Программа элективного курса по химии "Химия занимательная и сложная". * класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Осипова Светлана Борисовна

рабочая программа элективного курса " химия занимательная и сложная" предназначена для ведения уроков в 8 классе. Темы созвучны с темами УМК О.С.Габриеляна , что позволяет использовать курс для углубленного изучения химии. В то же время программа курса включает много занимательного материала, как практического, так и теоретического.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_zanimatelnaya_i_slozhnaya.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО:                                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет                                              Директор МОУ «Ульяновская СОШ» № 1 от 21 августа 2018 года                                                                                                             МОУ «Ульяновская СОШ»                                  _________________ Н.С. АГАФОНОВА

                                                                                Приказ № 70/1 от 21 августа 2018 года  

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

 ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО  ХИМИИ

 «ХИМИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ И СЛОЖНАЯ»

ДЛЯ 8 КЛАССА

НА  2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

                           

             Составитель программы

                                     Осипова С.Б.,

                                   учитель высшей  квалификационной

                                      категории

                                   

с. Ульяново

2018

                   Пояснительная записка

Исходя из требований, предъявляемых современным обществом, школа должна готовить учащихся не только владеющих набором базовых знаний, но и умеющих применять свои знания на практике, уметь решать с помощью полученных знаний возникающие проблемы. В мире возрастает запрос на людей творчески мыслящих, умеющих генерировать новые идеи. Эти умения и способности необходимо развивать, исходя из познавательных потребностей ребёнка.

Особое значение приобретает период, когда у детей происходит период первичного знакомства с основами химической науки, так как именно он формирует отношение к новому предмету. Поэтому важно именно в этом возрасте заинтересовать детей, научить их преодолевать трудности, неизбежно возникающие в процессе познания.

Элективный курс позволяет расширить и дополнить материал, изучаемый на уроках. Он предусматривает как отработку теоретических знаний, получаемых в ходе прохождения обязательной программы, так и цикл практических работ и лабораторных опытов, совершенствующий экспериментальные умения учащихся и сближающий химическую теорию с повседневной жизнью. Не секрет, что для подростка – восьмиклассника, химия – это, в первую очередь, химический эксперимент обилие теории на уроках приглушает эмоциональный компонент познавательного интереса.

Участие школьников в олимпиадах и сдача ими экзаменов требуют умения решать расчётные задачи. В программе элективного курса решение задач идёт в контексте интересной познавательной информации и химического эксперимента. Закрепление навыков по решению задач требуют самостоятельной работы, что способствует формирование осознанного отношения к предмету.

Программа элективного курса рассчитана на 35 часов. Элективный курс предназначен для учащихся 8-х классов.  Материал занятий сопряжен с темами, изучаемыми на уроках, что позволяет говорить об углубленном изучении предмета

Для проведения элективного курса используется оборудование, имеющиеся в кабинете химии.

Цели :

  1. Развивать творческое отношение учащихся к изучаемому предмету;
  2. Показать связь получаемых химических знаний с повседневной жизнью.

Задачи элективного курса:

  1. Закрепление и систематизация знаний учащихся по химии
  2. Формирование взаимосвязи теоретических и практических знаний по химии.
  3. Выработка практических умений, облегчающих решение повседневных задач
  4. Развитие интереса к изучению химии
  5. Ориентация учащихся на предпрофильное и профильное изучение химии.

В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают умения:

  1. грамотного отношения к химическим веществам, используемых в повседневной жизни: на кухне, в ванной и т.д.
  2. работать со справочной и учебной литературой, в том числе с интернет- ресурсами
  3. выполнять практические и творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение мотивации учеников к изучению химии.
  2. Развитие способностей и склонностей учащихся, способствующих изучению предмета « Химия»
  3. Расширение объемы знаний и умений по предмету.

.

Содержание программы.

Введение. (3 часа)

Экскурсия в лабораторию.   Знакомство с лабораторным оборудованием.  Правила техники безопасности. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

Жизнь в окружении химических веществ. Малютки-молекулы и атомы. Биография М.В.Ломоносова. Цианоферратные кустарники Ломоносова. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

Периодичность - основа порядка и гармонии. Знакомство с биографией Д.И.Менделеева, теоретика и практика. Изготовление белых и цветных школьных мелков.  

Тема 1.Атомы химических элементов и химическая связь. (2 часа)

Этажи в атоме. Составление электронных формул. (1 час)

Вещества за решёткой. Полярники в мире молекул. Секрет тайной надписи. Создание симпатических чернил.(1 час)

 Тема 2. Простые вещества. (2 часа)

Химическая семейка. Папа водород и дочка вода. Знакомство с аппаратом Киппа. Кислород – газ для огня и дыхания. Взрыв гремучего газа. Знакомство с биографиями К. Шееле, Д. Пристли, А, Лавуазье. (1 час)

Моль в классе. Решение задач с использованием понятий "количество вещества", " Моль", Молярная масса", постоянная  Авогадро. Знакомство с биографией А. Авогадро. (1 час)

Школа олимпийского резерва. Решение задач с районных олимпиад. (1 час)

 Тема 3. Соединения химических элементов. (8 часов)

Вещества в классе. Кислые кислоты и основные основания. Знакомство с индикаторами. Определение среды в « домашних реактивах»: стирального порошка, соды, уксуса, лимонной кислоты, зубной пасты. Васильковая роза и розовый василёк. Разноцветные фрукты и овощи (2 часа)

Приготовление известковой воды и обнаружение углекислого газа. (1 час)

Соли в доме.  Экскурсия по квартире. (1 час)

Солим, варим, маринуем. Решение задач  с использованием понятия    «массовая доля раствора». Приготовление рассола и сиропа (2 часа)

Операция « Чистая вода». Способы очистки воды от примесей. Получение дистиллированной воды. (1 час)

Новогодний эксперимент. Зимний пейзаж на стекле. Метель в банке. Еловые духи. Фрукты и овощи на ёлке. (1 час)

. Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. (5 часов)

 Жизнь без пятен. Выведение белковых пятен, цветных, пятен от чернил и ржавчины (1 час)

А теперь посчитаем.  Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции. Расчеты с использованием понятия "доля". (2 часа)

Металлы-соперники. Реакции замещения. Вытеснение металлов из растворов солей.(1 час)

Битва металла с неметаллом. В воде или в кислоте?  Взаимодействие алюминия с йодом, щелочных и щёлочноземельных металлов с водой. (1 час)

 Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (6 часов)

 Чудо природы – кристаллы. Выращивание кристаллов солей. Чудеса из китайского магазина. Решение задач на кристаллогидраты. Приготовление раствора медного купороса и буры. (2 часа)

 Хоровод ионов. Биография С. Аррениуса. Ионные уравнения реакций. (1 час)

Кому опасны кислоты? Изучение свойств кислот с точки зрения ТЭД. Опыты, иллюстрирующие свойства кислот.  (1 час)

Симпатии оснований. Изучение свойств оснований с точки зрения ТЭД. Опыты, иллюстрирующие свойства кислот. (1 час)

И это всё о них. Чудесные свойства солей кальция и не только. Молоко, творог, газировка и мармелад. О нашей улыбке и зубной пасте. (1 час)

Химическая мозаика. (7 часов)

 Охотники за электронами и не только. Кто есть кто в окислительных реакциях. Опыт «Вулкан». (1 час)

Еда: живая и мёртвая. Анализ газированных напитков (определение углекислого газа, наличия кислот, красителя). Анализ содержания витамина С в различных продуктах. (количественное определение аскорбиновой кислоты методом йодометрии. (1 час)

Школа олимпийского резерва. Решение задач с районных олимпиад. (1 час)

.Извлечение душистых веществ из растений.  (1 час)

 Подготовка и защита проектов. (1 час)

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Химия занимательная и сложная» для 8 класса.

урока

п/п

темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

1.

1.

Экскурсия в лабораторию.

3.09-8.09

сентябрь

2.

2.

Жизнь в окружении химических веществ.

10.09-15.09

сентябрь

3.

3.

Периодичность – основа порядка и гармонии.

17.09-22.09

сентябрь

1.

4.

1.

Этажи в атоме.

24.09-29.09

сентябрь

5.

2.

Вещества за решёткой.

1.10-6.10

октябрь

2.

6.

1.

Химическая семейка.

8.10-13.10

октябрь

7.

2.

Моль в классе.

15.10-20.10

октябрь

8.

3.

Школа олимпийского резерва

22.10-27.10

октябрь

3.

9.

1.

Вещества в классе.

29.10-03.11

ноябрь

10

2.

Вещества в классе

14.11-17.11

ноябрь

11.

3.

Приготовление известковой воды и обнаружение углекислого газа.

19.11-23.11

ноябрь

12.

4.

Соли в доме. Экскурсия по квартире.

26.11-1.12

ноябрь

13.

5.

Солим, варим, маринуем…

3.12-8.12

декабрь

14.

6.

Солим, варим, маринуем…

10.12-15.12

Декабрь

15.

7.

Операция « Чистая вода»

17.12-22.12

декабрь

16.

8.

Новогодний эксперимент.

24.12-29.12

декабрь

4.

17.

1.

Жизнь без пятен.

14.01-19.01

январь

18.

2.

А теперь посчитаем….

21.01-26.01

январь

19.

3.

А теперь посчитаем…

28.01-2.02

январь

20.

4.

Металлы- соперники.

4.02-9.02

февраль

21.

5

Битва металла с неметаллом.

11.02-16.02

февраль

5.

.

22.

1.

Чудо природы – кристаллы.

18.02-22.02

февраль

23.

2. .

Чудо природы – кристаллы.

25.02-2.03

февраль

24.

3.

Хоровод ионов.

4.03-9.03

март

25.

4.

Кому опасны кислоты?

11.03-16.03

март

26.

5.

Симпатии оснований.

18.03-23.03

март

27.

6.

И это всё о них.

3.04-6.04

март

6.

28.

1.

Охотники за электронами.

8.04-13.04

апрель

29.

2.

Еда живая и мёртвая.

.15.04-20.04

апрель

30.

3.

Школа олимпийского резерва.

22.04-27.04

апрель

31.

4.

Школа олимпийского резерва.

29.04-30.04

май

32.

5.

Извлечение душистых веществ из растений.

6.05-8.05

май.

33.

6..

Подготовка проектов.

13.05-18.05

Май

34.

7..

Подготовка проектов.

20.05-25.05

май

35

8.

Защита проектов.

27.05-30.05

май

Литература.

  • Аликберова Л.Ю.  Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.– 559с.
  • Аликберова  Л.Ю, Степин Б.А.  Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002. – 430 с.
  • Ильина И.Н. Творим и изучаем вместе. Элективный курс. 9 класс. //Химия. Всё для учителя.  – 2013. - №7. – с.24-29.
  • Логинова Е.В. Элективный курс по химии 8 класса « Химическая мозаика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный  курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...

Программа учебного курса « Серьёзный и занимательный синтаксис» для 8 класса

Программа   учебного курса « Серьёзный  и занимательный синтаксис» для 8 класса  - новая модель современного школьного курса, которая построена в основном на углубленном изучении с...

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» предназначена для учащихся 10-11 классов профильного обучения. Рассчитана на 17 часов. Данная рабочая программа составлена на о...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Программа элективного курса по физике для учащихся 9-х классов «Решение занимательных задач по физике»

Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направле...