Программа курса по выбору "Химия в быту".
элективный курс по химии (9 класс) на тему

Новокрещенов Дмитрий Андреевич

Элективный курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_v_bytu.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. А.И. Герцена

                                                                                                                              Утверждена

на заседании педагогического совета

                                                                                                                     МОУ СОШ №1 протокол №

                                                                                                                директор МОУ СОШ №1

                                                                                                                                                                     /Ситникова И.К./

ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ ПО ВЫБОРУ

(для 9 класса)

Тимашевск 2009 год.

Пояснительная записка

Современное состояние развития общества характеризуется проникновением химии во все сферы жизни. Фактически люди на производстве, в учебных, медицинских и правовых заведениях, в учреждениях культуры и спорта, а также в быту используют принципы и методы химии и разнообразные химические вещества. В целом это вызвано научно-техническим прогрессом и повышает уровень жизни людей. Поэтому ориентироваться в том, как правильно применять химические препараты, необходимо каждому современному человеку. Однако ошибки в вопросах химизации могут приводить к различным неприятностям, иногда - к значительным.

Химизация необходима, однако ее развитие должно базироваться на прочных знаниях. К сожалению, сегодня это требование не выполняется, так как в школах преподавание ведется лишь в направлении общего химического образования.

В связи с этим большую актуальность приобрело изучение в школе прикладных проблем химии. Поэтому наиболее приемлемым вариантом совершенствования учебного процесса на данном этапе является изучение элективного курса с условным названием «Химия в быту», дающего возможность школьникам получить знания об основных веществах, используемых в быту, и приобрести попутный опыт реализации дидактического принципа связи обучения с жизнью.

Содержание программы

Проект включает в себя исследовательский и информационный блоки.

На основе изучения информационных ресурсов учащиеся составляют опорные конспекты для изучения свойств веществ, входящих в продукты питания (тест - пробы), изучение pH - среды растворов. Самостоятельные исследования учащихся и приобретенные практические знания, умения и навыки, помогут ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы, научат доступно, наглядно представлять достаточно сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека. В ходе выполнения проекта у учащихся формируется представление о веществах и их свойствах и их применении в практической жизни человека. Дидактические материалы помогут ответить на проблемные вопросы.

Программа курса рассчитана на 17 ч — одно полугодие 9-го класса.

Дидактические цели курса: 

- воспитывать у учащихся экологическую грамотность поведение в окружающей  среде, школьной лаборатории и в быту, бережное отношение с веществами и материалами;

- развивать навыки практического использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- формировать самостоятельную познавательную деятельность, работу с большим объёмом информации;

- формировать навыки работы в команде;

- развивать критическое мышление, умение  анализировать, сформулировать проблему указать пути её решения.

Методические задачи: 

- расширить  и углубить знания по теме «Химия в быту» с  целью создания положительной мотивации обучения  учащихся;

- развивать интерес у учащихся по предмету;

- научить проводить химический анализ;

Формы контроля: сообщения (мини – рефераты), творческие работы, практические работы.

Ожидаемый результат

- углубление знаний по теме «Химия в быту»;

- приобретение навыков практического использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни;

- самостоятельная познавательная деятельность учащихся;

- навыки работы в команде;

- развитие критического мышления;

- умение анализировать, систематизировать и формулировать проблему и указывать пути её решения;

-формирование устойчивого интереса к предмету;

- повышение уровня самообразования учащихся.

Содержание программы

(всего 17 ч., 1ч. - в неделю)

Введение (1 час)

Цели и назначение элективного курса. Основные требования к учащимся (ТБ). Источники информации: справочники, научно – популярная литература, СМИ.

Химия вокруг нас. Бытовая химия.

Тема 1. Химия в медицине (2 часа)

Лекарственные препараты: классификация, фармакология, фармацевт, домашняя аптечка. Классификация лекарств в домашней аптечке в зависимости от назначения.

Практическая работа. 

«Изучение свойств лекарственных препаратов. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты».

Тема 2. Моющие и чистящие средства (5 часов)

Мыло. Гигиенические средства. Способы изготовления мыла. Свойства мыла. Синтетические моющие средства (СМС) и поверхностно активные вещества (ПАВ). Косметические моющие средства. ПАВ и СМС. Химчистка. Удаление пятен. Распознавание пятен и их выведение. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практические работы. 

«Получение мыла».

«Определение pH среды некоторых моющих и чистящих средств».

Тема 3. Химия и косметика (1 час)

Искусство косметики. Состав пудры, лака для ногтей. Вещества носители запаха. Классификация красителей для волос. Принципы действия дезодорантов. Химия нашей причёски.

Творческое задание в группах: «Изучение косметических средств и способов их применения».

Тема 4. Химия нашей пищи (8 часов)

Классификация продуктов питания. Натуральные и искусственные продукты. Диетические продукты. Химический состав и сравнительная энергетическая ценность продуктов. Правила рационального питания. Составные части пищи: углеводы, белки, жиры, витамины, микро- и макроэлементы. Витамины, их многообразие и роль в организме человека. Характеристика витаминов. Качественный анализ продуктов питания. Роль минеральных веществ в организме человека. Пищевые добавки: что скрывается за буквой «Е»? Влияние пищевых добавок на организм человека.

Итоговое занятие.

Лабораторные опыты. 

Качественные реакции на крахмал, сахарозу. Цветные реакции белков.

Практические работы.

«Обнаружение жиров, белков, крахмала в продуктах питания».

«Пищевые добавки в продуктах питания».

Экскурсия на химическое производство пищевой промышленности (в лабораторию).

Календарно-тематическое планирование элективного курса

по теме: «Химия в быту»

(17 часов)

занятия

Тема

Кол-во часов

Форма

проведения

Образовательный продукт

Дата

Введение (1 час)

1

Цели и задачи элективного курса.

Основные требования к учащимся (ТБ). Источники информации.

Химия вокруг нас. Бытовая химия.

1

Рассказ, лекция с элементами беседы

Опорный конспект, сообщения

Тема 1. Химия в медицине (2 часа):

2

Лекарственные препараты.

Классификация лекарств в домашней аптечке.

1

Лекция с элементами беседы

Опорный конспект

3

Изучение свойств лекарственных препаратов. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты.

1

ПР №1 в парах

Отчёт

Тема 2. Моющие и чистящие средства (5 часов):

4

Мыло.

1

Лекция

Опорный конспект

5

Получение мыла.

1

ПР №2

Отчёт

6

Синтетические моющие средства (СМС) и поверхностно активные вещества (ПАВ).

1

Лекция с элементами беседы

Сообщения, конспект, таблица

7

Определение pH среды некоторых моющих и чистящих средств.

1

ПР №3

Отчёт

8

Химчистка.

1

Лекция с элементами беседы

Опорный конспект

Тема 3. Химия и косметика (1 час):

9

Искусство косметики. Состав пудры, лака для ногтей. Вещества носители запаха. Классификация красителей для волос. Принципы действия дезодорантов. Химия нашей причёски.

1

Лекция с элементами беседы, творческое задание в группах

Опорный конспект, отчёт

 

Тема 4. Химия нашей пищи (8 часов):

10

Общая характеристика продуктов питания.

1

Лекция с элементами беседы

Опорный конспект

11

Составные части пищи: углеводы, белки, жиры, витамины, микро- и макроэлементы.

1

Семинар, работа в группах

Сообщения

12

Обнаружение жиров, белков, крахмала в продуктах питания.

1

ПР №4 в парах

Отчёт

13

Витамины, их многообразие и роль в организме человека.

1

Лекция с элементами беседы

Сообщения, конспект, таблица

14

Роль минеральных веществ в организме человека.

1

Лекция с элементами беседы

Сообщения, конспект, таблица

15

Пищевые добавки: что скрывается за буквой «Е»?.

1

Лекция

Опорный конспект

16

Пищевые добавки в продуктах питания.

1

ПР №4 в группах

Отчёт

17

Итоговое занятие.

1

Экскурсия

на хим. пр-во

Отчёт

Темы самостоятельных исследований:

  • Достижения химии могут не только служить во благо, но и причинять вред.
  • Какие лекарства, по вашему мнению, обязательно должны входить в ассортиментный минимум любой бытовой аптечки?
  • Витамины.
  • Полезно или вредно мыло.
  • Химия и красота. Из чего делают косметику.
  • Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты.
  • Символы на этикетках одежды.

Литература:

  1. Иванов В. Т., Шамин А. Н. Путь к синтезу белка. - Л.: Химия, 1982.
  2. Каплун А. П. Биотехнология, химия, медицина // Химия в школе. - 1994. - № 2. - С. 6-13.
  3. Книга о вкусной и здоровой пище / Под ред. Л. И. Воробьевой. — М.: ВО Агропромиздат, 1988.
  4. Конарев Б. Н. Любознательным о химии. Органическая химия. — М.: Пищевая промышленность, 1982.
  5. Несмеянов А. Н., Беликов В. М. Пища будущего. - М.: Педагогика, 1979.
  6. Николаев Л. А. Химия жизни. - М.: Просвещение, 1973.
  7. Поллер 3. Химия на пути в третье тысячелетие. - М.: Мир, 1982.
  8. Строев Е. А. Биологическая химия. — М.: Высшая школа, 1986.
  9. Филиппович Ю. Б. и др. Практикум по общей биохимии. — М.: Просвещение, 1975.
  10. Энциклопедия «Наука», - «Дорлинг Киндерсли», Лондон, 1999 г.
  11. О.С.Габриелян «Химия 11», - «Дрофа», 2003 г.
  12. О.С.Габриелян «Химия 10», - «Дрофа», 2002 г.
  13. О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии- 10 класс», - «Блик и К0», 2001 г.
  14. Журнал «Химия в школе №4 , 1999 г.
  15. Журнал «Химия в школе №5 , 2005 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс для подростков "Искусство быть!"

Курс расчитан на подростков среднего и старшего звена.   Состоит из из двух блоков: Блок личностного развития и блока социальных навыков....

Программа курса по выбору "Эстетика быта"

Курс «Эстетика быта» используется в предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса, относится к авторским курсам по выбору межпредметного характера. Программа курса рассчитана на 34 часа в год. В осно...

доклад по теме:"преподавание курса ЭЕЛЕМЕНТЫ ФИЗИКИ В БЫТУ И НА ПРОИЗВОДСТВЕ"

организация и содержание учебно-воспитательного процесса специальных(коррекционных) образовательных учереждений в условиях модернизации образования...

Программа элективного курса по биологии « Как быть здоровым »

  Краткосрочная образовательная программа « Как быть здоровым» предназначена для того, чтобы помочь ученику сориентироваться в выборе профиля обучения в старшей школе, дать возможность ученику проявит...

Рабочая программа курса по выбору "Химия в быту"

Курс по выбору "Химия в быту" предназначен для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Задачи курса: углубить  представления учащихся о веществах, используемых в быту, ...

Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров"

Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров" разработана по направлению "спортивно-оздоровительная деятельность" для 7 класса...