Рабочая программа дисциплины ОП.08 Общая и неорганическая химия для специальности 33.02.01 Фармация
рабочая программа по химии на тему

Тихонова Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 Фармация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.08_obshchaya_i_neorganicheskaya_himiya.docx82.43 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения

Воронежской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Борисоглебский медицинский колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08. Общая и неорганическая химия

 

для специальности 33.02.01 Фармация

 

2017 г.


        

ОДОБРЕНА

Цикловой методической комиссией

общепрофессиональных дисциплин Протокол №  1 от  «4»   09   2017 г.

Председатель ЦМК ______________

 /Козлукова Т.В./

Рабочая программа  дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  СПО для специальности 33.02.01 Фармация

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебной работе

«04»  09  2017 г.

 _________________ Ким А.Ю.

Составитель:

Попова А. С., преподаватель БПОУ ВО « Борисоглебскмедколледж»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

24

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ   ДИСЦИПЛИНЫ

26


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08. Общая и неорганическая химия

  1.  Область применения программы

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 Фармация.

  1.  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в профессиональный цикл и является частью учебного цикла общепрофессиональных дисциплин, направлена на формирование ОК и ПК:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

- овладеть основными закономерностями взаимосвязи между строением и химическими свойствами вещества, протекания химических реакций, структурой химических соединений и их биологической активностью;

- научиться прогнозировать превращения неорганических соединений на основе законов химии и типичных свойств и реакций этих соединений.

В результате освоения дисциплины обучающий должен:

уметь:

- доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ неорганической природы, в том числе лекарственных;

- составлять формулы комплексных соединений и давать им названия;

знать:

- периодический закон и характеристику элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

- основы теории протекания химических процессов;

- строение и реакционные способности неорганических соединений;

- способы получения неорганических соединений;

- теорию растворов и способы выражения  концентрации растворов;

- формулы лекарственных средств неорганической природы.

  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 213 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 часа;

самостоятельной работы обучающегося 71 час.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

213

Обязательная  аудиторная учебная нагрузка (всего)

142

в том числе:

теоретические занятия

82

практические занятия

60

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

71

в том числе:

Подготовка сообщений (конспектирование)

Составление опорной схемы

Выполнение тестовых заданий

Упражнения

Оформление таблицы

Решение задач

Составление уравнений химических реакций

25

4

6

11

3

3

19

Промежуточная аттестация в форме устного экзамена


2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.08. Общая и неорганическая химия.

Наименование тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

1

2

3

Тема 1.

Предметы и задачи химии. Основные понятия и законы химии.

Содержание учебного материала:

3

Предмет и задачи химии.

Значение неорганической химии в подготовке будущего фармацевта.

Химия и охрана окружающей среды.

Роль зарубежных ученых в развитии химии.

Основные законы химии.

Связь химии с другими науками.

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося:

Подготовка сообщений на тему «Вклад русских ученых в развитие неорганической химии».

1

Тема 2.

Периодический закон и периодическая система элементов

Д. И. Менделеева.

Содержание учебного материала:

3

Открытие Периодического закона Д.И. Менделеева.

Современная формулировка Периодического закона Д.И.Менделеева.

Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося

Составление опорной схемы строения атома.

1

Тема 3.

Электронное строение атомов химических элементов.

Содержание учебного материала:

6

Электронное строение атомов элементов.

Характеристики состояния электронов в атоме с помощью квантовых чисел.

Принцип Паули, правило Клечковского, Гунда.

Принцип наименьшей энергии.

Электронные конфигурации атомов в основном и возбужденном состоянии.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Электронное строение атомов элементов. Принцип Паули, правило Клечковского, Гунда, принцип наименьшей энергии.

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося:

Подготовка сообщения на тему «Физический смысл квантовых чисел».

Составление опорных схем электронных конфигураций химических элементов.

2

Тема 4.

Виды химической связи. Электроотрицательность.

Содержание учебного материала:

6

Виды химической связи: ковалентные полярная и неполярная, ионная, водородная, металлическая.

Электроотрицательность.

Валентность. Правила определения валентности.

Степень окисления элементов. Правила определения степени окисления.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Виды химической связи. Строение вещества неорганической природы. Характеристика строения электронных оболочек атомов в основном и возбужденном состоянии.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Подготовка сообщения на тему «Донорно-акцепторный механизм образования химической связи».

Выполнение тестовых заданий.

2

Тема 5.

Малые и большие периоды, группы и подгруппы периодической системы.

Содержание учебного материала:

6

Малые и большие периоды, группы и подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева.

Причины периодического изменения свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших.

Характеристика элементов I-IV периодов, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Практическое занятие:        

2

Определение вида химической связи, валентности и степени окисления элементов по формулам.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Составление опорной схемы зависимости, с учетом  Периодического закона Д.И. Менделеева,  металлических и неметаллических свойств; радиуса атома; электроотрицательности; кислотный и основный характер оксидов и гидроксидов; окислительные и восстановительные свойства.

Упражнения на изменение свойств в периодах и группах периодической системы Д.И. Менделеева.

2

Тема 6.

Классы неорганических соединений. Оксиды.

Содержание учебного материала:

Классификация и номенклатура неорганических веществ.

Оксиды. Способы получения оксидов.

Физические свойства оксидов.

Химических свойства оксидов.

Значение оксидов в фармации.

3

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Упражнения по классификации неорганических веществ и их названию.

1

Тема 7.

Основания. Кислоты.

Способы получения, химические свойства.

Содержание учебного материала:

3

Понятие об основаниях и кислотах.

Способы получения оснований и кислот.

Физические свойства оснований и кислот.

Химические свойства оснований и кислот.

Применение оснований и кислот  в фармации.

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Составление уравнений химических реакций.

1

Тема 8.

Соли. Способы получения, физические и химические свойства.

Содержание учебного материала:

9

Понятие о солях.

Способы получения солей.

Физические свойства солей.

Химические свойства солей.

Аудиторные учебные занятия:

6

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практические занятия:

4

1. Изучение состава и номенклатуры оксидов, оснований, кислот, амфотерных гидроксидов.

2.Выполнение опытов, характеризующих химические свойства основных классов соединений. Решение экспериментальных задач «Классы неорганических соединений».

2

2

3

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Подготовка сообщений на тему «Применение солей в фармации».

Составление уравнений химических реакций.

Составление опорной схемы  генетической связи неорганических веществ.

Тема 9.

Понятие о дисперсных системах. Виды дисперсных систем. Гидратная теория растворов Д.И. Менделеева.

Содержание учебного материала:

6

Понятие о дисперсных системах. Виды дисперсных систем: грубодисперсные системы (суспензии и эмульсии), коллоидные и истинные растворы.

Понятия и растворимом веществе и растворителе.

Гидратная теория растворов Д.И.Менделеева.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Практическое занятие:

2

Изучение видов растворов и дисперсных систем, способов выражения концентрации растворов.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Оформление таблицы классификации дисперсных систем.

Подготовка сообщения на тему «Классификация дисперсных систем по характеру межмолекулярного взаимодействия».

2

Тема 10.

Виды растворов. Способы выражения концентрации растворов.

Содержание учебного материала:

9

Понятие раствор. Виды растворов.

Способы выражения концентрации.

Массовая и объемная доли.

Молярная концентрация и моляльность.

Молярная концентрация эквивалента, эквивалент и фактор эквивалентность.

Аудиторные учебные занятия:

6

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практические занятия:

4

1. Растворы. Массовая доля растворенного вещества.

2. Растворы. Молярная концентрация. Молярная концентрация эквивалента.

2

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Оформление таблиц  основных расчетных формул концентрации раствора.

Решение задач.

Подготовка сообщения на тему «Сравнительная характеристика истинного и коллоидного растворов».

3

Тема 11.

Теория электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации.

Содержание учебного материала:

6

Основные положения теории электролитической диссоциации.

Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты.

Диссоциация кислот, оснований, солей.

Понятия о степени и константе диссоциации.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Изучение основных положений теории Аррениуса и гидролиза.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Упражнения по определению электролитов.

Подготовка сообщения на тему «Применение соединение катионов и анионов в медицине».

2

Тема 12.

Химические реакции между электролитами. Условия их протекания до конца.

Содержание учебного материала:

6

Химические реакции между электролитами.

Молекулярные, полные и кратные ионные уравнения.

Признаки течения реакций до конца.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Практическое занятие:

2

Выполнение упражнений на составление полных и кратких уравнений реакции электролитов,  гидролизных процессов.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Написание конспекта на тему «Алгоритм составления полно-ионных и сокращенно-ионных уравнений электролитов».

Упражнения по составлению ионных уравнений химических реакций.

2

Тема 13.

Вода как слабый электролит.

Понятие о рН растворов.

Содержание учебного материала:

3

Вода как слабый электролит.

Понятие о рН и рОН растворов.

Понятие об  индикаторах.

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Решение задач.

1

Тема 14.

Гидролиз солей. Типы гидролиза. Факторы, влияющие на степень гидролиза.

Содержание учебного материала:

6

Гидролиз солей.

Типы гидролиза: по катиону, по аниону, по катиону и по аниону.

Факторы, влияющие на степень гидролиза.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

2

2

Гидролиз солей. Факторы, влияющие на степень гидролиза.

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Оформление таблицы «Типы гидролиза».

Составление уравнений гидролизных процессов.

Тема 15.

Химическое равновесие. Скорость химических реакций. Влияние различных факторов на скорость реакций.

Содержание учебного материала:

6

Типы химических реакций, их классификация.

Обратимые и необратимые реакций.

Скорость химических реакций.

Зависимость скорости химических реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Практическое занятие:

2

Скорость химической реакции. Влияние различных факторов на скорость реакции.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Решение задач.

Подготовка сообщений на тему «Закон сохранения масс».

2

Тема 16.

Обратимость химических реакций, химическое равновесие.

 Принцип Ле Шателье.

Содержание учебного материала:

6

Химическое равновесие.

Смещение химического равновесия.

Принцип Ле-Шателье.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Практическое занятие:

2

Химическое равновесие. Смещение химического равновесия, принцип Ле Шателье.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Упражнения по определению смещения химического равновесия.

Выполнение тестовых заданий.

2

Тема 17.

Окислительно-восстановительные реакции.

Содержание учебного материала:

3

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

Окислители и восстановители.

Процессы окисления и восстановления.

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

2

1

Лекция

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Упражнения по определению типа окислительно-восстановительных реакций.

Тема 18.

Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях.

Содержание учебного материала:

6

Составление окислительно-восстановительных реакций.

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.

Расстановка коэффициентов электронно-ионным методом (метод полуреакций).

Расчет молекулярной массы окислителей и восстановителей.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного и электронно-ионного баланса.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Упражнения по расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Выполнение тестовых заданий.

2

Тема 19.

Комплексные соединения.

Содержание учебного материала:

3

Понятие об комплексных соединениях.

Классификация и номенклатура комплексных соединений.

Строение и свойства комплексных соединений.

Получение комплексных соединений.

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Упражнения по составление формул и названий комплексных соединений.

1

Тема 20.

Виды химической связи в комплексных соединениях.

Содержание учебного материала:

6

Виды химической связи в комплексных соединениях.

Применение комплексных соединений в медицине.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Классификация, номенклатура, химические свойства комплексных соединений.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Составление уравнений химических реакций.

Подготовка сообщений на тему «Применение комплексных соединений в медицине и фармаций».

2

Тема 21.

Галогены.

Содержание учебного материала:

Общая характеристика элементов VII группы периодической системы Д. И. Менделеева.

 Хлор. Характеристика элемента, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, возможные степени окисления.

Физические и химические свойства хлора.

Способы получения хлора.

Биологическая роль галогенов.

3

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося:

Подготовка сообщений на тему «Применение галогенов в медицине».

1

Тема 22.

Важнейшие соединения хлора.

Содержание учебного материала:

Важнейшие соединения хлора. Соляная кислота, хлориды, их получение и свойства.

Кислородные соединения хлора и их свойства.

Качественные реакции на хлорид, бромид и иодид-ионы.

Правило разбавления кислот, техника безопасности при работе с хлороводородной кислотой.

6

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Химические свойства хлора, соляной кислоты. Качественные реакции.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося:

Составление уравнений химических реакций.

Подготовка сообщений на тему «Применение соединений галогенов в медицине».

2

Тема 23.

Халькогены. Кислород и его соединения.

Содержание учебного материала:

3

Общая характеристика элементов VI группы периодической системы Д. И. Менделеева халькогенов.

Кислород. Аллотропия кислорода.

Соединения кислорода с водородом.

Химические свойства кислорода.

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося:

Составление уравнений химических реакций.

1

Тема 24.

Сера и ее соединения.

Содержание учебного материала:

Сера. Характеристика серы, исходя из ее положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, возможные степени окисления, физические свойства, распространение в природе, способы получения, химические свойства.

Важнейшие соединения серы. Сероводород. Действие сероводорода на организм. Сульфиды.

Оксиды серы (IV) и (VI). Сернистая кислота. Сульфиты.

Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной кислоты, техника безопасности при работе. Сульфаты.

Тиосерная кислота. Тиосульфат натрия.

Качественные реакции на сульфиды, сульфиты, сульфаты.

6

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Свойства и получение кислорода, серы, серной кислоты. Качественных реакций.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося:        

Подготовка сообщений на тему «Применение халькогенов и их соединений в фармации».

Составление уравнений химических реакций.

2

Тема 25.

Главная подгруппа V группы. Азот и его соединения.

Содержание учебного материала:

3

Общая характеристика элементов V группы главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.

Азот. Характеристика азота, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, физические свойства, распространение в природе, способы получения, химические свойства. Важнейшие соединения азота.

Аммиак, его способы получения, физические и химические свойства. Соли аммония, способы получения, свойства.

Оксиды азота. Азотистая кислота. Нитриты.

Азотная кислота, способы получения, физические и химические свойства, техника безопасности при работе. Нитраты, термическое разложение нитратов, химические свойства. Фосфаты, гидрофосфаты и их отношение к растворимости в воде.

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося:

Составление уравнений химических реакций.

1

Тема 26.

Фосфор и его соединения.

Содержание учебного материала:

6

4

Фосфор, аллотропия фосфора, физические и химические свойства.

Оксиды фосфора и их свойства.

Фосфорная кислота, способы получения, физические и химические свойства.

Биологическая роль фосфора.

Аудиторные учебные занятия:

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Практическое занятие:

2

Свойства соединений азота и фосфора. Качественные реакции.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося:

Подготовка сообщений на тему «Роль азота и его соединений в фармации».

Составление уравнений химических реакций.

2

Тема 27.

Главная подгруппа

IV группы. Углерод и его соединения.

Содержание учебного материала:

6

Общая характеристика элементов IV группы, главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.

Углерод. Характеристика углерода, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, аллотропия углерода, адсорбция, распространение в природе, получение, свойства.

Оксиды углерода, их получение, свойства.

Угольная кислота и ее соли.

Сравнительная характеристика карбонатов и гидрокарбонатов.

Качественные реакции на  карбонат- и гидрокарбонат-анионы.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Практическое занятие:

2

Свойства и получение оксида углерода (IV). Химические свойства карбонатов.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося:

Подготовка сообщений на тему «Проблема постоянства концентрации двуокиси углерода в атмосфере».

Составление уравнений химических реакций.

2

Тема 28.

Кремний и его соединения.

Содержание учебного материала:

6

Кремний. Распространение в природе.

Оксид кремния (IV) и его химический свойства.

Кремниевая кислота и ее химические свойства.

Силикаты.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Определение реакции среды в растворах карбоната и гидрокарбоната натрия. Качественные реакций.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося:

Составление уравнений химических реакций.

Выполнение тестовых заданий.

2

Тема 29.

Главная подгруппа

III группы. Бор и его соединения.

Содержание учебного материала:

Общая характеристика элементов III группы главной подгруппы периодической системы     Д. И. Менделеева.

Бор. Характеристика бора, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе.

Получение и химические свойства бора.

Соединения бора. Оксид бора, борные кислоты и их соли.

Качественные реакции на борат-,  тетраборат-анионы.

6

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Практическое занятие:

2

Свойства борной кислоты, получение ортоборной кислоты. Химические свойства алюминия.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося:

Подготовка сообщений на тему «Применение соединений бора в фармации».

Составление уравнений химических реакций.

2

Тема 30.

Алюминий и его соединения.

Содержание учебного материала:

6

Алюминий. Характеристика алюминия, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе.

Получение и химические свойства алюминия.

Соединения алюминия. Амфотерный характер  оксида алюминия и гидроксида алюминия.

Качественные реакции на катион алюминия.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Получение, свойства гидроксида алюминия. Совместный гидролиз хлорида алюминия и сульфата.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося:

Составление уравнений химических реакций.

Подготовка сообщений на тему «Алюминий в медицине».

2

Тема 31.

Главная подгруппа II группы.

Содержание учебного материала:

3

Общая характеристика металлов.

Физические и химические свойства, металлическая связь.

Общая характеристика металлов II группы главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.

Щелочноземельные металлы. Кальций и магний. Характеристика этих металлов, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе. 5. Получение и химические свойства кальция и магния.

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Подготовка сообщений на тему «Применение соединений элементов II группы главной подгруппы в медицине и фармации».

1

Тема 32.

Соединения магния и кальция.

Содержание учебного материала:

6

Физические и химические свойства соединений магния и кальция: оксиды, гидроксиды, сульфаты, карбонаты.  

Качественные реакции на катионы кальция и магния.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Практическое занятие: 

2

Химические свойства оксида магния, гидроксида кальция. Получение гидроксида кальция, гидрокарбоната магния.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Составление уравнений химических уравнений.

Подготовка сообщений на тему «Временная и общая жесткость воды».

2

Тема 33.

Главная подгруппа

I группы.

Содержание учебного материала:

3

Общая характеристика элементов I группы, главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.

Характеристика натрия и калия, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления.

Способы получения натрия и калия.

Химические свойства натрия и калия.

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Подготовка сообщений на тему «Применение соединений элементов I группы главной подгруппы в медицине и фармации».

1

Тема 34.

Соединения натрия и калия.

Содержание учебного материала:

6

4

Соединения натрия и калия: оксиды, гидроксиды, соли.

Способы получения соединений натрия и калия.

Химические свойства соединений натрия и калия.

Качественные реакции на катионы натрия и калия.

Аудиторные учебные занятия:

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Химические свойства соединений натрия и калия.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Составление уравнений химических реакций.

Выполнение тестовых заданий.

2

Тема 35.

Побочная подгруппа  I группы.

Содержание учебного материала:

3

Общая характеристика элементов I группы, побочной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.

Характеристика меди и серебра, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления.

Способы получения серебра и меди.

Химические свойства серебра и меди.

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Подготовка сообщений на тему «Применение соединений элементов I группы побочной подгруппы в медицине и фармации».

1

Тема 36.

Соединения

меди и серебра.

Содержание учебного материала:

6

Соединения меди. Оксиды и гидроксиды. Комплексные соединения.

Соединения серебра. Оксид серебра. Нитрат серебра. Комплексные и коллоидные соединения серебра.

Качественные реакции на катионы меди и серебра.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Химические свойства соединений меди, серебра.

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Составление уравнений химических реакций.

Выполнение тестовых заданий.

2

Тема 37.

Побочная подгруппа  II группы. Цинк и его соединения.

Содержание учебного материала:

 Общая характеристика элементов II группы побочной подгруппы периодической системы  Д.И.Менделеева.

Характеристика цинка, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления.

Получение и свойства цинка.

Химические свойства цинка. Соединения цинка. Оксид и гидроксид цинка. Амфотерность. Соли цинка.

Химические свойства соединений цинка.

6

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Получение  и свойства гидроксида цинка.        

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Подготовка сообщений на тему «Применение соединений элементов II группы побочной подгруппы в медицине и фармации».

Составление уравнений химических реакций.

2

Тема 38.

Ртуть и его соединения.

Содержание учебного материала:

3

Характеристика цинка, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления.

Химические свойства. Соединения ртути. Оксиды ртути. Соли ртути.

Химические свойства ртути.

Качественные реакции на катионы ртути.

Влияние соединений ртути на живые организмы. Применение соединений ртути в медицине.

Аудиторные учебные занятия:

2

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Составление уравнений химических реакций.

1

Тема 39.

Побочная подгруппа VI группы.

Содержание учебного материала:

9

Общая характеристика элементов VI группы побочной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.

Характеристика хрома, исходя из  его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления.

 Получение и свойства хрома.

Соединения хрома. Оксиды, гидроксиды. Хроматы. Дихроматы.

Окислительные свойства соединений хрома (VI).

Аудиторные учебные занятия:

6

Теоретическое занятие:

2

Лекция

2

4

2

2

Практические занятия:

1. Получение и свойства оксида хрома (III), гидроксида хрома (III).

2. Свойства хроматов и дихроматов; исследование окислительных свойств хроматов.

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося: 

Составление уравнений химических реакций.

Подготовка сообщений на тему «Применение соединений хрома в медицине».

Упражнения по расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях.

3

Тема 40.

Побочная подгруппа VII группы.

Содержание учебного материала:

6

Общая характеристика элементов VII группы, побочной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.

Характеристика марганца, исходя из  его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления.

Получение и свойства марганца.

Соединения марганца. Оксиды, гидроксиды. Марганцовая кислота.

Калия перманганат, его окислительные свойства в кислой, нейтральной и щелочной средах.

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие:

2

Получение и свойства гидроксида марганца (II); разложение перманганата калия при нагревании. Окислительные свойства соединений марганца (VII).

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Подготовка сообщений на тему «Применение марганца и его соединений в медицине».

Упражнения по расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях.

2

Тема 41.

Побочная подгруппа VIII группы.

Содержание учебного материала:

6

Общая характеристика элементов VIII группы побочной подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева.

Характеристика железа, исходя из его положения в Периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.

Соединения железа. Оксиды. Гидроксиды. Соли железа. Сплавы железа.

Качественные реакции на катионы железа (II, III).

Аудиторные учебные занятия:

4

Теоретическое занятие:

2

Урок

2

Практическое занятие: 

2

Аналитические реакции катионов Fe2+ и  Fe3+. Получение и свойства гидроксидов железа (II) и железа (III). Окислительные свойства соединений железа (III)..

2

2

Самостоятельная внеаудиторная  работа обучающегося:

Подготовка сообщений на тему «Применение соединений железа в медицине и фармации».

Упражнения по расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях.

Всего

213


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории неорганической химии.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Доска классная
  2. Стол и стул для преподавателя
  3. Столы и стулья для студентов
  4. Шкаф для реактивов
  5. Шкаф для инструментов и приборов
  6. Шкаф вытяжной

Оборудование лаборатории и рабочих мест:

  1. Весы равноплечные, ручные с пределами взвешивания в граммах: от0.02гдо1г;от0.1гдо5г;от1гдо20г;от5гдо10г  
  2. Разновес
  3. Плитка электрическая
  4. Баня водяная
  5. Спиртометры  
  6. Термометр химический
  7. Сетки металлические асбестированные
  8. Штатив металлический с набором колец и лапок
  9. Штатив для пробирок
  10.  Спиртовка  
  11.  Пробирки
  12.  Воронка лабораторная
  13.  Колба коническая разной емкости
  14.  Палочки стеклянные
  15.  Пипетка глазная
  16.  Стаканы химические разной емкости
  17.  Стекла предметные
  18.  Тигли фарфоровые
  19.  Цилиндры мерные
  20.  Чашки выпарительные
  21.  Щипцы тигельные
  22. Таблица «Периодическая система элементов Д. И. Менделеева»
  23. Таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов»
  24. Таблица «Растворимость солей, оснований, кислот в воде»
  25. Неорганические вещества, реактивы, индикаторы согласно программе учебной дисциплины.

Технические средства обучения:

  1. Ноутбук.
  2. Мультимедийная установка.
  3. Экран.

3.2. Использование активных и интерактивных форм проведения занятий

При формировании программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО образовательная организация предусматривает, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

На занятиях по дисциплине ОП.08. Общая и неорганическая химия  используются следующие активные и интерактивные формы проведения занятий:

Тема занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы проведения занятий

Коды формируемых компетенций

1

Классы неорганических веществ. Оксиды.

3

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

2

Основания. Кислоты. Способы получения, химические свойства.

3

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

3

Понятие о дисперсных системах. Виды дисперсных систем. Гидратная теория растворов Д.И. Менделеева.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

4

Гидролиз солей. Типы гидролиза. Факторы, влияющие на степень гидролиза.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

5

Халькогены. Кислород и его соединения.

3

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

6

Сера и ее соединения.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

7

Электронное строение атомов элементов. Принцип Паули, правило Гунда, правило Клечковского. Принцип наименьшей энергии.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

8

Выполнение опытов, характеризующих химические свойства основных классов соединений. Решение экспериментальных задач «Классы неорганических соединений».

9

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

9

Растворы. Массовая доля растворенного вещества.

9

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

10

Растворы. Молярная концентрация. Молярная концентрация эквивалента.

9

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

11

Выполнение упражнений на составление полных и кратких уравнений реакции электролитов, гидролизных процессов.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

12

Гидролиз солей. Факторы, влияющие на степень гидролиза.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

13

Скорость химической реакции. Влияние различных факторов на скорость реакции.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

14

Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного и электронно-ионного баланса.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

15

Классификация, номенклатура, химические свойства комплексных соединений.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

16

Химические свойства хлора, соляной кислоты. Качественные реакции.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

17

Получение и свойства гидроксида цинка.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

18

Аналитические реакции катионов Fe2+ и Fe3+. Получение и свойства гидроксида железа(II) и железа(III). Окислительные свойства соединений железа (III).

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

19

Алюминий и его соединения.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

20

Главная подгруппа I группы.

3

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

21

Побочная подгруппа  II группы. Цинк и его соединения.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

22

Побочная подгруппа  VI группы.

9

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

23

Свойства хроматов и дихроматов, исследование окислительных свойств хроматов.

9

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

24

Побочная подгруппа  VII группы.

6

Презентация

ОК 2, ОК 3.

ПК 1.1, ПК 1.6.

ПК 2.1, ПК 2.2.

ПК 2.3.

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. А.В. Бабков, Т.И. Баранова, В.А. Попков. «Общая и неорганическая химия» – М: ГЭОТАР-Медиа, 2013

Дополнительные источники: 

  1. Егоров А.С. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов н/Д, Феникс, 2007.
  2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие/ Под ред. А.И. Ермакова. – М.: Интеграл-пресс, 2007-728с.
  3. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в ВУЗы/ Г.П. Хомченко, - М.: Новая Волна, 2007.
  4. Методические рекомендации по организации проведения практических занятии по дисциплине «Общая и неорганическая химия», разработанная преподавателем Попова А.С., 2017 г.

Электронные  учебные пособия и учебники: www.hemi.nsu.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного и письменного контроля знаний а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

- доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ неорганической природы, в том числе лекарственных

ОК 2.

ОК 3.

ПК 1.1.

ПК 1.6.

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.3.

Практические работы; письменный или тестовый, или индивидуальный опрос.

- составлять формулы комплексных соединений и давать им названия

Практические работы; письменный или тестовый, или индивидуальный опрос.

усвоенные знания: 

- периодический закон и характеристики элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

Практические работы; письменный или тестовый, или индивидуальный опрос.

- основы теории протекания химических процессов

Практические работы; письменный или тестовый, или индивидуальный опрос.

- строение и  реакционные

способности неорганических соединений

Практические работы; письменный или тестовый, или индивидуальный опрос.

- способы получения неорганических соединений

Практические работы; письменный или тестовый, или индивидуальный опрос.тестирования

- теория растворов и способов выражения концентрации растворов

Практические работы; письменный или тестовый, или индивидуальный опрос.

- формулы лекарственных средств неорганической природы

Практическая работа, письменный или тестовый, или индивидуальный опрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ». 9 КЛАСС.

Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к учас...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ «ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ» ДЛЯ 9 КЛАССА

Программы подготовки учащихся 9 классов к ГИА.  Количество часов 34, класс 9...

Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по неорганической химии»

Рабочая программа: аннотация, содержание, тематическое планирование....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка\кулинария" 8 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка\кулинария" 8 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка\кулинария" 9 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка\кулинария" 9 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Общая и неорганическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501  «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...