Педагогические технологии на уроках химии
статья по химии (11 класс) на тему

             В настоящие время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Это движение сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы, предлагаются оптимальное содержание, иные подходы, методы обучения, требующие более совершенной подготовки педагогических работников.

          Процесс реформирования образования предусматривает использование новых форм работы в границах традиционной системы. Основным вопросом сегодняшнего дня является освоение учащимися умений и навыков саморазвития личности, что в большой мере достигается путем внедрения инновационных технологий, организацией процесса обучения, поисками ответов на вопросы: как учить? Как создать соответствующие условия?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ

             В настоящие время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Это движение сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы, предлагаются оптимальное содержание, иные подходы, методы обучения, требующие более совершенной подготовки педагогических работников.

        Процесс реформирования образования предусматривает использование новых форм работы в границах традиционной системы. Основным вопросом сегодняшнего дня является освоение учащимися умений и навыков саморазвития личности, что в большой мере достигается путем внедрения инновационных технологий, организацией процесса обучения, поисками ответов на вопросы: как учить? Как создать соответствующие условия?

        Понятие “инновация” происходит латинского in – и novus – новое и в переводе означает: обновление, новинка, изменение. Инновация всегда несет в себе сущность содержания и организации нового, тогда как нововведение несет в себе сущность только организации нового. Под новшеством, новацией, понимают явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии и организации и содержания нового. Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

        Инноватика же – это наука, изучающая различные новации, инновации, нововведения иинновационные процессы.

        В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

        Для определения перспектив грамотного развития школы с позиции теории педагогической инноватики представляется целесообразным определить понимание признака новизны. Здесь существует различные мнения. Выделяют новизну абсолютную (принципиально неизвестное новшество, отсутствие аналогов и прототипов) и относительную (местная, частная, условная), псевдоновизну, изобретательские мелочи.

        Одной из важных задач современной педагогической инноватики, точнее – инноватики в сфере образования, является классификация нововведений.

        Общепринятой системной классификации нововведений в образовании не создано, но можно легко выделить типы:

  •  в содержании образования;
  •  в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса;
  •  в организации учебно-воспитательного процесса;
  •  в управляющей системе школы.

В рамках этой группировки полезно рассмотреть деление нововведений по масштабу (объему) преобразований: на частные (локальные, единичные, не связанные между собой); на модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе учащихся и т.д.); на системные (охватывающие всю школу) нововведений.

        Очень важное основание группировки нововведений по типам –инновационный потенциал. Тут выделяются модификационные,  комбинаторные, радикальные.

        Модификационные нововведения связаны с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением, модернизацией того (программы, методики, структуры, алгоритмы, разработки и т.д.), что имеет аналог или прототип.

        Комбинаторные нововведения предполагают новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались.

        Примером радикального нововведения является освоение основных наук не путем изучения традиционных предметов, а через так называемые мегапредметы.

        Есть ещё одно полезное распределение нововведений – их группировка по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения  относят либо к замещающим, либо к ретровведениям.

        Замещающее новшество вводится вместо какого-то конкретного устаревшего средства. Примером может служить все формы внеурочной воспитательной работы, прешедшие на смену пионерской и комсомольской работе в школе.

        Отменящим нововведением является прекращение деятельности какого-то органа, формы работы, объединения, отмена программы без замены. Собственно в отмене, снятии, прекращении и состоит новизма.

        Открывающее нововведение предполагает освоение новой программы, технологии. Примером этого вида нововведений является компьютеризация образовательного процесса, переход к новым информационным технологиям.

        Ретровведение – освоение школой нового для нее в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в образовательной практике. К таким нововведения можно отнести изучение в нынешних школах истории различных религий, вероучений, введение в лицеях, гимназиях курсов логики, психологии, риторики, древних языков и т.д.

        Кроме, вышеперечисленных, существуют и другие типы нововведений: оперативные и стратегические, ожидаемые и случайные, своевременные и несвоевременные, актуальные и “опрокинутые”, абсолютно новые и относительно новые, легко внедряемые и трудно осваиваемые, завершенные и незавершенные, единичные и массовые.

        Развитие школы (то есть ее переход в новое качественное состояние) не может быть осуществлено иначе, чем через освоения нововведений, через инновационный процесс. Всякий процесс представляет собой сложный динамический (подвижное, нестатическое) образование – систему.

        Для реального процесса, происходящего в развивающейся школе, характерна “полиструктурность”.

        Деятельная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы – цели – задачи – содержание – формы – методы - результаты.

        Субъектная структура включает индивидуальную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей ВУЗов, консультантов, экспертов, работников органов образования и т.д.

Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса.

        Уровневая структура отражает взаимносвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, региональном, районном (городском) и школьном уровнях.

        Содержательная структура инновационного процесса предпологает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса и т.д.

        Структура жизненного цикла. Особенностью инновационного процесса является его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит каждое нововведение: возникновение (старт) – быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консерваторами, скептиками) – зрелость – освоение – диффузия (проникновение, распостранение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного процесса) – рутинизация (в результате этого все новшества для многих людей становятся обычным явлением, нормой) – кризис (исчерпанность возможностей применить его в новых областях) – финиш (нововведение перестает быть таковым или замещается другими).

        Кроме незваных, во всяком инновационном процессе нетрудно увидеть и такие структуры, как создание новшеств и использование (освоение) новшеств, комплексный инновационный процесс, лежащий в основе развития всей школы, состоящий из взаимосвязанных микроинновационных процессов.  

        Понятие “технология обучения” на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знание с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия , ставящей своей задачей оптиматизацию форм образования.

        Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства педагогического взаимодействия;

- организация учебного процесса;

- ученик и учитель;

- результат деятельности.

        Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий – термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

- Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве (“Толковый словарь русского языка”).

- Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменение состояния (В.М. Шепель).

- Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

- Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих социальной набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

- Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

- Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и из взаимодействия, ставящей своей задачей оптиматизацию форм образования (ЮНЕСКО).

-Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

        Понятие “Педагогическая технология” может быть представлено в трех аспектах:

- научный;

- процессуально-описательный;

- процессуально-действенный.

        Таким образом, педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующий наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

        Источниками педагогической технологии является достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

        Понятие “педагогическая технология” шире, чем понятие “методика обучения”. Технология отвечает на вопрос: как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на практике заранее спланированного процесса обучения.(рис. 1).

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий: В.Г. Гульчевский, В.Т. Фоменко, Т.И. Шамовой и Т.М Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и в практике технологии систематизировал Г.К. Селевко.

        По уровню применения выделяют общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

  

Рис.1 Структура педагогической технологии по М.П. Сибирской

        

        По физиологической основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманистические, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

        По ведущему фактору психологического развития: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

        По научной концепции усвоение опыта выделяют ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть ещё малораспространенные технологии ейролингвистического программирования суччестивные.

        По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам); операционные ( формирование способов умственных действий); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование эстетических и нравственных отношений); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы).

        По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а так же монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

        По типу организации и управления познавательной деятельностью: В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий) взаимодействия учителя с учеником (управление) может быть (неконтролируемая некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько – дидактических систем):

- классическое лекционное обучение (управление-разомкнутое, рассеянное, ручное);

- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

- система “консультант” (разомкнутое, направленное, ручное);

- обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) – самостоятельная работа;

- система “малых групп” (циклическое, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения;

- компьютерное обучение (циклическое, рассеянное, автоматизированное);

- система “репетитор” (циклическое, направленное, ручное) – индивидуальный подход;

- “программное обучение” (циклическое, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

        В практике обычно выступают различные комбинации этих “методидактических” систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающейся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

        Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны  взрослых. Здесь выделяют несколько типов технологий:

        а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик –“объект”. Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

        б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличается дидактоцентрические технологии, в которых также господствует субъект-объективные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самым главным фактором формирования личности считаются дидактические средства.

        в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.

        г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической  сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждения, “исповедуют” идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в ег творческие силы.

        д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

        е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результатам от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

        ж) Экзотерические технологии основаны на умении об экзотерическом (подсознательном) знании – истине и путях, ведущей к ней.

        Если рассмотреть классификации современных образовательных инновационных технологий (по Т.И. Шамовой или Т.К. Селевко) можно увидеть разнообразие подходов к педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.

 Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на фо...

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...

Доклад к педагогическому совету "Инновационные технологии на уроках химии"

Методические рекомендации использования инновационных технологий на уроках химии....