Конспект урока по химии 9 класс Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру.

 Задачи:

1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индикаторах; умения составлять формулы кислот, давать им названия; записывать уравнения химических реакций, отражающие химические свойства кислот;

2. продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения;

3. воспитание сосредоточенности, аккуратности.

Оборудование: таблетки аскорбиновой кислоты, кусочки лимона, растворы кислоты соляной, серной, уксусной, индикаторы, кусочки Zn, Al, Cu, опорные конспекты на столах учащихся, компьютер, формулы кислот, учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisloty_ponyatiya_klassifikatsiya_nazvaniya.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру.

 Задачи:

1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индикаторах; умения составлять формулы кислот, давать им названия; записывать уравнения химических реакций, отражающие химические свойства кислот;

2. продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения;

3. воспитание сосредоточенности, аккуратности.

Оборудование: таблетки аскорбиновой кислоты, кусочки лимона, растворы кислоты соляной, серной, уксусной, индикаторы, кусочки Zn, Al, Cu, опорные конспекты на столах учащихся, компьютер, формулы кислот, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.      

II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Вступление Учителя: в звездной системе “Вещества” на одной из планет было четыре огромных государства: Оксиды, Основания, Кислоты, Соли. В каждом из них было много жителей. Чем-то они были похожи, а в чем-то имели свои особенности. Давайте совершим путешествие в одно из государств под названием “Кислота” и познакомимся с ее жителями, изучим их нравы. Свое путешествие по стране мы совершим от станции к станции.

III. Усвоение новых знаний.

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока.

Эпиграф урока.

«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог – изобретатель…»

(А.С.Пушкин)

Итак, первая станция “Ознакомительная”.

Задание №1. Вам предложены формулы с “именами” некоторых жителей страны. Пользуясь таблицей №10 учебника на стр. 90 и опорными конспектами, прочитайте формулу, названия и попытайтесь объяснить, почему они так называются  (обсуждение проходит в группах учащихся, сидящих за партами, стоящими рядом). (см. Приложение)

 HCL, H3PO4;  H2S; H2SO4.

         (Учащиеся объясняют, приходят к выводу, что кислоту, в которой есть атом кислорода называют по центральному атому, а название кислот, не содержащих атом кислорода, образуют от атома, соединенного с атомом водорода путем добавления слова “водородная”).

У: Внимательно посмотрим на молекулы кислот и найдем: чем же они все похожи (наличием атома водорода). Оставшуюся часть в кислоте принято называть кислотным остатком. Кислотные остатки обладают определенной валентностью в соответствии с числом атомов водорода (по таблице №10 учебника).

У: Вспомните метод получения водорода из соляной кислоты и цинка. В чем состоит сущность данной реакции? (Металл замещает атомы водорода кислоты).

Подведем итог, отвечая на вопросы:

  • что общего в строении кислот?
  • на какие атомы замещается водород в реакциях с металлами?
  • как называются атомы или группы атомов, соединенные с атомами водороды в кислоте?

Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла и кислотного остатка. (Записать в тетрадь определение и формулу кислот).

Обратите внимание: кислоты имеют разное число атомов водорода в своем составе, что может служить признаком их классификации. Как вы думаете: на какие группы их можно разделить? (Обсуждаем классификацию по числу атомов водорода, а так же валентность кислотных остатков).

Кто заметил еще один признак, по которому можно было бы классифицировать кислоты? (Атом кислорода, обсуждаем классификацию по этому признаку).

У: Отправляемся дальше. Следующая станция – 2 - “дегустационная”. У вас лежат следующие вещества: аскорбиновая кислота; кусочек лимона. Попробуйте их. Все эти продукты содержат те или иные кислоты. Что почувствовали вы? (Кислый вкус).

Готовы ли вы теперь ответить на вопрос: почему называются кислотами жители этой страны?

Однако, не все кислоты кислые на вкус. Среди них встречаются сладкие (салициловая) и горькие (никотиновая), но большинство все-таки кислые. 

По опорному конспекту рассмотреть физические свойства кислот.

Выступление учащегося о литературе, имеющейся в школьной библиотеки,  содержащие информацию о кислотах.

IV. Закрепление нового материала.

1. Даны химические формулы веществ: HBr, NaHSO4, Cu2O, Fe(OH)3, HI, H3BO3, Ca3(PO4)2, N2O5. Выпишите формулы кислот и дайте им название.

2. «Третий – лишний»:

а) HCl, H3PO4, CaO;
б) H
2О, НСl, НNО3;
в) HCl, HNO
3, H2S;
г) СО
2, Н2СО3, СО.

3. Написать уравнения реакций, указать их типы согласно цепочке превращений:

http://him.1september.ru/2003/38/12-4.gif

V. Домашнее задание:

Выставление оценок за работу на уроке.

Подводим итог работы.

  • Дать определение кислот.
  • Почему они так называются.
  • Номенклатура кислот.
  • Классификация кислот.
  • Физические свойства кислот

Приложение к конспекту урока: Кислоты, состав и номенклатура. Свойства кислот.

Станция: «Ознакомительная»

Задание №1. Вам предложены формулы с “именами” некоторых жителей страны. Пользуясь таблицей учебника и опорными конспектами, прочитайте формулу, названия и попытайтесь объяснить, почему они так называются

HCL, H3PO4; HF; H2SO4.

На чем основаны названия

Названия

Примеры

1.

Элементы (Э):

постоянная

высшая

низшая валентности

кислота (Э) элемента

кислота (Э)

элемент +истая кислота

H2SiO3 – кремниевая кислота

H2SO4 – серная кислота

H2SO3 – сернистая кислота

2.

Cl, I, Br при V

валентности

Э+новатая

HClO3 – хлорноватая кислота

HIO3 – йодноватая кислота

HBrO3 – бромноватая кислота

3.

При одной и той

же валентности

образует несколько кислот

Наименьшее содержание О

большее содержание О

HРO3 – метафосфорная кислота

H4Р2O3 – пиро (дву) фосфорная кислота

H3РO4 – ортофосфорная кислота

4.

Э-одновалентен

Э+новатистая

HClO – хлорноватистая кислота

5.

Названия в быту и производстве

разные

HCl –  хлороводородная  кислота, соляная кислота

HF – фтороводородная кислота, плавиковая кислота

Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла и кислотного остатка.

Кислоты одноосновные

двухосновные

трехосновные

HCL

H2SO4

H3PO4

HNO

H2CO3

Кислоты бескислородные

кислородсодержащие

HCL

остальные

Задания.

1. Даны химические формулы веществ: HBr, NaHSO4, Cu2O, Fe(OH)3, HI, H3BO3, Ca3(PO4)2, N2O5. Выпишите формулы кислот и дайте им название.

2. «Третий – лишний»:

а) HCl, H3PO4, CaO;
б) H
2О, НСl, НNО3;
в) HCl, HNO
3, H2S;
г) СО
2, Н2СО3, СО.

3. Написать уравнения реакций, указать их типы согласно цепочке превращений:

http://him.1september.ru/2003/38/12-4.gif

 Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии на тему: «Кислоты».

Формат презентации Microsoft Office PowerPoint (ZIP-архив, размер 416 Кб)Задачи: Сформировать понятие о кислотах;Рассмотреть их классификацию по разным признакам;Познакомиться с химическими...

Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»

Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ....

Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»

Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ....

Конспект урока по химии на тему: "Серная кислота".

Конспект урока по химии для 9 класса  по теме "Серная кислота".  Конспект урока направлен на изучение строения молекулы серной кислоты, её физических и химических свойств, получения и примен...

конспект урока по химии на тему "Окислительные свойства серной кислоты"

Материал содержит технологическую карту и конспект урока химии в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты" по учебнику Рудзитиса (ФГОС)...

Конспект урока по химии на тему:Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влияние атомов в молекуле. Понятие крезолов.

Цель: изучить состав и сроение фенолов; рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства; познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фенола, ознакоми...

Открытый урок по химии на тему: "Кислоты"

Окрытый урок по химии на тему: "Кислоты" 8 класс...