План урока "Алюминий и его свойства" 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Ондар Чечена Чунаевна

Урок предназначен для 9 классов при изучении новой темы "Алюминий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_-alyuminiy_i_ego_svoystva_9_kl.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Алюминий и его свойства"

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока:

Общеобразовательные:

  • через систему познавательных задач расширить и углубить знания учащихся о переходных элементах;
  • используя частично-поисковый, творческий подход к обучению, направлять поисковую деятельность учащихся на установление взаимосвязи между строением и свойствами алюминия, его применением;
  • уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства алюминия и его соединений.
  • закрепить понятие амфотерности;
  • нахождение в природе;
  • биогенная роль алюминия.

Развивающие:

  • развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха;
  • умение давать самооценку деятельности на уроке;
  • ставить цели самообразовательной деятельности;
  • создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работы с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами Т.Б.;
  • умение пользоваться справочной литературой.

Воспитательные:

  • воспитание воли и настойчивости для достижения конкретных результатов.

Задачи:

  • через систему познавательных задач расширить и углубить знания учащихся о переходных элементах;
  • формирование ключевых компетенций (искать, изучать, думать, анализировать результаты лабораторных исследований критически оценивать информацию, адаптироваться).
  • развитие коммуникативных качеств личности, дисциплины учебного труда, ответственность за результаты своего труда.

Оборудование:

  • коллекция «Алюминий»,

набор химических реактивов: алюминий (гранулы), хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота, хлорид натрия (насыщенный раствор), сульфат меди, вода, алюминиевая проволока, алюминиевая фольга, алюминиевая посуда, глина,таблица периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, компьютер, проектор.

  • пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатели
  • карточки-задания,
  • карточки-инструкции,
  • фишки для оценивания ответов.

                                                                План урока:

  • 1. Положение в Периодической системе, строение атома
  • 2. Физические свойства
  • 3. Нахождение в природе и получение
  • 4. Химические свойства
  • 5. Применение

          Ход урока:

I. Мотивационно-ориентационный этап.

 

Сообщение цели урока и мотивация деятельности учащихся.

Изучение нового материала пройдёт в форме самостоятельной индивидуальной и групповой работы с последующим представлением и обсуждением результатов.

 Вступительное слово учителя: Сегодня, ребята, мы продолжим путешествие по удивительному миру металлов. У вас на столах три фишки желтого, синего и красного цвета. Вы сами себя оцениваете с помощью этих фишек. Красный – 1 балл, синий – 2 балла, желтый – 3 балла.

Ребята, сегодня мы остановимся на изучении свойств металла, без которого трудно представить нашу современную жизнь, о котором около 100 лет назад Чернышевский Н.Г. сказал: «Этому металлу суждено великое будущее». (Презентация)

«Из глины я обыкновенной,

Но я на редкость современный

Я не боюсь электротока,

бесстрашно в воздухе лечу

Служу на кухне я без срока-

Мне все задачи по плечу

Горжусь я именем

Зовусь  я ……………..(алюминием).

Посмотрите пожалуйста, ребята на эти предметы……. Как вы думаете, что их объединяет?

 Как видите с этим элементом и его соединениями мы довольно часто встречаемся в жизни. Применение изделий из алюминия и его сплавов хранит много интересных историй и фактов.

На каких же свойствах алюминия основано его столь широкое применение?

Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке? Или какова будет тема нашего урока. Тема урока записывается на доске. План урока тоже можно записать заранее на доске или показать на экране ( по усмотрению учителя).

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру МЕТАЛЛОВ.

Я расскажу вам немного об истории открытия алюминия……….(История открытия алюминия- легенды и факты).

На уроке мы будем работать вот по такому плану. Цель нашего урока как вы уже поняли:

 Изучить  свойства алюминия и узнать как можно больше об алюминии.

Сегодня вам дается такая уникальная возможность.

Для того чтобы  достичь цели нашего урока давайте разделимся на 6 исследовательских групп и активно поработаем.

У каждой группы есть задание, написанное на листочках.  Используя учебник и справочные материалы, а также проводя опыты, узнайте  как можно больше об алюминии, выполните задание по заданному плану.

В конце работы из каждой группы выступит 1 учащийся и объявит ваши совместные результаты работы. Желаю удачи, ребята! На выполнение заданиядаю 5-7 минут.  Какая группа первая будет готова дается дополнительный балл. Соблюдайте правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами, будьте осторожны при работе со спиртовкой. Эти правила есть у вас на столах.

Тема урока: «Алюминий и его свойства» (Презентация).

II. Операционно-исполнительный этап.

1. Каждая группа получает задания части одного общего материала.

(Приложение 1)

Учитель даёт задания группам по карточкам (во время выполнения на экране слайды по теме)

2. Работа в группах.

Работа со слабыми учащимися.

1-я группа. Характеристика алюминия как химического элемента.

Вопросы к рассмотрению:

  • Положение в периодической системе.
  • Строение атома алюминия.
  • Степень окисления.

2-я группа. Характеристика физических свойств алюминия.

Вопросы к рассмотрению:

  • Физические свойства алюминия

3 группа.(работа с учащимися среднего уровня)

Нахождение в природе и получение алюминия

4-я группа (работа с сильными учащимися)

Химические свойства алюминия.

Вопросы к рассмотрению:

  • Предсказать химические свойства алюминия на основе положения в периодической системе и ряду напряжений металлов.
  • Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства алюминия.

5-я группа. С помощью имеющихся реактивов получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерность.

6-я группа. Применение алюминия на основе его свойств.

Вопросы к рассмотрению:

  • Предложите области применения алюминия на основе его свойств.
  • Биогенная роль алюминия.

(Приложение)

Решите анаграмму
     и исключите лишнее:

  • Леруогл
  • Имийекр
  • Иксолодр
  • Ддрооов
  • Лйминиаю

Отчет каждой группы перед классом.

Контроль ответов учащихся.

Презентация. Слайд 9 используется при ответе 4-й группы о химических свойствах алюминия.

Презентация. Слайды 10, 11 используются при ответе 5-й группы о химических свойствах  гидроксида алюминия.

Ответы учащихся.

III. Оценочно рефлексивный этап.

  1. Работа с тестовым заданием и графическим диктантом

Закончите уравнения реакций

Исходные вещества:                    Продукты реакции:

  1. Al + O2                                                              А)   AlСl3 + H2                                
  2. Al + H2O                                     Б)  AlСl3
  3. Al + Сl2                                                           В)   AlСl3 + H2O
  4. Al + HСl
  5. Al + NaOH                                Д)  AlСl3+ Cu
  6. Al + СuСl2                                                   Е)  NaAlO2 + H2
  7. Al + Fе3О4
  8.  Al(OH)3 + HСl                       Ж) Al(OH)3 + H2

                                                            И) Al2O3 + Fе

                                                            К) Al2O3

Графический диктант

Вопрос                                                     Ответ (+ и -)

  • 1. Встречается ли в свободном виде?    
  • 2. Легкий металл
  • 3. Реагирует и кислотами, и со щелочами
  • 4. Подвергается коррозии
  • 5. Восстанавливает металлы из их оксидов
  • 6. Очень активный металл
  • 7. Непрочный

8. Хорошо проводит электрический ток и тепло

Учащиеся сами выбирают задание.

(Презентация. Слайд Учитель вводит (клик) правильные варианты ответов.

Подводит итоги, характеризуя работу учащегося на уроке.

2. Самооценка работы на уроке по количеству набранных фишек.

Подсчет набранных фишек. Выставление оценки по количеству набранных фишек.

Домашнее задание: параграф 42 упр.1,6,8 стр130

Оценки:

  • «3» - 3 фишки;
  • «4» - 4 фишки;
  • «5» - 5 фишек и более

(Презентация, слайд)

Самоконтроль и взаимоконтроль

Закончите уравнения реакций

Исходные вещества:                    Продукты реакции:

  1. Al + O2                                                           А)   AlСl3 + H2                                
  2. Al + H2O                                     Б)  AlСl3
  3. Al + Сl2                                                           В)   AlСl3 + H2O
  4. Al + HСl
  5. Al + NaOH                                 Д)  AlСl3+ Cu
  6. Al + СuСl2                                                   Е)  NaAlO2 + H2
  7. Al + Fе3О4
  8.  Al(OH)3 + HСl                           Ж) Al(OH)3 + H2

                                                           И) Al2O3 + Fе

                                                             К) Al2O3

Ответы дл я самопроверки

1-к , 2-ж, 3-б,  4-а  , 5-  е , 6-  д  , 7 -и  , 8-  в

Рефлексия
Графический диктант

                               Вопрос                                                     Ответ (+ и -)

  • 1. Встречается ли в свободном виде?    
  • 2. Легкий металл
  • 3. Реагирует и кислотами, и со щелочами
  • 4. Подвергается коррозии
  • 5. Восстанавливает металлы из их оксидов
  • 6. Очень активный металл
  • 7. Непрочный

8. Хорошо проводит электрический ток и тепло        

     Ставим по 1 баллу за каждый правильный ответ

  •   7-8 баллов – «5»
  •    5-6 баллов – «4»
  •  3-4 балла –   «3»

Домашнее задание

Осуществите превращение

      Аl----Al2O3-----Al(OH)3-----AlCl3

                                       /

                               NaAlO2

 (дифференцированно):

  • § 42 стр.130 (учебник Г.Е. Рудзитис)
  • № 1 – «3»
  • №№ 1, 8 – «4»

№№ 1, 6, 8 – «5»

                                                                                                                     Приложение 1

Задание группе № 1

Охарактеризуйте  химический элемент алюминий по плану:

  1. Порядковый номер
  2. В каком периоде и в какой группе находится алюминий?
  3. Заряд ядра алюминия
  4. Относительная атомная масса алюминия
  5. Сколько электронов находится на внешнем уровне у атома алюминия?
  6. Характер этого элемента (Металл или неметалл) ?
  7. Валентность алюминия
  8. Степень окисления алюминия
  9. Окислитель или восстановитель?
  10. Напишите электронную формулу алюминия

Задание группе № 2

Охарактеризуйте физические свойства алюминия по плану:

  1. Агрегатное состояние ( твердое, жидкое или газообразное)
  2. Цвет и блеск
  3. Легкий или тяжелый?
  4. Твердый или мягкий?
  5. Плотность
  6. Температура плавления
  7. Пластичный или хрупкий?
  8. Проводит ли электрический ток?
  9. Проводит ли тепло?
  10.  Подвергается ли алюминий коррозии?

Всего  в задании10 пунктов

  •                      9-10 баллов –«5»
  •                      7-9 баллов –  «4»
  •                      4-6 баллов -  «3»

Задание группе № 3

Расскажите о нахождении алюминия в природе, его получении по плану:

  1. Встречается ли алюминий в природе в чистом виде? Почему?
  2. В состав каких природных минералов и полезных ископаемых входит алюминий? Назовите эти минералы.
  3. Какое место занимает алюминий по распространенности в земной коре среди металлов? И среди всех элементов периодической системы?
  4. Кто впервые получил алюминий в чистом виде?
  5. Как получают алюминий в промышленности в настоящее время?
  6. Напишите уравнение реакции получения алюминия в лаборатории и в промышленности

Всего  в задании 6 пунктов

  •                      5-6 - баллов –«5»
  •                      3-4- балла   –  «4»

Задание группе № 4

Охарактеризуйте химические свойства алюминия по плану:

Проведите следующие химические опыты:

  1. В пробирку налейте 2-3 мл соляной кислоты и опустите туда кусочек алюминия и немного нагрейте на спиртовке

Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции

  1. В пробирку налейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия и опустите туда кусочек алюминия и немного нагрейте на спиртовке.

Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

  1. В пробирку налейте немного раствора хлорида натрия и  сульфата меди, затем опустите туда кусочек алюминия.

Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции алюминия с водой

(Оценивается по результатам опытов и  написанию уравнений реакций).

Задание группе  № 5

              Докажите амфотерность соединений алюминия по плану:

     Проведите следующие химические опыты:

  1. Сначала получите раствор гидроксида алюминия. Для этого в пробирку налейте раствор хлорида алюминия и прилейте несколько капель гидроксида натрия. Полученный осадок разделите на 3 части. К одной части прилейте раствор соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение данной реакции.
  2. Ко второй части прилейте избыток раствора гидроксида натрия до исчезновения осадка. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение данной реакции.

Какой вывод вы сделали из этих опытов?

  1. Третью часть гидроксида натрия нагрейте в пламени спиртовки до исчезновения осадка. Напишите уравнение данной реакции.

(Оценивается по результатам опытов и написанию уравнений реакций).

Задание группе № 6

Охарактеризуйте применение алюминия по плану:

  1. Где применяется алюминий? Приведите примеры из жизни и других источников информации.
  2. Расскажите о биогенной роли алюминия в организме человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц

Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers»  Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).

Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План-конспект урока в 5 классе "Планы на выходные"

Материал представляет собой план конспект урока в 5 классе "Планы на выходные " УМК  М.З Бибилетова " Английский с удовольствием"...

Рекомендуемый план урока для обучающихся 9 класса инженерного профиля по теме "Полная механическая энергия. Законы сохранения и изменения полной механической энергии" Урок №81 в соответствии учебным планом.

В рамках дистанционного обучения обучающимся предложен план занятий по отработке решения задач с опрой на видио материалы В.И.Чивелева по решению задач на закон сохранения и изменения механической эне...