методические разработки уроков по химии
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Фрезе Раиса Павловна

Предварительный просмотр:

Простые вещества – неметаллы.

1.Дополните.

  1. Число элементов – неметаллов в периодической системе равно … .
  2. … - химические элементы, образующие в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.

2.Выпишите номер правильного ответа.

Агрегатное состояние простых веществ – неметаллов при комнатной температуре:

  1. газообразное;
  2. газообразное, жидкое;
  3. газообразное, жидкое, твердое.

3.Дополните.

1.Число атомов в молекуле фтора равно … .

2.Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома гелия равно … .

4.Установите соответствие.

  1. Химический элемент:           Аллотропные модификации:

1) углерод                                 а) α и β;

2) олово;                                   б) белый и красный;

                                                                          в) О2 и О3

                                                                          г) графит и алмаз.

 Дополните.

5.Формула жидкого неметалла - … .

6.Название неметаллов, имеющих металлический блеск, - … .

7.Установите соответствие.

Понятие:

  1. химическая формула;
  2. аллотропия.

          Определение:

а) простые вещества, образованные атомами одного химического элемента;

б) способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ;

в) произведение относительной атомной массы на число атомов в молекуле;

          г) выражение состава вещества с помощью химических и металлических знаков.

8. Выпишите номер правильного ответа.

  1.  Свойства озона:

1) газ бледно – фиолетового цвета;

2) газ бледно – фиолетового цвета с запахом свежести;

3) газ бледно – фиолетового цвета с запахом свежести, удерживает ультрафиолетовые лучи;

4) газ бледно – фиолетового цвета с запахом свежести, удерживает ультрафиолетовые лучи, легче кислорода.

Дополните.

11. Формулы аллотропных модификаций, различающихся числом атомов в молекуле, - … .

1) газ бледно – фиолетового цвета;

2) газ бледно – фиолетового цвета с запахом свежести;

3) газ бледно – фиолетового цвета с запахом свежести, удерживает ультрафиолетовые лучи;

4) газ бледно – фиолетового цвета с запахом свежести, удерживает ультрафиолетовые лучи, легче кислорода.

Простые вещества – неметаллы.

Дополните.

1.Число элементов – неметаллов в периодической системе равно … .

2.… - химические элементы, образующие в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.

Выпишите номер правильного ответа.

3.Агрегатное состояние простых веществ – неметаллов при комнатной температуре:

  1. газообразное;
  2. газообразное, жидкое;
  3. газообразное, жидкое, твердое.

4.Дополните.

1.Число атомов в молекуле фтора равно … .

2.Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома гелия равно … .

5Установите соответствие.

Химический элемент:                                  Аллотропные модификации:

1) углерод;                                                    а) α и β;            в) О2 и О3                                

       2) олово                                                      б) белый и красный; г) графит и алмаз.

                

6. Дополните.

1.Формула жидкого неметалла - … .

2.Название неметаллов, имеющих металлический блеск, - … .

7.Установите соответствие.

  1. Понятие:

      1.химическая формула;

       2.аллотропия.

          Определение:

а) простые вещества, образованные атомами одного химического элемента;

б) способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ;

в) произведение относительной атомной массы на число атомов в молекуле;

          г) выражение состава вещества с помощью химических и металлических знаков.

8.Выпишите номер правильного ответа.

 Свойства озона:

1) газ бледно – фиолетового цвета;

2) газ бледно – фиолетового цвета с запахом свежести;

3) газ бледно – фиолетового цвета с запахом свежести, удерживает ультрафиолетовые лучи;

4) газ бледно – фиолетового цвета с запахом свежести, удерживает ультрафиолетовые лучи, легче кислорода.

9. Дополните.

  1.  Формулы аллотропных модификаций, различающихся числом атомов в молекуле, - … .

1) газ бледно – фиолетового цвета;

2) газ бледно – фиолетового цвета с запахом свежести;

3) газ бледно – фиолетового цвета с запахом свежести, удерживает ультрафиолетовые лучи;

4) газ бледно – фиолетового цвета с запахом свежести, удерживает ультрафиолетовые лучи, легче кислорода.



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Простые вещества – металлы.

Цель:

  1. Провести анализ контрольной работы, повторить особенности строения атомов металлов и металлическую химическую связь. Познакомить учащихся с общими физическими свойствами металлов. На примере олова дать понятие аллотропия и показать относительность деления элементов на металлы и неметаллы.

Оборудование: коллекция металлов и изделий из них, фольга алюминиевая

                                         Ход урока.

I Актуализация опорных знаний 

   Анализ контрольной работы.        

-Определить тип связи по формулам веществ:

- определить массовую долю элементов по формуле

        

II Изучение нового материала:

Какие особенности в строении атомов металлов?

-Как металлы завершают внешний слой.

-Какой вид связи в металлах и сплавах?

Все свойства металлов обусловлены наличием металлической связи и металлической кр. решетки.

  1. Особенности физических свойств металлов:
  2. Агрегатное состояние – все  Т, кроме ртути- Жидкая.
  3. Самые мягкие – щелочные металлы и свинец, они режутся ножом. – литий, Самый твердый хром, он царапает стекло
  4. Металлы тепло – и электропроводны. Лучшие проводники: серебро, медь, железо, алюминий, худшие – ртуть, свинец, вольфрам.
  5. Ковкость, пластичность, тягучесть металлов (дем.  фольги алюминиевой, а раньше чай, шоколад паковали в фольгу из олова- станиолью.
  6. Понятие аллотропии на примере олова. Экспедиция Р.Скотта к Южному полюсу погибла, т.к.

ОЛОВА (белое)- это типичный МЕТАЛЛ, а олово (серое) – это типичный неметалл,  вызывает «оловянную чуму»

  1. Металлический блеск, который теряют в порошке все металлы, кроме алюминия и магния .  Самые блестящие: ртуть, из неё в средние века изготавливали знаменитые «венецианские зеркала». В настоящее время зеркала изготовляют из серебра.
  2. Металлы звенят – изготавливают колокольчики.Самые звонкие: золото, серебро, медь
  3. Цвет. Все металлы по цвету делят на черные и цветные.

черные – это железо и его сплавы

цветные – все остальные металлы.

 III. Закрепление: Выполнение лабораторной работы «Физические свойства металлов»

IV. Домашнее задание: П 15., упр.3-6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА -НЕМЕТАЛЛЫ Учитель химии МБОУ «СОШ №4» Фрезе Р.П. 8 класс

Слайд 2

Цель : познакомить учащихся с простыми веществами неметаллами,изучить их общие физические свойства; познакомить с аллотропией на примере металлов и неметаллов.

Слайд 3

Положение неметаллов В ПСХЭ Д.И. Менделеева К неметаллам относится 22 элемента На внешнем энергетич.уровне у них от 4 до 8 электронов. Неметаллы стремятся завершить внешний слой – принимают электроны, т.е. являются - окислителями

Слайд 4

Неметаллы Газы Жидкости Твердые вещества

Слайд 5

хлор

Слайд 6

бром

Слайд 7

сера

Слайд 8

иод

Слайд 9

фосфор

Слайд 10

углерод

Слайд 11

Физические свойства Не имеют металлического блеска(искл. иод и графит); Хрупкие в твердом состоянии; Не проводят эл. ток (искл. кремний, графит); Различны по окраске

Слайд 12

АЛЛОТРОПИЯ способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ

Слайд 13

Аллотропные модификации Красный Черный Белый Фосфор

Слайд 14

Аллотропные модификации графит крбин Алмаз Углерод

Слайд 15

Аллотропные модификации Кислород Озон О 3 аллотропия кислород

Слайд 16

Физические свойства кислорода и озона Кислород – О 2 Г,без Ц, без В, без З, малорастворим в воде, тяжелее воздуха; ОЗОН - О 3 – Г, светло – синий (бледно – фиолетовый), с сильным запахом, бактерецидный, более сильный окислитель, чем кислород. Это переменная составляющая воздуха.

Слайд 17

Аллотропные модификации ромбическая моноклинная пластическая сера

Слайд 18

Аллотропные модификации белое серое аллотропия олово

Слайд 19

Состав воздуха. А. Лавуазье в конце 18 века установил, что воздух – что смесь газов. Постоянные составные части воздуха : -кислород – 21% -азот – 78% -благородные газы Переменные составные части воздуха - -углекислый газ -О 3 -водяные пары Случайные: пыль, микроорганизмы, пыльца растений, оксиды серы, оксиды азота

Слайд 20

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПРОЧИТАТЬ П.15-16. На стр. 93 выполнить упр.3,4 и 6

Слайд 21

Источники: http://images.yandex.ru/ О.С.Габриелян. Химия 8 класс, Москва, Дрофа.



Предварительный просмотр:

Тема:                        Фосфор. Соединения фосфора.

Цель урока: рассмотреть общую характеристику фосфора по положению его в ПСХЭ, изучить его аллотропные видоизменения,  химические свойства.

Оборудование:  фосфор красный, фосфорная кислота, индикаторы, стеклянная посуда, спиртовка.

                           

                                             ХОД УРОКА:

I.Организационный момент.

 Весь материал урока вам знаком, поэтому данный урок проведем с использованием модульной технологии.

II. Изучение нового материала с использованием модульной технологии.

Тема : Фосфор. Соединения фосфора.

Номер учебного

элемента (УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-1

Интегрирующая цель: изучить особенности строения атома фосфора, особенности аллотропных модификаций фосфора, физические и химические свойства фосфора.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-2

Цель: выяснить особенности строения атома фосфора на основании положения его в периодической системе химических элементов.

1.Запишите в тетрадь дату и тему урока:

 Фосфор. Соединения фосфора.

Работайте самостоятельно в тетради.

2. Запишите в тетрадь электронное  строение атома фосфора

 Ответьте на вопросы:

*завершен ли внешний слой атома фосфора?

* какие степени окисления может проявлять фосфор?

* какой неметалл более активен:  азот или фосфор и почему?

 запишите в тетрадь формулы:

* высшего оксида фосфора

* фосфина

* фосфида калия и фосфида алюминия.

Проверьте по приложению №1 правильность ваших ответов. Оцените свои ответы. За правильно выполненные:

 6 заданий – 3балла

5 заданий – 2 балла

4 -3  задания - 1 балл

2 и менее заданий – 0 баллов.

Работайте с учебником ст. 159 в абзаце

« Строение и свойства атомов»    и в паре.

УЭ-3

Цель: изучить аллотропные видоизменения фосфора. 

1.Внимательно прочитайте П.28, стр.159 - 160 до абзаца

« Соединения фосфора»  и заполните таблицу:

Признаки

Р белый

Р красный

Тип решетки

Отношение к воде и другим растворителям

Как окисляется на воздухе?

Особые свойства

2. Проверьте правильность заполнения таблицы по приложению №2 и оцените работу в баллах:

3 балла – таблица заполнена без ошибок

2 балла - в таблице имеются ошибки.

Работайте самостоятельно с учебником  и сделайте записи в тетради.

УЭ-4.

Цель: самостоятельно изучите химические свойства фосфора.

1.  Прочитайте П.28, стр.160

Используйте учебник

П.28, стр 160.

2. Выполните следующие задания в тетради:

 1 вариант.

Задание №1

1.Запишите  уравнения реакций, соответствующих схеме:

Р → Р 2О5

Mq3P2

  Вариант 2

  Задание №1

1.Запишите  уравнения реакций, соответствующих схеме:

Р → AlP →PH3

Работайте самостоятельно

За каждое  правильно

записанное уравнение – 1 балл. Максимально полученный балл- 2

3. Правильность выполнения задания проверьте по приложению №3 ( у учителя). Проанализируйте ошибки.

УЭ – 5.

Цель: изучить  кислородные соединения фосфора. .

1.Внимательно прочитайте параграф учебника ( стр.160- 161).

2. Выполните следующее задание:

Вариант №1

1. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

Р 2О5  + H 2O  

H 3PO4  +  Ca (OH)2  → ?   + H 2O

2. Запишите формулы солей:

 * фосфата магния

* гидрофосфата магния

* дигидрофосфата магния

 Вариант №2

1. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

Р 2О5  +    NaOH    → ?        + H 2O  

H 3PO4  +  KOH  →   ?   + H 2O

2. Запишите формулы солей:

 * фосфата натрия

* гидрофосфата натрия

* дигидрофосфата натрия

Проверьте по приложению №4 правильность выполнения заданий, проанализируйте ошибки.

Работайте самостоятельно

Оценивание:

*за каждое правильно написанное уравнение – 1балл, за задание №2 – 1 балл.

Максимальный балл – 3 балла.

УЭ-6.

 Цель: рассмотреть биологическое значение фосфора и его применение.

 

1.Прочитайте П. 28, стр.161-163.

Самостоятельная работа

2.Запишите в тетрадь дату открытия фосфора и фамилию ученого.

3. Ответьте на вопросы друг другу:

* что в переводе с греческого означает « фосфор»?

*какую биологическую роль  в организме выполняет фосфор?.

Отвечаете друг другу, по очереди.

УЭ-7

Цель: провести рефлексию своей  деятельности на уроке

1.Прочитайте цель урока. Достигли ли вы ее?. В какой степени?

2. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали:

- 11 баллов    –  «5»

- 10-9 баллов – «4»

-  8  -7 баллов – «3»

-  6 и менее  баллов – «2»

3. Домашнее задание. Запишите в дневник.

*Если за работу на уроке  вы получили «5» , то освобождаетесь от домашнего задания

* если на уроке вы  испытывали затруднения, допускали много ошибок, то прочитайте еще раз параграф 28, и выполните задание №2  на стр. 163  или   №4

Ваша оценка за урок _________

 Оценочный лист.

Ф.И. учащегося____________________________________________

                                                                        Номера заданий

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

Вариант 1

УЭ-4

Вариант 2

УЭ-5

Вариант 1

Задание

№1

УЭ-5

Вариант 1

Задание

№2

УЭ-5

Вариант 2

Задание

№1

УЭ-5

Вариант 2

Задание

№2

баллы

Самооценка за урок:

- 11  баллов, оценка –«5»                                      

 -  10-9 баллов – «4»

-   8-7-  баллов – «3»                                                                      

-  6 и менее  баллов – «2»

                                                                                                                        Приложение №1

*завершен ли внешний слой атома фосфора?

Внешний слой атома фосфора не завершен, до завершения ему не достает 3-х электронов.

* какие степени окисления может проявлять фосфор?

Фосфор может проявлять степени окислении:

-3,  и  +5

* какой неметалл более активен:  азот или фосфор и почему?

Более активный неметалл азот, т.к. атом фосфора имеет больший радиус атома, т.к. находится в 3 периоде, а азот во втором. И до завершения внешнего слоя ему легче принять 3 электрона

Формулы:

P 2O5

 PH3

K3 P,   AlP

_____________________________________________________________________________

                                                                                                                          Приложение №2

« Соединения фосфора»  

Признаки

Р белый

Р красный

Тип решетки

Молекулярная, состоит из молекул Р4

молекулярная

Отношение к воде и другим растворителям

Хорошо растворим.

Не растворим  в воде  и в серо-углероде

Как окисляется на воздухе?

Легко окисляется, может воспламеняться в порошке

Окисляется медленно, не воспламеняется на воздухе

Особые свойства

Ядовит, светится в темноте.

Не ядовит, не светится в темноте.

 ___________________________________________________________________________                                                                                                            

                                                                                                                           Приложение №3

1 вариант:

 4 Р + 5О2  = 2  Р 2О5

  2Р +  3 Mq   = Mq3P2

Вариант 2

Р + Al = AlP

AlP + 3HCl  =PH3  + AlCl3

_____________________________________________________________________________

                                                                                                                         Приложение №4.

Вариант №1

1. Р 2О5  + 3H 2O  =2H 3PO4

2H 3PO4  +  3Ca (OH)2  = Ca3 (PO4)2  +6 H 2O

2. * фосфата магния - Mq3 (PO4)2 

* гидрофосфата магния - Mq HPO4 

* дигидрофосфата магния Mq (H 2PO4)2 

_____________________________________________________________________________

 Вариант №2

1. Р 2О5  +    6NaOH    =2 Na3 PO4  + 3 H 2O  

H 3PO4  +  3KOH   =  K3 PO4     + 3H 2O

2. Запишите формулы солей:

 * фосфата натрия  - Na3 PO4 

* гидрофосфата натрия – Na 2H PO4 

* дигидрофосфата натрия – NaH2 PO4 



Предварительный просмотр:

Тема:                        Соли   аммония

Цель урока: изучить особенности физических и химических свойств солей аммония; качественную реакцию на соли аммония, области их применения; закрепить практические умения и навыки учащихся по определению веществ; учить учащихся  осуществлять самооценку знаний, воспитывать у учащихся коммуникативные качества.

Оборудование: раствор  аммиака, кристаллические соли аммония ( хлорид, нитрат, карбонат), раствор гидроксида натрия, спиртовка, пробирки, держатель, штатив.

                           

                                             ХОД УРОКА:

I.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

  1. Рассказать о строении молекулы  аммиака( тин связи, тип решетки, изобразить электронную формулу строения аммиака и иона аммония.
  2. Перечислите основные физические свойства аммиака.
  3. Почему аммиак легко сжижается и хорошо растворяется в воде?
  4. В чем уникальность иона аммония?
  5. Какими способами можно распознать ион аммония?
  6. Проверка выполнения дом. задания.

II. Изучение нового материала с использованием модульной технологии.

  Тема : Соли аммония.

Номер учебного

элемента (УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-1

Интегрирующая цель: выяснить особенности строения солей аммония.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-2

Цель: определить исходный уровень знаний по теме «Соли».

1.Запишите в тетрадь дату и тему урока: Соли аммония.

Работайте самостоятельно в тетради.:

2. Запишите в тетрадь формулы солей:

  • сульфат натрия
  • фосфат калия
  • нитрат аммония
  • сульфат аммония.

Каждый правильный

ответ оценивается 1 баллом.

3.Ответьте устно на вопрос друг другу:

* что является катионом в солях аммония?

* согласны ли вы с мнением напарника

Ответ обсудите в паре.

4. Проверьте свои ответы по приложению

( Приложение №1). Проанализируйте ошибки.

Определите уровень ваших знаний по заданию №2 по схеме:

 4 – балла- высокий уровень

 3 – балла  – средний уровень

2  и менее  баллов – низкий уровень

УЭ-3

Цель: изучить физические свойства солей аммония. 

1.Внимательно прочитайте П.26, стр.153 до …соли аммония получают…

2. Рассмотрите выданные вам образцы солей, опишите физические свойства солей: заполните таблицу  

( приложение №2)

Работайте самостоятельно с образцами солей и сделайте записи в тетради в тетради

УЭ-4.

Цель: самостоятельно изучите химические свойства солей аммония.

1.  Прочитайте П.26, стр.153-154

Используйте учебник

П.26

2. Выполните лабораторный опыт

« Распознавание солей аммония», используя инструкцию проведите опыты и   оформите работу в тетради.

На выполнение 7мин.

3. Из предложенных заданий выберите одно и выполните его.

Задание №1

1.Запишите правую часть  уравнений следующих реакций:

* NH 4NO3 + NaOH→

* NH 4Cl +   AgNO3       →

* ( NH 4) 2CO3 + HCl →

 * NH 4Cl →

    Задание №2

1. Запишите правую часть  уравнений следующих реакций:

*( NH 4) 2SO4 + BaCl2  

*NH 4 Cl +      NaOH→

* ( NH 4) 2CO3  →

* ( NH 4) 2S + H 2 SO4 →

  Задание №3

1.Какая реакция является качественной на соли аммония? Запишите её уравнение.

2.Что такое возгонка солей аммония?

Работайте самостоятельно

За каждое  правильно

записанное уравнение – 1 балл. Максимально полученный балл- 4.

За каждый ответ получаете по 2 балла.

4. Правильность выполнения задания проверьте по приложению №3 ( у учителя). Проанализируйте ошибки.

УЭ – 5

Цель: самостоятельно изучить материал о применении солей аммония .

1.Внимательно прочитайте параграф учебника ( стр.154-155).

Работайте самостоятельно,

2. Выберите одно из предложенных вам заданий и выполните его.

 Задание №1

Выполните следующее задание:.

1.Области применения солей аммония:

А) сельское хозяйство

Б)сельское хозяйство, производство взрывчатых веществ

В) сельское хозяйство, производство взрывчатых веществ, кондитерское дело

Г) сельское хозяйство, производство взрывчатых веществ, кондитерское дело, паяние.

Задание №2

Установите соответствие:

 Формула соли:             Области применения

1.NH 4Cl                             А.кондитерское дело

2.NH 4NO3                                  Б.удобрение, для взрывных работ

3.(NH 4) 2CO3                      В.удобрение

Работайте самостоятельно, каждый правильный ответ –

2 балла.

Правильный ответ – 2баллоа.

Работайте самостоятельно,

Оценивает выполнение задания учитель.  Правильный ответ – 2 балла.

УЭ-6

 Цель: проверить усвоение новых знаний по теме урока.

1.Выполните тестовое задание в тетради:

1.Формула реактива для распознавания  NH 4 Cl среди солей:  NH 4NO3,    (NH 4) 2CO3 :

1.   NaOH        2.    BaCl2                  3. HCl          4. AgNO3

2. Формула реактива для распознавания  ( NH 4) 2SO4,     среди солей NH 4NO3  и   NH 4 J:

1.   NaOH        2.    BaCl2                  3. HCl          4. AgNO3

3   Установите соответствие:

Определяемый ион:            Реактив, содержащий ион:

1) NH4+                                                        А.  OH-

2) CO32-                                                        Б.   Aq+

                                                   В.  H+

                                                                             Г.  SO42-

4.Сокращенному ионному  уравнению реакции

   NH4+     + OH-         NH3↑ + H 2O    соответствует молекулярное уравнение реакции: 

1. ( NH 4) 2SO4 + BaCl2  → Ba SO4 +2NH 4 Cl

2. NH 4 Cl +      NaOH  →   Na Cl  + NH3↑ + H 2O   

3. ( NH 4) 2CO3   +2 HCl → 2NH 4 Cl + H2 О + С O2   

4. ( NH 4) 2S + H 2 SO4 →  ( NH 4) 2SO4+ H 2S↑

2. Проверьте выполненное задание у учителя

 ( приложение №4).

Индивидуально.

За каждое правильно выполненное задание  - 1 балл.

 Максимальный балл- 4

УЭ-7

1.Прочитайте цель урока. Достигли ли вы ее?. В какой степени?

2. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали:

- 14- 12  баллов, то получаете оценку –«5»

- 12-10 баллов – «4»

-  10 – 8 баллов – «3»

-  7 и менее  баллов – «2»

3. Домашнее задание.

*Если за работу на уроке  вы получили «5» , то освобождаетесь от домашнего задания

* если на уроке вы  испытывали затруднения, допускали много ошибок, то прочитайте еще раз параграф 26, и выполните задание на стр. 155, №  1или 2.

А если желаете получить за домашнее задание оценку «5», то выполните упр.4,5 на стр.155.

Ваша оценка за урок _________

 

Оценочный лист.

Ф.И. учащегося____________________________________________

                                                          Номера заданий

УЭ-2

УЭ-3

Задание

№1

УЭ-3

Задание

№2

УЭ-3

Задание

№3

УЭ-4

Задание

№1

УЭ-4

Задание

№2

УЭ-5

тест

баллы

Самооценка за урок:

- 14- 12  баллов, то получаете оценку –«5»

- 12-10 баллов – «4»

-  10 – 8 баллов – «3»

-  7 и менее  баллов – «2»

____________________________________________________________________________________________

Оценочный лист.

Ф.И. учащегося____________________________________________

                                                          Номера заданий

УЭ-2

УЭ-3

Задание

№1

УЭ-3

Задание

№2

УЭ-3

Задание

№3

УЭ-4

Задание

№1

УЭ-4

Задание

№2

УЭ-5

тест

баллы

Самооценка за урок:

- 14- 12  баллов, то получаете оценку –«5»

- 12-10 баллов – «4»

-  10 – 8 баллов – «3»

-  7 и менее  баллов – «2»

_____________________________________________________________________________

Оценочный лист.

Ф.И. учащегося____________________________________________

                                                          Номера заданий

УЭ-2

УЭ-3

Задание

№1

УЭ-3

Задание

№2

УЭ-3

Задание

№3

УЭ-4

Задание

№1

УЭ-4

Задание

№2

УЭ-5

тест

баллы

Самооценка за урок:

- 14- 12  баллов, то получаете оценку –«5»

- 12-10 баллов – «4»

-  10 – 8 баллов – «3»

-  7 и менее  баллов – «2»

_____________________________________________________________________________

Оценочный лист.

Ф.И. учащегося____________________________________________

                                                          Номера заданий

УЭ-2

УЭ-3

Задание

№1

УЭ-3

Задание

№2

УЭ-3

Задание

№3

УЭ-4

Задание

№1

УЭ-4

Задание

№2

УЭ-5

тест

баллы

Самооценка за урок:

- 14- 12  баллов, то получаете оценку –«5»

- 12-10 баллов – «4»

-  10 – 8 баллов – «3»

-  7 и менее  баллов – «2»

                                                                                                                          Приложение №1

    Формулы солей

*сульфат натрия – Na 2SO4

*фосфат калия      - K 3PO4

*нитрат аммония  -  NH 4NO3

*сульфат аммония -  ( NH 4) 2SO4

                                                                                                                             Приложение №2

                    Физические свойства солей аммония.

Формула соли

Название соли

Агрегатное состояние

Цвет

Отношение к воде

                                                                                                                 

                                                                                                                          Приложение №3

Задание №1

1.Запишите правую часть  уравнений следующих реакций:

* NH 4NO3 + NaOH→ Na NO3 + NH3↑ + H 2O   

* NH 4Cl +   AgNO3       →Ag Cl + NH 4NO3

* ( NH 4) 2CO3 +  2 HCl → 2NH 4 Cl + H2О + С O2   

 * NH 4Cl → NH3↑ + HCl

    Задание №2

1. Запишите правую часть  уравнений следующих реакций:

( NH 4) 2SO4 + BaCl2  → Ba SO4 +2NH 4Cl

NH 4 Cl +      NaOH→ NaCl + NH3↑ + H 2O   

 ( NH 4) 2CO3  → NH3↑ + H 2O    + CO2

 ( NH 4) 2S + H 2 SO4 → ( NH 4) 2SO4 + H 2 S

  Задание №3

1.Какая реакция является качественной на соли аммония? Запишите её уравнение.

 NH 4 + +      OH+  →   NH3↑ + H 2O   

2.Что такое возгонка солей аммония?

 Способность солей аммония разлагаться при нагревании с выделением газообразного аммиака,

                                                                                                                Приложение №4.

1.   -4

2.   -2

3.    1 – А

       2 – Г

4. - 2



Предварительный просмотр:

Тема:                        Кислородные соединения азота.

Цель урока: рассмотреть оксиды азота, на их примере повторить классификацию и свойства оксидов; изучить свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами; рассмотреть применение азотной кислоты.  

Оборудование: раствор азотной кислоты, скипидар, медь, стеклянная, фарфоровая посуда.

                           

                                             ХОД УРОКА:

I.Организационный момент.

 Проверка домашнего задания.

  1. Каковы физические свойства солей аммония? Что вам известно о растворимости солей аммония?
  2. Перечислите основные химические  свойства солей  аммония..
  3.  Какие отличительные свойства имеют соли аммония в отличие от других солей? ( возгонка).

      4. Какими способами можно распознать ион аммония?

  1. Где применяют карбонат и гидрокарбонат аммония?
  2. Проверка выполнения домашнего задания.

II. Изучение нового материала

    Изучение свойств оксидов азота.

                                                Оксиды азота

                                      Оксиды азота:

Формула

 N 2O  и  NO

N 2O3

NO2

N 2O5

Характер оксида

Несолеобразу

ющие

                              Кислотные оксиды

Степень окисления азота

+1,+2

+3

+4

+5

Физические свойства

N 2O  или

« веселящий газ», без цвета и запаха; возбуждающе действует на н.с.

NO –Г, без цвета, плохо растворяется в воде, термически устойчивый.

N 2O3 – Ж, темно-синего цвета, tкип= 3,50 ,т.е. существует в жидком состоянии только при охлаждении, при н.у. переходит в Г.

NO2- диоксид азота, бурый газ, хорошо растворим в воде

N 2O5 – оксид азота (V  ) или азотный ангидрид., белое,Т вещество, tпл.= 410

Химические свойства

N 2O  - легко разлагается

*2N 2O  → N 2 +O2

*2NO + O2  2NO2   

N 2O3  NO2 +NO

NO2- сильный окислитель:

* 2NO2+ Н 2O  =

Н NO2+ Н NO2

* 4NO2+ 2Н 2O +О2  =4 Н NO3

Кислотный оксид:

* N 2O5 + Н 2O   =

2Н NO3

* N 2O5 + Na OH   =

2Na NO3

Азотная кислота Н NO3:

Признаки

Н NO3 (р-р)

Н NO3 ( конц.)

1.Вид связи

                                        Ковалентная полярная

2. Физические свойства ( Д.О.)

Ж, без  цвета, «дымится» на воздухе

Н NO3 ( конц.) при хранении на свету желтеет, т.к. частично разлагается:

4 Н NO3 4NO2↑+ 2Н 2O +О2 

Химические свойства:

1. Взаимодействует с оксидами металлов:

( Д.О.).

2.С основаниями:

3. С солями:

По-  особому взаимодействует с металлами, никогда не выделяется водород из азотной кислоты:

*выделяются газообразные соединения азота: N 2O, NO2, NO, N2, NН3 , т.к. Н NO3 является сильным окислителем, в ней азот проявляет максимальную степень окисления  +5 и поэтому азот восстанавливается:

* с азотной кислотой реагируют металлы, стоящие в ряду напряжений до и после водорода.

4Н NO3 +Cu =  Cu (NO3)2 +  2NO2 +

 2 H 2O

8Н NO3 ( конц.)+ 3Cu  =  3Cu (NO3)2 + 2NO  + 4 H 2O

Запомнить: железо и алюминий не взаимодействуют с Н NO3 ( конц.) т.к. она их пассивирует.

Применение

Для производства азотных удобрений, пластмасс, искусственных волокон, органических красителей и лаков, лекарств, взрывчатых веществ.

Закрепление:

1.Выполнение упр.5 на стр.5.

Домашнее задание :.П.27, стр.158, упр.2.



Предварительный просмотр:

Тема:  Соединения серы

Цель: познакомить учащихся с особенностями свойств важнейших соединений серы- сероводорода и ее солей, оксидов серы, серной кислоты. серной кислоты.

Оборудование: образцы сульфидов, сульфитов, сульфатов металлов, хлорид бария, раствор серной кислоты, пробирки, стаканы, колбы.

                                                   ХОД УРОКА

 I.Повторение.

 1.Опишите важнейшие физические свойства серы. Сколько аллотропных модификаций имеет сера? Каковы причины аллотропии серы?

2. Как взаимодействует сера с металлами? Как называются соединения серы с металлами?

3. Как взаимодействует сера с не металлами? В каких случаях сера выступает как окислитель, и в каких – как восстановитель?

 4. Назовите важнейшие минералы серы?

5. Проверка выполнения упр.№1 стр.134. Как называются соединения серы с металлами?   (Ответ : объем 99,9м3)

 

   II.       Изучение нового материала:

  1. Сероводород и сульфиды.  

Самостоятельная работа:

Изучить сероводород по и оксиды серы по плану, заполнить вторую часть таблицы:

План изучения соединений серы:

1. Физические свойства

2. Нахождение в природе

3. Химические свойства

4. Применение

Признаки

                     Сероводород

1. Физические свойства

Г, без цвета, с резким неприятным запахом( запах тухлых яиц), очень ядовит, вызывает отравление организма, даже при незначительном содержании в воздухе, может накапливаться в организме

 Нахождение в природе

* в вулканических газах

*на дне Черного моря

*образуется при гниении белка.

2. Химические свойства

1. Горение

* 2H 2S + O2 = 2 H 2O + 2S↓ -при охлаждении

   S- восстановитель

* 2H 2S + 3O2 = 2 H 2O + 2SO2 _- при избытке О

 Н 2 S- восстановитель

Применение

Лечебные свойства – Пятигорск, Серногорск, Мацеста)

Соли

Суьфиды

ZnS – белый

PbS - черный

MnS- розовый

2. Оксиды серы

Признаки

Оксид серы (IV) -  SO2

Сернистый газ

Оксид серы (VI)-SO3

Серный ангидрид  

1. Физические свойства

Без цвета, с характерным резким запахом

Ж, без цвета, сильно дымит на воздухе, растворяется в воде

2. Химические свойства

Является кислотным оксидом:

*  H 2О  + SO2=  H 2SO3

*2NaOH + SO2 =  Na2SO3 + H 2O

* Na 2О  + SO2=  Na 2SO3

Особые свойства:

                  V2O5

*2SО2 + O2   ↔    2SO3 + Q

S – восстановитель.

* SО2 + С  ↔    S + СО2

S- окислитель

Является кислотным оксидом:

*  H 2О  + SO3=  H 2SO4

*2NaOH + SO3 =  Na2SO4 + H 2O

* Na 2О  + SO3=  Na 2SO4

3. Применение

Для отбеливания тканей, шерсти, шелка, бумаги, соломы,  в качестве консервирующих средств для  сохранения свежих плодов и фруктов

В производстве серной кислоты

 

Кислота сернистая - H 2SO3 -слабая

Кислота серная - H 2SO4 - сильная

Соли

* сульфиты - Na 2SO3,  К2SO3

ВаSO3,  Al2 (SO3)3

* гидросульфиты:

Na НSO3,  КНSO3

* сульфаты - Na 2SO4,  К2SO4

ВаSO4,  Al2 (SO4)3

*гидросульфаты: Na НSO4,  

КНSO4

 Определить степень окисления серы в соединениях: H 2S , S, SО2 , SO3 H 2SO3,  H 2SO4.

Расположите полученные значения степени окисления в порядке их возрастания.

Вывод:

1.Только восстановительные свойства проявляют элементы, находящиеся в низшей с.о.( т.к. они приняли на внешний энергетический уровень максимально возможное число электронов и теперь могут только отдавать их, т.е. быть восстановителями). Значит только восстановительные свойства будет проявлять  H 2S.

2. Только окислительные свойства проявляют элементы, находящиеся в высшей с.о.( соответствующей номеру группы)т.к. они  отдали все электроны, находящиеся на внешнем энергетическом уровне и  теперь могут только принимать электроны , т.е. быть окислителями. Значит только окислительные свойства будет проявлять 

 H 24 ( концентрированная).

3. Элементы, находящиеся в промежуточной степени окисления , могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства, т.к. способны как к отдаче электронов, так и к приему электронов ( пример: SО2 ,  Н2SO3)

 III.Закрепление:

*Выполнить упр.№1, стр.141.

* Дать характеристику химической реакции:  

                  V2O5

*2SО2 + O2   ↔    2SO3 + Q

IV. Дом. задание П.23,  стр.142 Упр. 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".

Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания  об однородных и неодноро...

Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"

Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов".

На этом уроке-путешествии ребята выяснят, что такое коррозия, а также познакомятся с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии....

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...