Рабочая программа по химии 8 класс (102 часа)
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Рабочая программа по химии для 8 класса составлена по учебнику В.В.Ерёмина "Химия. 8 класс". Программа расчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением

отдельных предметов г. Дубны Московской области»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №7

Приказ №78 от 31.09.2015г

_____________/ А.Р. Редькин

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

ПО    ХИМИИ

(Расширенный курс)

8Б  КЛАСС  

 

Составитель:    

Миронова Елена Анатольевна,

учитель химии

г. Дубна,  2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии  для 8б класса разработана на основе авторской программы под редакцией В.В.Ерёмина (Рабочие программы. Химия. 7-9 классы: Учебно-методическое пособие/ сост. Т.Д.Гамбурцева. – М.: Дрофа, 2012) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.

В соответствии с учебным планом школы на 2014 – 2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Тип программы: расширенная на базовом уровне по химии.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

№№

Раздел (Тема)

Дополнение содержания в соответствии с расширением

Кол-во

часов, отведенное на расширение

1

Первоначальные химические понятия

Агрегатные состояния вещества. Методы разделения смесей. Происхождение названий химических элементов. Решение задач на тему «Массовая доля химического элемента». Анализ контрольной работы 1 и работа над ошибками.

5

2

Кислород. Водород. Вода. Растворы.

Получение свойства кислорода.

Химические свойства кислорода. Составление формул по валентности. Повторительно-обобщающий урок

«Кислород. Оксиды. Горение». Повторительно-обобщающий урок по теме «Водород. Кислоты. Соли». Повторительно-обобщающий урок по теме «Водород. Кислоты. Соли». Растворимость газов и жидкостей в воде. Приготовление растворов. Решение задач на тему «Приготовление растворов».  Анализ контрольной работы 2 и работа над ошибками.

10

3

Основные классы неорганических соединений

Решение задач на тему «Химические свойства важнейших классов неорганических веществ». Решение задач по теме: «Важнейшие классы неорганических веществ».

Повторительно-обобщающий урок по теме «Важнейшие классы неорганических веществ».

Анализ контрольной работы 3 и работа над ошибками.

4

4

Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение вещества

Решение задач по теме «Амфотерность». Предсказание свойств элементов по их положению в Периодической системе. Жизнь и деятельность

Д. И. Менделеева.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева». Нахождение числа протонов,

нейтронов и электронов в нуклиде. Радиоактивность.

Решение задач на составление электронных конфигураций атомов. Обобщение и повторение

знаний по теме «Электронное

строение атома». Полярная и неполярная ковалентная связь.

Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

Геометрия молекул. Металлическая связь.

Анализ важнейших классов неорганических соединений с позиций типов химической связи,

которые в них реализуются.

Решение задач на определение степеней окисления в простых и

сложных веществах.

Анализ итоговой контрольной работы и работы над ошибками.

Повторение и обобщение знаний, полученных в 8 классе.

16

ИТОГО ЧАСОВ

35

Внесение данных изменений позволяет глубже охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход в процессе обучения учащихся.                                                

Реализация учебной программы обеспечивается учебником «Химия. 8 класс.»/ В.В.Ерёмин, Н.Е.Кузьменко, А.А.Дрозодов, В.В.Лунин; под ред. проф. Н.Е.Кузьменко и акад.РАН В.В.Лунина. М.: Дрофа, 2014, включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 – 2015  учебный год.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Цели и задачи учебного предмета химия.

Цель:

освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.

Задачи:

  • Формирование представлений о веществах и их свойствах, о химических законах, применении химических знаний в повседневной жизни.
  • Формирование умений решать химические задачи.
  • Формирование умения работать с химическими реактивами.
  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
  • Применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией

Химия входит в число естественных наук, изучающих природные явления, внешние по отношению к человеку. В центре внимания химии находятся вещества, их свойства и превращения, а также вытекающее из свойств применение. Поэтому изучение химии имеет как фундаментальные цели построения единой естественнонаучной картины мироздания, так и сугубо практические, связанные с применением конкретных веществ в технике, промышленности, сельском хозяйстве и в быту. Знание химии поможет им глубже понять другие естественные дисциплины (биологию, физику)

Содержание программы

Введение. (1час)

Место химии среди естественных наук. Предмет химии.

Тема 1. Первоначальные химические понятия (20 часов)

Вещество. Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей (фильтрование, отстаивание, выпаривание, перегонка). Атомномолекулярное учение. Значение работ М. В. Ломоносова и Дж. Дальтона для формирования атомистического мировоззрения. Химический элемент как вид атомов. Символы элементов. Распространенность элементов на Земле и в космосе. Молекула как мельчайшая частица вещества, обладающая его

химическими свойствами. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ, имеющих молекулярное строение. Химические формулы.

Массы атомов и молекул. Понятие об относительной атомной и молекулярной массе.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Органические и неорганические вещества. Изменения, происходящие с веществами. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакций. Химические процессы в окружающем нас мире.

Закон сохранения массы веществ. Уравнение химической реакции. Основные типы химических реакций: разложение, соединение, замещение, обмен. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Тема 2. Кислород. Водород. Вода. Растворы. (30 часов)

Кислород, его распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение. Оксиды металлов и неметаллов. Валентность. Составление формул по валентности. Воздух — смесь газов. Выделение кислорода из воздуха. Понятие об инертных газах. Горение сложных веществ в кислороде. Строение пламени, температура воспламенения. Плазма. Тушение пожаров. Огнетушитель. Медленное окисление. Понятие об аллотропии. Озон – аллотропная модификация кислорода. Водород, его распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение. Кислоты и соли. Составление формул солей. Соли, используемые в быту. Вода, ее физические свойства. Получение дистиллированной воды. Круговорот воды в природе. Растворы. Растворимость веществ в воде. Зависимость растворимости от температуры и давления. Массовая доля растворенного вещества. Кристаллогидраты. Химические свойства воды. Получение кислот при взаимодействии оксидов неметаллов с водой. Понятие об основаниях. Получение щелочей при взаимодействии с водой активных металлов или их оксидов. Представление о кислотно-основных индикаторах.

Тема 3. Основные классы неорганических соединений.(15 часов)

Оксиды, их классификация, взаимодействие с водой, кислотами и щелочами. Взаимодействие между кислотными и основными оксидами. Кислоты, их классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Понятие о ряде напряжений металлов. Основания, их классификация, взаимодействие щелочей с

кислотными оксидами, кислотами и солями. Разложение нерастворимых в воде оснований при нагревании. Амфотерные оксиды и гидроксиды.Реакция нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы. Соли, их реакции с кислотами, щелочами и другими солями.

Понятие о кислых и осн овных солях. Условия, при которых реакция обмена протекает до конца. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Тема 4. Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях (30 часов)

Первые попытки классификации химических элементов. Группы элементов со сходными свойствами. Амфотерные оксиды и гидроксиды на примере цинка. Периодический закон

и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Научный подвиг Д. И. Менделеева. Предсказание свойств

еще не открытых элементов. Планетарная модель строения атома. Атомное ядро. Изотопы. Порядковый номер химического элемента — заряд ядра его атома. Современная формулировка Периодического закона. Распределение электронов в электронных слоях атомов химических элементов 1—3-го периодов. Характеристика химических элементов № 1—20 на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения их атомов. Металлы и неметаллы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Электроотрицательность. Ковалентная связь. Механизм образования, полярная и неполярная связь. Направленность и насыщенность ковалентной связи. Свойства ковалентных соединений. Ионная связь. Координационное число. Строение твердых веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Атомные и молекулярные кристаллы. Ионные кристаллы.

Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:

В результате изучения курса химии в  8 классе обучающиеся должны

знать/понимать

  • химическую символику: символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы  (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • тепловой эффект реакции по данным об одном из участвующих в реакции веществ и количеству выделившейся (поглощенной) теплоты; массу (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; массу или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси;
  • устанавливать: простейшую формулу вещества по массовым долям химических элементов; состав смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами; объемные отношения газов при химических реакциях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание темы

Кол-во

часов

В том числе на:

Выполнение  практической части  программы

Формы контроля

(контр. работы)

уроки

резерв

1

Предмет химии

1

1

2

Первоначальные химические понятия

20

20

2

1

3

Кислород. Водород. Вода. Растворы.

30

30

2

1

4

Основные классы неорганических соединений

15

1

1

5

Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение вещества

36

33

3

1

Всего часов

102

99

3

5

4

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела и темы

Плановые сроки прохождения

Скорректированые сроки прохождения

1

Предмет химии.

1 неделя сентября

Первоначальные химические понятия

2

Вещества.

1 неделя сентября

3

Агрегатные состояния вещества

1 неделя сентября

4

Практическая работа 1.

Правила безопасности при работе в

химической лаборатории. Знакомство с лабораторным

оборудованием.

2 неделя сентября

5

Индивидуальные вещества и смеси

2 неделя сентября

6

Методы разделения смесей

2 неделя сентября

7

Практическая работа 2.

Очистка загрязнённой поваренной соли

3 неделя сентября

8

Физические и химические явления

3 неделя сентября

9

Атомы. Химические элементы

3 неделя сентября

10

Молекулы. Атомно-молекулярная теория

4 неделя сентября

11

Происхождение названий химических элементов

4 неделя сентября

12

Закон постоянства состава веществ молекулярного строения

4 неделя сентября

13

Классификация веществ.

Простые и сложные вещества

1 неделя октября

14

Относительная атомная и

молекулярная массы

1 неделя октября

15

Массовая доля химического элемента

1 неделя октября

16

Решение задач на тему «Массовая доля химического элемента»

2 неделя октября

17

Закон сохранения массы веществ

2 неделя октября

18

Типы химических реакций

2 неделя октября

19

Повторительно-обобщающий урок

по теме «Первоначальные химические понятия»

3 неделя октября

20

Контрольная работа 1

3 неделя октября

21

Анализ контрольной работы 1 и работа над ошибками

3 неделя октября

 Кислород. Водород. Вода. Растворы.

22

Кислород как химический элемент и простое вещество

4 неделя октября

23

Получение свойства кислорода

4 неделя октября

24

Химические свойства кислорода

4 неделя октября

25

Практическая работа 3. Получение кислорода и изучение его свойств

2 неделя ноября

26

Валентность

2 неделя ноября

27

Составление формул по валентности

2 неделя ноября

28

Воздух

3неделя ноября

29

Горение веществ на воздухе

3 неделя ноября

30

Применение кислорода

3 неделя ноября

31

Повторительно-обобщающий урок «Кислород. Оксиды. Горение» 

4 неделя ноября

32

Водород

4 неделя ноября

33

Получение водорода

4 неделя ноября

34

Химические свойства водорода

1 неделя декабря

35

Применение водорода

1 неделя декабря

36

Кислоты

1 неделя декабря

37

Соли

2 неделя декабря

38

Кислотные оксиды

2 неделя декабря

39

Повторительно-обобщающий урок по теме «Водород. Кислоты. Соли»

2 неделя декабря

40

Вода

3 неделя декабря

41

Растворы

3 неделя  декабря

42

Растворимость газов и жидкостей в воде

3 неделя  декабря

43

Массовая доля растворённого

вещества

4 неделя декабря

44

Практическая работа 4. Приготовление раствора с

заданной массовой долей растворённого вещества

4 неделя декабря

45

Приготовление растворов

4 неделя декабря

46

Решение задач на тему «Приготовление растворов»

2 неделя января

47

Химические свойства воды

2 неделя января

48

Основания

2 неделя января

49

Повторительно-обобщающий урок

3 неделя января

50

Контрольная работа 2

3 неделя января

51

Анализ контрольной работы 2 и работа над ошибками

3 неделя января

 Основные классы неорганических соединений

52

Оксиды

4 неделя января

53

Реакция нейтрализации

4 неделя января

54

Взаимодействие оксидов с кислотами, основаниями и друг с другом

4 неделя января

55

Условия протекания реакций обмена в водных растворах

1 неделя февраля

56

Свойства кислот

1 неделя февраля

57

Свойства оснований

1 неделя февраля

58

Свойства солей

2 неделя февраля

59

Решение задач на тему «Химические свойства важнейших классов неорганических веществ»

2 неделя февраля

60

Генетическая связь между важнейшими классами неорганических веществ

2 неделя февраля

61

Решение задач на тему «Генетическая связь»

3 неделя февраля

62

Практическая работа 5. Экспериментальное решение

задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

3 неделя февраля

63

Решение задач по теме: «Важнейшие классы неорганических веществ»

3 неделя февраля

64

Повторительно-обобщающий урок

по теме «Важнейшие классы неорганических веществ»

4 неделя февраля

65

Контрольная работа 3

4 неделя февраля

66

Анализ контрольной работы 3 и работа над ошибками

4 неделя февраля

Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение вещества

67

Первые попытки классификации элементов

1 неделя марта

68

Амфотерность

1 неделя марта

69

Решение задач по теме «Амфотерность»

1 неделя марта

70

Периодический закон

Д. И. Менделеева

2 неделя марта

71

Периодическая система элементов

2 неделя марта

72

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе

2 неделя марта

73

Предсказание свойств

элементов по их положению в

Периодической системе

3 неделя марта

74

Жизнь и деятельность

Д. И. Менделеева

3 неделя марта

75

Повторительно-обобщающий урок

по теме «Периодический закон и Периодическая система элементов

Д. И. Менделеева»

3 неделя марта

76

Ядро атома. Изотопы

4 неделя марта

77

Нахождение числа протонов,

нейтронов и электронов в нуклиде. Радиоактивность

1 неделя апреля

78

Строение электронных оболочек атомов

1 неделя апреля

79

Составление электронных

конфигураций элементов

1 неделя апреля

80

Решение задач на составление электронных конфигураций атомов

2 неделя апреля

81

Изменение свойств в группах и

периодах. Электроотрицательность

2 неделя апреля

82

Обобщение и повторение

знаний по теме «Электронное

строение атома»

2 неделя апреля

83

Химическая связь.

3 неделя апреля

84

Ковалентная связь

3 неделя апреля

85

Полярная и неполярная ковалентная связь

3 неделя апреля

86

Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи

4 неделя апреля

87

Свойства ковалентной связи

4 неделя апреля

88

Геометрия молекул

4 неделя апреля

89

Ионная связь

1 неделя мая

90

Металлическая связь

1 неделя мая

91

Анализ важнейших классов неорганических соединений с позиций типов химической связи, которые в них реализуются

1 неделя мая

92

Валентность и степень окисления

2 неделя мая

93

Решение задач на определение степеней окисления в простых и

сложных веществах

2неделя мая

94

Твёрдые вещества

2 неделя мая

95

Повторительно-обобщающий урок по теме «Химическая связь»

3 неделя мая

96

Подготовка к итоговой контрольной работе

3 неделя мая

97

Итоговая контрольная работа 4

3 неделя мая

98

Анализ итоговой контрольной работы и работы над ошибками

4 неделя мая

99-100

Повторение и обобщение знаний, полученных в 8 классе

4 неделя мая

101-102

Резервные уроки

4 неделя мая

Итого часов: 102

График практических работ

№ п/п

Практическая работа

Плановые сроки прохождения

Скорректированые сроки прохождения

1

Практическая работа 1.

Правила безопасности при работе в

химической лаборатории. Знакомство с лабораторным

оборудованием.

2 неделя сентября

2

Практическая работа 2.

Очистка загрязнённой поваренной соли

3 неделя сентября

3

Практическая работа 3. Получение кислорода и изучение его свойств

2 неделя ноября

4

Практическая работа 4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества

4 неделя декабря

5

Практическая работа 5. Экспериментальное решение

задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

3 неделя февраля

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

1.  Химия. 8 класс. учебник / В.В.Ерёмин, Н.Е.Кузьменко, А.А.Дрозодов, В.В.Лунин; под ред. проф. Н.Е.Кузьменко и акад.РАН В.В.Лунина. М.: Дрофа, 2014.

2. Рабочие программы. Химия. 7-9 классы: Учебно-методическое пособие/ сост. Т.Д.Гамбурцева. – М.: Дрофа, 2012)

3. Химия. 8 класс. Методическое пособие / В.В.Ерёмин, А.А.Дроздов. – М.: Дрофа, 2013.

4. «Химический тренажер. Задания для срганизации самостоятельной работы учащихся 8-9 и 10-11 классов», пособие для учителя, А.М.Радецкий, М., «Просвещение», 2007.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Компьютер.

2. Мультимедиапроектор.

3. Оборудование для демонстрационных и лабораторных опытов.

4. Химические реактивы.

5. Демонстрационные печатные таблицы.

  1. Электронная таблица «Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева».

Рассмотрено на заседании  кафедры естественнонаучных предметов

  «26 »августа 2015г

Протокол №__1___

___________________  Миронова Е.А.

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

_______________ Л.А. Сорокоумова

«28» августа 2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа "Литература. 6 класс" 68 часов

Создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной....

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочая программа по химии Рудзитис 2 часа в неделю 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс (Рудзитес)...