урок по химии в 8 кл "Периодическая система" по ФГОС
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Щеглова Ольга федоровна

Урок по химии  в 8-ом классе с презентацией и заданием для учащихся по теме "Петиодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon himiya_8_kl.zip1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока химии в 8 классе

Тема урока:

Периодический закон. Периодическая система химических элементов.

Учитель

Щеглова О.Ф.

Образовательная цель

Развитие теоретического мышления  восьмиклассников на основе  глубокого осмысления периодического закона Д.И. Менделеева

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

МР - самостоятельно формулирует тему урока;

МР - устанавливает причинно-следственные связи;

МР - планирует познавательную деятельность;

МР - сопоставляет ответы с эталоном ответов;

ЛР - высказывает свое собственное мнение;

ЛР – оценивает результат своей деятельности;

ПР - применяют полученные знания на практике;

Программные требования к образовательным результатам раздела «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.  Строение атома»

Ученик научиться:

называть: формулировку периодического закона; принцип построения таблицы; расположение химического элемента в периодах и группах;

определять: малые и большие периоды, главную и побочную подгруппы;

объяснять: закономерности изменения  свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

Ученик получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: располагать элементы в порядке возрастания или уменьшения металлических или неметаллических свойств;

сравнивать химические элементы на основе положения элемента в периодической системе.

Программное содержание

Основная классификация химических элементов Д.И. Менделеева. Периодическая система как естественно - научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б –группы, периоды.

Мировоззренческая идея

Гениальное и простое – результат долгого и упорного труда.

Ценностно-смысловые ориентиры

Чувство гордости за российскую химическую науку.

План изучения учебного материала

1.Подтверждения периодического закона.

2.Периодическая таблица.

3.Изменение свойств в периодах и группах. Самостоятельная работа.

Основные понятия

периодический закон, период, группа, подгруппа, периодическая система

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока

обсуждение с доказательствами

Образовательная технология

развивающего обучения

Оснащение урока

учебник: Рудзитис Г.Е. Химия 8 кл: учеб.для общеобразовательных организаций/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.-4-е изд.- М.: Просвещение, 2016.г

видиофильм: tps://www.youtube.com/watch?v=1M7iKKVnPJE Гениальность таблицы Менделеева [TED-ED],  презентация,

мультипроектор, дидактические  индивидуальные листы

Домашнее задание

§50,51 ,

сравнить элементы: углерод и кремний, кислород и серу, кислород и азот.

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка к готовности к уроку.  Психологический настрой на урок.

II. СОЗДАНИЕ учебной  задачи (8-10 мин.)

Вводная беседа:

- Что означает классификация?

- Какие естественные семейства элементов вам известны?

- Почему их объединили в эти семейства?

- Назовите ученых, которые пытались  создать классификацию химических элементов?

- Какую характеристику элемента брали за  основу для классификации химических элементов?

- Кому удалось осуществить попытку классифицировать и создать систему элементов?

Задание: прочитайте эпиграф к уроку

“Будущее не грозит периодическому закону разрушением, а только надстройки и развитие обещает”. (Д.И. Менделеев)

- Какова тема нашего  урока?

- Какова главная задача урока?

Проверка с обсуждением.

/задача найти подтверждения положений периодического закона/.

фронтально

отвечают на вопросы

1 ученик вслух

слайд 1,2

- запись темы в тетрадь

- письменно в тетрадях

устанавливают причинно - следственные связи(МР)

высказывают собственное суждение (ЛР)

самостоятельно формулируют тему урока, определяют главную задачу (МР)

III.  ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15-20 мин.)

  1. Подтверждение периодического закона.

Работа  по инструктивной карточке. (приложение1)

                                                           

а) периодичность свойств на примере 2и 3 периода (п.1)

     Вывод: Свойства  веществ изменяются периодически от основных, через амфотерные к кислотным.

Проверка с обсуждением.

б) атомные веса элементов (п.2)

в) изменение свойств  элементов в 7 группе ( п.3)

/ Астат был предсказан в 1898г. Открыт в 1940г амер. физиками  Д. Корсаном, Маккензи и Сегрэ искусственным путем. В 1943 г он обнаружен в природе. Редкий элемент (30г всего). Радиоактивный элемент, нерастворим в воде, легко испаряется в воздухе и вакууме /

    Вывод: Элементы с малыми весами имеют резко выраженные свойства.

Проверка с обсуждением.

г) изменение атомных весов (п.4)

                     / изменение Аr (Be) и других элементов/

д) открытие новых элементов/экабор, экасилиций, эка- алюминий/

           Вывод: На  основе периодического закона можно предсказать свойства элементов и открывать новые.

Проверка с обсуждением.

  1. Периодическая таблица.  Беседа:

- Как сформулировал закон Д.И. Менделеев?

- Как  выглядит закон в графическом изображении?

- Каков принцип построения  системы элементов?

                     

              2.1.Знакомство со строением таблицы.

-  формы таблицы Д.И. Менделеева

- строение таблицы: периоды и изменения;

 группы и изменения.                      

Задания:

  1. Назвать элементы разных периодов.
  2. Назвать элементы разных групп.
  3. Назвать элементы разных подгрупп.

   

фронтальная

 работа  и  индивидуальная.

слайд 3

- заполнение таблицы п.1, работа с учебником по таблице с170;

-запись  вывода в  индивидуальном листе

1-3ученика

слайд 4

- заполнение таблицы п.2 с использованием периодической таблицы;

слайд 5

обсуждение свойств, поиск закономерностей,

запись вывода в индивидуальный лист

1-3 ученика

слайд 6

просмотр видеофильма с обсуждением

запись вывода в индивидуальный лист

1-3 ученика

слайд 7

работа с учебником,

заполнение п.5 в индивидуальном листе

слайд 8-10

слайд 11-14

устная фронтальная работа 

по периодической системе

обсуждение свойств, самостоятельно формулируют вывод (МР)

использование знаний в практической деятельности:

нахождение значений атомных весов элементов (ПР)

высказывают свое мнение,

выделяют существенные признаки, самостоятельно делают выводы

(ЛР)

обсуждение сюжета,  высказывают собственное мнение, дают оценку периодическому закону, самостоятельно  делают вывод(МР, ЛР)

высказывание суждений (ЛР),

сопоставляют свои ответы  с эталоном (МР)

применяют знания на практике: находят по таблице элементы, расположенные в разных периодах и группах (ПР)

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Работа по схеме. (п.6).

3.Самостоятельная работа по вариантам. (п 6.1-6.6)

                (1 вариант- а, 2 вариант –б)

  1. Игра в крестики-нолики.
  2. Расположить элементы в порядке возрастания металлических или неметаллических свойств, расположенных в периодах и группах.

Самопроверка с обсуждением.

слайд 15

индивидуальная работа  по таблице с использованием схемы

слайд 16,17

планируют  свою познавательную  деятельность (МР)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Ситуация рефлексии.

-Удалось ли нам выполнить задачу урока?

- Что у нас хорошо получилось?

- Над чем еще предстоит поработать?

Ситуация самооценки – содержательная самооценка.

-Чему научились на уроке?

- Оцените результат своей работы на уроке?

коллективная дискуссия

индивидуальная

высказывают собственное мнение, обосновывают свою позицию (ЛР)

Приложение 1

Периодический  закон. Периодическая система Д.И. Менделеева.

  1. Элементы, расположенные по возрастанию их атомного веса, представляют явственную периодичность свойств.

Li

Be

B

C

N

O

F

Li2O

BeO

  B2O3

CO2

N2O5

LiOH

Be(OH)2

H2BeO2

  B(OH)3

  H3BO3

H2CO3

HNO3

Na

Mg

Al

Si

P

S

Cl

Na 2O

MgO

Al 2O3

SiO2

P 2O5

SO3

Cl 2O7

NaOH

Mg(OH)2

Al(OH) 3

H3AlO3   HAlO2

H2SiO3

H3PO4

H2SO4

HClO4

Вывод:

  1. Сходные по свойствам элементы имеют  или близкие атомные веса (Os  Ir   Pt), или последовательно и однообразно увеличивающиеся (K   Rb  Cs).

Ar

Ar

Ar

Ar

Ca

Fe

Os    

190

K    

Sr

Co  

Ir

192

Rb

Ba  

Ni  

Pt

195

Cs

  1. Элементы с малыми атомными  весами имеют наиболее резко выраженные  свойства, поэтому  они являются типическими элементами.

VII

Ar

p    

tкип

tплав

агрегатное состояние

с О2

с Ме

F

19

1,51г/см3

-188С0

-220 С0

зеленовато-желтый газ

HF

Cl

35,5

1,57 г/см3

-34 С0

-101 С0

желто-зеленый газ

HCl

Br

80

3,14 г/см3

59 С0

-7 С0

красно-бурая жидкость

HBr

I

127

4,94 г/см3

185 С0

114 С0

сине-черный кристаллический,

HI

At

(210)

кристаллический, металлический блеск

сила кислот

хим. активность

УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

Вывод:

  1. Изменение атомных весов и открытие новых элементов.

Вывод:

  1. Закон:

    «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины_________________элементов»

  1. Работа по таблице.

E:\Сканировать2.TIF

6.1.Выигрышный путь составляет элементы одного периода:

                а)                                            б)

 Be

N

Si

     Al

Na

C

 Cl

Mg

Ge

Ag

C

O

Zn

Ca

Cu

B

N

Mn

6.2.Выигрышный путь составляет элементы одной группы

а)                                                                 б)

Zn

Cl

Al

Be

Mg

Ca

Si

S

Na

Sn

B

P

      Si

As

N

 Sb

K

O

6.3.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их металлических свойств.

  а) Li  B  C   F

б)  Al  P  Na   S

6.4.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств.

 а)  Si   P  Cl  S

б)  C  O   N   B

6.5.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их металлических свойств.

а)  Mg  Sr  Ba  Ca

 б)  Cs  Li  Rb  Na

6.6.Запиши следующие элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств.

  а)  I  Br   Cl   F

 б)  O  Se  Te  Po



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно – деятельностный подход в формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии, химии через активные формы и методы обучения в свете ФГОС второго поколения.

В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соот...

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

Матерал опубликован в сборнике материалов 3-й общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов "Формула успеха"...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Доклад "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии как средства реализации ФГОС второго поколения"

В данной работе рассмотрено использование технологии дифференцированного подхода при изучении химии....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...

"Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках химии в свете идей ФГОС"

В статье представлены основные требования общества к современной системе образования, нормативные документы, в которых эти требования закреплены. Дано определение универсальных учебных действий (УУД),...

"Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках химии в свете идей ФГОС"

В статье представлены основные требования общества к современной системе образования, нормативные документы, в которых эти требования закреплены. Дано определение универсальных учебных действий (УУД),...