Технологическая карта урока химии "Классы неорганических соединений. Соли"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Мокрова Ирина Михайловна

Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soli.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Соли.

Цель: создать условия для формирования понятия о солях, как одном из классов химических соединений.

Задачи:

- закрепить умение распределять вещества по классам неорганических соединений, называть их;

- проанализировать способы составления формул, названий ранее изученных классов для формирования умения составлять формулы и названия солей;

- классифицировать соли по растворимости.

Материалы и оборудование: учебник «Химия.8класс»,Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, таблица растворимости, поваренная соль, сода, мел, медный купорос, раздаточный материал, проектор.

Технологическая карта урока  химии по теме: «Соли».8 класс

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1

2

3

4

5

I. Этап «Организационный»

 приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку ,инструктаж по работе с листом самооценки, критерии оценивания

приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места; организация внимания; Уточнение критериев оценки

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

II. Этап «Актуализация знаний и умений»

1. Организует деятельность по проверке домашнего задания: 

-предлагает учащимся в течение 5 минут выполнить задание на тему  «Классы            неорганических соединений». Задание проводится в 2-х вариантах (Таблица№1)

учащиеся: выполняют задание в рабочей тетради: записывают в тетради формулы веществ , распределяя их по классам.

Понимать и  анализировать смысл информации с выделением существенных и несущественных признаков.

Использовать знаково-сим-кие средства при выполнении задания

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Понимать и воспринимать замечания учителя и товарищей,  планировать самостоятельную работу.

2. Организует работу по анализу выполнения задания:

- предлагает осуществить взаимопроверку и самооценку работы;

- предлагает записать на доске и озвучить правильный ответ;

- предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом;

-предлагает оценить с помощью условных знаков степень трудности в выполнении задания;

- предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины;

- подводит итог самостоятельной работы

Проводят проверку работы товарища по парте. В случае необходимости исправляют ошибки. Осуществляют проверку работы по предложенному одноклассником ответу, самостоятельно оценивают свою работу по предложенным учителем  критериям. Слушают заключение учителя.

Анализировать объекты, осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания и коррекцию своей деятельности.

Адекватно воспринимать оценку товарища.

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

3.Организует

деятельность для формулирования темы ,цели и задач урока :

Предлагает сравнить формулы, которые не подходят под определение ни одного из ранее изученных классов. Предлагает сделать вывод, если эти вещества не относятся ни к одному из ранее изученных классов, значит, есть еще один класс соединений. Это и будет тема нашего урока. Предлагает ученикам назвать тему урока. Если учащиеся затрудняются  показывает заранее приготовленные образцы солей не называя их, и предлагает определить эти вещества по описаниям: Таблица№2 «Угадай вещества».

По мере определения веществ на доске записывает тривиальные названия веществ, формул. На доске получается запись- Таблица№2.

Предлагает найти общее в составе веществ, формулы которых записаны на доске, поясняет, что данные вещества образуют новый класс соединений. Предлагает назвать тему урока.

     Предлагает ответить на вопрос : «Что вы знаете о солях?» Оказывается не так уж много. Предлагает выполнить задание: выберите признаки солей, подчеркните их прямой линией. Какие из признаков являются существенными? (Таблица № 3). Задает вопрос: Вы можете выполнить данное задание? Почему? Какова будет цель урока? Что мы можем узнать о солях? ,Предлагает сделать вывод о невозможности выполнения задания в данный момент  и сформулировать цель и задачи урока.

Работа по сравнению формул с изученными ранее классами соединений. Делают вывод о возможности еще одного класса соединений. Знакомятся с образцами солей

И делают записи в тетради. Заполняют таблицу .

Отвечают по вызову учителя или по желанию.

Слушают ответы одноклассников.

Обсуждают ответы одноклассников

Предлагают различные варианты ответов

Поиск и выделение необходимой информации

Умение анализировать с выделением существенных признаков, устанавливать аналогии, создавать обобщения.

систематизируют информацию до изучения нового материала, дают определение понятиям ;извлечение необходимой информации из прослушанного текста; определение основной и второстепенной

информации;

постановка и формулирование проблемы, цели и задач урока

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Воспринимать на слух ответы учащихся.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь

формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение;

III. Этап «Изучение нового материала»

1. Организует деятельность по актуализации понятия соли. Проанализируйте состав формул солей. Эти вещества простые или сложные? Есть ли сходства в составе молекул? Какие виды ионов входят в состав солей? Ионы металла и кислотного остатка. Создайте общую формулу солей. Сформулируйте свое определение солей. Сравните с определением в учебнике.

Предлагает выполнить задание  «Лабиринт»(Таблица№4).Организует самоконтроль проделанной работы ( сравнивают с эталоном).Корректирует деятельность учащихся , используя знаковую систему  степени затруднения.

Осмысливают сущность нового понятия. Записывают в тетрадях определение понятия «соли». Выполняют задание «Крестики-нолики», проводят самооценку .Показывают с помощью знаков степень затруднения.

Умение осуществлять идентификацию объектов с выделением необходимых признаков

Целеполагание, выдвижение гипотез

Умение слушать и вступать в диалог

2. Организует деятельность по выполнению задания на составление формул .Предлагает проанализировать составление формул оксидов, оснований , кислот. Предлагает создать подобный алгоритм для солей. Предлагает выполнить задание «Волшебный цветок»(Таблица№5) по составлению формул солей. Организует самоконтроль проделанной работы

(сравнивают с эталоном)

 корректирует  деятельность учащихся, используя знаковую систему  степени затруднения.

Анализируют формулы оксидов, кислот и оснований. Записывают в тетрадях алгоритм составления  формул солей.

сравнивают с материалом параграфа. Используют умение пользоваться таблицей растворимости при составлении формул солей. Выполняют работу  по составлению формул солей, оценивают результаты своей работы: заполняют оценочный лист

Поиск и выделение необходимой информации

Самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия

Умение выражать свои мысли, осуществляют контроль ,коррекцию и оценку своих действий

3.Организует деятельность по выполнению задания на названия веществ предлагает выделить общий признак в названии ранее изученных классов ,выполнить задание «Волшебный цветок»(Таблица№ 5),организует самоконтроль проделанной работы

(сравнивают с эталоном)

Анализируют, как называли оксиды, основания и кислоты. Записывают в тетрадях алгоритм составления названий солей. Выполняют работу  по составлению названия солей, оценивают результаты своей работы, заполняют оценочный лист

Умение осуществлять идентификацию объектов с выделением необходимых признаков

Принимать и сохранять учебную задачу

Адекватно использовать письменную речь.

IV. Этап «Закрепление нового материала»

1.Организует деятельность по выполнению практикума предлагает выполнить задания из ГИА (А5)

Таблица№6      

 

Самостоятельно выполняют задание в тетради

Использовать знаково-символические средства для составления формул солей в соответствии с номенклатурой.

Выполнять учебные действия . Использовать правила (алгоритм) в планировании и контроле способа составления формул солей.

2. Организует работу по анализу выполнения задания:

- предлагает осуществить самооценку;

- предлагает озвучить правильный ответ;

- предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом;

- предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины

для систематизации и обобщения новых знаний  учитель подводит итог данного этапа урока;

проводит диагностику уровня усвоения учащимися новых знаний:

 выставляет отметки;

Подсчитайте количество баллов, которое вы получили за урок и поставьте себе оценку.(Таблица№7)

Отвечают по вызову учителя или по желанию.

Слушают ответы одноклассников.

Обсуждают ответы одноклассников

работают самостоятельно

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Осуществлять само- и взаимоконтроль

волевая саморегуляция;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, прогнозирование

Осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную речь.

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

умение выражать свои мысли.

V. Этап «Домашнее задание»

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего задания:

1.  § 46 , с.159 № 1

2.  § 46,с. 159 № 2.

3.Творческое. Напишите статью с одним из предложенных названий «Без соли не проживешь» или «Белый яд».

 Слушают учителя.

Записывают домашнее задание

Адекватно воспринимать оценку учителя

VI. Этап «Рефлексия собственной деятельности»

предлагает заполнить таблицу№8:

Спасибо за сотрудничество!

заполняют таблицу№8,оценивают себя по предложенным критериям

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Разработка урока "Гидролиз неорганических соединений - солей"

Данный материал предназначен для проведения урока в 11 классе с целью углубления и систематизации знаний в рамках  подготовки к ЕГЭ....

Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .

Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока «Генетические связи между классами неорганических соединений»

Технологическая карта данного урока составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Системно- деятельностный подход при изучении этой темы позволяет сформировать УУД , важные для дальнейшего изу...

Технологическая карта урока по теме "Соединение брусков"

Технологическая карта урока по теме "Соединение брусков"...

Технологическая карта урока "Путешествие в Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии"

Технологическая карта урока "Путешествие в Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии"...