Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения
календарно-тематическое планирование на тему

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovr._ped_tehnologii_na_urokah_istorii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Варнавская Лариса Леонидовна,  учитель истории «ВСШ №16 при ИК №5»

Тема нашего выступления «Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения».

Уважаемые коллеги, пусть вас не удивляет объединение в нашем выступлении информации о таких различных учебных предметах, как история и химия. На протяжении двух учебных лет в нашей Школе работает временная творческая группа по проблеме «Современные педагогические технологии в условиях вечерней школы при исправительной колонии», в деятельности которой мы с учителем химии Березуевой О.А., являющейся соавтором настоящего выступления, принимаем активное участие и можем сегодня говорить о некоторых результатах нашей работы.

Скажу, что цель ВТГ - поиск педагогически эффективных образовательных технологий в условиях вечерней школы при исправительной колонии, где учениками являются взрослые люди в возрасте от 18 до 30 лет, преступившие закон и осужденные к лишению свободы.

В своей деятельности мы оперируем обобщенным определением понятия «педагогическая технология»,  составленным на основе анализа подходов к этому вопросу известных ученых Б.Т. Лихачева, И.В. Волкова, В.П. Беспалко, В.М. Монахова – «педагогическая технология – это наука о способах воздействия учителя на ученика; совокупность методов, средств и способов обработки, изменения и предъявления учебной информации».

Деятельность пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы сегодня и, вместе с тем, вечерней школы закрытого типа направлена на решение основной задачи: исправление личности осужденного, отбывающего наказание, его полноценное включение в жизнь общества после отбытия наказания, предупреждение рецидивной преступности, то есть на его «ресоциализацию».

Мы понимаем «ресоциализацию» осужденного, во-первых, как «процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, неосвоенных, недостаточно освоенных ранее или радикально отличающихся от освоенных им ранее»; во-вторых, как вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде.

Непременным условием в деле ресоциализации личности осужденного, по нашему мнению, является  развитие  мотивации учения.

Вслед за И.П. Подласым мы понимаем мотивацию как общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах.

Исходя из выше сказанного,  цель нашей педагогической деятельности по внедрению педагогических технологий - обеспечение возникновения и сохранения мотивов учебно-познавательной деятельности обучающихся для их более успешной ресоциализации.

Теоретико-методологической основой рассматриваемой деятельности считаем теорию деятельностного подхода  и теорию пенитенциарной педагогики.

Одним из эффективных путей развития мотивации учения на уроках истории и химии, с нашей точки зрения, является внедрение в преподавание таких современных педагогических технологий как:  

- технология уровневого дифференцирования  обучения;  

- технология учебно-игровой деятельности;

- технология модульного обучения,

на которых остановимся несколько подробнее.

Целью использования технологии уровневого обучения является обеспечение усвоения учебного материала каждым  учеником в зоне его ближайшего развития на основе его субъективного опыта. Дифференцированные задания дают возможность каждому обучающемуся продвигаться в индивидуальном темпе, что приводит к уменьшению доли непонятого в изучаемом материале и, как следствие, – к снижению уровня неприязни и отторжения.

Дифференцированные задания используем на этапе закрепления нового материала и отработки умений. Для учеников с очень низкими учебными возможностями предлагаем задания по образцу, алгоритмического вида, носящие реконструктивный характер.

Для учеников с низкими учебными возможностями с помощью диф. заданий организуем репродуктивно-вариативную деятельность.

Для более сильных учеников предлагаем задания на перенос знаний и умений в измененную ситуацию, связанную с частично-поисковой деятельностью.

На слайде представлены задания по истории и химии различной степени сложности.  

Положительное влияние на развитие мотивации учения оказывают учебно-игровые технологии. В этом вопросе опираемся на общечеловеческие потребности – любознательность, интерес ко всему необычному.

Дидактические игры используем на этапе актуализации знаний, этапе закрепления нового материала, обобщения, повторения материала; практикуем так называемые «разминки» по ходу урока. Нередко используем игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, удаление лишнего и другие),  предметные соревнования, лото, аукционы.

На слайде представлены примеры игр-тренажеров для уроков химии и истории.

Известно, что сущность технологии модульного обучения заключается в том, что каждый обучающийся самостоятельно, а иногда с помощью учителя, достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем.

При составлении модуля формулируем тему занятия, обозначаем цель, задачи и конечный результат. Учебное содержание модуля разбиваем на учебные элементы и прописываем цель к каждому из них. Обязательные составляющие модуля - алгоритм действий, способы учебной деятельности, задания для закрепления полученных знаний, формы контроля.

Процесс обучения организуем через индивидуальную работу, работу в парах и в малых группах.

(Результаты)

Результаты работы по формированию мотивации учения путем использования современных педагогических технологий в преподавании истории и химии оцениваем по показателям, представленным на слайде.

При подготовке выступления  нами рассматривался 9 «А» класс в количестве 15 человек. Для оценки результатов работы степень развития мотивации учения обучающихся оценивалась в период с сентября 2011 г. по март 2012 г.

Анализ деятельности по развитию мотивации учения, способствующей ресоциализации обучающихся, позволяет говорить о результатах работы с присутствием позитивной динамики.

На слайде отражены:

- динамика абсолютной и качественной успеваемости обучающихся 9 «А» класса по предметам истории и химии на начало 2011-2012 учебного года и конец 3 четверти;

- динамика развития образовательных интересов, показателем которой, на наш взгляд, является динамика количества обучающихся, посещающих учебные занятия с интересом;

- динамика активности обучающихся в учебно-исследовательской и конкурсной деятельности (это участие в предметном и социальном проектировании, в предметных олимпиадах школьного и всероссийского уровня – очная и заочная формы).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...

Современные педагогические технологии на уроках истории и обществознания

В этом разделе я собрала все технологии которые применяю на уроках....

Научная статья "Современные педагогические технологии на уроках истории"

Научная статья "Современные педагогические технологии на уроках истории"...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и истории и культуры Санкт-Петербурга

Приоритетным направлением исторического, культурного и краеведческого образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов ...