Интеллектуальная игра "Счастливый случай"
методическая разработка по химии (8, 9, 10 класс) на тему

Ирина Александровна Кулакова

Игра предназначена для использования при проведении тематической недели по химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_schastlivyy_sluchay.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра с химическим содержанием

«Счастливый случай»

В игре участвуют две команды по 4—5 человек. Заранее оформляем актовый зал. На сцене сооружается игровое поле, представляющее собой крут, разделенный на пять секторов:

а)  общие знания из области неорганической химии;

б)   химические элементы;

в)   органические вещества;

г)   ученые-химики;

д)   счастливый случай.

Если во время игры стрелка волчка укажет на сектор «Счастливый случай», то команда получает дополнительное очко.

Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. Он загадывает обеим командам загадку.

Она родилась в самой волшебной стране Химической лаборатории. Ее папа —-Оксид азота(IV) — был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, звали ее Вода. Она появилась маленькая, бесцветная. Но когда к ней прибавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась девочка. Назовите ее. (Азотная кислота.)

Той команде, которая первая даст правильный ответ, предстоит начать игру.

Гейм первый — знакомство

Капитан каждой команды выбирает категорию вопроса, запуская волчок на игровом поле. Таким образом команды поочередно отвечают на задаваемые им вопросы (по 3 каждой команде). На размышление дается 20 с, после чего команда предлагает свою версию ответа. Если он верный, то команда получает одно очко; если неверный, то заслушивают версии зрителей. За правильный ответ зрителю выдается жетон.

Сектор «Общие знания из области неорганической  химии»

1.  Какой из металлов широко используют в электротехнике?  (Медь.)

2.   Какое стекло можно докрасна накалить, опустить в воду и оно не потрескается?   (Кварцевое.)

3.   Какое вещество известно в аптеках под названием «горькая соль»? (Сульфат магния.)

4.   Что такое «царская водка»? (Смесь концентрированных азотной и соляной кислот.)

5.  Назовите вещество, способное из твердого состояния сразу переходить в газообразное.  (Иод.)

6.   Какое вещество окрашивает рубиновые звезды Московского Кремля? (Селенид кадмия.)

Сектор  «Химические  элементы»

1.   Назовите самый распространенный элемент — металл земной коры. (Алюминий.)

2.   Какой химический элемент входит в состав любого органического вещества? (Углерод.)

3.  Элемент в переводе с греческого «несущий свет».  (Фосфор.)

4.  Химический элемент, названный в честь великого русского химика. (Менделевий.)

5.   Химический элемент, название которого произошло от названия нашей планеты.  (Теллур.)

6.  «Семь металлов создал свет по числу семи планет...». Так считали алхимики. Назовите эти элементы-металлы. (Железо, золото, серебро, медь, свинец, олово, ртуть.)

Сектор  «Органические  вещества»

1.  Болотный газ. (Метан.)

2.   Название государства, сходное с названием органического вещества. (Бутан.)

3.  Непредельный углеводород, применяемый при резке и сварке металлов. (Ацетилен.)

4.   Взрывчатое вещество, способное облегчить спазмы сердечных сосудов. (Нитроглицерин.)

5.   Какой спирт хорошо смягчает кожу рук?   (Глицерин.)

6.  Как раньше называли керосин? (Фотоген — «свет рождающий».)

7.   Можно ли нефть считать индивидуальным веществом? (Нет, это смесь углеводородов.)

Сектор   «Ученые-химики»

1.   Советский ученый, получивший синтетический каучук.  (СВ. Лебедев.)

2.  Создатель теории строения органических соединений.  (A.M. Бутлеров.)

3.  Первооткрыватель периодического закона химических элементов. (Д.И. Менделеев.)

4.  Создатель противогаза. (Н.Д. Зелинский.)

5.   Кто изобрел первую в мире керосиновую лампу? (Польский ученый И. Лукасевич.)

6.  Назовите фамилию великого русского химика и композитора. (А.П. Бородин.)

7.   Этот ученый — естествоиспытатель, химик-любитель, отдавший любимому делу большую часть своей жизни, сумел с помощью своих чудо-весов с большой точностью взвесить земной шар. Кто же этот чародей?  (Г.  Кавендиш.)

Гейм  второй  — видеовопросы

Командам по очереди (право первого ответа — проигрывающей команде) предлагают просмотреть по три видеозаписи поставки опытов. Учащимся необходимо определить название каждого опыта.

Гейм третий «Ты мне, я тебе»

Каждый член команды задает вопрос представителю команды соперника, имеющему тот же номер в команде, что и игрок, задающий вопрос. На размышление — 20 с. В этом гейме зрители участия не принимают. Организаторы игры выбирают наиболее интересный вопрос; игроку, задавшему его, вручают приз, а всей команде присуждают дополнительное очко.

Гейм четвертый «Темная лошадка»

Ведущий читает вопрос; если ни у одной из команд нет версии ответа, то он обращается к зрителям. Зрителю, набравшему большее число жетонов, ведущий вручает  приз.

1. Древний историк Плиний Старший рассказывает об интересном событии, которое произошло 2000 лет назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного металла».

Из какого металла была изготовлена чаша?   (Алюминий.)

2.   Однажды некий американский миллионер заказал себе яхту для морских прогулок. Яхту построили богатую, прекрасно отделанную. Подводную часть сделали железной, а сверху яхту обшили красивым сплавом меди с никелем. Недешево обошлась она хозяину. Но очень скоро, не успев сделать и одного длительного рейса, яхта пришла в полную негодность. Стали расследовать причину столь удивительного случая. И что же выяснилось? (Произошла коррозия.)

3.  Пламя костра освещает вход в пещеру. Вокруг огня сидят люди. Тела их покрыты звериными шкурами. Около мужчин лежат луки со стрелами с твердыми кремниевыми наконечниками, каменные топоры. Дети, собиравшие сучья, подбрасывают их в огонь. Женщины поджаривают только что пойманную дичь. Пока мужчины охотились, женщины собирали в лесу ягоды и коренья. Чтобы сохранить все эти запасы, они стали плести из прутьев корзины, замазывая щели мокрой глиной; для просушивания такие корзины вешали над огнем. Иногда прутья сгорали, а обожженная глина оставалась. Так несколько тысячелетий назад были получены первые глиняные горшки, явившиеся прапрадедушками нашей современной ...  (Керамики.)

Гейм  пятый —  «Дальше, дальше,  дальше...»

Начинает проигрывающая пока команда. Ведущий в течение 1 мин задает вопросы, требующие быстрого ответа. Задача команд: дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в  1  балл.

1.   Элемент с металлическими свойствами, который входит в состав поваренной соли. (Натрий.)

2.   Процесс отдачи электронов атомами или ионами.  (Окисление.)

3.   Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие на нервную систему. (Бром.)

4.   Наиболее активный неметалл.  (Фтор.)

5.   Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (Кислород.)

6.  Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную. (Кислоты.)

7.  Самый легкий газ. (Водород.)

8.  Вещество, которое, дезинфицируя воду, не оставляет привкуса. (Озон.)

9.   Метод полной  очистки воды.   (Дистилляция.)

10.  Приборы, применяемые при очистке воды от нерастворимых в ней примесей. (Фильтры.)

11.  Химически неделимая частица вещества. (Атом.)

12.  Растворимые в воде основания. (Щелочи.)

13.  Свойство атомов химического элемента образовывать два или несколько простых веществ.   (Аллотропия.)

14.   Название реакции, при которой выделяется теплота.   (Экзотермическая.)

15.  «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями». Кто автор этих строк? (Д.И.   Менделеев.)

16.  Какое топливо заправляют в самолеты?   (Керосин.)

17.   Ионы какого металла отравляют болезнетворные  бактерии?   (Серебра.)

18.  Что такое сусальное золото? (Дисульфид олова.)

19.   Самое  распространенное  на   Земле вещество.  (Вода.)

20.   Реакция   обменного   взаимодействия между веществом и водой. (Гидролиз.)

21.  Вещества, изменяющие скорость химических реакций. (Катализаторы, ингибиторы.)

22.   Город,   названный  в  честь ученого-химика.   (Менделеевск.)

23.   Реакции,   при  которых   поглощается теплота.   (Эндотермические.)

24.   Разрушение  металлов  под воздействием окружающей среды.  (Коррозия.)

25.  Стеклянный сосуд для точного измерения объема жидкости. (Мерная пипетка.)

Вопросы для болельщиков

1.  Какой лен не горит? (Горный лен — асбест.)

2.  Какой русский химик был знаменитым композитором?  (А.П.  Бородин.)

3.  Что такое хромпик? (Смесь дихроматов калия и натрия.)

4.  Какое молоко не пьют? (Известковое.)

5.  Почему крапива жжется? (Из надломленных волосков выбрызгивается муравьиная кислота.)

6.   Какой газ называют «веселящим» и почему он так называется? (Оксид азота(I).)

7.  Какой сахар не едят? (Свинцовый, так как он ядовит — РЬ(СН3СОО)2 • ЗН20.)

8.  Что такое сиаль и сима? (Две оболочки планеты Земля: сиаль — соединения Si и А1; сима — соединения Si и Мg.)

9.  Какие элементы наиболее распространены в космосе?  (Водород, гелий.)

10.  Какое практическое применение имеет пероксид натрия? (Регенерирует воздух в космических кораблях, подводных лодках 2Na202 +  2С02 -> 2Na2C03  +   02.)

11.   Какой металл плавится от тепла человеческой руки? (Цезий, t пл= 28,6    °С.)

12.   Что такое олеум? (Раствор оксида cepы (VI) в серной кислоте.)                     

13.   Какой цвет имеет йод в твердом и газообразном состоянии? (Серый, фиолетовый.)

14.  Какое вещество гасят водой, хотя оно и не горит?  (Оксид кальция.)

15.   Какое «золото» дешевле серебра? (Сусальное золото — сульфид олова(IV).)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" (презентация)

Презентация к КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" содержит наглядный материал, необходимый для проведения игры...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...

Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме "Малые страны Европы"

Прекрасный материал для закрепления темы зарубежная Европа...

Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме "Большая 8"

Прекрасный материал для закрепления темы зарубежная Европа...

Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме"Страны Восточной Европы"

Прекрасный материал для внеклассной работы по предмету...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Интеллектуальная игра развивает у учащихся интерес к химии, навыки логического и абстрактного мышления, коммуникативные способности; активизирует их познавательную деятельность, воспитывает любознател...