урок в 10 классе (педагогическое направление) по теме Глюкоза
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Вахитова Гульнара Газизулловна

Аннотация к уроку:  Обобщение темы «Глюкоза»

(или Профессия учителя в призме химических знаний)

          Есть у учителя особая миссия - не пройти мимо ученика, заметить искорку любопытства, творчества, познания и не дать ей погаснуть. В повседневных заботах у педагога высокое назначение - просвещать, возвышать, любить, озарять, светить. «Можно сказать, школы…. лишь тогда исполняют своё назначение, когда, возбуждая умственный интерес, дают импульс человеку к разумной, сознательной жизни и к самосовершенствованию»(1). Я доказываю ученикам, что химия и жизнь неразрывно связаны.  Как же убедить в этом детей? Проводить эффектные опыты? Заинтриговать химическими реакциями? Да, возможно. Это увлекает и убеждает. Но есть и «сухой язык» теории. Какие методы, формы, средства выбрать? Какое направление в работе будет оптимальным?

      В последние годы ученик переводится из системы подчинения в систему сотрудничества. Это предполагает развитие в детях свободы и творчества на основе принятия личностных целей, запросов и интересов ребенка, уважение его достоинства. Личностный подход к обучению и воспитанию, знание компетентностей формируют «механизм саморазвития и самореализации личности, создают условия для превращения ученика и объекта в субъект обучения»(2). ___________________________________________________

1.      В.Д. Сиповский. Статья «Образование и школа».

2.      И.С. Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования.

____________________________________________________

       Урок составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень). Класс обучается по одночасовой программе (авторы И. И. Новошинский,

Н. С. Новошинская). Появилась идея - вызвать интерес старшеклассников к уроку и профориентации через поставленные цели и задачи:  Обобщить тему «Моносахариды» и дать представление о сложной и интересной профессии учителя через игровые импровизации посредством химических знаний. Используемая проектная технология (ролевая и игровая) направлена:

1.     На предварительный сбор информации к уроку для представления  вниманию аудитории;

2.     На моделирование и решение деловых задач;

3.     На создание ситуации успеха каждого обучающегося.

На всех этапах урока прослеживается позитивная мотивация и интерес учащихся к учебно - познавательной  и творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obobshchenie_temy_glyukoza.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 10 классе с педагогической направленностью.

 (1 час в неделю):

Обобщение темы «Глюкоза»

(или Профессия учителя в призме химических знаний)

 (автор Вахитова Гульнара Газизулловна, куратор педагогических классов,

 учитель химии высшей квалификационной категории

гимназии №10 города Зеленодольска Республики Татарстан,

 расположенной по адресу: улица Каюма Насыри, дом 13А)

 «Хороший урок как подлинное творчество учителя,

создается уже на самом уроке…»

В.А. Сухомлинский.  

«Если ты педагог и воспитатель, так воспитывай своих подопечных,

чтобы твое воспитание сказывалось на них до конца их жизни»

Каюм Насыри.

Цель: Развитие личностных особенностей учащихся через организацию повторения темы по химии «Глюкоза, ее характеристика»  и творческой работы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторить и обобщить тему «Глюкоза».
  2. Дать представление о сложной и интересной профессии учителя через игровые импровизации посредством химических знаний.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию у учащихся критического и образного мышления.
  2.  Создать условия для усиления познавательной активности.
  3. Продолжить развитие мотивации к изучению учебного предмета химии.

Воспитательные:

  1. Воспитывать готовность к осознанному выбору профессии.
  2. Развивать навыки коллективных взаимоотношений, инициативность.
  3. Воспитывать уважение к учительскому труду.
  4. Развивать качества лидера, организатора творческих дел.
  5. Воспитывать патриотическое отношение к историческим личностям.

Технологии 

  • Проектная технология:

- информационная - нацеленная на сбор и анализ информации по теме «Глюкоза» для представления аудитории;

- ролевая и игровая - направленные на моделирование деловых ситуаций.

  •  Дискуссия

 Методы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Проектный

Социальные формы обучения  -   Групповая.  Парная.  Индивидуальная.

Средства обучения:

  • Химическое оборудование и реактивы
  • Мультимедийный комплекс
  • Карты-путеводители
  • Карточки с заданиями

Этапы урока

I         Актуализация знаний

II         Формирование умений и навыков

III         Проверка усвоения знаний

IV         Рефлексия

V       Составление синквейна

Ход урока:

 Мотивация учебной деятельности.

На слайде  вопрос: Какой он, современный учитель?

Чтобы ответить на вопрос, надо представить себя в роли учителя.

                                  Составим алгоритм действий:

  • Представить. Увидеть. Услышать.
  • Понять. Проанализировать.  
  • Сделать выводы.

Ученики работают в группах по двое или по четыре человека, в зависимости от задания.

На столах:

1  Карты – путеводители:

  • А. Классификация нравственных типов личности (по П.Ф. Лесгафту)
  • Б. Приемы привлечения и удерживание внимания

2.  Карточки с заданиями.

3.  На демонстрационном столе химическое оборудование.

  1.   Актуализация знаний по теме: «Глюкоза»

в представлении ученика в роли учителя.

Обобщение и повторение темы  “Глюкоза” по плану:

  • Нахождение в природе (1 группа);
  • Физические свойства (2 группа);
  • Строение молекулы (3 группа);
  • Химические свойства глюкозы (4 группа);

(в парах тихо рассказывают друг другу, повторяют домашний задание)

Помощь: Презентация проекта «Глюкоза, ее строение, свойства и значение», подготовленная  группой учащихся.

  1.  - III. Формирование умений и навыков.    Проверка усвоения знаний.

Задание №1:

 Объяснить тему «Глюкоза» по-разному. Представим, что каждый учитель обладает  разными качествами, что выражается в темпе речи, манере изложения, владении жестом, мимикой  (Карта – путеводитель).

Используем:         - карточку – задание

- ученический эксперимент (при этом соблюдаем правила техники безопасности): объяснение некоторых свойств моносахарида – глюкозы через уравнения реакций

  • Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди
  • Реакция «серебряного зеркала»

Сделать выводы:  анализируем представление  каждой группы, используя карту – путеводитель А. (из какого типа личности может «получиться» учитель?)                                                  

Задание №2:

Расставить цифры 1,2,3….  по значимости характеристик  для профессии учителя:

  •   обаятельный
  •  понятная речь
  •  речь  большим количеством научных терминов;
  •  удачный макияж
  •  знание учебного предмета
  •  модная одежда
  •  знание психологии
  •  владение экспериментом
  •  перед уроком посмотреть в зеркало
  •  способность к импровизации
  •  яркая личность
  • знание ИКТ

На экране через проектор – вопрос: что примерно должно соответствовать педагогу в большей степени? и  предполагаемые ответы.

 Сделать выводы:  анализируем ответы  каждой группы.

Задание №3  (группы по 4 человека)

Составить прилагательные из букв в слове «Х и м и я», относящиеся к качественным характеристикам педагога.

Примерные ответы:

Х

Харизматический

Х

Хитроумный

И

Интеллигентный

И

Изобретательный

М

Мужественный

М

Мобильный

И

Интересный

И

Интеллектуальный

Я

 Яркий

Я

Ясный

Х

Храбрый

Х

Хороший

И

Изобретательный

И

Инициативный

М

Мудрый

М

Миролюбивый

И

Ироничный

И

Иммуннитетный

Я

Ясновидящий

Я

Ясномыслящий

Сделать выводы:  анализируем ответы  каждой группы

Задание №4.  Среди учёных-педагогов XIX века одно из главных мест занимает, несомненно, К.Насыри - человек широкого кругозора и разнообразных научных интересов. Он всецело посвятил себя исследованию и решению проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Особый интерес представляет богатейшее наследие К.Насыри в области методики естественно-математических дисциплин. Оно ценно тем, что все его научно-методические рекомендации основываются на общих психолого-педагогических закономерностях учебного процесса, максимально приближены к запросам практики. (Здание гимназии расположено на улице имени Каюма Насыри, в гимназии  создан этнографический музей имени Каюма Насыри, ученики педагогических классов – члены совета музея).

К. Насыри собирал, приводил в систему народные загадки, поговорки, образные выражения.  Задание заключается в следующем: необходимо объяснить образное выражение (группы по 2 человека):

  1. У него и кот зайцев ловит.
  2. Попусту собака лает – гостей незваных созывает.
  3. Дома и похлебки не сварит, а на миру кашу варить норовит.
  4. Уплыло облако – не поймаешь.
  5. Сам не знает и у других не спросит.
  6. Ты сердишься?  Укуси себя за нос.
  7. И верблюд, и пуговица – все подарок.
  8. Не умеющему плясать все музыка виновата.

Сделать выводы:  обсуждаем  объяснения каждой группы.

Задание №5.  Глюкоза состоит из 3 элементов: углерода (С); водорода (Н); кислорода (О). Нарисовать продолжение химической структурной формулы по теме «школа». (группы по 2 человека). Можно предложить рисовать на классной доске.

Задание №5.  Ораторское искусство.

Умение завоевывать и удерживать внимание аудитории – несомненно, одно из важных профессиональный качеств преподавателя.

Необходимо выступить по теме, используя сообщения, подготовленные к уроку:

  • Мед                Шоколад                  Фруктоза

Каждой группе возможно использовать  два приема из Карты – путеводителя Б «Приемы привлечения и удерживание внимания».

 Сделать выводы:  анализируем выступления  каждой группы, эффективность приемов в дальнейших публичных выступлениях.

IV         Рефлексия

  1. Что узнали нового по теме «Глюкоза»?
  2. Насколько сложными оказались задания для выполнения?
  3. Как учить? Какие методы, средства помогают процессу обучения?
  4. Какими качествами должен обладать педагог?
  5. Что кажется трудным в «преподавании» химии?
  6. .Ваши предложения  и замечания по уроку.

V       Составление синквейна.

  • Пожелания ученикам.
  • Пожелания учителям.

Подведение итогов урока.         Выставление отметок.

                                             Отметить наиболее активных учащихся.  

                                              Похвалить всех участников.

На экране слова  Каюма Насыри:

  • «Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне».
  • «Глупо уважать людей лишь за их почтенную внешность, если за ней нет ни ума, ни доброты. Ученость, воспитанность, прекрасные душевные качествами – вот за что следует почитать».
  • «Если ты педагог и воспитатель, так воспитывай своих подопечных,

                    чтобы твое воспитание сказывалось на них до конца их жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в классе казачьей направленности

Уроки физической культуры в классе казачьей направленности должны иметь особую изюминку....

Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку

В теме урока актуализация знаний проводится по причинам, поводу  к войне, характеру, участникам войны с помощью разнообразных заданий. Обучающиеся выясняют социально-экономическое и политическое ...

Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку

Презнтация по теме содержит большой материал: причин, повода к войне, участников войны, общую характеристику сторон. Речь идёт об исторических персоналиях: монархах, командующих армиями и фронтами, по...

конспект урока в 8 классе коррекционной направленности по теме "Туризм"

конспект урока в классе коррекционной направленности по теме "Туризм"...

Презентация к уроку "Решение задач практической направленности по теме "Подобие фигур"

Презентация содержит различные виды задач практической направленности по теме "Подобие фигур". Закладывает основы понимания подобия у школьников  5-6 классов....

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...

Конспект урока 6 класс прикладного направления "Применение математики в вопросах ремонта"

Урок направлен показать практическую направленность математики....