Проблемное обучение на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Медведева Наталья Юрьевна

Примеры проблемного обучения на уроках химии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение на уроках химии Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы… Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял… Жан-Жак Руссо

Слайд 2

Джон Дьюи (1859-1952) 1895 год- экспериментальная школа в Чикаго. Основной вклад в теорию обучения -разработанная им концепция «полного акта мышления». Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями.

Слайд 3

Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению . Цель: при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся

Слайд 4

Способы решения проблемной ситуации Учитель сам сообщает проблему Усвоение новых понятий и способов Формирование умений Создание проблемных ситуаций ( и постановка проблем) Доказательство гипотез Выдвижение и обоснование гипотез Ученики осознают противоречие, формулируют проблему Проверка правильности раскрытия проблем Известные способы

Слайд 5

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ Побуждающий диалог Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Слайд 6

11 класс. Гидролиз . Опыт № 1 НС l NaOH NaCl + лакмус краснеет синеет не изменяется Опыт № 2 А lCl 3 Na 2 CO 3 BaCl 2 + лакмус Проблема

Слайд 7

При прямой перегонке нефти получается бензин с октановым числом 42 – 58 10 класс. Переработка нефти. В автомобилях используется 92, 95, 98 бензин проблема решение

Слайд 8

8 класс. Типы кристаллических решеток. H 2 , O 2 газы, H 2 O – жидкость , NaOH – твердое вещество Как влияет состав на свойства ? предположение проверка гипотезы

Слайд 9

9 класс. Электролитическая диссоциация. Вопросы ? эксперимент проблема пути ее решения строение Кристаллическая решетка Вид связи

Слайд 10

8 кл. Амфотерность. свойства оснований кислот док-во + кислота + щелочь = + основание + кислота = Al ( OH ) 3 Вопрос характер? + кислота + щелочь Проблема? Что утверждали? Какие знания применили? А что на самом деле? (осознание ситуации). Что неизвестно? Какова будет цель урока?

Слайд 11

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/ispolzovanie-metodov-problemnogo-obucheniya-na-urokakh-khimii zavuch.info him.1september.ru Интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках химии

Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы…                                       Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их.                               Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял…

Жан-Жак Руссо

Джон Дьюи (1859-1952)

1895 год- экспериментальная школа в Чикаго. Основной вклад в теорию обучения - разработанная им концепция «полного акта мышления». Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями.

Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает  создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению.

Цель: при минимальных затратах времени  получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей  учащихся.

Способы решения проблемной ситуации:

Методы постановки учебной проблемы  - побуждающий диалог

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

Что вас удивило?

Что интересного заметили?

Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

 Какой возникает вопрос?

 Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

Вопрос был один?

А сколько мнений? Или

Задание было одно? А как его выполнили?

Почему так получилось?

Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?

Чем это задание не похоже на предыдущие?

Примеры создания проблемных ситуаций:

11 класс. Тема «Гидролиз»

Опыт № 1. Определение среды раствора с помощью лакмуса

HCl = H+ + Cl-  

лакмус красный, среда кислотная

NaOH = Na+ + OH-

лакмус синий, среда щелочная

NaCl = Na+ + Cl-

лакмус фиолетовый, среда нейтральная

Опыт № 2. Определение среды раствора солей с помощью лакмуса

АlCl3 - лакмус красный, среда кислотная

Na2CO3 - лакмус синий, среда щелочная

BaCl2 - лакмус фиолетовый, среда нейтральная

Постановка проблемы, выдвижение гипотез

10 класс. Тема «Переработка нефти»

Факты:

1.При прямой перегонке нефти получается бензин с октановым числом 42 – 58.

2.В автомобилях используется бензин с октановым числом 92, 95, 98.

Обсуждение проблемы, поиск путей решения.

8 класс. Тема «Типы кристаллических решеток»

Даны примеры веществ:

H2 , O2 газы,

 H2O – жидкость,

NaOH – твердое вещество

Проблема - как влияет состав на свойства?

8 класс «Амфотерность»

  1. Обсуждение химических свойств

основания

Гидроксид алюминия

кислоты

  1. Реагируют с кислотами
  2. Не реагируют со щелочами
  1. Реагирует с кислотой
  2. Реагирует со щелочью
  1. Реагируют с основаниями
  2. Не реагируют с кислотами

Какой характер проявляет?

Что утверждали? Какие знания применили? А что на самом деле? (осознание ситуации). Что неизвестно? Какова будет цель урока?

9 класс. Тема «Электролитическая диссоциация»

Опрос по проводимости электрического тока - что является проводниками, почему.

Демонстрация проводимости тока: опускаем электроды в чистую воду, в кристаллический хлорид натрия, в раствор хлорида натрия. Обсуждаем результаты, формулируем проблему и ищем пути решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов проблемного обучения на уроках химии

Большинство современных публикаций по теории  обучения  связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Высоки...

Проблемное обучение на уроках химии

Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает  создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разреше...

Проблемное обучение на уроках химии

при минимальных затратах времени  получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей  учащихся...

Проблемное обучение на уроках химии

В данной презентации представлены элементы проблемного обучения на уроках химии....

Проблемное обучение на уроках химии

Методические рекомендации. Проблемное обучение....

Реализация технологии проблемного обучения на уроках химии (на примере 9 классов)

В работе описывается актуальность проблемного обучения в современной школе, мотивация выбора, соотношение личного опыта с достижениями педагогической науки и практики, противоречия, возникающие на сов...

Применение технологии проблемного обучения на уроках химии

Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и ч...