МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока химии в 8 классе по теме: "Кислород - как химический элемент и как простое вещество"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Космынина Татьяна Алексеевна

Данный методический материал содержит технологическую карту урока химии в 8 классе по теме "Кислород - как химический элемент и как простое вещество" (учебник А. Журова). Урок входит в состав темы "Важнейшие классы неорганических веществ" и ориентирован на получение учащимися новых знаний, отработку ранее изученного учебного материала, применения полученных знаний для решения теоретических, экспериментальных и расчетных задач. К технологической карте прилагается индивидуальная рабочая карта урока и дополнительный учебный материал для проведения занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по химии в 8 классе.

Тема урока: «Кислород. Химический элемент кислород. Кислород в природе.  

Простое вещество кислород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Физические свойства кислорода».

2 урока в неделю, учебник А.А. Журина (линия учебно-методических комплексов  «СФЕРЫ» по химии)

10.11.2017    ГБОУ школа 569   Невского района СПБ

Характеристика класса:

 В классе 27 учеников,  класс в рамках эксперимента  опережающего внедрения ФГОС ООО, неоднородный по уровню способностей, уровень сформированности  метапредметных результатов высокий – 15 человек, выше среднего 5 человек, средний – 7 человек(по результатам метапредметной работы).  Внимание не всегда устойчивое. Скорость и темп обучения средний. Средний учебный балл по результатам 1  учебной четверти   3,9.

Характеристика темы: 

Урок  входит в состав темы: «Важнейшие классы неорганических веществ» и является вторым уроком по характеристике простых веществ металлов и неметаллов. Урок ориентирован на получение учащимися новых знаний, отработку ранее изученного материала, применения  полученных знаний для решения теоретических, экспериментальных, расчетных задач.

Тип урока: урок – изучение нового

Цель урока: создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий  учащихся в рамках  освоения учебного материала:  кислород как химический элемент и простое вещество.

Задачи:

  1. Продолжить формировать умение добывать необходимые знания в ходе организации работы с различными источниками учебной информации, химического эксперимента и наблюдения за ним; осуществлять поиск и преобразование необходимой информации;
  2. Создать условия для освоения предметного содержания РП: кислород – химический элемент и простое вещество. Состав воздуха. Физические свойства кислорода.  Получение кислорода в промышленности и в лаборатории;
  3. Учить выполнять различные роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, развивать речь, умение делать выводы, четко формулировать свои высказывания;
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, лабораторная работа (исследовательская деятельность)

Методы обучения: частично – поисковое, проблемное

Формы реализации методов: беседа, самостоятельная работа по решению заданий, обсуждение результатов решения в группе, лабораторная работа.

Средства обучения и воспитания:  опорная схема – конспект урока, мультимедийная установка, программное обеспечении по работе с интерактивной доской, таблицы (ПСХЭ Менделеева; растворимости).

Оборудование и химические реактивы: перекись водорода, оксид марганца IV, лучина, спички

Система контроля: сочетание контроля учителя, самоконтроля, взаимоконтроля.

Реализуемая технология: технология деятельностного подхода

Планируемые результаты:

Предметные УУД

Метапредметные  УУД

Личностные УУД

формирование представлений о кислороде как химическом элементе и простом веществе, воздухе как смеси газов, получении и применении кислорода; составление   характеристики химического элемента по плану; описание физических свойств кислорода по плану; формирование навыков осуществления элементарных   приемов экспериментальной деятельности (получение кислорода путем разложения перекиси водорода и его качественное обнаружение); развитие умения описывать собственные наблюдения и опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты.

-устанавливать причинно-следственные связи при изучении зависимости применении вещества от его свойств,  сравнивать и делать выводы, работать с информацией, создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

-строить речевые высказывания в устной форме, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;   

формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к  изучению природы, осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки, формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Подготовительный этап:  назначение модератора урока; разработка, распределение и проверка выполнения индивидуальных д/з;  распределение на группы по 4 человек (6 групп); подготовка лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента

Индивидуальные домашние задания:

  1. Составление задания-загадки о веществе кислород
  2. Сообщение на тему: «Кислород в природе»
  3. Сообщение на тему: «Получение кислорода в промышленности и в лаборатории»

Этапы урока

Система заданий

1

Актуализация ранее полученных знаний

Проблематизация урока

Постановка цели урока

Формулировка темы урока

Объект в черном ящике.  Используя знания, полученные ранее  на уроках биологии,  географии, химии  распознаем  загаданное вещество (кислород) по косвенным подсказкам.  

Запиши уже известные тебе характеристики вещества из «черного ящика» (дополняем информацию о веществе, заполняя таблицу, имеющимися  сведениями). Фиксируем количество правильных суждений о кислороде.

Какими сведениями еще можно дополнить характеристику этого вещества?

Формулируем тематическое содержание урока (тему, пункты плана урока).

2

Изучение нового

  1. Первичное усвоение знаний.
  2. Первичное закрепление знаний.

Система и последовательность заданий в индивидуальной рабочей карте ученика.

Раздели вещества из предложенного списка на две группы. Что объединяет эти вещества по составу?

Составление плана характеристики химического элемента по положению его в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Описание химического элемента кислорода по плану.

Привлекая  различные информационные ресурсы (текстовые, табличные, графические, видео),  а также результаты экспериментальной работы делаем умозаключения о кислороде как химическом элементе и простом веществе, физических свойствах вещества, получении и нахождении вещества кислорода в природе.

Используя текст учебника перевести текстовую информацию о нахождении элемента кислорода в природе в графическую.

Экспериментальная часть. Получение кислорода по инструкции из перекиси водорода. Доказательство наличия газа. Наблюдение. Описание физических свойств вещества и его качественного обнаружения.

Работа с дополнительной информацией по выявлению важнейших свойств кислорода (дыхание и горение и поддержание горения)

Оформление результатов работы в индивидуальной карте урока

Дополняя  новыми сведениями, почерпнутыми с урока, таблицу из задания № 1 систематизируем новую информацию урока. Какими новыми сведениями о химическом элементе и веществе  кислороде  вы могли бы дополнить таблицу? Фиксирование правильных суждений о кислороде в таблице 1.

3

Самоанализ учебной деятельности

Сравнение количества правильных высказываний о кислороде в начале и конце урока. Как  изменились ваши познания в этой теме.

Подсчет  количества набранных за участие в устных ответах и групповых обсуждениях жетонов.

Оценка работы каждого в группе.

4

Рефлексия  (осознание содержания пройденного, оценка эффективности собственной работы на уроке)

Проанализируй степень достижения поставленной цели урока?

На какие вопросы ты не получил ответа?

Почему не все вопросы нашли  решение в ходе урока?  В чем причина этого?

Завершение работы с индивидуальной картой ученика.

5

Запись домашнего задания

Зная важнейшие свойства кислорода поддерживать дыхание и горение,  спрогнозируйте основные области применения этого газа. Результат оформите в виде схемы-рисунка.

Индивидуальная рабочая карта учащегося на уроке химии    10.11.2017

ФИ _______________________________________________

Задание 1.

Вещество в черном ящике -   _____________________________

Запиши известные тебе  характеристики  этого вещества в таблицу.

1

7

2

8

3

9

4

10

5

11

6

12

Запишите тему урока: ____________________________________________________________________________________

Задание 2.

Раздели предложенные вещества на две группы:    H2O,   O2 ,   CO2 ,   O3,   SiO2

По какому признаку осуществили деление веществ? _____________________________________

Что общего по составу у этих веществ? _______________________________________________

Задание 3.

Какие сведения о хим. элементе можно получить, зная его положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева?

Составьте план характеристики химического элемента по его положению в ПСХЭ.

план характеристики химического элемента

характеристика химического элемента __________________

1

2

3

4

5

Задание 4.

Используя текст и диаграммы учебника на  стр 36 (абзац 2),  заполните схему:

Воздух – смесь газов (каких?) Заполните таблицу:

доля газа в воздухе по объему

78%

21%

1%

газ (газы)

Задание 5.

Получение в лаборатории газа кислорода, его обнаружен6ие и описание его физических свойств. Экспериментальная часть.

Действие

Наблюдение

Вывод

Налить в пробирку 2 мл перекиси водорода. Добавить несколько крупинок MnO2

Внести в пробирку тлеющую лучинку

Запиши ответы на вопросы опираясь на наблюдения опыта.

Кислород легче или тяжелее воздуха? Обоснуйте ответ __________________________________

___________________________________________________________________________________

Запиши важнейшие физ.   свойства простого вещества кислорода: ________________________

Как доказать наличие газа кислорода в пробирке?________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 6.

Используя дополнительную информацию, выпишите важнейшие свойства кислорода.

___________________________________________________________________________________ 

Задание 7.

Вернитесь к заданию № 1.

Какими новыми  сведениями о химическом элементе и веществе кислороде вы могли бы дополнить таблицу?

Удалось ли Вам заполнить таблицу полностью?  _______________

Если нет, то почему?  ______________________________________

Какие вопросы этой темы требуют доработки ___________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 8.

Сосчитайте количество набранных за урок жетонов ______, оцените свою работу на уроке по пятибальной шкале______, получите оценку своей деятельности от группы _______.

Запишите домашнее задание.

Зная важнейшие свойства кислорода поддерживать дыхание и горение,  спрогнозируйте основные области применения этого газа. Результат оформите в виде схемы-рисунка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема урока: «Кислород. Химический элемент кислород. Кислород в природе.  

Простое вещество кислород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Физические свойства кислорода».

Вопросы о веществе из «черного ящика»

По предложенным признакам распознать загаданное вещество:

  1. Это вещество можно получить электролизом хлоратов и перхлоратов. Этот способ его получения применим на объектах, где невозможно хранение воды в больших количествах.
  2. Аллотропное видоизменение этого вещества образует озоновый слой Земли, защищающий планету от воздействия ультрафиолетового солнечного излучения.
  3. Ежедневное потребление этого вещества человеком составляет около 40 кг.
  4. Это вещество растворимо в воде и многие организмы, обитающие в ней, потребляют его в разных количествах.
  5. Все виды топлива способны к горению только в его присутствии.
  6. В год одно дерево вырабатывает 125 кг этого вещества.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

КИСЛОРОД В ПРИРОДЕ

C:\Users\administr\Desktop\0004-004-Kislorod-v-prirode.jpg

C:\Users\administr\Desktop\i.jpg

C:\Users\administr\Desktop\009.jpg

МЕТОД ВЫТЕСНЕНИЯ ВОЗДУХА                               МЕТОД ВЫТЕСНЕНИЯ ВОДЫ

C:\Users\administr\Desktop\0019-019-Poluchenie-kisloroda-v-laboratorii.jpgC:\Users\administr\Desktop\img11.jpg

Важнейшие свойства кислорода.

 Среди всех веществ на Земле особое место занимает то, что обеспечивает жизнь, - газ кислород. Именно его наличие делает нашу планету уникальной среди всех других, особенной. Благодаря этому веществу в мире живет столько прекрасных созданий: растения, животные, люди.

Кислород - это совершенно незаменимое, уникальное и чрезвычайно важное соединение. Помимо того, что он является активным участником дыхания, кислород еще проводит бесчисленное количество реакций окисления (горения), в результате которых высвобождается энергия для жизни.

Основными поставщиками этого уникального газа в природе являются зеленые растения и некоторые виды бактерий. Сложно назвать хотя бы один процесс, в котором не принимает участие этот великий газ, уникальное вещество - кислород.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Кислород. Оксиды. Горение"

Урок повторения учебного материала проводится в игровой форме. Учащимся предлагается разгадать ребусы, ответить на вопросы, посмотреть занимательный опыт....

Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

Конспект урока химии 9 класс по теме: "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"

Урок химии 9 класс по теме: "Кислород, общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"...

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...

Урок химии 9 класс "Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20"

Цели урока:-сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;- рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов....