Рабочая программа. Современные проблемы экологии.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Бичевая Вера Васильевна

Рабочая программа Курсов по выбору. "Современные проблемы экологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._sovremennye_problemy_ekologii.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Огромный интерес общественности к экологическим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом каждого. Формирование и развитие экологического мышления должно осуществляться с детства. Этот процесс формирует человеческое сознание, гражданскую активность, убежденность в возможности и необходимости решения экологических проблем на основе имеющихся знаний и умений по изучению и охране окружающей среды.

Актуальность и острейшая социальная значимость проблемы ухудшения состояния окружающей нас среды натолкнула на мысль о введении в учебный план учащихся 9 класса элективного курса “Современные проблемы экологии”.

Содержание программы ставит своей целью способствовать формированию у учащихся экологического мышления и культуры на основе фактического и статистического материала, характеризующего современное состояние окружающей среды и масштаб влияния на нее человека, как в целом на планете, так и местном регионе. Повысить экологическую грамотность с учетом современных требований к охране окружающей среды.

Задачи курса: 

  • систематизация и обобщение уже имеющихся у учащихся знаний курсов биологии и других естественных дисциплин;
  • формирование обязательных знаний и умений для понимания состояния окружающей среды, роли антропогенных факторов, путей решений
  • экологических проблем;
  • формирование умения использовать разнообразные приемы работы с информацией, поиска знаний в процессе самостоятельной деятельности и умелого использования их на практике;
  • развитие творческих способностей в процессе экспериментальной и научно-исследовательской работы;
  • научить работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • прививать интерес и любовь к природе, всем ее проявлениям.

Обучение учащихся опирается на полученные ранее знания по биологии, химии, физике, географии, обществознанию на основе развития и обобщения экологических понятии, усвоения важнейших закономерностей, идеи, теории, обеспечивающих формирование эколого-природоохранительного мышления и подготовку к практической деятельности.

В целях развития познавательной активности обучающихся в процессе изучения данного курса организуются исследовательская и экспериментальная работа, подготовка рефератов, составление различных схем, решение экологических задач Предусмотрено в курсе проведение конференций, разработка, оформление и защита проектов и научно-исследовательских работ. В ходе преподавания курса используются активные формы обучения: лекции, конференции, дискуссии, деловые игры, ток-шоу.

Курс рассчитан на 35часа в году, 1 час в неделю. Он ориентирует выпускников основной школы на осознанный выбор в старших классах естественнонаучного профиля обучения.

Проверка качества усвоения учебного материала осуществляется в ходе текущего и тематического контроля с использованием устного опроса, тестовых заданий, изучения результатов исследовательской и проектной деятельности

Содержание программы

Введение. (1 час)

История развития экологии как науки, задачи и методы. Экологические факторы.

I. Взаимодействие человека с природной средой. ( 5 часов)

Роль природы в жизни человеческого общества. Масштабы воздействия человека на природу и их последствия. Атомная энергетика. Нетрадиционные источники энергии. Здоровье и окружающая среда. Современные проблемы охраны природы. Международное сотрудничество в области охраны природы.

.

II. Атмосфера и человек. (6 часов)

Газовая оболочка Земли. Антропогенные выбросы в атмосферу. Экологические проблемы: парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, радиация. Самоочищение атмосферы. Выбросы производства и автотранспорта, мероприятия по борьбе с ними.

Контроль за качеством атмосферного воздуха. Безотходные и малоотходные производства.

III. Земля и человек. (3 часа)

Деятельность человека и почва. Почва как составная часть биосферных

круговоротов веществ. Земельный фонд России.

Плодородие почвы. Эрозия почв и борьба с ней. Экология и минеральные удобрения. Мониторинг земель.

IV. Недра и человек. (3 часа)

Горные разработки и природные ландшафты. Добыча полезных ископаемых и

комплексное их использование. Охрана недр на Севере. Рекультивация земель.

V. Водные ресурсы и человек. ( 4 часа)

Значение воды в жизни человека. Водные ресурсы России, их охрана. Экологические проблемы Байкала, Ладоги, Арала. Очистка сточных вод. Бессточные производства. Мировой океан и человек. Контроль за чистотой водоемов.

VI. Растительный мир и человек. (2 часа)

Растительный мир - компонент биосферы. Роль леса в жизни человека. Охрана лесов, хозяйственно ценных и редких видов растений. Редкие растения Ямала, их охрана.

VII. Животный мир и человек. (2 часа)

Многообразие животного мира и его значение в развитии биосферы. Антропогенное воздействие на животный мир. Охрана и восстановление численности животных. Редкие животные Ямала, их охрана.

VIII. Окружающая среда и здоровье человека. ( 3часов)

Природное окружение человека. Химические и биологические загрязнения среды и их последствия. Влияние на здоровье человека звуков, погоды, питания. Урбанизация и здоровье человека. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

1Х.Экология Курского края.(3 часа).

\Загрязнение окружающей среды. Промышленная экология. Краткая характеристика воздействия машиностроения на окружающую среду. Безотходное производство. Основные мероприятия по загрязнению окружающей среды.

 Заключение. ( 2 часа).

Проведение конференций, диспутов, защита рефератов и научно-исследовательских работ.

Учебно-тематический план (УТП)

№ п/п

 

Наименование тем курса

 

Всего часов

 

В том числе

Форма контроля

Лекц

Практ

Лабор

Семин

Экскурс.

1

Введение

1

1

 

 

 

 

 

2

Взаимодействие человека с природной средой

5

 

1

 

3

1

тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния пришкольной территории, итоги анкетирования, отчет по экскурсии

3

Атмосфера и человек

6

1

 

1

4

 

тестирование; устный опрос; отчет и обсуждении результатов загрязненности воздуха, итогов лабораторной работы

4

Земля и человек

3

 

 

1

2

 

тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов кислотности почвы.

5

Недра и человек

3

 

 

 

2

1

тестирование; устный опрос; оформление мини-сочинений “Мои впечатления об экскурсии”

6

Водные ресурсы и человек

4

 

 

1

3

 

тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов содержания хлоридов в воде.

7

Растительный мир и человек

2

 

 

 

2

 

тестирование; устный опрос

8

Животный мир и человек

2

 

 

 

2

 

тестирование; устный опрос

9

Окружающая среда и человек

3

1

1

 

4

 

тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния овощей.

10

Итоговое занятие

2

 

 

 

2

 

Защита проектов и научно-исслед. работ.

Поурочное планирование

№ п/п

Наименование тем и уроков

Количество часов

I.

Введение. История развития экологии как науки, экологические факторы.

1

II.

Взаимодействие человека с природной средой.

5

Современное состояние природной среды. Проблемы охраны природы.

Практическая работа “ Изучение экологического состояния пришкольной территории”.

Особо охраняемые территории ( ООТ).

Международное сотрудничество в области охраны природы. Экскурсия в природу.

 

III.

Атмосфера и человек.

6

 Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. Антропогенные изменения”.

Глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди и радиация).

Выбросы автотранспорта и меры борьбы с ними.

Отходы производства. Безотходные и малоотходные производства. Лабораторная работа “ Определение загрязненности воздуха в классе, на территории школы”.

 

IV.

Земля и человек.

3

Возникновение земледелия. Почва как составная часть биосферных круговоротов.

Лабораторная работа “ Определение кислотности почвы”. Земельные ресурсы России и их антропогенные изменения.

 

V.

Недра и человек.

Добыча полезных ископаемых и окружающая среда.

Рациональное использование минеральных ресурсов. Охрана недр на Севере.

Экскурсия на предприятия добывающей промышленности ( места разработки нефти и газа).

3

VI.

Водные ресурсы и человек.

4

Вода - основа жизни. Загрязнение природных вод.

Очистка сточных вод и бессточные производства.

Экологические проблемы Байкала, Арала, Ладоги.

Лабораторная работа “Определение содержания хлоридов в пробе воды”.

 

VII.

Растительный мир и человек.

2

Роль леса в жизни человека, истребление лесов и их охрана.

Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Редкие

растения Ямала.

 

VIII

Животный мир и человек.

2

Животный мир и цивилизация.

Охрана и восстановление численности животных, редкие животные Ямала.

 

IX

Окружающая среда и человек.

3

 Загрязнения среды и здоровье человека .

 

Питание и здоровье человека.

Практическая работа “Изучение содержания нитратов в овощах”.

 

X.

Заключение.

Конференция “ Человек - это тоже природа”.

Защита рефератов и научно-исследовательских работ.

2

Литература.

Для учителя: 

  1. Крискунов Е.Н. Экология, 9 кл. - М: Издательский дом “ Дрофа”, 1997.
  2. Миркин В.М., Наумова Л.Г. Экология России: 9 класс- М.: АОМДС,
    Юнисам, 1995.
  3. Новиков Ю.В. Человек и природа.- М.: Просвещение, 1991.
  4. Понаморева И.Н. Экология.-М.: Изд. центр “ Вентана-Граа”, 2001.
  5. Чернова Н.М. Основы экологии, 9 кл.- М.: Просвещение, 1995.
  6. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2000 г.
  7. Шилов И.А. Экология.- М.: Высшая школа, 2000 г.
  8. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Учеб. пособие для вузов.- СПб: Химия, 1997.
  9. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4-х кн. - М.: Мир, 1994.
  10. Майстренко В.Н., Хамитов Р.З., Будников Г.К.  Эколого-аналитический мониторинг супертоксикантов. - М.: Химия, 1996.

Использование информационных ресурсов:http://www.gosnadzor.ru/

Для учащихся 

Основная. 

  1. Крискунов Е.Н. Экология, 9 кл.- М.: Издательский дом “ Дрофа”, 1997.
  2. Чернова Н.М. Основы экологии, 9 кл.- М.: Просвещение, 1995.

Дополнительная. 

  1. Абадашев И.и. Трагедия или гармония?- М.: Мысль, 1973.
  2. Азаров В.И., Иванов Г.К. Редкие животные Тюменской области.-
    Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1981.
  3. Анастасова Л.П. Карточки-задания к курсу “ Человек и окружающая среда”,
    9 кл.-М.: Дрофа, 1997.
  4. Баландин Р.К., Бондарь Л.Г. Природа и цивилизация.- М.: Мысль, 1988.
  5. Беллер Г.А. Экзамен разума.- М.: Мысль, 1988.
  6. Бианки В. Лесная газета.-М.: 1986.
  7. Дмитриев Ю. Большая книга леса.- М.: 1974.
  8. Дружинина О.А., Мяло Е.Г. Охрана растительного покрова Крайнего
    Севера: проблемы и перспективы.- М.: Агропромиздат, 1990.
  9. Заповедными тропами. Пособие для учащихся/ Т.А. Адольф, МИ.
    Давыдова, В.А. Кошевой и др.-М.: Просвещение, 1980.
  10. Земля людей ( книга для чтения).- М.: Знание, 1979.
  11. Книга для чтения по охране природы/ Сост. Захлебный А.Н.- М.:
  12. Просвещение, 1986.
  13. Куракова Л.И. Беседы о природе, обществе и человеке.- М.: Знание, 1975. 13.Хрущев В.Л. Здоровье человека на Севере. Медицинская энциклопедия
  14. северянина.-М.: Астра, 1994.
  15. Энциклопедия для детей. Биология.-М.: Аванта, 1995. 15.Эттенборо Д. Живая планета; Портрет Земли/ Пер. с англ.- м.: Мир, 1988.
  16. Материалы журналов “ Вокруг света”, “Человек и природа”, “Экология и жизнь”, “Наука и жизнь”, “Химия и жизнь” и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс

В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...

Современные проблемы экологии

Глобальная изменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основную проблему исследований в области окружающей среды главным образом благодаря тому огромному влиянию, котор...

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений» 6 класс, базовый уровень

Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом ...

Рабочая программа учебного предмета «Экология» для 10 классов (III ступень)

Рабочая программа «Экология» составлена на основе Примерной программы Экология 10 (11) классов Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника.Программа предназначена для использования в образовательном проце...

Урок по теме "Современные проблемы экологии"

Работа с текстами, рассказывающими об общих экологических проблемах в Германии и России....

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...