Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".
методическая разработка по химии на тему

Шарапова Лариса Игоревна

    Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания  об однородных и неоднородных смесях,  и вырабатываются умения и навыки по разделению неоднородных (гетерогенных) смесей на компоненты.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

 УЧИТЕЛЬ: Шарапова Лариса Игоревна

КЛАСС: 7

ПРЕДМЕТ: химия

ТЕМА УРОКА: «Разделение неоднородных смесей»».

МЕСТО УРОКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: урок по учебному плану.

ТИП УРОКА: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов.

ВИД УРОКА:  деловая игра, урок-практикум.

 

ПРИМЕНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ:

- для учителя: компьютер, мультимедийный проектор и презентация Microsoft PowerPoint

-для учащихся: а) лист самоанализа и самооценки обучающегося, лист с рефлексией;

б) лист с лабораторным отчетом, в) лабораторный штатив, химические стаканы, фильтр, ножницы, стеклянная трубочка, магнит.

Реактивы для учащихся:  песок, вода, сера, железные стружки.

Цель урока: Продолжить формировать  и совершенствовать знания по теме «Чистые вещества и смеси», выработать умения и навыки по применению в новых условиях, а также развивать познавательные интересы учащихся  и воспитывать у них отношение к химии как возможной области будущей практической деятельности.

Задачи урока: 

1) закрепить  знания учащихся по теме «Чистые вещества и смеси», проверить умения отличать однородные и неоднородные смеси и практически осуществлять разделение неоднородной (гетерогенной) смеси на компоненты;

2) развивать  умение наблюдать за происходящим опытом и на основе наблюдений, делать аргументированные выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;

3) воспитание коммуникативных качеств в процессе группового взаимодействия, аккуратности и культуры труда.

 

Ход урока.

I этап. Организация начала урока.

Используемые цифровые ресурсы: нет.

Учитель  приветствует учащихся, создает психологическую атмосферу урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Используемые цифровые ресурсы: нет.

Учитель сообщает учащимся тему, цели и задачи урока.(Слайд 1,2)

Цель урока: Продолжить формировать  и совершенствовать знания по теме «Чистые вещества и смеси», выработать умения и навыки по применению в новых условиях, а также развивать познавательные интересы учащихся  и воспитывать у них отношение к химии как возможной области будущей практической деятельности.

Задачи урока: 

1) закрепить  знания учащихся по теме «Чистые вещества и смеси», проверить умения отличать однородные и неоднородные смеси и практически осуществлять разделение неоднородной (гетерогенной) смеси на компоненты;

2) развивать  умение наблюдать за происходящим опытом и на основе наблюдений, делать аргументированные выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;

3) воспитание коммуникативных качеств в процессе группового взаимодействия, аккуратности и культуры труда.

Учитель зачитывает эпиграф урока: (Слайд 3)

Нет на карте белых пятен,

Вся Земля давно открыта,

Очень трудно жить на свете,

В наше время без открытий.

 Учитель: Ребята, представьте дома у вас в сахар случайно  попали крошки пробки. Каким образом вы разделите эту смесь?

Затем учитель говорит учащимся о том, что на столе у каждого лежит лист самоанализа и самооценки обучающегося, который вы заполните в конце урока или в ходе его.

Учащиеся записывают фамилия, имя на листе самоанализа и самооценки.

III этап. Определение границ (возможностей) применения данных знаний.

Используемые цифровые ресурсы:

  1. «Интерактивное задание «Смеси» (№131525)»;
  2. «Интерактивное задание «Смеси в природе (№131526)».

Фронтальный опрос. (Слайд 4,5)

  1.  Что называется смесями?
  2. Какие смеси вы знаете?
  3. Какие смеси называются однородными?
  4. Какие смеси называются неоднородными?
  5. Что такое декантация?
  6. Что называется очисткой вещества?
  7. Что называется разделением смеси?
  8. Какими способами можно разделить неоднородные смеси?

Упражнения на усвоение и закрепления навыков и умений:

А) Определите тип смеси. (Слайд 6)

Б) Выполнение интерактивных заданий:

  1. «Интерактивное задание «Смеси» (№131525)»; (Слайд 7)
  2. «Интерактивное задание «Смеси в природе» (№131526)»;

Учащиеся работают с интерактивными заданиями. Выбирают правильные ответы из соответствующего перечня.

В) Игра «Крестики - нолики . (Слайд 8, 9)

Учитель предлагает учащимся поиграть в игру «Крестики-нолики».
Выигрышный путь составляет смесь:

Сок

Спирт

Серебро

Кровь

Воздух

Фосфор

Золото

Глина

Лимонад

Ответ: сок, воздух, лимонад.

IV этап. Физическая минутка для глаз.

       Закрыть глаза, сильно  зажмурить и быстро поморгать. Затем открыть и посмотреть, не поворачивая головы налево, направо, вверх, вниз, в окно.

V этап. Актуализация опорных  знаний учащихся и их корректировка, 

Используемые цифровые ресурсы: «Интерактивное задание «Меры предосторожности при работе в лаборатории» (№125013)».

Учитель: Я. думаю, что вы все хорошо знаете правила по технике безопасности и не допустите того, что произошло с некоторыми учениками.

(Выходят три учащихся в рваной одежде, у мальчика, нарисована ладонь без одного пальца).

  1. Сценка «Жертвы безответственности». (Слайд 10, 11)

Жертва щелочи

Вы не думайте, друзья,

Что пришла так в школу я

Злая щелочь платье съела,

Вот такое, братцы, дело.

Жертва кислоты

Попробовать на вкус решил я кислоту.

Глядь, языка уж нет во рту!

Растаял мой язык, как лед,

И до сих пор во рту все жжет.

Жертва любопытства

Сунул палец я в пробирку,

Вместо пальца – просто дырка.

  1. Блиц опрос по правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Учитель: А сейчас я проверю, как вы знаете правила безопасности  при работе в лаборатории.

Выполнение интерактивного задания. «Меры предосторожности при работе в лаборатории» (№125013). (Слайд 12)

Учащиеся работают с интерактивным заданием. Выбирают правильные ответы из соответствующего перечня.

VI этап. Пробное применение знаний.

Использование цифровых образовательных ресурсов. «Интерактивное задание. Применение способов разделения смесей в быту и промышленности» (№131510)».

Оперирование знаниями в новых ситуациях (познавательные задачи).

Учитель: Ребята, а сейчас вы попробуете показать ваши знания при выполнении

 интерактивного задания. « Применение способов разделения смесей в быту и промышленности» (№131510)». (Слайд 13)

Учащиеся работают с интерактивным заданием. Выбирают правильные ответы из соответствующего перечня.

VII этап. Упражнения по образцу и в подобных условиях с целью выработки умений безошибочного применения заданий.

Лабораторная  работа. (Слайд 14. 15) «Разделение неоднородных смесей».

  1. Подготовка к восприятию.

Учитель:  Ребята! Давайте попробуем вместе заглянуть в мир профессий! Представьте, что вы работаете на химическом производстве. Для этого учащиеся делятся на пять групп – химические лаборатории. В каждой лаборатории выбрали по одному главному лаборанту и выбрали инженера по технике безопасности, который будет следить за соблюдением техники безопасности при проведении опытов.

У каждой лаборатории есть лабораторный журнал, в котором вы будете записывать свои наблюдения и делать соответствующие выводы.

Каждой группе выдаются технологические карты (лабораторные журналы).

   2) Проведение лабораторной работы.

Технологическая карта

Лаборанты:_____________________________________________________________________

(Ф.И)

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

1.Разделение смеси  серы и железа с помощью магнита

2.Разделение смеси серы и железа с помощью отстаивания

3.Разделение смеси песка и воды фильтрованием

VIII этап. Выполнение нестандартных заданий.

Использование цифровых образовательных ресурсов.

 Электронное пособие «Химия 8-11 классы. Виртуальная лаборатория»  «Лабораторные работы. Оборудование лаборатории». Итоговый тест.-1,2,3 вопросы теста, на знание оборудования для нагревания веществ.

По окончании практической работы учитель предлагает ребятам  сделать вывод о способах разделения неоднородных смесей.

Осуществление индивидуального опроса – выполнение индивидуальных заданий у компьютера.

 Учитель предлагает учащимся вопросы 1,2,3  из итогового теста на знание оборудования для нагревания веществ. Электронное пособие «Химия 8-11 классы. Виртуальная лаборатория». «Лабораторные работы. Оборудование лаборатории».

  1. Выберите оборудование, используемое в химической лаборатории для нагревания и выпаривания.
  2. Обозначьте составные части лабораторного штатива, переместив название на соответствующие позиции.
  3. Обозначьте приборы, используемые в химической лаборатории для нагревания и выпаривания, переместив названия на соответствующие позиции.

Ребята по одному работают за компьютером, отвечая на вопросы из итогового теста.

I X этап. Подведение итогов урока. Рефлексия. ( Слайд 17)

Использование цифровых ресурсов: нет.

           Учитель отмечает лучшие лаборатории, в которых слаженно велась работа. Учащиеся рассказывают, чему научились на этом уроке. Инженер по технике безопасности подводит итоги, как соблюдались  правила по технике безопасности при проведении опытов.

Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выберите нужную букву:

А) Получил прочные знания, усвоил весь материал.

Б) Усвоил материал частично.

В) Мало что понял, необходимо ещё поработать.

Вставьте смайлик настроения:

Хорошо,    безразлично,  скучно.

                

Сдайте  листы самоанализа и самооценки.

Заполняют листы самоанализа и самооценки.

 X этап. Домашнее задание: ( Слайд 18)

Использование цифровых ресурсов: нет.

Для всех:

Параграф 10.

   Выполнить презентацию по желанию «Процесс фильтрования в быту, в технике и

в природе». 

Используемая литература:

  1. «Введение в химию. Вещества. 7 класс.» Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. остроумов, С.А. Сладков - 4-е издание исправленное и дополненное,- Москва: «Сиринъ према», 2008.
  2. Программа курса «Введение в химию. Вещества.» для 7 класса общеобразовательных учреждений / И.Г. Остроумов, О.С. Габриелян- М.: «Сиринъпрема», 2006.

Интернет-ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)

  1. «Интерактивное задание «Смеси» (№131525)»;
  2. «Интерактивное задание «Смеси в природе» (№131526)»;
  3. «Интерактивное задание «Меры предосторожности при работе в лаборатории» (№125013)».

      4) «Интерактивное задание. Применение способов разделения смесей в быту и

          Промышленности» (№131510)».

5)  Электронное пособие «Химия 8-11 классы. Виртуальная лаборатория». «Лабораторные    

    работы. Оборудование лаборатории». Итоговый тест.-1,2,3 вопросы теста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"

В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Очистка загрязнённой поваренной соли"

Методическая разработка раздела образовательной программыпо химии    Тема раздела: «Биологически активные органические соединения»Количество часов: 4Класс: 10УМК:-...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Чистые вещества и смеси»

Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления...

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения"

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения". Урок разработан к УМК О.С. Габриелян  и соответствует Федеральным государственным образовательны...

Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019

Структура  урока включает в себя следующие этапы:  Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку,  психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Однородные и неоднородные определения" для 8 класса

Объяснение нового материала по теме: "Однородные и неоднородные определения"...