this building

Big station.

2. Синквейн как обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной представляется парная или групповая организация работы. Каждой паре/группе дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста.

8 класс 1. English                                                     2.  English                            

Interesting, useful                                             Difficult and mysterious

Teaches, trains, develops                                  Teaches and time takes

Many people know it                                        Students must learn it to be educated                      

Modern language.                                             International language.

3. Синквейн как способ проверки домашнего задания. Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие – составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, – стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.

11 класс «Globalization»

1. Globalization                                                        2. Globalization

Political, economic                                                       Continuous, inevitable

Realizes, presents, cooperates                                      Forms, brings, unites

It is a process of changing of the global economy      Process is unifying society

World’s structure.                                                         Modern tendency.

4. Синквейн как закрепление вновь изученной лексики. Учащимся предлагается в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены по теме. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.

10 класс  1. Canada                                                    2. Canada

Northern, beautiful                                            Large, northern

Makes, produces, develops                                Produces, build, stretches

Official languages are English and French     Canada is home of ice hockey

Maple leaf.                                                          Great Britain’s dominion.

5. Синквейн как игра на уроке-обобщении.  Принцип работы тот же, что и при постановке темы урока, четыре строки (без первой или без пятой) озвучивают сами учащиеся. При этом возможны «как индивидуальные, так и групповые «загадки».

1. (Russia)                                                           2. (Russia)

Big and mighty                                                Diverse and multinational

Protects, wins, develops                                  Lives, protects and loves

The largest country in the world                   Country in which we live

(Power)                                                             (Motherland)

3. (Pupils)                                                               4. (Airport)

   Smart and curious                                              Big and international

Write, read and speak                                          Accepts, sends and serves

Go to school to learn and get marks         The centre of the most modern means of transport

 (Students)                                                                               (Large building)

5. (The USA)                                                            6. The USA

Rich and influentional                                            Big, great

Manages, fights, develops                                       Produces, dictates, evolves

It is a large industrial country                               It is a world power

America.                                                                   (Industrial country)

7. Russia

Multinational and multifarious

Loves, helps, protects

Great country is ruled by the president

(Homeland).

С синквейнами провожу все вышеуказанные  варианты работы: составить рассказ на основе синквейна, используя слова и выражения из синквейна, отредактировать готовый синквейн и  дописать синквейн, заполнив его недостающую часть.

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу). А также синквейн – это хороший метод самоконтроля: если получается, значит материал усвоен хорошо, он служит одним из инструментов оценивания способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Таким образом, использование в учебном процессе синквейна, как приёма технологии критического мышления, стимулирует личностную, интеллектуальную активность, развивает познавательные процессы, способствует формированию компетенций, которыми должны обладать учащиеся.

Список литературы и источников:

1. http://infourok.ru/

2. http://pedsovet.su//

3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

http://standart.edu.ru/ 

4. Агапов И.А., учимся продуктивно мыслить. – М.: Про - Пресс, 2001.

5. Гордеева В.В. Педагогические советы, Волгоград, 2007.

6. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.

7. Клустер Д., Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.

8. Муштавинская И. В. Технология критического мышления: научно - методическое осмысление//Методист. – 2002. - №2

9. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб, 2000.

10. Хуртова Т.В. Обучающие семинары, Волгоград, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

ПРОЕКТ «Контрольно – оценочная деятельность на уроках английского языка по теме:«Защита окружающей среды» 7 класс

Основные задачи модернизации российского образования – формирование УУД и создание единой системы контроля. Регулятивные УУД предполагают выработку умений:  ц...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Контрольно-оценочная деятельность на уроках иностранного языка"

Предназначено в качестве пособия учителю  иностранного языка  при выставлении оценок....

Приемы активизации познавательной деятельности на уроке английского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Я выделила три основных приема, которые могут активно использоваться на уроках английского язык...

Система контрольно-оценочной деятельности на уроках русского языка

В данной методической разработке даны способы оценивания в табличной форме...

Контрольно-оценочная система на уроках английского языка

Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов, рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и с...