Педагогический проект на тему: «Особенности организации уроков по химии в нетрадиционной форме»
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Среди общих для всего мира проблем есть такие, возникновение и рост  которых обусловлены самим развитием цивилизации. Они с трудом поддаются решению. Такой стала экологическая проблема – проблема окружающей среды.

Экологические проблемы являются частью глобальных проблем человечества.

 Причин возникновения экологических проблем много, но наиболее очевидны и важны следующие:

■ научно – техническая революция. «Человек, -  по словам  В.И. Вернадского, - становится могучей геологической силой»;

■ нерациональное потребление первичных природных ресурсов, наиболее используемых в производстве и мировом хозяйстве;

■ идеология покорения природы, предельно высокой ее эксплуатации.

Специалисты отмечают и еще одну важную, качественно новую черту современных глобальных экологических проблем. Если в прошлом отрицательные последствия человеческой деятельности рассматривались преимущественно по отношению к тем или иным компонентам природы, то в настоящее время по-другому: эти последствия наносят ущерб человеку, его здоровью благосостоянию.

Противоречия между обществом и природой отныне не просто достигли  большой остроты, но и перешли в качественную новую фазу. Природные силы Земли подошли  к определенному критическому состоянию, при котором дальнейшее наращивание антропогенных нагрузок,  может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человечества как биологического вида.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_na_temu.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект на тему:

 «Особенности организации уроков по химии в нетрадиционной форме»

(на примере «Проблема защиты окружающей среды»)

выполнила учитель химии ГБОУ СОШ пос. Новоспасский муниципального района Приволжский

Морозова Татьяна Александровна

Введение

Среди общих для всего мира проблем есть такие, возникновение и рост  которых обусловлены самим развитием цивилизации. Они с трудом поддаются решению. Такой стала экологическая проблема – проблема окружающей среды.

Экологические проблемы являются частью глобальных проблем человечества.

 Причин возникновения экологических проблем много, но наиболее очевидны и важны следующие:

■ научно – техническая революция. «Человек, -  по словам  В.И. Вернадского, - становится могучей геологической силой»;

■ нерациональное потребление первичных природных ресурсов, наиболее используемых в производстве и мировом хозяйстве;

■ идеология покорения природы, предельно высокой ее эксплуатации.

Специалисты отмечают и еще одну важную, качественно новую черту современных глобальных экологических проблем. Если в прошлом отрицательные последствия человеческой деятельности рассматривались преимущественно по отношению к тем или иным компонентам природы, то в настоящее время по-другому: эти последствия наносят ущерб человеку, его здоровью благосостоянию.

Противоречия между обществом и природой отныне не просто достигли  большой остроты, но и перешли в качественную новую фазу. Природные силы Земли подошли  к определенному критическому состоянию, при котором дальнейшее наращивание антропогенных нагрузок,  может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человечества как биологического вида.

Цель: реализация экологического образования по изучению проблем окружающей среды на уроках химии (на примере нетрадиционного урока).

Задачи:

  1. Изучить  необходимую  литературу  по данной проблеме, с использованием различных источников информации;
  2.  Рассмотреть существующую проблему с различных позиций4
  3. Разработать урок – ролевую  игру «Проблемы защиты окружающей среды» для учащихся 9 класса;
  4. Оформить результаты работы.

Тема урока: Проблемы защиты окружающей среды.

Форма урока: ролевая игра

Цели и задачи урока:

- в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся; показать современное состояние природной среды;

- убедить учащихся в необходимости охраны окружающей среды;

- подвести учащихся к выводу о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды;

- развития творческих способностей учащихся.

Оборудование: плакаты – высказывания по охране природы.

Подготовка к уроку начинается за 2 недели. Определяются действующие лица, они находят необходимую информацию к уроку.

Проблемы химической экологии созданы самим человеком и возникли как результат деятельности длительной, а в последнем столетии и чрезвычайно бурной производительной деятельности человечества.

В.А. Легасов

«Спасем природу – Родину спасем»

«На нас – ответственность перед настоящим и будущим»

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Основная угроза окружающей среде – интенсивно развивающееся производство. Воздействие различных химических веществ, выделяющихся в результате деятельности человека, нередко оказывается  негативным для природы и ставит ее на грань восстановительных возможностей – огромных, но  не беспредельных. Главная задача заключается в правильном предвидении результатов хозяйственной деятельности человека, приводящей к преобразованию природной среды.

Кто же в ответе за природу? Порой несправедливо главной виновницей считают химическую отрасль промышленности. Не в целях ее оправдания и не отрицая возможных бед, причиненных ею, а ради торжества истины и выявления всех потенциальных «виновников» попытаемся опровергнуть такое мнение. Это необходимо в связи с тем, что первым и одним из самых важных шагов на пути охраны природы является правильное установление источников и механизмов образования химических загрязнений. Любое производство оказывает техногенное  воздействие на окружающую среду. Однако нельзя забывать, что по характеру взаимодействия с окружающей средой, по силе давления на нее, возможным последствиям, условиям и интенсивности взаимосвязей  с различными объектами окружающей среды отдельные отраслей промышленности оказывают далеко не равноценное влияние на природу и происходящие в ней процессы.  

Наибольшее воздействие оказывают предприятия черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая, химическая, нефтеперерабатывающая отрасли промышленности, автотранспорт.

В охране окружающей среды важная роль принадлежит химии и химической технологии.

  1. Ролевая игра.

Действующие лица: Главный судья, секретарь, присяжные, обвинители, Адвокат, Человек, Общество, свидетели: Атмосфера, Природа, Земля.

Секретарь: Встать! Суд идет!

Главный судья.

Жизнедеятельность человечества на всей ее протяженности уже была связана с явлением загрязнения атмосферы: это - дым костров, запахи бытовых отходов, однако ее масштабы были настолько малы, что не влияли на окружающую среду. Начиная с XIX в. в развитых странах стали применять новые методы удаления отходов, обработки сточных вод, способы отопления, приготовления пищи. В XXI в. с развитием урбанизированного общества стали все более ощущаться проблемы, вызванные загрязнением воздушной среды. Загрязнение окружающей среды на современном этапе - это, безусловно, результат индустриальной деятельности и методов транспортировки, т. е. последствия использования человечеством энергии.

Дело состоит из двух частей. В первой части – Природа обвиняет Общество, Человека. Во второй части Общество рассматривается как сила, способная из «дикой умирающей» природы сделать ее живой.

Суд предупреждает: вы должны говорить правду и только правду и только правду. За дачу ложных показаний свидетели и потерпевшие будут привлекаться к ответственности.

Первая часть.

Секретарь: приглашается Природа.

Природа: Наряду с созданием возможностей повышения уровня жизни разработка и интенсификация современных технологических процессов привели к появлению совершенно новых типов химических веществ, которые оказывают коррозионное и комплексное воздействия, опасные как для жизни человека, так и вообще всего живого в зоне их распространения. Постоянной проблемой в местах, приближенных к источникам выбросов, а также в более обширных районах, окружающих промышленные зоны и города, являются традиционные загрязнения - пылевые частицы и оксиды серы и азота. В настоящее время глобальное распространение этих загрязнений становится предметом самого серьезного обсуждения. То есть человек стал применять ко мне принцип поработителя.

Секретарь: приглашается Общество.

Общество: наивысшая организация жизни – общество. С  развитием техники люди становились все сильнее. Они могли покорять и подчинять силы Природы себе во благо.

Земля: Человек пользуется земельными и водными ресурсами. Почвы разрушаются, это ведет к развитию эрозии, вторичному засолению; вода и воздух загрязняются.

Судья: Есть ли факты отрицательного воздействия на  здоровье человека?

Секретарь. Приглашается свидетель Атмосфера.

Атмосфера.

Вещества, загрязняющие атмосферу, подразделяются на твердые, жидкие и газообразные, воздействующие непосредственно или после химических превращений, а также совместно с другими веществами. Последствия загрязнений, т.е. изменения состава атмосферы, представляют опасность для здоровья людей и животных, растительного мира, окружающей среды, комфортности (появление запахов, снижение видимости).

Известно, что в воздухе всех крупных городов мира присутствуют такие активные загрязнители, как: диоксид серы SO2, оксиды азота NO и NO2, моноксид углерода СО и непредельные углеводородные соединения. Причиной загрязнения воздуха могут явиться фтор, галогены хлора и их кислотные производные в больших концентрациях. Эти и многие другие вещества присутствуют в атмосфере в виде постоянных, т. е. фоновых концентраций, которые возникают в результате естественных процессов: действия вулканов, лесных пожаров, биологических процессов в почвах, на болотах, при разложении органики. Искусственные загрязнения часто во много раз превышают фоновые концентрации канцерогенных веществ.

Кроме активных газов причиной загрязнения атмосферы являются и неактивные газы, например, такие как диоксид углерода. Этот газ непосредственно не вреден для живых организмов, но его накопление в атмосфере влияет, ни радиационный баланс Земли и соответственно на климат планеты. Естественные соответствующие стоки, например, поглощение океаном, не в состоянии обезвредить такие антропогенные эмиссии.

Группа инертных контаминантов - хлористых фтористых соединений метана - разлагается естественным образом. Их концентрация постоянно возрастает, а продукты разложения продолжают разлагаться в атмосфере, взаимодействуя с озоном, что для человечества не менее опасно.

В атмосфере также присутствуют пылевые частицы и водяной пар. Пылевые частицы появляются в атмосфере в результате человеческой деятельности (обработка полей, производственные процессы и т.д.), составляющей 10% от естественных пылевыделений (выветривание почвы, реакции между газовыми контаминантами). Они в основном содержатся в промышленных районах с высокой плотностью населения. Пыль воздействует на здоровье людей, занося в легкие микродозы свинца, полиароматических углеводов. Пылевые частицы уменьшают проницаемость атмосферы для солнечных лучей и ее прозрачность, становятся кроме того катализатором опасного взаимодействия газов.

Водяные пары составляют до 4 % массы воздуха. Они образуются в результате производственных процессов и естественным испарением при круговороте воды в природе, а также в результате выделения большого количества тепла. Водяные пары, а также продукты окисления диоксида серы способствуют при определенных метеорологических условиях возникновению смога.

Гидросфера.

Загрязнение гидросферы происходит за счёт сброса в водоёмы и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.

В организации хозяйственно-питьевого водоснабжения важную роль играют подземные источники пресной воды. Они, как правило, чище, чем воды поверхностных водоисточников, и более безопасны для питья. Это обусловлено тем, что почва представляет собой эффективную очищающую систему. Загрязнение подземных пресных вод может произойти в результате аварийного разлива нефти и других жидкостей, вымывания растворимых веществ со свалок бытовых и промышленных отходов, просачивания сточных вод из шлака- и навознакопителей. 

Природные водоёмы не являются естественной средой обитания болезнетворных микроорганизмов.  В отличие от них бытовые сточные воды всегда содержат различные микроорганизмы, часть которых может быть болезнетворными. О потенциальной опасности распространения с водой кишечных инфекций судят по присутствию в ней так называемых индикаторных микроорганизмов, прежде всего кишечной палочки коли. По гигиеническим нормативам в питьевой воде допускается присутствие в 1 л не более 3 кишечных палочек (коли-индекс - 3). Доказано, что после обеззараживании воды хлором, ультрафиолетовыми лучами, озоном или гамма-излучением при содержании в ней кишечной палочки порядка трёх в литре вода уже не содержит жизнеспособных микробных возбудителей брюшного тифа, дизентерии и других. Однако устойчивость болезнетворных вирусов выше, чем кишечной палочки. Это заставляет с осторожностью оценивать коли-индекс как показатель безопасности питьевой воды в отношении вируса инфекционного гепатита и других вирусов.

Полную уверенность в обеззараживании питьевой воды в настоящее время может дать только её кипячение.

Судья. Сознает ли Человек сои ошибки?

Адвокат: Да, Человек признает свои ошибки.

Мониторинг водных объектов. В рамках защиты гидросферы правительство РФ утвердило «Положение о введении государственного мониторинга водных объектов». Государственный мониторинг водных объектов ведётся Министерством природных ресурсов, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.

 Государственный мониторинг включает  регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод;  сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений создание и ведение банков данных;
 оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных показателей поверхностных и подземных вод.

Государственный мониторинг водных объектов является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды  и состоит из:

1. Мониторинга поверхностных водных объектов суши и морей;
2.   Мониторинга подземных водных объектов;
3.   Мониторинга водохозяйственных систем и сооружений.
Порядок размещения и число пунктов наблюдения, а также перечень наблюдаемых показателей и загрязняющих веществ, сроки проведения наблюдений в первую очередь определяются уровнем развития промышленности и сельского хозяйства на контролируемой территории.

Виды и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу промышленным предприятием зависят от технологических процессов производств. В целях охраны атмосферного воздуха составляют перечень производств и объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, с указанием видов загрязняющих веществ в выбросах, их класса опасности и параметров выбросов. При этом определяют:

  • объекты и производства - источники загрязнения атмосферы;
  • характеристики источников выброса (размеры, высота, расположение);
  • перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, класс их опасности;
  • перечень комбинаций вредных веществ с суммирующим вредным воздействием, класс их опасности;
  • количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, интенсивность и параметры выбросов;
  • приземные концентрации загрязняющих веществ на территории объекта, в границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и на прилегающей селитебной территории;
  • величину валовых выбросов загрязняющих веществ от организованных и неорганизованных источников по отдельным производствам и в целом по предприятию;
  • параметры возможных залповых и аварийных выбросов.

Основные направления воздухоохранных мероприятий для действующих производств включают технологические и специальные мероприятия, направленные на сокращение объемов выбросов и снижение их приземных концентраций.

Технологические мероприятия включают:

  • использование более прогрессивной технологии по сравнению с применяющейся на других предприятиях для получения той же продукции;
  • увеличение единичной мощности агрегатов при одинаковой суммарной производительности;
  • применение в производстве более "чистого" вида топлива;
  • применение рециркуляции дымовых газов;
  • внедрение наиболее совершенной структуры газового баланса предприятия.

К специальным мероприятиям, направленным на сокращение объемов и токсичности выбросов объекта и снижение приземных концентраций загрязняющих веществ, относятся:

  • сокращение неорганизованных выбросов;
  • очистка и обезвреживание вредных веществ из отходящих газов;
  • улучшение условий рассеивания выбросов.

В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании специального разрешения, которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

Безотходная технология.

Этот организованный  и регулируемый Человеком технологический круговорот сырья, продукции и отходов представляет собой замкнутую экологическую систему наподобие природной, в которой продукты жизнедеятельности организмов используются другими организмами и в целом осуществляется саморегулирующийся биохимический круговорот веществ.

Судья оглашает решение суда. Судебное заседание считается закрытым.

  1. Итоги игры.

Учитель подводит итоги  урока: называет лучшие выступления, при необходимости рецензирует выступления участников игры. Ученики высказывают мнения о форме проведения  урока, свое отношение.

  1. Домашнее задание.
  1. Решить три задачи экологического содержания, самостоятельно отыскав их в задачниках.
  2. Составить кроссворд  по теме: «Охрана атмосферного воздуха», по желанию учащихся.

Используемая литература.

1.Г.А. Фадеева «Химия и экология»,  Волгоград, изд. «Учитель». 2003 год.

2. Газета «Химия»: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2005, 2007 год.

3. Internet ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интереса к предмету на уроках химии через нетрадиционные формы работы"

Познавательные химические диктанты по органической химии, по теме:"От углеводородов до альдегидов"....

Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока. Опыт работы в современной сельской школе.

О компетенциях на уроках иностранного языка. Использование Интернета на уроках, применение метода проектов, видео-уроков, уроков- экскурсий, уроков- спектаклей. Предоставление собственного опыта...

Доклад на педагогическом совете по теме "Особенности организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной...

Доклад по теме: "Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС на основе интеграции педагогических технологий и методического конструктора приемов"

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В перв...

«Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока».

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать ...

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент) «Применение технологии организации учебной деятельности с ЭФУ и системы тестирования и опросов VOTUM на уроках английского языка как способа повышения качества знаний»

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент) «Применение технологии организации учебной деятельности с ЭФУ и системы тестирования и опросов VOTUM на уроках английского языка к...

Педагогический проект экологического направления «СМОРодина» (организация работы школьного лесничества)

Создание единого экологического воспитательного пространства в МБОУ г. Иркутска лицей - интернат №1 (гимназия №1) на базе школьного лесничества «Смородина». Проект призван через изуче...