Главные вкладки

    Статья по химии по теме:
    Статья «Химический эксперимент как интеграция урочной и внеурочной деятельности»

    Химический эксперимент – это основополагающее звено в формировании предметных, метапредметных , личностных результатов, как в урочной, так и в во внеурочной деятельности по химии

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Химический эксперимент как интеграция урочной и внеурочной деятельности»

    Галкин Евгений Юрьевич, учитель химии,

    ГБОУ школа №  375 с углубленным изучением английского языка

    Красносельского района Санкт-Петербурга

    «Химии никоем образом научиться невозможно,

    не видав самой практики и

    не принимаясь за химические операции».

    М. Ломоносов 

    Объем информации в современном мире постоянно увеличивается, поэтому выпускники школы должны быть готовы к тому, что им всю жизнь придется учиться: изучать новые технологии, новые материалы, новую технику, получать дополнительное образование.

    В последние годы обнаруживается стойкая тенденция к ослаблению химического образования. Из школьной программы стали исчезать сведения о химических производствах, резко ограничились возможности эксперимента, не находит должного отражения прикладной аспект химического образования.

       Все это идет вразрез с идеей профессиональной ориентации школьников через предмет, резко снижает мотивацию к изучению химии, переводит эту живую экспериментальную науку, всегда привлекавшую учащихся удивительными превращениями, в область сухих абстракций. Общество заинтересовано в осознанном выборе подрастающим поколением профессии. Все эти проблемы могут быть успешно решены при грамотной организации образовательного процесса через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
    В связи с этим актуальными становятся такие задачи учителя  как побуждение, мотивация учащихся, анализ, организация деятельности обучающихся по получению химических знаний. Учитель химии должен показать, что химические знания играют огромную роль в решении задач улучшения благополучия всех людей планеты и способствуют еще большему прогрессу современного общества.

    Одним из основных видов  деятельности этого направления является химический эксперимент- важнейшее средство изучения веществ и их превращений при изучении химии. Он может выступать в роли источника познания явлений, основы для выдвижения гипотез и их проверки, единственного средства для формирования практических умений и навыков, развития у обучающихся наблюдательности, любознательности, инициативы, стремления к самостоятельному поиску и совершенствованию знаний.

    Очень важно при  изучении химии вовлечь учащихся в познавательный процесс, сделать их активными участниками эксперимента, обсуждения и объяснения его результатов. Необходимо побуждать учащихся выдвигать гипотезы, намечать пути их экспериментальной проверки.

    На уроке я  сопровождаю эксперимент комментариями, вопросами, нацеливаю учащихся на наблюдение,  обсуждение сущности проделанной химической реакции.

    Кроме того, необходимо обеспечить эстетическое восприятие эксперимента учащимися. Для этого посуда, в которой проводится эксперимент, должна быть чистой, а для проведения эксперимента стараюсь подбирать вещества, имеющие цвет, и эффектно протекающие реакции.

    Обязательным условием качественного современного урока химии в общеобразовательной школе должно стать его современное материально-техническое оснащение. Современно оборудованный и правильно оформленный химический кабинет позволяет эффективно использовать каждую минуту урока, создает необходимые условия для организации самостоятельной работы на уроках химии и во внеурочное время. Использование компьютерных технологий и мультимедийного оборудования в обуче-нии не должно означать замену или отмену традиционного химического эксперимента, экскурсий на производство.  Совершенствование методики преподавания химии не означает отрицание накопленного годами опыта обучения химии и воспитания учащихся на уроках химии и во внеклассной работе. Рассказ и объяснение учителя на уроках химии остаются весьма ценным приобретением и не теряют своей значимости в условиях внедрения более «современных» активных методов преподавания. Я глубоко убеждён, что организация активной познавательной деятельности должна успешно сочетаться с запоминанием учебного материала, с системным опросом, проверкой и контролем знаний. Традиционную систему обучения активизирует проведение конкурсов, ролевых игр, научно-практических конференций, семинаров, творческих встреч.

    Повышению мотивации учащихся способствует и моя научно- исследовательская работа. Под моим руководством учениками проводятся исследования, по результатам проводимых работ создаются модели, пособия, коллекции для кабинета химии. С лучшими проектами мои ученики  выступают  на школьных, городских, международных  научных конференциях, достойно представляя свои работы  и занимая высокие места.

    Выводы:

    1. Химический эксперимент – это основополагающее звено в формировании предметных, метапредметных , личностных результатов, как в урочной, так и в во внеурочной деятельности по химии.
    2. Учебно-лабораторная база кабинета химии является основой для приобретения учащимися незаменимых практических навыков и осознанного усвоения и закрепления теоретических знаний.
    3. Химический эксперимент увеличивает степень определенности школьника в выборе будущей специальности, мобилизует творческий потенциал.
    4. Лабораторные  и практические работы на уроках и во внеурочной деятельности–  это возможность проверки школьником достоверности информации, полученной от учителя, дальнейшей ее обработки, анализа, систематизации и, как результат, превращения первичной информации в прочное, устойчивое знание, которое сохранится и после того, как все выученное в школе забудется.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

    В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

    Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников

    В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, ...

    Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся

    Проект «Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся» разработан в соответствии с постановлениями правительст...

    Школьный проект, как интеграция урочной и внеурочной деятельности

    Школьный проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкре...

    Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся"

    Из опыта работы, анализ, перспектива работы учителя истории в рамках ФГОС....

    Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности по истории

    Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальн...

    Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании безопасной образовательной среды"

    Рассмотрена сущность безопасности образовательной среды, определены факторы, влияющие на её безопасность. Предложены механизмы интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках формирования безопа...