Разработка урока по химии на тему "Вода и ее свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Данная разработка урока послужит хорошим дополнением к подгтовке к уроку в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_klass_voda.doc808 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ВОДА: СОСТАВ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: Сформировать знания о распространении воды в природе, углубить знания о свойствах вода, ее роли  в жизни людей; раскрыть межпредметные связи (химии, биологии, географии, физики и др.); способствовать осознанию   значения химии  в различных отраслях народного хозяйства;

Задачи:

Образовательные: дать представления о распространении воды в природе, её составе, способах определения состава воды; ознакомить с физическими и химическими свойствами воды; расширить имеющиеся знания учащихся о применении воды; раскрыть межпредметные связи (химии, биологии, географии, физики и др.)

Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов, анализировать и делать

выводы; умения составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства воды; умения выделять главное, самостоятельно работать с учебником, вырабатывать умение слушать, вести исследовательскую беседу.

Воспитательные: способствовать развитию у школьников интереса к химической науки; активизировать их познавательную и творческую деятельность; способствовать осознанию

значения химии в различных отраслях народного хозяйства; обсудить проблемы окружающей среды.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Оборудование урока: ноутбук, диск «Виртуальная химическая лаборатория», презентация, раздаточный материал.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:  познакомить учащихся с формой проведения урока, подобрать участников.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие! Проверка готовности учащихся. Настрой на урок.

  1. Проверка домашнего задания

Проводится в виде тестирования из 10 вопросов. Учащимся предлагается метод – взаимопроверка (попарно меняются листами ответов и проверяют тест). Затем, глядя на доску, сверяют правильные ответы, ставят оценки.

Если верных ответов:

9 – 10  - оценка «5»

6 – 8   - оценка «4»

5 – 7  -  оценка «3»

            1 – 4 -   оценка «2»

  1. Изучение новой темы

УЧИТЕЛЬ:

Ребята, наш урок сегодня мы начнем со слов Антуана де Сент Экзюпери: «У тебя нет ни света, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…ты самое большое богатство на свете!!» Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Верно: Сегодня мы поговорим о воде. Постановка целей и задач урока.

В течение урока мы должны пройти несколько этапов изучения воды, рассмотрим строение воды, физические свойства химические свойства, значение воды в природе и для организма, и ее применение.

Обратите внимание, у вас у каждого на партах находится «Паспорт воды». Я вам предлагаю все то, что мы будем сегодня узнавать о воде, записывать (фиксировать) в паспорт. (приложение).

У меня на столе, как вы видите, 4 карточки с пометками специалистов: «Географ», «Историк», «Физик» и «Химик». Прошу выйти ребят и выбрать себе соответствующую роль на уроке которые будут рассказывать нам о свойствах и значении воды.

(Специалисты будут рассказывать о воде, при обращении к классу с вопросом. Слушая их учащиеся должны будут записывать коротко и составлять паспорт о  воде)

А теперь давайте приступим к обсуждению вопросов.

УЧИТЕЛЬ:  У меня первый вопрос: Каково значение воды на земле? Об этом нам расскажет историк)

ИСТОРИК: На этот вопрос отвечу я. Вода можно сказать, - саамааааая популярная  и самая загадочная жидкость из всех существующих на Земле. Певцы издавна воспевали ее, поэты посвятили  воде удивительные строки. Прозаики даже и «капле росы»  написали много страниц. А ученые  по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа  на, казалось бы, несложный вопрос: что такое вода?

     Вода – одно из начал всего существующего на Земле, говорили в древности.

     Вода – единое и неделимое вещество, считали в древние века.

    Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника  в пустыне, если иссякнут запасы воды. В пустыне без воды человек выдерживает около суток. Во время одного перехода 25 веков назад в западной части Египта  в пустыне  Сахары  бесследно исчезла могущественная  50-ти тысячная  персидская армия. Причина гибели огромного войска стала нехватка воды.

УЧИТЕЛЬ: вот ребята, насколько важно значение воды. Запишите услышанное себе в паспорт в графу «Исторические данные». А где на земле встречается вода?

ГЕОГРАФ: На этот вопрос отвечу я.     Известно, что бооольшая часть  поверхности земли 71% покрыта океанами и морями. Основные запасы воды  содержатся в мировом океане, причем морские воды составляют 94% от всего объема, или 1 миллион 370 тысяч км3, 6% из них сковано могучими льдами, а 4 % это подземные воды, а на долю пресных вод приходится менее 2%. Было бы прекрасно, если бы человечество могло им  пользоваться. Но оказывается человек использует лишь 0,025% воды.  Но тут возникает вопрос как пополнять резервы пресной воды?

          И вот возникла прекрасная идея для решения этой проблемы. Опреснение морской воды -Очень заманчивая и не такая дорогая.  Заключается она в переброске айсбергов в засушливый районы земного шара. Создана международная компания по транспортировке айсбергов. Обнаруженный в настоящее время самый крупный айсберг протяженностью 350км и шириной 90 км при толщине льда 250м может дать 8 000 миллиардов м3 льда. Даже если 20% воды будет потеряно в процессе доставки айсберга, то оставшейся водой можно будет в течении целого года утолять жажду пустыни Сахара.

     

УЧИТЕЛЬ: Здорово! Как много числовых значений имеет обычная простая казалось бы вода. Запишите себе в графе «Географические данные». И так далее нас интересует Каковы же физические свойства воды?

ФИЗИК: На земле нет другого такого вещества, которое может находится одновременно в твердом , жидком и газообразном состоянии. Температура плавления воды – более 100 С, температура кипения – 100 С , температура замерзания – 0 С. Известно, что обычно вещество при переходе из жидкого состояния в твердое как- бы уплотняется, т.е. сжимается. Поэтому, затвердевая, оно всегда стремится опуститься ниже жидкого слоя. Вода не подчинятся этому правилу: лед держится на поверхности. Его объем на 9 % больше объема незамерзающей воды. И поэтому только часть ледовой массы возвышается. По этой причине айсберги находясь на поверхности представляют серьезную опасность для судоходства. Встреча с айсбергами подчас приводит к трагическим последствиям. Подобная катастрофа произошла с  суперлайнером «Титаник» в 1912 году 14-15 февраля. Способность воды расширятся при замерзании спасает нашу планету от оледенения. Если бы лед опускался на дно, то все моря, реки и озера постепенно наполнились бы ледяными пластами и глыбами.  Известно, что если стальную иголку  осторожно положить на поверхность воды налитой в блюдце, то иголка не тонет.Молекулы воды связаны силами поверхностного натяжения.

     Физики пришли к выводу, что абсолютно чистая вода, не содержит никаких примесей и растворенных газов и обладает феноменальным поверхностным натяжением.

УЧИТЕЛЬ: смотрите как вода объединяет несколько наук. Фиксируем полученную информацию в графе «Физические свойства». Скажите вода встречается только в неживой природе?

БИОЛОГ: Вода – самая распространенная и самое аномальное вещество на земном шаре. Вода входит в состав тела любого живого существа в значительных количествах. Так, тело человека состоит из воды примерно на 70%, в крови человека около 80% , в мышцах 35%, в костях 25% воды. Организмы рыб содержат до 80 %, земноводных до 60% воды, в овощах содержится 60-80  % воды. Без воды не может прожить ни одно существо.

      Вода – вечный минерал. Количество воды на земном шаре не изменяется. Вода- очень стойкое соединение. При нагревании вода закипает, превращаясь в пар, который не разлагается даже при температуре 10000С. Пар при охлаждении вновь дает воду, если температуру воды понижать далее , то образуется лед, который при таянии снова дает воду. Поэтому очень долго воду считали простым веществом.

УЧИТЕЛЬ: ребята, а вы это знали? Вот так вот обыкновенная вода раскрывает нам свои свойства. Записываем это в графу «биологические данные».

И так теперь давайте, подумаем Какое строение имеет вода?

Молекула воды состоит из одного атома кислорода, связанного с двумя атомами водорода - Н2О

 В молекуле воды главным действующим лицом является атом кислорода. (Записыва на доске) 

     

А  скажите какая химическая связь преобладает в молекуле воды? Верно: ковалентно – полярная.  

Японскими учеными было установлено, что благодаря такому строению, ВОДА может обладать удивительными свойствами. К вашему вниманию предлагаю посмотреть видеоролик.(Интерактивная доска) Оказывается вода имеет память. Так ученые проделали опыт. Разлили воду ы несколько пробирок, проговорили воде разные слова. Позже рассмотрев строение воды из каждой пробирки под микроскопом, выявили, что на воду можно воздействовать словами. Но только с хорошими словами она сохраняет жизненно важные свойства:

               

.

УЧИТЕЛЬ: Вот такие тайные свойства есть оказывается у воду, которую мы с вами считали простой и изученной. А теперь, зная каково строение воды, мы можем поговорить о ее химических свойствах.  Каковы же химические свойства воды? Об этом нам расскажет специалист по химии.

ХИМИК: Из химических свойств воды особенно важны  способность ее молекул распадаться  на ионы и способность воды растворять вещества разной химической природы.(Записывает на доске уравнение реакции разложения воды) . Роль воды как главного и универсального растворителя определяется прежде всего полярностью ее молекул (смещение центров положительных и отрицательных зарядов).

     Распадение молекул воды на ионы : Н2О  →   Н+ +ОН-,  в обычных условиях крайне незначительно; диссоциирует в среднем одна молекула из 500 000 000.

     Реакционная способность воды сравнительно невелика. Правда, некоторые активные металлы способны вытеснять из нее водород: .(Записывает на доске уравнение реакции )

УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте посмотрим видеоролик – как Натрий взаимодействует с водой. А теперь запишем уравнение реакции на доске, остальные записываем себе в паспорт в графе химические свойства. .(Записывает на доске уравнение реакции )

                              Na+2H2O= 2NaOH + H2           

Вода реагирует с менее активными металлами при температуре: (видеоролик)

                             Zn+H2O= ZnO +H2

Вода реагирует с некоторыми неметаллами: (видеоролик)

                            С + Н2О = СО + Н2

Вода реагирует с оксидами активных металлов: (видеоролик)

                          Li2O + H2O = 2LiOH

Вода реагирует с оксидами неметаллов:

                         SO3+H2O = H2SO4

В атмосфере свободного фтора вода может гореть:

                          2F2 + 2H2O = 4HF + O2

УЧИТЕЛЬ: и так, основные химические свойства мы рассмотрели. Что еще мы можем сказать о воде? (ответы учащихся).

  1. Закрепление материала

Сейчас я предлагаю вам для закрепления (вспомним какие бывают типы хим реакций) , связанную с выполнить задания (на интерактивной доске) :

№1. Определите тип химической реакции на примере свойств воды. На доске указаны реакции, ребятам необходимо записать тип реакции.

№2 Определите степени окисления элементов в уравнении реакции. Укажите окислителя и восстановителя.

Выполнившие ребята поднимают руку, и затем у доски записывают получившиеся действия.

№3 Задача, решаем у доски.

  1. Рефлексия.

Ребятки, спасибо большое вам за урок, за активное участие.

  1. Сейчас , в паспорте в конце странички у вас есть свободное место. Здесь я предлагаю записать вам СИНКВЕЙН
  2.  Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
  3. Подберите к этому слову 2 прилагательных
  4. Подберите к этому слову 3 глагола
  5. Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
  6. Подберите синоним к этому слову.

Пример «синквейна», написанного учащимися.

  1. Вода.
  2. Бесцветная, жидкая.
  3. Растворяет, орошает, питает.
  4. Не все то золото, что блестит.
  5. Жизнь.

  1. Домашнее задание – параграф  47, упражнение на стр. 145 – А2,3.4

Сегодня мы с вами познакомились с таким удивительным веществом как вода, услышали много очень интересных сведений об этом веществе. Ребята, скоро 22 марта – Всемирный день воды. Этот день является уникальной возможностью напомнить человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете. И я думаю, сегодня вы многое поняли насколько важна вода. И ответили себе на вопросы:

- Каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?

- Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день?

 - Бережно ли мы используем ценный природный ресурс?

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии с использованием модульной технологии «Свойства альдегидов»

Данный урок является частью темы «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе», на изучение которой отводится 19 часов. Урок по теме «Свойства альдегидов» в данной теме 8. До э...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"

В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....

Разработка урока по химии "Серная кислота и её свойства"

Разработка урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота иеё свойства" с  использованием современных образовательных технологий....

Разработка урока по химии в 11 классе по теме: "Пластмассы:строение, свойства, применение".

Урок проводился в 11 классе, где химия не является профильным предметом.Цель:  закрепить знания о высокомолекулярных соединениях, рассмотреть взаимосвязь практического применения, свойств и строе...

Разработка урока по химии "Получение, свойства и применение углеводородов"

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Устанавливаются связи между строением и свойствами органических веществ на примере углеводородов, выясняются причины многообразия органических в...

Разработка урока по химии «Химические свойства кислорода»

Разработка урока по химии "Химические свойства кислорода"...