Главные вкладки

    технологическая карта урока
    план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

    Гуркина Марина Эдуардовна

    технологическая карта урока по химии10кл

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_urokakursy.doc94.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О.  Гуркина  Марина  Эдуардовна
    Предмет:  Химия

    Автор УМК: О.С.Габриелян
    Класс: 10
    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Тема

     «Карбоновые кислоты»

    Цель

     Создание содержательных и организационных условий для изучения особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических свойств карбоновых кислот.

    Задачи

    Образовательные: способствовать усвоению обучающимися  знаний о строении, изомерии, номенклатуре,   физических свойств карбоновых кислот; навыков  грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента.

    Развивающие: продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника, с инструкциями;

    развитие интеллектуальных  умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Воспитательные: создать условия для развития социальной активности учащихся через установление межпредметных связей с биологией, физикой, математикой, историей;

    способствовать развитию интереса обучающихся  к химической науке.

    УУД

    ЛичностныеУУД:  умение управлять своей познавательной деятельностью;

    самоконтроль и самооценка.

     Регулятивные УУД: постановка цели и анализ  условий достижения цели;

    прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.

    Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

    умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

    Познавательные УУД: определение понятий;

    умение структурировать знания;

    умение выделять существенные характеристики объектов;

    умение устанавливать причинно-следственные связи.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • Знать

    особенности строения карбоновых кислот;

    общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты,  их номенклатуру и виды изомерии

    • Уметь

    решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества;

    формулировать цель урока, индивидуальные  образовательные и развивающие задачи, составлять план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные и коллективные достижения.

    Личностные: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни;

    грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту;

     знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки.
    Метапредметные: планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий;

    преобразовывать практическую задачу  в познавательную;

    выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;

    осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами);

    организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем  и с одноклассниками;

    устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы;

    давать определение понятиям, обобщать понятия;

    осуществлять сравнение и классификацию;

    строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы;  

    анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

    Основные понятия

     карбоксильная группа,  гомологи, систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот, структурная формула, виды изомерии.

    Межпредметные связи

     биология, физика, математика, история.

    Ресурсы:

    •  Основные
    •  Дополнительные

     

    О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия. 10 класс Углубленный уровень: 2-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2014. – 366 с

    О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Органическая химия  в тестах, задачах, упражнениях  10кл учебное пособие  для общеобразоват. учреждений/6-е изд., стереотип – М.: Дрофа,2010. – 399с

    Тесты по химии. 10 класс: к учебнику Габриеляна О.С. "Химия. 10 кл. Рябов М.А. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012, - 128 с.

    Формы урока

    фронтальная, И – индивидуальная(работа с тестами), П – парная(взаимопроверка),, Г – групповая(взаимопомощь).

    Технология

     технологии проблемного обучения 

    Организационная структура урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Ресурсы

    Организационный этап

    Создание комфортной обстановки и положительной мотивации, распределение учеников по группам. Приветствует ребят и предлагает  найти признак,  который  объединяет предметы: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, кефир.

    Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

    Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.

    Высказывают предположение, что эти предметы может объединять кислый вкус.

    Коммуникативные: умение  слушать и воспринимать на слух вопросы учителя.

    Личностные: формирование ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.

    Набор предметов: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, кефир.

    Целеполагание и мотивация.  Актуализация субъектного опыта.

    Обеспечивает мотивацию к изучению  предложив решить учащимся задачу на вывод формулы органического вещества.

    Каждой группе предлагает построить модель получившегося вещества при помощи конструктора. Постановка проблемы:

    К какому классу соединений вы можете отнести полученное вещество? Что значит изучить  класс органических соединений?

    Используя подсказки,  сформулируйте тему,  цель и задачи урока.                            

       На основании предложенного для работы оборудования предложите  методы, которые можно  использовать для решения поставленных задач.

    В результате решения задачи получается вещество состава С2Н4О2

    Работают в группах. Собирают модель молекулы.

    Возникает противоречие: данной  формуле может соответствовать два вещества, относящихся к разным классам органических соединений.

    Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового.

    Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия.

    Формулирование названия темы,  цели и задач.

    Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

     Регулятивные: формирование умения целеполагания,

    прогнозирования, планирования  своей деятельности.

    Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

    Личностные:  понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

    Маршрутный лист, конструктор для моделирования молекул органических веществ.

    Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное  закрепление.

    Учитель организует работу

    учащихся в группах по инструктивным картам.

    Организует изучение  темы по блокам

    Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?

    Подводит учащихся к определению класса карбоновые кислоты

    Про               Проблемный вопрос: почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»?

    1 блок «Вещества Х»

    Строят определение понятия, выводят общую формулу для карбоновых кислот, дают определение карбоновым кислотам.

    Предполагают, что название произошло от «Карбо» - углерод  кислоты углерода

    Оценивают свою работу.

    Познавательные: умение давать определение понятиям «кислоты», «классификация кислот»,        «функциональная группа».

    Регулятивные: умение использовать речь для регуляции своей деятельности.

    Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем  и  одноклассниками.

    Личностные:  понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

     

    Маршрутный лист, учебник, презентация.

    Побуждает к высказыванию своего мнения по вопросу: какие признаки лежат в основе классификации кислот?  Какие виды изомерии могут быть характерны для карбоновых кислот?

    Организует обсуждение проблемы. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

    2блок «Классификация- основа порядка в науке»

    Выдвигают гипотезы классификации.

    Выдвигают гипотезы о видах изомерии.

    Рисуют схему  «Классификация кислот».

    Обсуждают   результаты своей работы и оценивают свою работу.

    Познавательные: умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений, создавать обобщения, делать выводы.

    Регулятивные: осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения задания.

    Коммуникативные: умение работать в группе, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

    Личностные:  развивать любознательность и интерес к предмету

    Маршрутный лист, учебник, презентация.

    Проводит параллель с ранее изученным материалом.

    Организует обсуждение проблемы.

    Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

    3блок « Что в имени твоём…?»

    Определяют план действий, называют вещества.

    Объясняют представителям других групп,  как они давали название своей кислоте и оценивают работу другой группы. Проверка по образцу.

    Познавательные: строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи,  осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

    Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

    Коммуникативные: строить понятные для собеседника речевые  высказывания, уметь слушать собеседника.

    Личностные: воспитывать целеустремленность, трудолюбие.

    Маршрутный лист, учебник, презентация.

    Мотивирует к проведению исследования.

    Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

    4блок « Существует только один заменитель воображения - опыт»

    Выполняют лабораторный опыт по инструкции.

    Делают вывод по результатам исследования физических свойст кислот.

    Познавательные: приводить правила техники безопасности  при работе с кислотами, устанавливать причинно-следственные связи.  

    Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.                                         Коммуникативные: умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.                                                                 Личностные:  осознавать необходимость грамотного  обращения с веществами в повседневной  жизни.

    Маршрутный лист, учебник, образцы карбоновых кислот.

    Применение знаний и способов действий

    Организует контроль знаний обучающихся (тестовые задания высвечиваются на слайде)

    Выполняют  тест  

    Оценивают тест по пятибалльной системе.

    Суммируют свои баллы за урок (за групповую работу и тест).

    Познавательные: строить  логические рассуждения; сопоставлять результаты.           Регулятивные: контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения. Коммуникативные: адекватно использовать письменную речь.                                          Личностные:   воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.

    Презентация

    Информация о домашнем задании

    Комментирует домашнее задание

                                                                                                                                                                     

    Дифференцированное домашнее задание:

    • § 20 с. 206 – 211.  Составить изомеры состава С5Н10О2.
    • Изомеры М= 132 г/моль
    • Сделать слайдовую презентацию «Чудесный мир карбоновых кислот»

    Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

    Личностные:   понимать значимость химических знаний в практической жизни.

    Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

    Акцентирует внимание на достижении цели урока.

    Предлагает ученикам закончить  предложения:

    Сегодня на уроке …

    Я узнал…..  Я научился….  Мне было легко….  Мне было сложно…

    Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

    Дописывают и проговаривают получившиеся предложения.

    Анализ достижения цели урока.          Оценивают свою работу на уроке:    -

    материал усвоен (на всех этапах урока “4”, “5”) голосуют красным жетоном
    - материал усвоен недостаточно                  (оценки “3”, “4”) голосуют желтым жетоном
    - материал не усвоен (оценки “2”, “3”) голосуют синим жетоном

    Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

    Регулятивные: оценка, саморегуляция.

    Коммуникативные: строить монологическое высказывание,  слушать собеседника.

    Личностные: формировать умение способности к саморазвитию.

    Жетоны красного, жёлтого и синего цвета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

    В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

    Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

    Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

    Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

    Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

    Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

    Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

    Технологическая карта урока в 6 классе. Географические карты.

    Технологическая карта урока в 6 классе. Географические карты....

    Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

    Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...