"Реакции обмена" конспект урока
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Органова Оксана Ивановна

Конспект урока химия 8 класс " Реакции обмена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii.docx49.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии, 8 класс

Учитель Органова Оксана Ивановна

МОУ «Беседская ООШ»

Тема урока: Реакции обмена

Лабораторная работа №6 « Получение углекислого газа путем взаимодействия соды и кислоты»

Цель: Познакомится с реакциями обмена.

Задачи:

Образовательная: изучить реакции обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле). 

Развивающая: развивать логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

 Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.

 Оборудование: медиапроектор, презентация,  компьютер, маршрутный лист, инструкция к выполнению лабораторной работы,

набор для лабораторной работы по теме: «Реакция обмена» (4 комплекта: штатив для пробирок – 4 шт, пробирки 8 штук, реактивы: NaHCO3, HCl, AgNo3)

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся.
  1. Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.

Сегодня на уроке, мы продолжим изучение типов химических реакций  и изучим новый тип .

Мы с вами будем работать в технологических картах, которые лежат у вас на парте. В графе фамилия и имя подпишите свою фамилию и имя.

В конце урока вы сдадите свои карты и я поставлю вам итоговую отметку за урок.

  1. Актуализация знаний.

Прежде чем начать работу, мы проверим, как вы усвоили ране изученный материал.

 Давайте вспомним,  какие реакции вы уже знаете?

  • Соединения
  • Замещения
  • Разложения           

( слайд 1)

Допишите реакции, расставьте коэффициенты, укажите тип реакции.

2Ba + O2→ 2  BaO       соединение                  

2Al + 6HCl→ 2AlCl3 +3 H2      замещение

CaCO3→  CO2 + CaO        разложение

Проверьте, все ли вы правильно сделали.  

                                   ( слайд 2 с ответами)

                                             

А сейчас мы проведем  диктант. Найдите слово диктант и задание 1. Я читаю задания, а вы записываете ответы в технологических картах

Вставьте пропущенное слово:

1.Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ – это …. (разложение)

2.Реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество – это….. (соединения)

                                      (Слайд 4 с правильными ответами)

  1. Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение химических реакций и познакомимся с новым типом реакций.

Давайте посмотрим на доску.

Чем отличаются эти реакции?

       

           Fe+Cl2=FeCl2      ( соединение)

            2HgO2Hg+O2      ( разложение)

          Fe+CuSO4=FeSO4+Cu   ( замещение)

          CaCO3 + 2HCl = CaCl2+H2CO3  (обмена)      (Слайд 5 )

К какому типу реакций они относятся? ( вещества обмениваются составными частями – катионами и анионами) , следовательно, это реакции обмена. Это и будет нашей сегодняшней темой .

Нам еще не знакома эта реакция и сегодня на уроке мы с вами изучим тип этой реакции. Итак, цель нашего урока – познакомится с реакциями обмена.

(слайд 6 )

Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

AB+CD = AC+BD         ( слайд 7)    

         

Например, 2NaI+Pb(NO3)2 = PbI2↓ + 2NaNO3   ( слайд 8)

           

Задание: попробуйте самостоятельно закончить реакцию.

  FeCl3 + NaOH =           (Слайд 9)

  FeCl3 + NaOH =   3NaCl + Fe(OH)3         ( слайд 10 с ответом)

Два сложных вещества в реакцию вступают

В ходе которой, свои составные части меняют.

Вот такой процесс взаимозамены

Называют реакцией обмена

  1. Физкультминутка:

Очень химию мы любим!

Шеей влево – вправо крутим

Воздух – это атмосфера, если правда – топой смело!

В атмосфере есть азот – делай вправо поворот

Так же есть и кислород – делай влево поворот

Воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу

Друг к другу повернемся и дружно улыбнемся!

А сейчас мы проведем 2 опыта. 

Но сначала мы вспомним правила техники безопасности.

Т. б. Назовите их…

Не спеши хватать пробирку,

А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе — будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

Если трогал ты реактивы

Не забудь вымыть руки с мылом.  ( слайд 11)

У вас на столах лежат инструкции по выполнению лабораторной работы. Внимательно с ней ознакомьтесь и можете приступать к выполнению работы. Все реакции и наблюдения записываем в технологическую карту.

            Реакции протекающие с выпадением осадка

1. Возьмем  пробирку

2.  нальем раствор нитрата серебра  ( AgNO3) и добавим раствор соляной кислоты ( HCl).

Что наблюдаете?

Выпадает ,белый осадок  нерастворимого в воде AgCl

AgNO3 + HCl →AgCl + HNO3

В результате проведенной реакции два сложных вещества ионного строения – кислота  и соль – обменялись своими ионами, т.е. произошла реакция обмена.

Реакция с выделением газа:

В пробирку насыпем  карбонат натрия и прильем раствор соляной  кислоты. Что мы наблюдаем?

В результате реакции выделяется газ.

NaНCO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3

А где же газ?

Угольная кислота – непрочное соединение, которое распадается на углекислый газ и воду:

H2CO3 = H2O + CO2↑

Поэтому уравнение реакции следует записать так:

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑

С примером реакций обмена, которые протекают с выделением газа мы с вами встречались на кухне.

Можете привести пример?

Когда гасим соду уксусом при выпечке.

 На основе сделанных опытов сформулируем правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.

Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода. 

 

Если выделится газ - Это раз;
И получится 
вода - Это два;
А еще - 
нерастворимый 
Осаждается продукт…
"Есть 
осадок" - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик 
правила обмена
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет 
газ или вода
или Выпадет 
осадок – 

Вот тогда будет порядок!

Для того чтобы знать какие реакции идут до конца, а какие нет, нужно обратиться к таблице  растворимости , которая находится на форзаце учебника ( по вертикали располагаются анионы, а  в горизонтальной строке располагаются катионы) – реакция идет лишь в том случае, если образуется осадок или газ.

А теперь вы самостоятельно определите Какие из реакций обмена будут протекать до конца?

Это задание входит в экзаменационную работу ГИА.

  1. BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCl↓
  2. Cu(NO3)2 + NaCl→CuCl2+NaNO3https://docs.google.com/drawings/image?id=sl_ZgLQOcf8IMgLpgZAINIg&rev=1&h=14&w=4&ac=1
  3. Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3
  4. MgCl2 + K2SO4→MgSO4+KCLhttps://docs.google.com/drawings/image?id=ssTAZrSS7WO65CfnNUph6tg&rev=1&h=20&w=12&ac=1
  5. HNO3 + ZnSO4→H2SO4+Zn(NO3)2https://docs.google.com/drawings/image?id=sedgSxtNhclWL8jJhkK5Btw&rev=1&h=18&w=16&ac=1
  6. 3Ca(NO3)2 +2 H3PO4→Ca3(PO4)2↓+6HNO3
  7. Ba(NO3)2 + Na2SO4→BaSO4↓+2NaNO3  ( слайд 12 без ответов)

А чтобы узнать какие реакции будут протекать до конца, мы воспользуемся таблицей растворимости гидроксидов и солей в воде. Эта таблица находится на форзаце учебника.    ( слайд 13 с ответами)  

Итоги урока: сегодня на уроке мы с вами изучили новый тип реакции – реакции обмена.

Провели лабораторную работу.

Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.

Рефлексия: поставьте на вашем маршрутном листе смайлик, который бы отражал ваше отношение к сегодняшнему уроку.

   мне все понравилось, я все понял

  урок понравился, но я ничего не понял

урок не понравился, я ничего не понял  (слайд 14)

Домашнее задание

  • обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167   (слайд 15)

Технологическая карта урока

химия в 8  классе

Тема урока:   _____________________________________

  1. Допишите реакции, расставьте коэффициенты, укажите тип реакции.

  1. Ba + O2→                            

  1. Al + HCl→ ... + ...

  1. CaCO3→      

Вставьте пропущенное слово:

1.  Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и   более новых веществ – это ______________________________

2. Реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество – это _____________________

Реакции обмена – это

Задание 1: Запишите продукты реакции:

FeCl3 + NaOH =   

Лабораторный опыт

Что делали ( уравнение реакции)

Что наблюдали

Вывод:

Какие из реакций обмена будут протекать до конца?

  1.  BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2 + 2AgCl
  2.  Cu(NO3)2 + NaCl→CuCl2 + NaNO3https://docs.google.com/drawings/image?id=sl_ZgLQOcf8IMgLpgZAINIg&rev=1&h=14&w=4&ac=1
  3.  Pb(NO3)2 + K2S→PbS + 2KNO3

  4)   MgCl2 + K2SO4→MgSO4 + KCLhttps://docs.google.com/drawings/image?id=ssTAZrSS7WO65CfnNUph6tg&rev=1&h=20&w=12&ac=1

  5)   HNO3 + ZnSO4→H2SO4 + Zn(NO3)2https://docs.google.com/drawings/image?id=sedgSxtNhclWL8jJhkK5Btw&rev=1&h=18&w=16&ac=1

  6)   3Ca(NO3)2 +2 H3PO4→Ca3(PO4)2 + 6HNO3

  7)   Ba(NO3)2 + Na2SO4→BaSO4 + 2NaNO3

Инструкция по выполнению лабораторной работы

  1. Реакции, протекающие с выпадением осадка

1. Возьмите пробирку

2. В  пробирку налейте 1-2 мл раствора нитарата серебра (AgNO3 ) и добавьте 1-2 мл раствора соляной кислоты (HCl).

3. Запишите уравнение реакции.

    Что наблюдаете?

  1. Реакции протекающие с выделением газа.

1. Возьмите вторую пробирку.

2. В  пробирку насыпем  раствор карбоната натрия (NaHCO3) и прильем 1-2 мл раствора соляной кислоты.

3. Запишите уравнение реакции.

    Что наблюдаете?

4.Напишите вывод. ( в каком случае реакции обмена идут до конца?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы химических реакций. Разработка урока по химии 8 класс.

Разработка конспекта урока по химии 8 класс....

конспект урока по химии по теме: "Химические реакции.Реакции разложения"

Методическая разработка данного урока может применяться  для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса....

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Типы химических реакций. Конспект урока.

Конспект урока в 8 классе посвященный классификации химических реакций, приводится подробное описание хода урока с использованием карточек "Химическое домино": по основным понятиям, в качестве актуали...

"Химические реакции" Разработка урока для 8 класса с учетом требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы

Основная цель занятия: изучить химические реакции на основе одного из признаков - выделения или поглощения тепла.Задачи урока:  Образовательные: повторить признаки физических явлений , способы ра...

Признаки химических реакций. Конспект урока

Урок по технологии педагогических мастерских...