Квест "Секретная лаборатория". Урок-обобщение "Первоначальные химические понятия" 8 классс
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Антонюк Ольга Станиславовна

Урок-поиск ответов и выполнения множества заданий. Групповая работа. Проверка знаний всех типов заданий темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.rar431.72 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра в 8 классе

Обобщение по теме «Первоначальные химические понятия

Цель:

обобщить и проконтролировать уровень усвоения учащимися знаний основных первоначальных химических понятий. Учащиеся должны знать знаки химических элементов, писать формулы веществ, писать уравнения химических реакций, решать задачи.

Задачи урока:

Личностные:

  • воспитывать интерес к изучению химии;
  • развитие ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
  • развивать логическое мышление, умение обобщать, систематизировать, сравнивать, выделять главное
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • формировать умение работать в парах и в команде;
  • формировать желание преодолевать трудности.

Метапредметные:

  • развитие умений самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности.
  • развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
  • развитие умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  • развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Предметные:

  • систематизировать знания полученные при изучении темы
  • уметь различать физические и химические явления;
  • совершенствовать умения писать формулы химических соединений, уравнения химических реакций;
  • уметь различать типы химических реакций;
  • уметь производить расчеты по химическим формулам.

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний:

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

8. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на наш урок -квест.

Для начала вспомним, что означает слово квест?

Квест (от английского qvest – поиск приключений) – это игра на испытание эрудированности, начитанности и умение работать в одной команде.

Все участники урока-квеста заранее разделены на 4 команды.

Правила игры - квест(коротко проецируются на доске) вы знаете, но я напомню вам еще раз.  

  1. Вы все – сплоченная, дружная команда. Вам необходимо доказать, что вы умные, сообразительные, эрудированные.
  2. Все участники должны принимать активное участие в игре.
  3. В команде при обсуждении задания не ссориться, выслушивать друг друга, принимать взвешенное решение.
  4. Ответы своих соперников выслушивать внимательно, не перебивать, не смеяться.

Мы закончили большую и важную тему на начальном этапе изучения химии «Первоначальные химические понятия» и сегодня повторим изученный материал.

Какие цели урока вы можете сформулировать?

Повторить определения, составление формул по валентности, расстановку коэффициентов, типы химических реакций.

 Цель  квеста - расширить кругозор знаний, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы по предмету.

Пусть этот урок покажет каждому степень усвоения ваших знаний по предмету и пусть  эти знания помогут вам в дальнейшем изучении этого сложного, но интересного предмета.  Итак, начнем!

 

         Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это – ХИМИЯ. В ее копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников мира: словно золушку в принцессу превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а металл наделяет памятью. Недаром ее называют волшебницей, чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос, и опуститься на дно океана.

Пора отправляться на поиски. Но вот беда, я забыла название нашего квеста. Но ничего непоправимого нет. Нам нужно выполнить первое задание, ключевым словом которого и является название нашего квеста.

Получите  конверт № 1 с заданием.

Конкурс 1. «Выбери правильный ответ»

Класс делится на команды по 4-5 человек. Всем раздаются папки с заданиями. Ребята знакомятся с правилами игры. Учитель зачитывает ключевое задание: Перед вами конверт, в котором зашифровано название квеста. Вам предстоит разгадать его.

Конверт 1. Выбери из первого списка вещества, из второго  химические явления и представь название игры.

С   - железо

К  -стакан

Д  -ваза

Е  - стекло

О  - книга

К  - медь

Л  - гвоздь

Р  - кислород

Г   - пенал

Е  - пластмасса

Ы  - стол

Т  - алюминий

Б  - линейка

Н  - сахар

В  - ручка

А  - сера

Я  - серебро

Л  - горение костра

В  - дробление сахара

А  - протухание яйца

Д  - испарение воды

М  - сгибание гвоздя

Б  - ржавление гвоздя

Ц  - таяние мороженного

О  - прокисание молока

 Р  - горение спирта

Э  - растворение сахара

А  - гниение листвы

С  - сжатие пружины

Т  - появление патины на медных и бронзовых памятниках

Ш  - ковка металла

О  - горение магния

С  - плавление парафина

Р  - гасим соду уксусом

П  - испарение бензина

И  - прокисание яблочного сока

Я  - подгорание пищи на сковороде

Секретная лаборатория.

Склянки в лаборатории остались без этикеток. (Формулы заклеить белой бумагой). Чтобы правильно определить где какое вещество находится вы должны правильно выполнить задания в конвертах и получить взамен этикетки на пронумерованные склянки. Если задание выполнено не верно, вы возвращаетесь к нему или пропускаете задание.

Вы  получаете маршрутный лист, в который вы вклеите этикетки после правильно выполненного заданий и наведёте порядок в лаборатории, а после этого представите красочный отчёт.

C:\Users\Администратор\Desktop\триз\мой урок\для маршрута\хим4.jpg

FeS

Конверт 2. Угадай элемент по подсказке «Устами младенца» На слайде по очереди играют команды)

 1. Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 миллиардов тонн.

2. Этот металл известен с глубокой древности.

3. Этот металл алхимики обозначали символом «Солнце».

4. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.

5.  Из него делают украшения, монеты.

Ответ: золото

1.За 350 лет до нашей эры Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле.

2. Расплавом этого металла можно заморозить воду.

3. Он хорошо растворяет другие металлы.

4. Пары его ядовиты.

5. Находится внутри градусника.

Ответ: Ртуть

1. Известен с глубокой древности.

2. Назван по имени острова.

3. Сплав его с оловом обозначил целую эпоху истории развития человечества.

4. Встречается в виде самородков и минералов.

5. Широко используется в электротехнике.

Ответ: медь

1. В организме человека его содержится около 3 грамм из них в крови 2 грамма.

2. По распространенности в Земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

3. Первоначально единственным его источникам были упавшие на Землю метеориты, содержащие его в чистом виде.

4. Первобытный человек стал использовать орудия из него за несколько тысячелетий до н.э.

5. В честь него назван век.

Ответ: железо.

H2O

Конверт 3. Выбрать формулу, составленную с учётом валентности.

  1. Zn2O,  2)H2O,  3)Al2O,  4)K3O.                          (H2O)  

Конверт 4. Сумма всех валентностей даст точную массу этого вещества

 Al2O3, P2O5, MnO2, Cl2O7, SO3, Cr2O3.                   (40)

NaOH

Конверт 5. Исключите лишнее

  1. BaO    2) HCl  3)  Zn  4) H2O                                 (Zn)

KMnO4

Конверт 6. Вычислив сумму относительных молекулярных масс верно, вы получите  год открытия периодического закона Д.И. Менделеевым.

 Fe2(SO4)3, Al2O3, Cl2O3, HNO3,CaCO3, Al2(SO4)3, BaSO4, Ag2O, ZnCl2, H2SiO3, О2         (1869)

400, 102, 151, 63, 100, 342, 233, 232, 136, 78, 32.

HCl

Конверт 7. Выберите свойство, которое не относится к химическим

  1. изменение цвета
  2. запах
  3. агрегатное состояние
  4. выделение газа
  5. выделение теплоты или света

(агрегатное состояние)

H2SO4

Конверт 8. Кейс

Паша заболел и его положили в больницу. Когда Паша выздоровел, оказалось, что он пропустил несколько тем уроков по химии и не может выполнить домашние задания. Используя дополнительный материал, помогите Паше выполнить домашнее упражнение: заполните таблицу

Типы химических реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

Определение

Исходные вещества

Продукты реакции

Схема реакции

Примеры уравнений реакций

Материал кейса

Типы химических реакций

В реакциях соединения из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество.         2Mg + O2 = 2MgO  

2Cu + O2 +H2O + CO2 = Cu2CO5H2

Реакции разложения приводят к распаду одного исходного сложного вещества на несколько продуктов.      CaCO3 = CaO + CO2

Cu2CO5H2 = 2CuO + H2O + CO2

Реакции замещения – это реакции между простым и сложным веществами, протекающие с образованием двух новых веществ – простого и сложного.

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

Реакциями обмена называют взаимодействие между двумя сложными веществами, при котором они обмениваются атомами или группами атомов.

FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S

Многие реакции нельзя отнести ни к одному из перечисленных четырёх типов. Примером может служить реакция горения метана:

CH4+ 2O2 = CO2 + 2H2O

Исходные вещества

Одно сложное вещество

Два сложных вещества

Два вещества: простое и сложное

Два или более простых или сложных вещества

Продукты рекции

Одно сложное вещество

Два сложных вещества

Два новых вещества: простое и сложное

Два или более простых или сложных вещества

Схемы реакций

А + В =С

С = А + В

А + ВС = АС + В

АВ + СД = АД +СВ

Находясь долгое время на воздухе. Медь покрывается плёнкой малахита, образующегося по реакции

2Cu + O2 + H2O + CO2 = (CuOH)2CO3

Именно этому веществу обязаны своим цветом бронзовые памятники и старые крыши городов Западной Европы.

Проверка кейса

Типы химических реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

Определение

В реакциях соединения из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество

Реакции разложения приводят к распаду одного исходного сложного вещества на несколько продуктов.      

Реакции замещения – это реакции между простым и сложным веществами, протекающие с образованием двух новых веществ – простого и сложного.

Реакциями обмена называют взаимодействие между двумя сложными веществами, при котором они обмениваются атомами или группами атомов.

Исходные вещества

Два или более простых или сложных вещества

Одно сложное вещество

Два вещества: простое и сложное

Два сложных вещества

Продукты реакции

Одно сложное вещество

Два или более простых или сложных вещества

Два новых вещества: простое и сложное

Два сложных вещества

Схема реакции

А + В =С

С = А + В

А + ВС = АС + В

АВ + СД = АД +СВ

Примеры уравнений реакций

2Mg + O2 = 2MgO  

CaCO3 = CaO + CO2

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S

CuSO4

Конверт 9. Сумма коэффициентов в уравнении

 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3                                        (7)

KOH

Конверт 10. Вычислить массовую долю кислорода в оксиде серы (VI). SO3

Mr (SO3) = 80 г/моль;   ω = 60%

BaCl2

Конверт 11.  Вычислите количество вещества воды, содержащееся в 90 г её.

ν = m|M      ν = 90:18 = 5 моль

AgNO3

Человек, вступив в новый век, должен нести с собой не только новые открытия, но и заботу об окружающей среде.

Итог урока.

Взор химика пытлив, ему порядок мил,

Среди своих реторт, мензурок и приборов,

Таких загадочных для любопытных взоров.

Стремиться он постичь капризы тайных сил.

Завидую тебе, взыскательный учёный,

Чьи зоркие глаза мир видят обнажённый,

Как в день творения, исток всех прочих дней.

Веди же и меня в загадочное царство!

Я верю: в нём отыщется лекарство

От всех бесчисленных печалей и скорбей.

Наше с вами  знакомство с наукой химией  будет продолжаться, и мы откроем для себя много нового и интересного.

Я думаю, ребята, что большую ценность мы сегодня приобрели на уроке – это знания и опыт, которые пригодятся вам не только для выполнения контрольной работы, но и для решения других практически важных  задач.

Подведение итогов (рефлексия).

Синквкйн

  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное ;
  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
  • третья строка – три глагола  или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  • четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

    Увлекательная, сложная

Химия.
Органическая, неорганическая.
Исследует, изучает, выделяет.
Наука о различных веществах.
Урок.

Второй пример:

Химия.
Ядерная, экологическая.
Смешивает, превращает, использует.
Порой бывает очень опасна.
Вещество.

Третий пример:

Химия.
Физическая, фармацевтическая.
Развивается, познается, обучает.
Преподается в каждой школе.
Учеба.

- Ребята, оцените свою работу на уроке: удалось ли нам выполнить все поставленные задачи?

- Достигли мы цели, поставленной в начале урока?

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила выживания в химической лаборатории.

Работа в химической лаборатории связана с некоторой опасностью, поскольку многие вещества в той или иной степени ядовиты, огнеопасны и взрывоопасны. Опыт показывает, что большинство несчастных случаев...

Викторина по химии "Домашняя химическая лаборатория"

Использование химии в быту, химия в повседневной жизни человека...

Виртуальная химическая лаборатория

В данном разделе представлены материалы с уроков: презентации , справочные материалы....

Практическая работа "Правила и приемы работы в химической лаборатории".

Практическая работа в 7 классе по теме:"Правила и приемы работы в химической лаборатории".Цели и задачи урока:* научить основным приемам работы в химической лаборатории (измельчать вещество, брать про...

Вопрос А-26 (химическая лаборатория)

Рекомендую блог вопросов по химической лаборатории.Задания A26. Химическая лаборатория A26 № 127. Верны ли следующие утверждения о правилах работы с кислотами?А. При разбавлении серной ...

Использование программы «Виртуальная химическая лаборатория» при изучении строения углеводородов .

Материал иллюстрирует возможности использования программы  "Виртуальная лаборатория" для построения моделей молекул органических веществ....

Проект «Эколого-химическая лаборатория как средство организации предпрофильного и профильного обучения в школе»

Для вовлечения учащихся в конкретную, практическую деятельность необходима система работы, которая позволит школьникам стать активными участниками экологического движения. Для удовлетворения потребнос...