Современные образовательные технологии в преподавании химии
статья по химии на тему

Приводится  опыт  работы  по  использовании  современных  образовательных  технологий  в  преподавании химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ  И  МЕТОДЫ  ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ  К  ГИА  ПО  ХИМИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ  ОПЫТА

 «Мозг, хорошо устроенный, ценится выше, чем мозг, хорошо наполненный»

М. Монтень

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму»

Конфуций

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Принципиальной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является усиление их ориентации на результаты образования. В основе российской школы лежит деятельностная парадигма образования, декларирующая целью образования развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Выделяют основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические), коммуникативные. Как педагог, убеждена, что содержание предмета «химия» в большей степени, чем другие предметы позволяет осуществить познавательное развитие.

Разработанная на основе образовательного стандарта модель экзаменационной работы по химии предусматривает проверку понимания учащимися основных теоретических положений школьного курса химии, выявление уровня сформированности умения решать задачи и освоенности  экспериментальных умений

Учащийся должен:

1.Владеть основным понятийным аппаратом школьного курса химии:

- понимать смысл понятий;

- понимать смысл химических явлений;

- понимать смысл химических  величин;

- понимать смысл химических законов.

2. Владеть основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:

- формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;

- конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;

- проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.

3. Уметь проводить косвенные определения химических величин.

4. Уметь представлять экспериментальные результаты в виде уравнений реакций и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных.

5.Уметь решать задачи различного типа и уровня сложности (базового, повышенного и высокого):

- усвоить наиболее важные химические понятия, явления и законы,

- уметь работать с информацией химического содержании;

- уметь использовать понятия и законы химии для анализа различных процессов и явлений;

- уметь решать качественные и расчётные задачи по какой-либо из тем школьного курса химии;

- уметь использовать законы химии в измененной или новой ситуации при решении задач,

- уметь проводить экспериментальные исследования.

6.Понимать тексты химического содержания. Уметь

-  понимать смысл использованных в тексте химических терминов;

- отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;

- отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;

- использовать информацию из текста в измененной ситуации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Отличительной чертой новой формы экзамена  является использование специальных серий заданий на основе текстов химического содержания.  Эти задания направлены на проверку сформированности различных информационных умений (понимание смысла использованных в тексте химических терминов, перевод информации из одной знаковой системы в другую, применение информации из текста в измененной ситуации и т.п.) и являются хорошей основой для перехода в дальнейшем на широкое использование в экзаменационных материалах компетентностно-ориентированных заданий.

Экспериментальные задания с развернутым ответом  проверяют не только умение проводить опыты, но и представлять экспериментальные данные в виде уравнений реакций, а на основании полученных данных делать выводы о типах химических  реакций.

Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, можно увидеть, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных. Т.е., такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

Цели изучения химии в основной школе по ФГОС  следующие:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов химии, взаимосвязи между ними;
  • формирование у учащихся представлений о картине мира.

Личностными результатами обучения химии  в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к химии как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.)

Метапредметными (компетентностными)  результатами обучения химии в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Таким образом, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя - научить детей самостоятельно добывать знания.

Задачи, которые я должна решить:

  • создание условий, пробуждающих самообразовательную активность обучающихся воспитанников;
  • переконструирование прежних знаний обучающихся, проблематизация учебного материала (другими словами, при деятельностном обучении происходит расширение и углубление знаний при помощи ранее усвоенного и нового применения прежних знаний в условиях проблемной ситуации);
  • направление учебного материала не только на поиск знаний в «чистом виде», но и на овладение способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания;
  • обеспечение эмоциональной поддержки, которая необходима, чтобы взяться за рисковое дело, т.е. высказывать свои мысли о чем-то неизвестном, эта задача выполняется за счет организации групповой работы.

ОПЫТ  РАБОТЫ

1. Систематизация   действий по формированию УУД по химии.

А. Личностно-ориентированный подход.

     Я считаю, что основной целью всех технологий является здоровьесбережение, а значит необходимо ученика научить учиться с минимальными затратами для здоровья. Основные принципы таких технологий: личностный смысл обучения (личностно-ориентированные) и мотивация. Всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.

     Основные принципы такого обучения:

  • каждый человек от рождения наделен способностями; развить их – важнейшая задача школы и любого учебного учреждения;

  • знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;
  • учебный процесс должен опираться на зону актуального развития и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития;
  • развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;
  • учет индивидуальных психических особенностей учеников;
  • создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.

     Принципами личностно-ориентированного обучения считаю:

  • использование проблемных творческих заданий: в качестве домашнего задания часто предлагаю провести домашний эксперимент и объяснить полученный результат;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала: например, слабый ученик может дома составить план рассказа и по нему отвечать; во время фронтального опроса использую карточки разных цветов, соответствующие разному уровню заданий (цвет и уровень заранее оговорены), ученик сам выбирает уровень сложности вопроса;
  • сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;
  • создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят: в ходе урока ученики могут зарабатывать себе баллы, и если что-то не получилось, то своей активной работой можно улучшить результат; также этому способствует проведение физкультминуток, звучание музыки при проведении некоторых заданий;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали, но и что «понравилось» или «не понравилось» и почему.

Б. Регулятивные учебные действия, также как и коммуникативные в большей мере формирую на уроках «Практическая работа». Здесь ребята, изучив дома необходимый материал, должны понять и сформулировать цель работы, сами составить ее план, проанализировать предполагаемый результат и сделать вывод. Так как лабораторная работа выполняется в паре, то в процессе ее выполнения развиваются коммуникативные навыки.

В. Познавательные учебные действия.

Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.

К творческим самостоятельным заданиям я отношу такие как: составить кроссворд, рассказ. Например, при изучении темы «Способы разделения смесей» предлагаю дома провести опыты по выращиванию кристаллов соли, хроматографию (разделение чернил) .

Один из видов самостоятельных творческих заданий заключается в написании небольшой сказки, куда необходимо «вплести» главную химическую информацию об изучаемом объекте или явлении. При сочинении сказок происходит развитие творческого воображения, развитие образного видения химических явлений. Получив задание, учащиеся анализируют и систематизируют знания по химии, накопленные ими ранее и в результате возникают образы, отображающие химические явления.

Средствами развития творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений. Зачитывая литературный фрагмент, предлагаю дать ответы на вопросы:

  • определите химические явления, о которых идёт речь;
  • укажите отличительные особенности и условия протекания явлений, описанных в отрывке и объяснить их;
  • как будут протекать явления, если условия изменить и др.

     Литературные фрагменты способствуют видению химических явлений, а это углубляет восприятие и понимание химии.

Знакомлю учащихся с информацией о рефератах, и докладах, выделяю признаки реферата, его структуру, типы, язык, объём, оформление.

Учащиеся должны знать критерии оценивания реферата. Реферат должен быть защищён. Учащимся сложно ориентироваться в потоке новой информации. Для облегчения знакомства с химическими терминами мы создаём с обучающимися химический словарь. Его можно делать на последней странице рабочей тетради. В начале изучения химии в 8 классе я совместно с учащимися начинаю его заполнение, затем они продолжают эту работу самостоятельно.

Положительный момент такого словаря – он всё время «под рукой» ученика. Заполнение идёт постепенно. Дети часто с ним работают и запоминают химические величины, единицы  измерения и формулы.

Также организую самостоятельную творческую деятельность учащихся через исследовательскую деятельность.

Исследовательский метод я также начинаю применять с 8-го класса, когда учащиеся начинают заниматься химией. Обычно такие задания предлагаю как итоговую работу по прохождению той или иной темы.

     Использовать данный метод меня побудили следующие причины:

С одной стороны - учащиеся недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом.

С другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, особенно ценится умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования.

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Наряду с исследовательским методом  успешно использую  проектную деятельность, начиная с 8 класса.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Обучение химии начинается в период, когда ребёнок переживает самый сложный период своей жизни - подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Главной задачей педагогов является усиление мотивации обучения, расширение познавательных интересов обучающихся воспитанников, вовлечение их в работу над учебными проектами, формирование у них способностей самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности.

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.Таким образом, достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) и как мы с ними работаем на уроках химии.

Личностные универсальные учебные действия.

Личностным результатом обучения химии на мой взгляд становится убежденность обучающихся в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к химии как к элементу общечеловеческой культуры. На этой стадии понимания ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей деятельности, к ним относятся:

  • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения от эталона;
  • оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия.

Регулятивные универсальные учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.

        При обучении химии, деятельность, связанная с проведением химического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания химических явлений. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя.

Познавательные универсальные учебные действия.

Общеучебные УУД включают:

  • самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
  • действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Развитие общеучебных УУД на уроках химии  предусматривает:

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

Универсальные логические действия.

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д).

Совокупность логических действий представляет собой:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации;
  • анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;
  • синтез - составление целого из частей;
  • сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию;
  • классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • доказательство - установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
  • установление аналогий.

С целью реализации познавательных УУД мною используются опорные конспекты (ОК), структурно - логические схемы, работа обучающихся над учебными проектами. В конце изучения каждой темы мы с учащимися составляем обобщающий опорный конспект или структурно - логическую схему, тем самым ребята учатся видеть все явления и процессы во взаимосвязи друг с другом, учатся умению оперировать основными понятиями и формулами, устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Всё это позволяет систематизировать знания, учит обучающихся выделять основное, а моя задача лишь направлять их мысли. Схема «рождающаяся» на глазах, воспринимается ими, как результат собственного труда, лучше запоминается и в дальнейшем используется как справочная. Она может быть полезна при решении задач, при выполнении тестовых заданий. Такие схемы помогают освоить основной материал. Слабоуспевающие обучающиеся, вначале используют схему, как опору. С ее помощью можно воспроизвести материал, ответить на вопросы учителя, учитывая логические связи и зависимости по стрелкам, вписать в нее информацию, воспроизвести схему (ОК) по памяти, выписать обозначения всех физических величин, встречающихся на схеме (ОК) и их единицы. Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы с учебником, повышается активность обучающихся воспитанников, растет интерес к предмету.

 Коммуникативные универсальные действия.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;
  • постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.

Элементы формирования коммуникативной УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок – конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).

Говоря о формировании у обучающихся универсальных учебных действий, мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности учебных компетенций. А степень участия в самостоятельной деятельности обучающихся и руководство остаётся за учителем.

Практика работы с учащимися показала, что они не умеют сравнивать, анализировать, выделять главное, для них главным методом оперирования идеями является синтез. Для формирования совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» необходимо развивать логическое и рациональное мышление и учиться работать в коллективе. Для этого я использую методы мотивации и стимулирования обучающихся (создание проблемной ситуации, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания, создание ситуации взаимопомощи); методы контроля (фронтальный опрос, химические диктанты, написание ОК и их восстановление по памяти).

Формы организации работы на уроках: индивидуальная и групповая. В группу входят обучающиеся с разным уровнем развития, но эти уровни не отличаются более чем на один уровень. При этом ученики с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем – за счет достижения успеха через самореализацию.

Уроки химии: Какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности воспитанников.

3. Применение на уроках химии учебных карт для формирования универсальных учебных действий.

Говоря о формировании у школьников универсальных учебных действий, мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков  самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности  учебных компетенций. А степень участия в самостоятельной деятельности учащихся и руководство остаётся за учителем.

«В учебном процессе по химии возможны следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; рецензирование ответов своих товарищей на уроках, а также докладов на конференции; наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и выводы из них; выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с проведением экскурсий в природу и на производство»

Останавливаясь подробнее на самостоятельной работе учащихся, связанной с решением задач, необходимо подчеркнуть ведущую роль умения решать задания на распознавание и воспроизведение  новых знаний. Формирование универсальных учебных действий в данном случае достигается через использование учебных карт с пошаговой программой действий. Данная карта составляется либо учителем, либо школьниками с помощью учителя, а на третьей ступени обучения – самими учениками.

Учебная карта к выполнению задания составляется на уроке получения новых знаний обучающимися  под руководством учителя. Применяется при решении всех предложенных ситуаций с увеличением доли самостоятельности при выполнении заданий.

Познавательное развитие – это формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами по­знания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии. Познавательные универсальные учебные действия включают как общеучебные, логические, так и постановку и решение проблемы. Одним из важных видов универсальных действий является самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Без этого невозможно создание мотивации, необходимой для успешности познавательного процесса. Идеально, если учитель не ставит цель перед учениками на уроке, а создает условия, при которых каждый ученик может поставить перед собой познавательные цели самостоятельно. При этом у ученика появляется внутренняя мотивация на активную позицию, желание найти ответ, доказательство, решение. На уроках химии этого легко добиться, создавая проблемную ситуацию. Ведущая педагогическая идея опыта: через развитие универсальных познавательных учебных действий, помочь ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, а для этого действовать по формуле: от действия — к мысли.

3. Технологии реализации ведущей педагогической идеи:

Создание проблемной ситуации на уроке как средство и способ формирования УДД в моей практике преподавания стало важнейшей частью методического обеспечения урока с того времени, как на заседаниях муниципального методического объединения учителей физики города Балаково, а я тогда руководила этим объединением, почти каждый коллега представлял свой опыт проблемного подхода в преподавании. Можно сказать, что мы все вместе выработали целую систему проблемной подачи материала и новые подходы ФГОС подтверждают актуальность создания проблемных ситуаций на уроке физики во всех классах.

К универсальным познавательным действиям относятся поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Особенно после введения Государственной итоговой аттестации, стало ясно, что многие школьники с трудом понимают содержание текстов научного содержания, т. к. они не могут выделить в них главное, найти необходимую для ответа на поставленные вопросы информацию. В основе использования информации лежит проблема поиска и преобразования ее в такие содержание и форму, которые создают возможность более удобного и быстрого освоения ее и эффективного использования. Возникла отдельная наука – эвристика, включающая в себя систему обучения, способствующую развитию у обучающихся находчивости, умения самостоятельно добывать знания, познавательной активности, потребности в знаниях. Что же можем сделать мы, чтобы помочь нашим ученикам? Уже с первой ступени обучения химии я стараюсь учить их выделять главное в тексте учебника, в моём рассказе, в сообщениях товарищей. Очень помогают в формировании действий с информацией задания по структурированию текста, составления логических блок-схем, нахождения в текстах ошибок, составление вопросов к отдельным частям текста, поиск дополнительной информации и опережающие задания. Составляя свои опорные конспекты, ребята имеют возможность сравнить их с предлагаемыми.

 Очень большое значение в познавательном развитии имеет формирование символического и логического мышления, выработка навыков знаково-символических действий, включая моделирование (преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область). От изучающих химию требуется научно-теоретический способ мышления, предполагающий умение проводить логические размышления, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, различные умственные действия (сравнения, противопоставления, классификации, определения и т.д.). Поэтому я стараюсь как можно больше внимания уделять развитию мышления учеников: добиваюсь, чтобы они уясняли логику рассуждений, последовательность и этапы вывода формул, могли соотнести конкретные примеры и факты с доказываемым положением.

 С целью создания условий для познавательного развития обучающихся необходимо сознательно выбирать приёмы изложения материала в зависимости от уже сформированного уровня их развития так, чтобы они требовали познавательных действий, лежащих в зоне ближайшего развития. Одним из таких приёмов является индуктивное объяснение. Индуктивный приём изложения способствует развитию конкретно-образного мышления, учит наблюдать явления, замечать в них существенное, общее. Хотя этот приём даёт возможность только вероятностных выводов, во многих случаях он является единственно возможным на данном этапе получения новых знаний. Дедуктивный приём более сложен, но более продуктивен и с точки зрения развития мышления, и с точки зрения достоверности (дедуктивное умозаключение признаётся достоверным логикой).

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи:  не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информатизации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, ВУЗе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянного обновлять, что может быть достигнуто в основном путём самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других учащихся.

Познавательная самостоятельность – стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Выделяют 3 уровня активности:

  1. Активность воспроизведения – характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
  2. Активность интерпретации – связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
  3. Активность творческая – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Классификация инновационных методов обучения:

Классификация по характеру учебно-познавательной деятельности:

Имитационные

Неимитационные

Игровые

Неигровые

Учебные игры

Case-study (AKC)

Проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками

Поисковая лабораторная работа

Деловые игры

ТРИЗ – работа

Игровые ситуации

Разбор деловой почты

Эвристическая беседа

Тренинги в активном режиме

Семинары, дискуссии

Игровые приемы и процедуры

СРС с литературой

Наличие модели изучаемого процесса

Отсутствие модели изучаемого процесса

Классификация по численности учащихся:

- Индивидуальные;

- Групповые;

- Коллективные;

- Работа в диадах и триадах.

        Классификация по типу деятельности участников при решении задач:

Ранжирование по различным признакам предметов и действий

Решение инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи

Выбор тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях

Демонстрация и тренинг навыков, внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и пр.

Проектирование и конструирование объектов

Оптимизация процессов и структур

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  1. пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
  2. активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
  3. интерактивная – взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

После того, как вы что-то прочитали, вы запомните 10%; после того, как вы что-то услышали, вы запомните 20%; после того, как вы что-то увидели, вы запомните 30%; после того, как вы что-то увидели и услышали, вы запомните 50%; после того, как вы что-то сделали сами, вы запомните 90%.

Оптимальное обучение возникает тогда, когда у людей есть возможность проявлять активность, взаимодействие (интерактив).

Главный отличительный признак интерактивных занятий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснованного решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в современной школе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся классов без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Ведущий учитель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску.

Активность учителя уступает место активности учеников, его задачей становится создание условий для их инициативы.

Новая роль учителя: учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Основные виды интерактивных образовательных технологий:

  1. Работа в малых группах (команде) – совместная деятельность учащихся в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности.
  2. Проектная технология – индивидуальная или коллективная деятельность по отбору, распределению и систематизации материала по определенной теме,  результате которой составляется проект.
  3. Анализ конкретных ситуаций (casestudy) – анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений.
  4. Ролевые и деловые игры – ролевая имитация учащимися реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах.
  5. Модульное обучение – использование знаний в виде: а) отдельных модулей, автономных частей курса, интегрируемых с другими частями курса; б) блоков взаимосвязанных курсов, которые можно изучать независимо от другого блока дисциплин.
  6. Контекстное обучение – мотивация учеников к усвоению знаний путём выявления связей между конкретным значением и его применением.
  7. Развитие критического мышления – образовательная деятельность, направленная на развитие у учащихся разумного, рефлексивного мышления, способность выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
  8. Проблемное обучение – стимулирование учащихся к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.
  9. Индивидуальное обучение – выстраивание учащимся собственной образовательной траектории на основе формировании индивидуальной образовательной программы с учетом интереса учащегося.
  10.  Опережающая самостоятельная работа – изучение учащимся нового материала до его изучения в ходе классных занятий.
  11.  Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.
  12.  Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации их собственного опыта с предметом обучения.
  13.  Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)- обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний учащихся.

Интернет-ресурсы и ИКТ в помощь учителю химии.

Современный урок невозможен без использования разнообразных методов, форм и приёмов. Использование ИКТ на уроках химии позволяют повышать познавательный интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов.

Методы ИКТ– применение компьютеров для доступа к Интернет-ресурсам, использование обучающих программ для расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание.

Некоторые явления в условиях школьного химического кабинета не могут быть продемонстрированы. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. С помощью компьютера можно воссоздать модель явлений и процессов, изменяющихся как в пространстве, так и во времени, причём рассматривать эту модель можно с оптимальной для усвоения скоростью, в некоторых моментах замедлять и повторять.

Таким образом, можно применять следующие формы работы с использованием информационных технологий на уроках химии:

• представление учебного материала на компьютере при изучении нового материала – просмотр презентаций с включёнными в них видеофрагментами, интерактивными моделями явлений и устройств, задачами и вопросами, а также самостоятельная работа с материалами сайтов Интернета, т.е. медиа-уроки;

• при контроле знаний – решение задач с интерактивным выбором ответа и разбором решения, выполнение занимательных тестов в картинках;

• выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ.

• при подготовке домашнего задания – поиск дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного, в Интернете.

Кроме того, учащимся можно предложить ряд индивидуальных творческих заданий с использованием компьютера.

Индивидуальные творческие задания позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов, благодаря чему, в частности:

1) прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности;

2) развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

3) формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;

4) способствовать гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к информации культурного, гуманистического плана.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация химических явлений рассматривается не как замена реального химического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Безусловно, компьютер можно применять и на уроках разных типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ. Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках химии превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира. В последнее время наблюдается активное внедрение Интернет в преподавание школьных предметов. Наряду с этим увеличивается число ресурсов по предметам. Интернет играет значимую роль в самообразовании учителя. Применение информационных технологий позволяет более качественно подойти к вопросу обучения химии.

Активизация мыслительной деятельности учащихся при проведении эксперимента

Искра жажды знаний зажигается учителем. Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Обучать – это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Многолетний опыт преподавания химии в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний.

Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Трудность управления умственной деятельностью в решении проблемных ситуаций обусловлена тем, что для одной группы учащихся задание является проблемным, а для другой – не проблемным. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания и работать с той скоростью, какая соответствует его подготовки. Мною многократно апробированы на уроках химии задания с “дозами помощи” - подсказками. В подсказке указывается последовательность шагов в решении проблемы. Объем информации, содержащийся в ней, определяется характером задания и уровнем его трудности. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, получают дополнительное задание. При такой организации работы, оказалось, очень легко создавать и поддерживать ситуацию успеха.

Не секрет, что вопрос преподавания химии в школе с учетом новых федеральных стандартов основного и полного образования, сегодня волнует каждого учителя химии. Причем главная проблема, по мнению большинства учителей – это соотношение объема информации по предмету к количеству часов отводимых на ее изучение согласно БУП, на фоне низкой мотивации к учебе со стороны учеников, проблемы преподавания в НЕпрофильных классах и конечно же подготовка к тому самому ЕГЭ.

Химия – наука экспериментальная. Отсутствие эксперимента на уроках химии превращает ее из науки экспериментальной в науку «меловую». В 19 веке причиной этого было отсутствие оборудования в школах, в советское время эта проблема была решена, но с развалом СССР производственные мощности были разрушены и только в последнее десятилетие ситуация стала изменяться в лучшую сторону, но появились уже другие проблемы, озвученные выше. Общество меняется, меняются требования к личности, работнику. Мир стал динамичнее и быстроменяющимся. Развитие средств связи, интернета, увеличение количества информации требуют от человека выходящего во взрослую жизнь умений: быстро находить нужную информацию, саморазвиваться и самообразовываться, шагать в ногу со временем, отличать ложь от правды в огромном потоке противоречивой информации, а значит уметь сопоставлять большое количество источников информации, быть широко образованной личностью. Можно еще много перечислять чего надо для человека в современном обществе, но это и не нужно. Посмотрите что получается, помимо предметных ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ, нужно что то еще, нечто другое чем только они. Это и есть МЕТАпредметные умения. Они в принципе и раньше были, просто им не уделялось столь большого внимания как сейчас. То есть если раньше требовалось, по большей части, овладение набором предметных знаний и умений, то сейчас акцент смещается к овладению «способами овладения».

И вот после всего сказанного переходим непосредственно к эксперименту. Есть ли ему место в новых стандартах? Естественно есть! И как раз даже очень много места. Вкратце виды химического эксперимента можно представить в виде такой блок-схемы:

Необходимо отходить от «преподавания у доски», когда объясняет учитель, когда отвечает несколько учеников за весь урок, монологи и диалоги устарели. Необходимы АКТИВНЫЕ формы ведения уроков, переход к деятельностному обучению. Это интереснее детям.

Особенностью моих уроков является интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, а одним из видов самостоятельной деятельности учащихся, используемых мною, является фронтальный эксперимент.

Фронтальные экспериментальные задания – это кратковременные наблюдения, и опыты, тесно связанные с темой урока. Такие задания позволяют вести изучение теоретических вопросов на экспериментальной основе. Основное назначение фронтального эксперимента:

Образовательная функция: он способствует формированию у учащихся теоретических знаний; интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами.

Развивающая функция: он способствует развитию мышления учащихся, т.к. побуждает их к выполнению умственных операций.

Воспитывающая функция: он способствует развитию самостоятельности и инициативы учащихся.

Благодаря кратковременности выполнения, этот ученический эксперимент применим на любом этапе урока: при объяснении нового материала, отработке практических навыков, повторении и обобщении изученного на уроке.

Ученики выполняют и оформляют работу по алгоритму “Учусь ставить эксперимент”

Я хочу узнать…

Я об этом уже знаю…

Какие предложения (идеи)…

Необходимое оборудование…

Какие величины можно измерить?

Какие величины можно рассчитать и как?

Делаю выводы…

8. Что будет, если… (изменить какой – то параметр, условие опыта)

Поскольку работа выполняется без инструкции, то степень самостоятельности учеников оказывается более высокой, чем при традиционном способе проведения лабораторной работы.

Одним из видов фронтального эксперимента являются экспериментальные задачи. Самостоятельное решение учениками экспериментальных задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей. Экспериментальные задачи обычно не имеют всех данных, необходимых для решения. Поэтому ученику приходиться сначала осмыслить химическое явление или закономерность, о котором говорится в задаче, выявить, какие данные ему нужны, продумать способы и возможности их определения, найти и только на заключительном этапе подставить в формулу. Для решения таких задач предлагаю учащимся использовать структурно – логическую схему.

Если экспериментальная задача допускает несколько вариантов решения то, сравнивая разные структурно – логические схемы, ученик выбирает более рациональный способ решения задачи.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.

Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Такого рода задания приучают школьника к самостоятельному выполнению работы на всех ее этапах, включая организацию, проведение, осмысление и получение результатов.

При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. При выполнении опытов учащиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода. Считаю целесообразным предварять изучение некоторых вопросов простыми экспериментальными заданиями.

 Домашние экспериментальные работы я предлагаю учащимся до, и после выполнения ими соответствующей фронтальной лабораторной работы. Показываю логическую связь между материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием, мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество ставит перед человеком совершенно иные задачи, чем 10-15 лет назад. Каждые два года удваивается объём информации. Даже хорошо обученному ученику сложно войти в современный мир, необходимо новое мышление новые взгляд на все изменения, которые протекают вокруг нас. В современной школе стало больше уделяться внимания не столько на знания, получаемые в учебном процессе, а на процесс добычи знаний. Только тот, кто сам установил ту или иную закономерность, смог найти причину явления, процесса имеют больший шанс гармонично войти в современный мир. В процессе формирования единой картины мира предметы естественно - научного цикла несут главенствующую  роль, именно в преподавании этих предметов происходит больше изменений. Шаблонная подача материала не дает питания эмоциям, в итоге ученики теряют интерес.

На современном этапе обучения необходимо не только сообщать учащимся систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера. Поиск путей совершенствования процесса обучения сводится не только к совершенствованию методов сообщения новых знаний, методик формирования у учеников умений и навыков, но и формулировку конечной цели обучения в целом. Стратегия модернизации образования предполагает, что такой общей целью в обучении должна стать сформированность у учащихся ключевых компетентностей.


Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе

Наименование образовательной технологии

Цели применения образовательной технологии

Компетенции, на формирование которых направлено использование образовательной технологии

Эффекты, результативность использования образовательной технологии

Развитие познавательных способностей средствами предметно-ориентированного тренинга

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

1.Учебно-познавательные компетенции

  1. Коммуникативные
  2. Социально-трудовые компетенции

  • умение общаться в группе, убеждать других, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • осознанное построение своей деятельности по достижению цели и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов, практическое использование знаний;
  • овладение теоретическими  знаниями по изучаемой  теме, творческим решением задач;
  •  выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы.

Технология развития исследовательских умений

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

1.Учебно – познавательные компетенции,

  2.Информационные компетенции,

  3.Ценностно – смысловые компетенции,

  4.Компетенции личностного самоопределения.

  •  познавательная самостоятельность: выдвижение гипотезы, планирование деятельности для её проверки, исследование полученных результатов, использование знаний в нестандартной ситуации;
  • развитие навыков сравнения;
  • обобщать, анализировать, систематизировать, выделять главное; уметь осознанно воспринимать информацию;
  • развитые способности самостоятельно действовать в информационном, социальном пространстве; формирование  собственных ценностных ориентиров по отношению к изучаемым темам
  • возникновение интереса, мотивов и, как следствие, активная деятельность, подразумевающая самосовершенствование.

Метод проектов

Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания

1.Учебно – познавательные компетенции

2.Ценностно – смысловые компетенции

3.Коммуникативные компетенции

4.Социально – трудовые компетенции

  • сформированы навыки самостоятельного осуществления учебного исследование, объяснения его результатов  теоретическими положениями  изучаемой темы;
  • овладевают навыками безопасного труда; механизмами самоопределения  в учебной деятельности;
  •  умения общаться в группе, убеждать других, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Технология развития критического мышления, чтения и письма

Создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик успешен, проявляет свою интеллектуальную состоятельность

1.Ценностно-смысловые компетенции,

2.Учебно - познавательные компетенции

  3.Компетенции личного самоопределения

  • осуществляют индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
  • развитые умения сравнивать, обобщать, выделять главную мысль, отвечать на вопросы и ставить вопросы, применять знания по образцу и в измененной ситуации;
  • сформированы умения самостоятельного учения, успешность обучения, желания к дальнейшему саморазвитию.

Информационно-коммуникационные

Повышение качества образовательного процесса

1.Учебно - познавательные

2.Информационно - коммуникативные

компетенции

  • поиск, анализ и сбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача, презентация;
  • умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия, химия, химия!

9 класслар белән КВН ...

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...