Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения
календарно-тематическое планирование на тему

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovr._ped_tehnologii_na_urokah_istorii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Варнавская Лариса Леонидовна,  учитель истории «ВСШ №16 при ИК №5»

Тема нашего выступления «Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения».

Уважаемые коллеги, пусть вас не удивляет объединение в нашем выступлении информации о таких различных учебных предметах, как история и химия. На протяжении двух учебных лет в нашей Школе работает временная творческая группа по проблеме «Современные педагогические технологии в условиях вечерней школы при исправительной колонии», в деятельности которой мы с учителем химии Березуевой О.А., являющейся соавтором настоящего выступления, принимаем активное участие и можем сегодня говорить о некоторых результатах нашей работы.

Скажу, что цель ВТГ - поиск педагогически эффективных образовательных технологий в условиях вечерней школы при исправительной колонии, где учениками являются взрослые люди в возрасте от 18 до 30 лет, преступившие закон и осужденные к лишению свободы.

В своей деятельности мы оперируем обобщенным определением понятия «педагогическая технология»,  составленным на основе анализа подходов к этому вопросу известных ученых Б.Т. Лихачева, И.В. Волкова, В.П. Беспалко, В.М. Монахова – «педагогическая технология – это наука о способах воздействия учителя на ученика; совокупность методов, средств и способов обработки, изменения и предъявления учебной информации».

Деятельность пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы сегодня и, вместе с тем, вечерней школы закрытого типа направлена на решение основной задачи: исправление личности осужденного, отбывающего наказание, его полноценное включение в жизнь общества после отбытия наказания, предупреждение рецидивной преступности, то есть на его «ресоциализацию».

Мы понимаем «ресоциализацию» осужденного, во-первых, как «процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, неосвоенных, недостаточно освоенных ранее или радикально отличающихся от освоенных им ранее»; во-вторых, как вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде.

Непременным условием в деле ресоциализации личности осужденного, по нашему мнению, является  развитие  мотивации учения.

Вслед за И.П. Подласым мы понимаем мотивацию как общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах.

Исходя из выше сказанного,  цель нашей педагогической деятельности по внедрению педагогических технологий - обеспечение возникновения и сохранения мотивов учебно-познавательной деятельности обучающихся для их более успешной ресоциализации.

Теоретико-методологической основой рассматриваемой деятельности считаем теорию деятельностного подхода  и теорию пенитенциарной педагогики.

Одним из эффективных путей развития мотивации учения на уроках истории и химии, с нашей точки зрения, является внедрение в преподавание таких современных педагогических технологий как:  

- технология уровневого дифференцирования  обучения;  

- технология учебно-игровой деятельности;

- технология модульного обучения,

на которых остановимся несколько подробнее.

Целью использования технологии уровневого обучения является обеспечение усвоения учебного материала каждым  учеником в зоне его ближайшего развития на основе его субъективного опыта. Дифференцированные задания дают возможность каждому обучающемуся продвигаться в индивидуальном темпе, что приводит к уменьшению доли непонятого в изучаемом материале и, как следствие, – к снижению уровня неприязни и отторжения.

Дифференцированные задания используем на этапе закрепления нового материала и отработки умений. Для учеников с очень низкими учебными возможностями предлагаем задания по образцу, алгоритмического вида, носящие реконструктивный характер.

Для учеников с низкими учебными возможностями с помощью диф. заданий организуем репродуктивно-вариативную деятельность.

Для более сильных учеников предлагаем задания на перенос знаний и умений в измененную ситуацию, связанную с частично-поисковой деятельностью.

На слайде представлены задания по истории и химии различной степени сложности.  

Положительное влияние на развитие мотивации учения оказывают учебно-игровые технологии. В этом вопросе опираемся на общечеловеческие потребности – любознательность, интерес ко всему необычному.

Дидактические игры используем на этапе актуализации знаний, этапе закрепления нового материала, обобщения, повторения материала; практикуем так называемые «разминки» по ходу урока. Нередко используем игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, удаление лишнего и другие),  предметные соревнования, лото, аукционы.

На слайде представлены примеры игр-тренажеров для уроков химии и истории.

Известно, что сущность технологии модульного обучения заключается в том, что каждый обучающийся самостоятельно, а иногда с помощью учителя, достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем.

При составлении модуля формулируем тему занятия, обозначаем цель, задачи и конечный результат. Учебное содержание модуля разбиваем на учебные элементы и прописываем цель к каждому из них. Обязательные составляющие модуля - алгоритм действий, способы учебной деятельности, задания для закрепления полученных знаний, формы контроля.

Процесс обучения организуем через индивидуальную работу, работу в парах и в малых группах.

(Результаты)

Результаты работы по формированию мотивации учения путем использования современных педагогических технологий в преподавании истории и химии оцениваем по показателям, представленным на слайде.

При подготовке выступления  нами рассматривался 9 «А» класс в количестве 15 человек. Для оценки результатов работы степень развития мотивации учения обучающихся оценивалась в период с сентября 2011 г. по март 2012 г.

Анализ деятельности по развитию мотивации учения, способствующей ресоциализации обучающихся, позволяет говорить о результатах работы с присутствием позитивной динамики.

На слайде отражены:

- динамика абсолютной и качественной успеваемости обучающихся 9 «А» класса по предметам истории и химии на начало 2011-2012 учебного года и конец 3 четверти;

- динамика развития образовательных интересов, показателем которой, на наш взгляд, является динамика количества обучающихся, посещающих учебные занятия с интересом;

- динамика активности обучающихся в учебно-исследовательской и конкурсной деятельности (это участие в предметном и социальном проектировании, в предметных олимпиадах школьного и всероссийского уровня – очная и заочная формы).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...

Современные педагогические технологии на уроках истории и обществознания

В этом разделе я собрала все технологии которые применяю на уроках....

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и истории и культуры Санкт-Петербурга

Приоритетным направлением исторического, культурного и краеведческого образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов ...