технологическая карта урока
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Гуркина Марина Эдуардовна

технологическая карта урока по химии10кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_urokakursy.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.  Гуркина  Марина  Эдуардовна
Предмет:  Химия

Автор УМК: О.С.Габриелян
Класс: 10
Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема

 «Карбоновые кислоты»

Цель

 Создание содержательных и организационных условий для изучения особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических свойств карбоновых кислот.

Задачи

Образовательные: способствовать усвоению обучающимися  знаний о строении, изомерии, номенклатуре,   физических свойств карбоновых кислот; навыков  грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента.

Развивающие: продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника, с инструкциями;

развитие интеллектуальных  умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: создать условия для развития социальной активности учащихся через установление межпредметных связей с биологией, физикой, математикой, историей;

способствовать развитию интереса обучающихся  к химической науке.

УУД

ЛичностныеУУД:  умение управлять своей познавательной деятельностью;

самоконтроль и самооценка.

 Регулятивные УУД: постановка цели и анализ  условий достижения цели;

прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД: определение понятий;

умение структурировать знания;

умение выделять существенные характеристики объектов;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать

особенности строения карбоновых кислот;

общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты,  их номенклатуру и виды изомерии

  • Уметь

решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества;

формулировать цель урока, индивидуальные  образовательные и развивающие задачи, составлять план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные и коллективные достижения.

Личностные: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни;

грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту;

 знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки.
Метапредметные: планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий;

преобразовывать практическую задачу  в познавательную;

выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;

осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами);

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем  и с одноклассниками;

устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы;

давать определение понятиям, обобщать понятия;

осуществлять сравнение и классификацию;

строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы;  

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

Основные понятия

 карбоксильная группа,  гомологи, систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот, структурная формула, виды изомерии.

Межпредметные связи

 биология, физика, математика, история.

Ресурсы:

  •  Основные
  •  Дополнительные

 

О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия. 10 класс Углубленный уровень: 2-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2014. – 366 с

О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Органическая химия  в тестах, задачах, упражнениях  10кл учебное пособие  для общеобразоват. учреждений/6-е изд., стереотип – М.: Дрофа,2010. – 399с

Тесты по химии. 10 класс: к учебнику Габриеляна О.С. "Химия. 10 кл. Рябов М.А. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012, - 128 с.

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная(работа с тестами), П – парная(взаимопроверка),, Г – групповая(взаимопомощь).

Технология

 технологии проблемного обучения 

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ресурсы

Организационный этап

Создание комфортной обстановки и положительной мотивации, распределение учеников по группам. Приветствует ребят и предлагает  найти признак,  который  объединяет предметы: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, кефир.

Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.

Высказывают предположение, что эти предметы может объединять кислый вкус.

Коммуникативные: умение  слушать и воспринимать на слух вопросы учителя.

Личностные: формирование ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.

Набор предметов: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, кефир.

Целеполагание и мотивация.  Актуализация субъектного опыта.

Обеспечивает мотивацию к изучению  предложив решить учащимся задачу на вывод формулы органического вещества.

Каждой группе предлагает построить модель получившегося вещества при помощи конструктора. Постановка проблемы:

К какому классу соединений вы можете отнести полученное вещество? Что значит изучить  класс органических соединений?

Используя подсказки,  сформулируйте тему,  цель и задачи урока.                            

   На основании предложенного для работы оборудования предложите  методы, которые можно  использовать для решения поставленных задач.

В результате решения задачи получается вещество состава С2Н4О2

Работают в группах. Собирают модель молекулы.

Возникает противоречие: данной  формуле может соответствовать два вещества, относящихся к разным классам органических соединений.

Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового.

Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия.

Формулирование названия темы,  цели и задач.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования  своей деятельности.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Личностные:  понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

Маршрутный лист, конструктор для моделирования молекул органических веществ.

Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное  закрепление.

Учитель организует работу

учащихся в группах по инструктивным картам.

Организует изучение  темы по блокам

Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?

Подводит учащихся к определению класса карбоновые кислоты

Про               Проблемный вопрос: почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»?

1 блок «Вещества Х»

Строят определение понятия, выводят общую формулу для карбоновых кислот, дают определение карбоновым кислотам.

Предполагают, что название произошло от «Карбо» - углерод  кислоты углерода

Оценивают свою работу.

Познавательные: умение давать определение понятиям «кислоты», «классификация кислот»,        «функциональная группа».

Регулятивные: умение использовать речь для регуляции своей деятельности.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем  и  одноклассниками.

Личностные:  понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

 

Маршрутный лист, учебник, презентация.

Побуждает к высказыванию своего мнения по вопросу: какие признаки лежат в основе классификации кислот?  Какие виды изомерии могут быть характерны для карбоновых кислот?

Организует обсуждение проблемы. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

2блок «Классификация- основа порядка в науке»

Выдвигают гипотезы классификации.

Выдвигают гипотезы о видах изомерии.

Рисуют схему  «Классификация кислот».

Обсуждают   результаты своей работы и оценивают свою работу.

Познавательные: умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений, создавать обобщения, делать выводы.

Регулятивные: осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения задания.

Коммуникативные: умение работать в группе, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

Личностные:  развивать любознательность и интерес к предмету

Маршрутный лист, учебник, презентация.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует обсуждение проблемы.

Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

3блок « Что в имени твоём…?»

Определяют план действий, называют вещества.

Объясняют представителям других групп,  как они давали название своей кислоте и оценивают работу другой группы. Проверка по образцу.

Познавательные: строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи,  осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные: строить понятные для собеседника речевые  высказывания, уметь слушать собеседника.

Личностные: воспитывать целеустремленность, трудолюбие.

Маршрутный лист, учебник, презентация.

Мотивирует к проведению исследования.

Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.

4блок « Существует только один заменитель воображения - опыт»

Выполняют лабораторный опыт по инструкции.

Делают вывод по результатам исследования физических свойст кислот.

Познавательные: приводить правила техники безопасности  при работе с кислотами, устанавливать причинно-следственные связи.  

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.                                         Коммуникативные: умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.                                                                 Личностные:  осознавать необходимость грамотного  обращения с веществами в повседневной  жизни.

Маршрутный лист, учебник, образцы карбоновых кислот.

Применение знаний и способов действий

Организует контроль знаний обучающихся (тестовые задания высвечиваются на слайде)

Выполняют  тест  

Оценивают тест по пятибалльной системе.

Суммируют свои баллы за урок (за групповую работу и тест).

Познавательные: строить  логические рассуждения; сопоставлять результаты.           Регулятивные: контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения. Коммуникативные: адекватно использовать письменную речь.                                          Личностные:   воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.

Презентация

Информация о домашнем задании

Комментирует домашнее задание

                                                                                                                                                                 

Дифференцированное домашнее задание:

  • § 20 с. 206 – 211.  Составить изомеры состава С5Н10О2.
  • Изомеры М= 132 г/моль
  • Сделать слайдовую презентацию «Чудесный мир карбоновых кислот»

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Личностные:   понимать значимость химических знаний в практической жизни.

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Предлагает ученикам закончить  предложения:

Сегодня на уроке …

Я узнал…..  Я научился….  Мне было легко….  Мне было сложно…

Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

Дописывают и проговаривают получившиеся предложения.

Анализ достижения цели урока.          Оценивают свою работу на уроке:    -

материал усвоен (на всех этапах урока “4”, “5”) голосуют красным жетоном
- материал усвоен недостаточно                  (оценки “3”, “4”) голосуют желтым жетоном
- материал не усвоен (оценки “2”, “3”) голосуют синим жетоном

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные: оценка, саморегуляция.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание,  слушать собеседника.

Личностные: формировать умение способности к саморазвитию.

Жетоны красного, жёлтого и синего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...