Бинарный урок по биологии и химии в 9 классе «Есть или не есть, вот в чем вопрос…»
учебно-методический материал по химии (9, 10, 11 класс) на тему

Хлызова Татьяна Леонидовна

Образовательный аспект:

- обеспечить деятельность учащихся по изучению важнейших символов на упаковках товаров,

научить выбирать безопасный товар, используя данные символы.

- формировать понятие о свойствах и значении пищевых добавок для организма человека.

Развивающий аспект:

- формирование коммуникативных умений,

- развитие навыков экспериментальной и практической  деятельности,

- развитие логического мышления,

- развитие умений применения знаний в практической жизни;

Воспитательный аспект:

- воспитание потребительской культуры,

- формирование мотивации здорового образа жизни,

- воспитание экологической культуры учащихся

Тип урока: урок-практикум.

Методы: словесный, практический, поисковый, информационный, рефлексивный.

 Структура урока:

  1. Постановка познавательной задачи.
  2. Формулирование темы и целей урока совместно с учащимися.
  3. Усвоение новых знаний и способов деятельности: работа в группах с заданиями по основному содержанию урока.
  4. Выступления групп – отчеты о работе.
  5. Подведение итогов урока, рефлексия.

Ключевые компетенции: умение решать проблему, умение работать в команде, развитие практических способов деятельности

Тип урока: комбинированный урок

Технологии:

-  проблемного обучения;

-  КСО (работа в группах);

-  исследовательские технологии

Методы обучения:

- проблемный;

- практико-ориентированный

Средства обучения: мультимедийный проектор, различные виды потребительских товаров задания для работы групп, лабораторное оборудование: пипетки, чашки Петри; химические стаканы; фильтровальная бумага; йод

Система контроля на уроке:

- самоконтроль с элементами обсуждения;

- контроль учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_est_ili_ne_est.docx102.15 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок по биологии и химии в 9 классе

«Есть или не есть, вот в чем вопрос…»

Ход урока
І Организационный момент
Учитель: Добрый день уважаемые гости и обучающиеся 9б класса! Мы рады вас всех приветствовать на нашем уроке.

Ребята, мы уже подходим к завершению школьных курсов основной школы по химии и биологии. И логическим завершением этого процесса является обсуждение очень актуальной проблемы быстрого питания.  

ІІ Постановка темы, цели и задач урока

В наш стремительный век мы все спешим, часто перекусываем на ходу, порой не задумываемся о том, какие последствия ожидают нас и наш желудок. Для выявления актуальности проблемы в первую очередь обратимся к реалиям жизни современных школьников. В школьной столовой хорошо кормят, но после шести уроков все равно хочется кушать, поэтому многие ребята после уроков идут домой мимо магазина, где можно купить все…, но лидирующие позиции занимают 3 продукта…какие…

Кот в мешке

1.Это продукт любят и обожают все дети и даже некоторые взрослые, потому что он сладкий, вкусный и в нем много пузырьков (лимонад)

2. Это продукт активно рекламирует по телевидению Павел Воля (сухарики)

3. То из чего в основном сделан этот продукт, мы с вами испокон веков выращиваем на наших дачах, продукт богат разнообразием вкуса, он может быть с луком, сметаной, беконом и т.д.

Мы провели анкетирование обучающихся нашей школы и выяснили, что именно эти три продукта любят наши ребята, но большинство не знают, какую роль эти продукты оказывают на организм человека, и сегодня на уроке мы сможем найти ответы на некоторые вопросы.

Учитель: Что бы вы хотели узнать?

Ученики: Что входит в состав чипсов? Есть ли вредные вещества в сухариках? Действительно ли газированные напитки нашего производства менее вредные, чем импортные?

Учитель: Где мы можем получить данную информацию?

Ученики: внимательно изучив упаковку товара

Учитель: действительно, согласно статьи 10 «Информация о товарах», Закона РФ «О защите прав потребителей» каждый производитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, покупатель имеет право на выбор – стоит ли покупать этот товар, является ли данный товар безопасным, можно ли его употреблять в пищу?

Тема нашего урока «Есть или не есть, вот в чем вопрос»

Предлагаем вам поработать две минуты и заполнить таблицу (что вы знаете о продукте)

Продукт__________

Что я знаю на начало урока

Что я узнал на конец урока

Состав

Чем продукт вреден

Что такое экологическая экспертиза упаковки

Стал бы я есть этот продукт

Можно ли сделать его в домашних условиях

ІІ Изучение нового материала
  Большинство детей обожает чипсы, сухарики и лимонад – и это факт: они готовы есть их вместо обеда и ужина и хрустеть ими по дороге из школы домой. В чем же секрет такой притягательности?  Реклама чипсов, сухариков и лимонадов - очень яркая и красочная, поэтому нет ничего удивительного в том, что она привлекает внимание детей (и не только детей!).  

Чипсы

Многие люди искренне верят, что чипсы делаются из картофеля. Просто его нарезают тонкими ломтиками и обжаривают специальным образом, вот и всё. А что плохого в жареной картошке?  Конечно, к чипсам добавляются какие-то вещества, чтобы они были вкуснее и дольше хранились, но ведь это же разрешается!?

   Рассказывают, что история появления картофельных чипсов связана с капризом некоего посетителя ресторана шикарной гостиницы в городке Саратога-Спрингс (США). Летом 1853 года этому клиенту не понравилась порция жареного картофеля, приготовленная шеф-поваром Джорджем Крамом. Мол, ломтики картофеля слишком толсты. Раздражительный Крам, индеец по происхождению, нажарил новую порцию с более тонкими ломтиками, но и она была отвергнута капризным гостем. Тогда Крам, доведенный до бешенства, взял свой самый острый нож и нарезал ломтики бумажной толщины. Они прожарились настолько, что их невозможно было наколоть на вилку. Вопреки ожиданию новое блюдо понравилось разборчивому гурману. Посыпались заказы и от других постояльцев гостиницы, новинка получила название "саратогские стружки" (chips - стружки, щепки) и скоро стала фирменным блюдом ресторана.

   Чипсы делят на два вида: хрустящий картофель (изготавливаются из целого картофеля) и картофельные чипсы (изготавливаются из картофельного сырья).                                  Подавляющее большинство производителей для производства чипсов используют муку – пшеничную или кукурузную, а также смесь крахмалов. В организме человека крахмал превращается в глюкозу, и, если есть чипсы часто, то избыток глюкозы накапливается в печени – а это уже верный путь к ожирению. Чипсы обжаривают их в кипящих при 250°C дешёвых жирах – ведь использование дорогих, очищенных масел нерентабельно. Чипсы не должны жариться более 30 секунд, однако это правило соблюдается редко.   Вкус таких чипсов далёк от картофельного – на помощь опять приходят приправы и вкусовые добавки, в основном – глутамат натрия. Об этой «чудесной» добавке написано много, и мы не будем здесь повторять информацию, которую найти несложно. Напомним только, что глутамат натрия может превратить самую невкусную еду в такую, которую захочется есть снова и снова, не думая при этом о её действительной ценности.                                                              Чипсы продукт очень калорийный. В 100 граммах (среднестатистическая пачка чипсов весит 90 г.) в среднем содержится более 500-550 ккал.  

Лимонад

Впервые письменно лимонад был упомянут 600 лет назад до нашей эры.
Подлинный расцвет лимонадной истории происходил во Франции в XVII веке. Этот напиток появился при короле Людовике I. Легенда гласит, что придворный виночерпий, преподнося монарху бокал с благородным вином, перепутал бочонки с вином и соком. Обнаружив по дороге к королевскому столу страшную ошибку, виночерпий добавил в сок минеральную воду и, мысленно прощаясь с белым светом, подал новый напиток королю Людовику I, который и оценил его по достоинству.

В состав сладких газированных напитков входит очищенная вода, сахар или сахарозаменитель, СО2, ароматизаторы, красители и т.д.  

В газированных напитках часто содержится аминокислота фенилаланин, которая является ядом для людей с фенилкетонурией, а у здоровых людей избыток фенилаланина приводит к депрессиям, навязчивому бреду, панике и немотивированной злости.

Ортофосфорная кислота, которая входит в состав колы, ухудшает всасывание кальция и вымывает его из организма, что приводит к отрицательному действию на скелет, особенно у детей, подростков и женщин. Кальций начинает вымываться из костей, а дальше – размягчение костной ткани, называемое остеопорозом, нарушения сна, работы сердца, ухудшение осанки, боли в костях и суставах.

Сухарики

«Сухарики»- это соленые сухарики из ржано-пшеничной муки с десятками вкусовых добавок.  Анализируя состав сухариков, я обнаружила, что большинство сухариков состоят из хлеба ржано-пшеничного (мука ржаная, мука пшеничная, вода, дрожжи, соль), масла растительного, комплексной вкусоароматической добавки (мальтодекстрин, соль, декстроза, усилители вкуса и аромата (глутамат натрия Е621, инозинат натрия Е631, гуанилат натрия Е627, 5,-рибонуклеотид натрия), натуральных и идентичных натуральным ароматизаторов, ароматизатора коптильного, красителя (экстрат аннато), добавки, препятствующей слеживанию и комкованию Е551, маслосмолы паприки Е160с, жира растительного, регулятора кислотности Е330, антиокислителя (альфа Токоферол). Такой состав очень настораживает.

Мука ржаная, мука пшеничная, вода, дрожжи, соль, масло растительное, жир растительный – это натуральные продукты. Поэтому они не принесут никакого вреда здоровью человека. Но в состав входит много добавок, которые настораживают.  

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» обязывает производителей давать полную информацию о товаре, фирмы, которые уважают покупателя и дорожат своим добрым именем, дают на упаковке исчерпывающую информацию. Какая же информация должна быть на этикетке?

Наименование предприятия – изготовителя, его адрес, страна изготовитель

Наименование товара, его масса

Состав

Калорийность

Срок годности

Дата изготовления

Обозначение ГОСТа

Предупреждение об опасности (при необходимости)

Наличие консервантов и пищевых добавок

Информация должна соответствовать штрих коду упаковки.

Часть информации представлена в виде символов. Каждый из них дает определенную информацию о товаре.

Знаки экологической безопасности.

знак не мусорить

упаковку от этого товара можно выбрасывать в обычный мусоропровод

безвредный материал

Безвредный материал — данный символ часто можно увидеть на продукции из пластика. Иногда его ставят на бытовую технику или на упаковку для продуктов питания.

знак на упаковке зеленая точка

Перевод данного символа с немецкого звучит как «Зеленая точка». Этот знак говорит о том, что в товаре применяются уже использованные материалы, либо о том, что данный продукт подлежит переработке.

знак на упаковке Recycled

Знак вторичной переработки «Петля Мебиуса» означает, что упаковка товара частично или полностью сделана из переработанного сырья либо пригодна для последующей переработки.

знак на упаковке PETE — Полиэтилентерфталат

1. PET или PET (ПЭТ) — полиэтилентерфталат (тара для минеральной воды, безалкогольных напитков, масла и фруктовых соков, одежда, спортивная обувь и т.д.); запрещено повторное использование

HDPE — Полиэтилен высокой плотности

2. PEHD или HDPE (ПЭНД) — полиэтилен высокой плотности или низкого давления (бутылки, фляги, полужесткие упаковки для мыла, шампуней, мусорные контейнеры, дренажные трубы и т.д.; считается безопасным для пищевого использования);

PVC ПВХ — Поливинилхлорид

PVC ПВХ — Поливинилхлорид

поливинилхлорид (тара для моющих средств, клеенка, трубы, напольные профили, оконные покрытия; опасен для пищевого использования, поскольку может содержать диоксины, ртуть, кадмий, бисфенол А, со временем начинает выделять канцерогенное вещество – винилхлорид.

LDPE — Полиэтилен низкой плотности

LDPE — LDPE или PELD (ПЭВД) — полиэтилен низкой плотности, полиэтилен высокого давления (брезенты, мусорные мешки, пакеты, черепица, прокладочный материал и т.д.; безопасен для пищевого использования в случае только с тарой для воды, может выделять формальдегид).

PP — Полипропилен

PP — Полипропилен (используется в автомобильной промышленности для оборудования и бамперов, а также для игрушек, одноразовой посуды, зубных щеток и т.п.; относительно безопасен для пищевого использования как для холодных продуктов, так и для горячих. Полимер способен выдерживать нагревание до +1000. Может выделяться фенол или формальдегид.

PS — Полистирол

PS — Полистирол (плиты теплоизоляции зданий, пищевые упаковки, столовые приборы и чашки, коробки CD, пищевая плёнка и пеноматериалы, игрушки, ручки. При температуре выше 60-80 0С начинается переход стирола в пищевые продукты, поэтому изделия из этого полимера следует использовать только для хранения холодных продуктов. Пары стирола вызывают раздражение слизистых оболочек глаза и верхних дыхательных путей, нарушение функций вегетативной и центральной нервной системы, оказывают влияние на кроветворные органы. 

http://ecobeing.ru/wp-content/uploads/2015/03/ecology-marks-recycle-21-pap1-500x500.png

Знак переработки целлюлозной продукции

20 — картон;
21 — прочая бумага: журналы, почта, упаковка из-под муки, сахара и т.д.;
22 — бумага;
23 — полиграфический картон

C:\Users\андрей\Desktop\Recycle_empty.svg.png

Композиционные материалы (80-98)

90 - антистатические пакеты, упаковка еды быстрого приготовления, металлизированные пакеты

92 — пластик + разные металлы;

simvol063

EAC EAC (EurasianConformity) – единый знак обращения продукции на рынке государств членов Таможенного союза

Практическая работа в группах

Мы предлагаем сейчас поработать в 3 группах (лимонад, сухарики, чипсы) и провести исследование состава ваших образцов, провести небольшие лабораторные опыты и провести первичную экологическую экспертизу упаковок. Время работы-7 минут.

Выступление групп с анализом

Заключение  

В результате выполненной работы мы пришли к выводу, что среди исследуемых продуктов нет полезных продуктов, все они содержат вредные вещества, поэтому лучше данные товары не покупать и не употреблять в пищу. Эти же самые продукты мы можем приготовить сами и они будут безопасны, так как не будут содержать консервантов, стабилизаторов, ароматизаторов и других опасных веществ.

Заполнение таблицы  (что знаю на конец урока) - 2 мин., озвучивание написанного по группам

“Мой брат обожает всякие сухие супы и кубики, которые разводятся кипятком, а мама говорит, что они вредны для здоровья. Что же в них такого привораживающего, и права ли мама?”

Ответ: “Бульонные кубики – не более чем вкусовая добавка: вкус обеспечивает глутамат натрия – аминокислота, содержащаяся во многих натуральных продуктах. Что касается сухих супов, то в них входят вещества, как положительно, так и отрицательно влияющие на организм. Так, в состав большинства включено пальмовое масло, которое нарушает обмен липидов и увеличивает риск развития атеросклероза. И вообще, это не еда, а скорее корм для человека. Всегда предпочтительнее потратить 20 минут и сварить, например, вкусный и питательный овощной суп.

Письмо № 3. “Говорят, что спортсмены, выпившие бутылку кока-колы, не проходят тест на допинг. Неужели она так вредна? А ведь её пьют маленькие дети” - спрашивают нас учащиеся 8  класса.

Ответ: “Спортсмены не любят кока-колу из-за кофеина, который до 1 января 2004 г. считался допингом. Спортсменов действительно снимали с соревнований, если содержание кофеина превышало норму. Например, Международная федерация лёгкой атлетики отобрала золотую медаль у Натальи Садовой, чемпионки по метанию диска. Уровень кофеина в её моче соответствовал трём чашкам кофе или литру кока-колы. По данным института питания чрезмерное увлечение напитком повышает давление, может стать причиной гастрита, язвы желудка”.

Письмо № 4. “Дорогая редакция журнала!

Очень просим вас рассказать о том, как отличить настоящий шоколад?”, - пишут нам девочки из  7 класса.

Ответ: “Дорогие девочки!

Ищите на этикетке три основных компонента – какао тёртое, какао-порошок и какао-масло. Если имеются другие жиры и масла, перед вами – не настоящий шоколад;

в составе настоящего шоколада могут присутствовать: сахар, эмульгатор, (лецитин - некоторые источники утверждают, что добавка Е 322, как ни странно, полезна), ароматизатор (часто это ванилин) и некоторые другие добавки;

настоящий шоколад тает во рту – температура плавления какао-масла близка к температуре человеческого тела. Температура плавления пальмового масла чуть выше. После такого шоколада во рту остаётся привкус растительного жира. Многие любят сладкое, а особенно шоколад. Возможно, вам пригодятся наши советы.

Письмо № 4. Пришло нам от  внука  пенсионера  Падалко П.И.он пишет: “Хотелось бы узнать, как обезопасить себя от отравления нитратами, ведь овощи и фрукты могут принести не пользу, а вред?”

Наш ответ: “Опасность отравления нитратами действительно существует. Но её не стоит преувеличивать, так как нитраты химически активны и даже при обычном хранении их содержание в плодах уменьшается на 30-50%. При мытье и чистке теряется 10-15%, при варке – 40-70%. Уменьшить вредное влияние нитратов можно с помощью аскорбиновой кислоты. Не стоит увлекаться внесезонными тепличными овощами, например, съедание 2 кг тепличных огурцов, съеденных за один приём, могут вызвать опасное для жизни отравление, часто происходят отравления арбузами и дынями, которые вообще не рекомендуется покупать раньше конца августа-месяца. Известно, что в разных частях растения содержание нитратов различно. Наш корреспондент Вовк Яна основательно изучила этот вопрос и приготовила на эту тему несколько советов”. (Демострация слайдов № 11-18, с комментариями).

 Задание: Заполните таблицу  

Продукт__________

Что я знаю на начало урока

Что я узнал на конец урока

Состав

Чем продукт вреден

Что такое экологическая экспертиза упаковки

Стал бы я есть этот продукт

Можно ли сделать его в домашних условиях

Задание: Заполните таблицу  

Продукт__________

Что я знаю на начало урока

Что я узнал на конец урока

Состав

Чем продукт вреден

Что такое экологическая экспертиза упаковки

Стал бы я есть этот продукт

Можно ли сделать его в домашних условиях

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ГРУППЫ «ЛИМОНАД»

  1. Исследование состава, стоимости и  органолептических показателей лимонадов.

Задание: 1. Определить в составе лимонадов количество «вредные» веществ и каким образом они влияют на организм человека (используя раздаточный материал и таблицу).

  1. Определить энергетическую ценность (кто более калорийный) каждого напитка.
  2. Описать внешний вид упаковки, наличие экологической маркировки.
  3. Вскрыть бутылки и отметить количество выделяющегося углекислого газа (сильное, среднее слабое вспенивание) и цвет напитка.

Показатели

№1 «Пепси»

№2 «Дюшес» (старые добрые традиции)

№3 «Дюшес» (фруктомания)

 Состав

Вода, краситель(Е150d), подсластитель (Е950, Е951),  ароматизатор, регулятор кислотности(Е338, 330), консервант (Е202), кофеин, фенилаланин

Вода подготовленная сахар, ароматизатор, краситель сахарный колер, регулятор кислотности (лимонная кислота)

Подготовленная вода,  регулятор кислотности(лимонная кислота), ароматизатор, подсластитель (цикламат натрия, аспартан и др.), краситель сахарный колер, консервант бензоатнатрия, фенилаланин

Наименование

Сильногазированный безалкогольный

Сильногазированный безалкогольный напиток

Сильногазированный безалкогольный напиток

Энергическая ценность (на 100 мл)

Низкокалорийный, 0,6  Ккал

35 Ккал

1 Ккал

Цена (в руб.)

39,9(объем 0,6л)

23,9(объем 0,5л)

16,9 (объем 0,5л)

Внешний вид упаковки, наличие экологической маркировки

Цвет

Количество углекислого газа

2.Исследование « Газировка растворяет ржавчину и сильные загрязнения»

Задание:  Налить в стаканчики по 2 см напитка и отпустить туда ржавые загрязненные химические ложки.    Отметить через 4 мин. исчезла ли ржавчина и загрязн

Раздаточный материал

Состав лимонадов и вред для организма.

Сахар или сахарозаменители.С сахаром всё понятно, это более или менее натуральный продукт, но чем его больше в напитки, тем больше вы хотите пить. Но это только пол беды, убедитесь, что в состав напитка входит именно он, а не сахарозаменители типа цикпамат, аспартам или сахарин. Как правило, сахарозаменители присутствуют в диетических вариантах лимонадных напитков.

Диоксид углерода (Е-290). В пищевой промышленности диоксид углерода обозначается как Е 290 и используется как консервант. Считается неопасной пищевой добавкой, хотя в некоторых экспериментах снижал способность к воспроизведению потомства.

Сахарный колер (Е150). Дело в том, что у сахарного колера есть 4 кода: E150b, E 150c, E 150d, хоть этот краситель и разрешен на территории России, у каждого из них есть свои побочные эффекты.  

Ортофосфорная кислота (Е338) - это регулятор кислотности. Химическая формула: H3PO4. Внешний вид - бесцветная или со слабым желтым оттенком жидкость. В слое 12-15 мм при рассмотрении на белом фоне, со слабым запахом.  Пищевую ортофосфорную кислоту применяют в производстве газированной воды и для получения солей (порошки для изготовления печенья, сухарей). Если употреблять в небольших количествах то считается безопасным. При употреблении в больших количествах приводит к разрушению зубов и потери в костях кальция.

Лимонная кислота (Е-330) - бесцветные кристаллы. Широко распространена в природе. Необходимо отметить, что лимонная кислота (Е-330) по своей силе слабее ортофосфорной кислоты (Е-338) при удалении накипи, ржавчины и т.д.

Бензоат натрия (Е-211)  - отхаркивающее средство, консервант пищевых продуктов в производстве повидла, мармелада, меланжа (кондитерское производство), кильки, кетовой икры, плодово-ягодных соков, полуфабрикатов. Бензойную кислоту (E-210), бензоат натрия (E-211) и бензоат калия (E-212) вводят в некоторые пищевые продукты, в качестве бактерицидного и противогрибкового средств. К таким продуктам относятся джемы, фруктовые соки, маринады и фруктовые йогурты. Продукты, содержащие бензоаты натрия и кальция, не рекомендуется употреблять астматикам и людям, чувствительным к аспирину.

Кофеин– обладает возбуждающим действием.

Ароматизаторы- должны быть обязательно уточнены так как пищевые ароматизаторы подразделяются на натуральные, идентичные натуральным и искусственные ароматизаторы.

Из медицинских источников мы узнали влияние каждого компонента лимонада на организм человека:

  1. Двуокись углерода (углекислый газ). Она повышает кислотность желудка.
  2. Ортофосфорная кислота также широко применяется в производстве  удобрений, в изготовлении лекарств, для покрытия изделий из металла. В желудке ребенка это вещество способно поднять целую бурю. Способствует появлению  камней в почках.
  3. Лимонная кислотавызывает сильную аллергию
  4. Кофеинвлияет на нервную систему. Дети, употребляющие много кофеина, более беспокойные, плохо засыпают, у них часто болит голова. На уроках они невнимательны.
  5. Красители. Чаще всего в сладких газированных напитках используется краситель «жёлтый 5». Он способен вызывать сильную аллергию.
  6. Ацесульфам калия -  заменитель сахара. Он в 200 раз слаще сахарозы. Содержит метиловый спирт,  который ухудшает работу сердца. Содержит вещество, которое вызывает привыкание. Это вещество может накапливаться в организме. Оно противопоказано детям до 3-х лет.
  7. Аспартам - это тоже заменитель сахара. Может вызвать головные боли, усталость, головокружение. Рвоту, сильное сердцебиение, ухудшение памяти.Вызывает жажду.
  8. Фенилааланин-изменяет порог чувствительности, вызывает припадок бессилия, злости.

.

Ответ группы «лимонад»

Задание: Заполни недостающие пробелы по результатам работы группы.  Подготовить выступление от группы.

В результате проделанной работы мы провели исследование трех образцов лимонадов_____________________________________________________________, выяснили что по составу все лимонады содержат   в своем составе   много сахара или  его заменителя, кофеин и ряд других химических добавок, которые_______________действуют на организм человека.  Однако наибольшее количество вредных веществ  оказалось в образце под №__ «_____________». Они могут оказать отрицательное действие на организм человека: Могут вызвать заболевания желудка;  Неблагоприятно повлиять на рост костей и  зубов; Вызвать  сильную аллергию,__________________________.

            Наибольшее количество сахара оказалось в образце под №__  «________________», т.е. то кто болеет сахарным диабетом употреблять его не рекомендовано. Наибольшее количество количество выделяющегося углекислого газа выделилось в образце под № __ «________________________».  На каждом из представленных образцов образце есть  экологическая  маркировка_________________________________________.

Все образцы лимонадов ____________________ржавчину (загрязнение), однако наиболее сильно очистил химическую ложку __________________лимонад .

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ГРУППЫ «ЧИПСЫ»

  1. Исследование состава чипсов

Задание: 1. Проанализируй состав представленных образцов чипсов, определи «вредные» компоненты (используя раздаточный материал). 2. Определите какие чипсы наиболее калорийны. 3. Определите внешний вид и наличие экологической маркировки.

№ образца

Марки чипсов

Производитель

Срок годности

Состав чипсов

Калорийность (на 100г продукта)

Внешний вид упаковки и наличие экологической маркировки

1

Золотая картошка

Россия, г. Москва

7 месяцев

Картофель, растительное масло (соевое, пальмовое), вкусо-ароматическая добавка (соль, ароматические вещества, молочная сыворотка, декстроза, усилитель вкуса и аромата, добавка против слеживания и комкования, жир растительный, регулятор кислотности, краситель натуральный)

435 ккал

2

Lays

Россия, г. Азов

5 месяцев

Картофель, растительное масло,  ароматизатор (лактоза, соль,   молочная сыворотка, усилитель вкуса и аромата, глюкоза,  регулятор кислотности,  ,сухое  молоко, специи)

510 ккал

3

Русская  картошка

Россия, г. Мытищи

8 месяцев

Картофель, масло растительное, пищевая добавка «Курица»,ароматизатор (лактоза, глутомат натрия, Е635, паприка), диоксид кремния

  1. ккал

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСЛА В ЧИПСАХ

Задание: Для определения масла в чипсах положите  большой чипс на фильтровальную бумагу, согните  ее пополам и раздавите на сгибе. Удалите кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотрите через бумагу на свет.

 №  

Марки чипсов

 Место(места распределены в порядке убывания масла)

1

Золотая картошка

2

Lays

3

Русская  картошка

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАХМАЛА В ЧИПСАХ

 Задание:  Для определения крахмала в чипсах капните  раствор йода (при помощи пипетки) на  образцы чипсов и отметьте изменение окраски.

№ образца

Марки чипсов

 Место (места распределены в порядке уменьшения сине-фиолетовой окраски)

1

Золотая картошка

2

Lays

3

Русская  картошка

Ответ группы «чипсы»

Задание: Заполни недостающие пробелы по результатам работы группы.  Подготовить выступление от группы.

В результате проделанной работы мы провели исследование трех образцов чипсов_____________________________________________________________, выяснили что по составу все чипсы содержат   в своем составе  большое количество искусственных ароматических и вкусовых добавок, которые_______________действуют на организм человека.  Однако наибольшее количество вредных веществ  оказалось в образце под №__ «_____________».  .  Все образцы чипсов дали ___________окрашивание, это свидетельствует о наличие крахмала.  

Наибольшее количество жира оказалось в образце под №__  «________________», т.е. это очень калорийный продукт и в его сотаве могут находиться большое количество канцерогенов.   На каждом из представленных образцов образце есть  экологическая  маркировка__________________________________. Частое употребление чипсов может привести к ожирению, заболеванию желудка и даже раку

   

Раздаточный материал группы «ЧИПСЫ»

Добавки с индексом (E-100 - E-199) придают продуктам питания цвет, восстанавливают цвет продукта утраченный при обработке. Могут быть естественными, как бета-каротин или химическими, как тартразин.

Добавки с индексом (E-200 - E-299) отвечают за сохранность продуктов, предотвращая размножение бактерий или грибков. Химические стерилизующие добавки для остановки созревания вин, дезинфектанты.

Добавки с индексом (E-300 - E-399) защищают продукты питания от окисления, прогорькания и изменения цвета. Представляют собой как природные соединения(аскорбиновая кислота, витамин Е), так и химически синтезированные, не встречающиеся в природе соединения. Добавляют в жировые и масляные эмульсии (напримет, майонез).

Добавки с индексом (E-400 - E-499) сохраняют консистенцию продуктов, повышают их вязкость. Например пектин E440.

Добавки с индексом (E-500 - E-599) создают однородную смесь из несмешиваемых в природе веществ, таких как вода и масло, вода и жир.

Ферменты, биологические катализаторы. Группа новая. Добавки в группе в диапазоне Е1100 - Е1105

Добавки с индексом (E-600 - E-699) усиливают вкус и аромат. Могут скрывать неприятный естественный вкус продуктов питания.

Добавки с индексом (E-900 - E-999) предотвращают образование пены, помогают достичь однородной консистенции продуктов.

Коды добавок в этой группе Е-1000 и более. Эта группа появилась недавно. В эту категорию помещаются добавки, которые появились позже других. Это глазирователи, подсластители, разрыхлители, регуляторы кислотности и другие не классифицированные добавки

Модифицированные крахмалы применяются для создания необходимой консистенции продуктов питания. Группа новая. Добавки в группе в диапазоне Е1400 - Е1450

Химические растворители с кодами (Е1510 - Е1520)

Вещества-антибиотики Е700-E800. Пока не разрешены в странах СНГ. Могут применяться в кормах для животных.

Название пищевой добавки

Воздействие на организм:

Примечание

  •  

Е 551 добавка, препятствующая слеживанию и комкованию

Неизвестны, но данная добавка химического происхождения

Низкая опасность

  •  

Мальтодекстрин Быстрый углевод

Данный углевод вызывает резкий подъем глюкозы в крови, сопоставимый с приемом обычного сахара, и не уступает ему во вредности и способности откладываться в жир

Представляет опасность для больных сахарным диабетом

  •  

Е 627 
Усилители вкуса и аромата

Нарушает нормальное артериальное давление

При употреблении данного продукта возможны непрогнозируемые скачки артериального давления. Не рекомендуется детям

  •  

Е 631
Усилители вкуса и аромата

Нарушает нормальное артериальное давление

При употреблении данного продукта возможны непрогнозируемые скачки артериального давления. Не рекомендуется детям

E 262
(ii) Диацетат натрия

Увеличивает концентрацию солей в теле

Опасен, запрещен для детского питания

  •  

Е 621 (Глутамат натрия) Усилители вкуса и аромата

Может разрушить клетки мозга.
Нарушает сердечный ритм и даже может вызвать сердечный приступ.
Является причиной возникновения раковых заболеваний.
Может стать причиной таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, Паркинсона и Хантингтона.
Вызывает ухудшение симптомов астмы.
Вызывает привыкание

Опасен, запрещен для детского питания

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ГРУППЫ «СУХАРИКИ»

  1. Исследование состава сухариков

Задание: 1. Проанализируй состав представленных образцов сухариков, определи «вредные» компоненты (используя раздаточный материал). 2. Определите какие сухарики наиболее калорийны. 3. Определите внешний вид и наличие экологической маркировки. 

№ образца

Марки сухариков

Производитель

Срок годности

Состав

Калорийность (на 100г продукта)

Внешний вид упаковки и наличие экологической маркировки

1

Воронцовские

Московская область, г. Коломна

9 месяцев

Хлеб, масло растительное, пищевая добавка (соль, мальтодекстрин, декстроза, глутомат натрия), антислеживающие агенты  (диоксид кремния), лимонная кислота

380 ккал

2

Хрустим

Беларусь

4 месяца

мука, масло растительное,ароматизатор, усилитель вкуса и аромата (глутомат натрия), вкусоароматические вещества, лимонная кислота, натуральные красители

430 ккал

3

Кириешки

Беларусь

9 месяцев

Хлеб, масло растительное, ароматизатор, усилители вкуса и аромата (Е621, 627, 631), сахароза, антислеживающие агенты  (диоксид кремния), лимонная кислота, краситель Е150д

400 ккал

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСЛА В СУХАРИКАХ

Задание: Для определения масла в сухариках положите  сухарик на фильтровальную бумагу, согните  ее пополам и раздавите на сгибе. Удалите кусочки с фильтровальной бумаги и посмотрите через бумагу на свет.

 №  

Марки сухариков

 Место (места распределены в порядке убывания масла)

1

Воронцовские

2

Хрустим

3

Кириешки

3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАХМАЛА В СУХАРИКАХ

 Задание:  Для определения крахмала в сухариках капните  раствор йода (при помощи пипетки) на  образцы чипсов и отметьте изменение окраски.

№  

Марки сухариков

 Место (места распределены в порядке уменьшения сине-фиолетовой окраски)

1

Воронцовские

2

Хрустим

3

Кириешки

Ответ группы «сухарики»

Задание: Заполни недостающие пробелы по результатам работы группы.  Подготовить выступление от группы.

В результате проделанной работы мы провели исследование трех образцов сухариков_____________________________________________________________, выяснили что по составу все сухарики содержат   в своем составе  большое количество искусственных ароматических и вкусовых добавок, которые могут вызвать серьезные заболевания, такие как диабет, мигрень, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивность. Однако наибольшее количество вредных веществ  оказалось в образце под №__ «_____________».  .  Все образцы сухариков дали ___________окрашивание, это свидетельствует о наличие крахмала.   Наибольшее количество жира оказалось в образце под №__  «________________», т.е. это очень калорийный продукт и в его составе могут находиться большое количество канцерогенов.   На каждом из представленных образцов образце есть  экологическая  маркировка__________________________________. Частое употребление сухариков может привести  заболеванию желудка, раку,_______________________.

Раздаточный материал сухарики

Пищевые добавки  в сухарики

Коптильный ароматизатор тоже считают добавкой, идентичной натуральной. И это не только концентрация в водных растворах очищенного коптильного дыма. Есть много добавок, усиливающих вкус конкретных видов мясной продукции. Для них характерна высокая стабильность, интенсивность и относительная дешевизна. Поэтому в производстве продуктов такие добавки используют все чаще и чаще. А что касается запаха и вкуса, существуют ароматизаторы: копченостей, свинины, говядины, курицы, ветчины и т. д.

Краситель Аннато (E-160b) — краситель, обеспечивающий оранжевую, либо желтую окраску продуктам. Он содержит пигменты норбиксин и биксин. Норбиксин растворяется в воде, а биксин — в жирах. В отличие от каротиноидов, биксин и норбиксин выдерживают высокотемпературную обработку и продолжительное нагревание в течение всего процесса производства пищевых продуктов.

Аннатообладает достаточной устойчивостью к свету и окислению — имеются устойчивые к кислым средам формы красителя. Аннато способствует продлению срока годности продуктов благодаря своим антиоксидантным свойствам.

Биксин обладает способностью изменять оттенок готовых пищевых продуктов под действием температуры, что позволяет технологам варьировать цветовую гамму. Таким образом, можно получить как чисто желтый цвет готового продукта, так и красноватооранжевый.

Пищевая добавка Е551 - диоксид кремния используется в качестве вещества, препятствующего слёживанию. Диоксид кремния Е551 - это мелкие кристаллы, без цвета и без запаха. Это вещество не вступает во взаимодействие с водой и кислотами. Диоксид кремния очень прочен и тверд. Только при очень высоких температурах диоксид кремния взаимодействует с некоторыми веществами.

Антиокислитель (альфа - токоферол) –синтетический (Токоферол, витамин Е, E307) — антиоксидант, который защищает клетки от повреждения, замедляя окисление липидов (жиров) и формирование свободных радикалов.

Пищевая добавка E330 представляет собой лимонную кислоту, которая относится к органическим кислотам и является естественным консервантом.

Пищевая добавка E621 известна как глутамат натрия и представляет собой соль натрия, встречающуюся в природе в неосновных аминокислотах глутаминовой кислоты. В пищевой промышленности глутамат натрия используется в качестве усилителя вкуса. При систематическом его употреблении в больших количествах у человека может наблюдаться ряд побочных эффектов в виде головной боли, повышенного потоотделения, покраснение лица и шеи, усиленного сердцебиения, болей в груди, общей слабости и др.

Двунатриевыйгуанилат — пищевая добавка E627 представляет собой двунатриевую соль гуанозиномонофосфата (GMP) . Так как двунатриевыйгуанилат довольно дорогостоящая пищевая добавка, она не используется как отдельный ингредиент, а только в комплексе с другими добавками. Наиболее часто эта добавка используется в комплексе с глутаминовой кислотой (глутомат MSG). Если в составе продукта указана пищевая добавка E627, но отсутствует MSG, то вероятнее всего, что двунатриевыйгуанилат является частью другого ингредиента, например, комплексного соевого белка. Также E627 часто сочетается в пищевых продуктах с двунатриевым инозином (inosinate), данная комбинация носит название динатриевый 5'-рибонуклеотид (Е 635)

Инозинат натрия (пищевая добавка E631) представляет собой натриевую соль инозиновой кислоты, используется в качестве усилителя вкуса. Как правило, инозинат натрия употребляется только в сочетании с глутаматом натрия (пищевая добавка E621).

Название пищевой добавки

Воздействие на организм:

Примечание

  •  

Е 551 добавка, препятствующая слеживанию и комкованию

Неизвестны, но данная добавка химического происхождения

Низкая опасность

  •  

Мальтодекстрин Быстрый углевод

Данный углевод вызывает резкий подъем глюкозы в крови, сопоставимый с приемом обычного сахара, и не уступает ему во вредности и способности откладываться в жир

Представляет опасность для больных сахарным диабетом

  •  

Е 627 
Усилители вкуса и аромата

Нарушает нормальное артериальное давление

При употреблении данного продукта возможны непрогнозируемые скачки артериального давления. Не рекомендуется детям

  •  

Е 631
Усилители вкуса и аромата

Нарушает нормальное артериальное давление

При употреблении данного продукта возможны непрогнозируемые скачки артериального давления. Не рекомендуется детям

E 262
(ii) Диацетат натрия

Увеличивает концентрацию солей в теле

Опасен, запрещен для детского питания

  •  

Е 621 (Глутамат натрия) Усилители вкуса и аромата

Может разрушить клетки мозга.
Нарушает сердечный ритм и даже может вызвать сердечный приступ.
Является причиной возникновения раковых заболеваний.
Может стать причиной таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, Паркинсона и Хантингтона.
Вызывает ухудшение симптомов астмы.
Вызывает привыкание

Опасен, запрещен для детского питания

 

Рецепт «домашнего» лимонада

1. Взять  лимоны (3 штуки), апельсин  и хорошенько их помыть.

2.  Срезать с фруктов цедру (верхний слой шкурки). Белую мякоть, которая находится между плодом и цедрой не использовать.

3.  Выдавливать сок лимонов, апельсина и смешать его с цедрой. Жмыхи и косточки   выкинуть, они нам не понадобятся.

4. Добавить 4 ст. ложки сахара, залить смесь 800 мл кипятка, размешать и накрыть кастрюльку крышкой. После этого поставить её примерно на час-полтора остывать и напитываться эфирными маслами цедры цитрусовых.

5. После остывания поставить кастрюльку в холодильник на 3-4 часа, чтобы напиток был прохладный. (Не обязательно, но прохладный лимонад гораздо вкуснее и приятнее)

6. Когда будущий лимонад остыл, пропустить его через крупное сито,  чтобы избавиться от жмыхов. Добавить еще 1-3 ст.л сахара (по вкусу) и разбавить газировкой. Газировка добавляется для разбавления высокой концентрации лимонада, а также для газиков.  

Лимонад готов! Приятного аппетита!

Рецепты «домашних» чипсов

Классические чипсы. Очищенный картофель нарежьте тонкими (1,5-2 мм) ломтиками, промойте тёплой водой и обсушите на полотенце. Можно воспользоваться феном. Разогрейте масло во фритюрнице или сковороде до 160-165ºС и выкладывайте в него ломтики картофеля небольшими порциями, чтобы они не склеились. Обжарьте в течение 5-7 минут до золотисто-коричневого цвета, выложите на бумажную салфетку для удаления лишнего жира и подавайте с солью и приправами.

Картофельные чипсы в духовке. Противень смажьте сливочным или растительным маслом (тонким слоем!), выложите на него ломтики картофеля, присолите по вкусу. Поставьте в духовку и следите, чтобы не сгорело!

Картофельные чипсы в духовке №2. Вариант для тех, кто считает калории. Ломтики картофеля уложить между двумя слоями фольги, присолить. Фольгу наколоть в нескольких местах и выпекать до готовности 7-10 минут.

 

Рецепт «домашних» сухариков

Ингредиенты и посуда, которые необходимы для приготовления сухариков:
1. Хлеб белый. Естественно, можно и поэкспериментировать с другим наименованием хлеба.
2. Сухая приправа к супам, включающая соль и вкусовые добавки. Можно использовать приправы типа «Вегета», либо другие, в зависимости от вашего вкуса. Не исключается возможность применения нескольких приправ одновременно, после их предварительного смешивания.
3. Доска для нарезки хлеба и нож.
4. Глубокая чашка для смешивания нарезанного хлеба с приправой.
5. Противень или жаропрочная тарелка.
6. Духовка или микроволновая печь.

После того, как приготовлена посуда и соответствующие ингредиенты из продуктов, можно приступать к приготовлению 

по следующим технологическим переходам:
1. Нарезать из хлеба кубики размером мм.
2. Высыпать нарезанные кубики в приготовленную глубокую чашку.
3. Равномерно посыпать сухой приправой, тщательно перемешивая сухарики. При этом необходимо учитывать соленость приправы и постараться не пересолить. Для правильного принятия решения советую в конце данного перехода снять вкусовую пробу с одного или нескольких кубиков. Перед снятием пробы промойте руки, чтобы на них не оставались остатки приправы, которые могли осесть в процессе перемешивания.
4. Равномерным тонким слоем рассыпьте приправленные кубики по противню или жаропрочной тарелке.

5. Поместите противень в духовку или микроволновую печь.

Если сушка кубиков будет производиться в микроволновой печи, то необходимо производить периодическое перемешивание кубиков.
После окончания сушки охладите сухарики при комнатной температуре и насыпьте в приготовленное блюдо. Теперь их можно подавать к столу.

Наслаждайтесь вкусом сухариков, приготовленных в домашних условиях.
Приятного аппетита!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок химии и алгебры в 8 классе «Большие и малые числа в химии»

В статье представлен бинарный урок химии и алгебры в 8 классе. Урок посвящен применению понятия стандартный вид числа и умению выполнять действия с числами в стандартном виде для расчетов в химии. Уча...

"Есть итли не есть? Вот в чем вопрос!"

Классный час для учащихся 7 класса проводился в рамках программы "Здоровое питание".   Цель:   донести до учащихся информацию о различных биологически активных веществах (БАДах), ...

План-конспект бинарного урока по биологии и химии.

Бинарный урок по биологии и химии....

Бинарный урок по биологии-химии: "Белки"

Бинарный урок по биологии-химии: "Белки"...

Бинарный урок по биологии-химии: "Витамины"

Бинарный урок по биологии-химии: "Витамины"...

Технологическая карта внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе "Есть или не есть?!"

Учебный предмет: биологияКласс: 8 УМК: «Биология. Человек» 8 класс, автор: Д.В. Колесов Тема урока: «Есть или не есть?!»Тип урока: обобщение и систематизация знаний по тем...

Бинарный урок химии и биологии в 10 классе "Карбоновые кислоты"

Урок химии и биологии в 10 классе "Карбоновые кислоты"....