Преподавание химии
учебно-методический материал по химии по теме

Федосова Светлана Васильевна

Преподавание химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prepodavanie_himii.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

     На сегодняшний день преподавание химии в школе - труднейшая задача. Можно, конечно, пожаловаться, что часы на изучение сокращаются, а требования возрастают. Но есть ли в этом смысл? Жить в ожидании позитивных перемен – на это нет  времени. Необходимо делать сегодня, сейчас, в нынешних условиях, другого нам просто не дано. Как важно именно сейчас подготовить обучающихся к жизни, научить радоваться каждому дню, подарить доброе слово, наконец, помочь выбраться из состояния вечного неуспеха.

Но как научить:

      «В одном мгновенье видеть вечность,

        Огромный мир- в зерне песка,

        В одной крупинке – бесконечность

        И небо в чашечке цветка»

                                           /Уильям Блейк/

     Древние говорили: «Человек, способный трудное перевести в лёгкое - учитель» Вот на моих уроках только один девиз «Сначала понять, а потом запомнить!» Восхождение к любой истине идёт по спирали. Всякое развитие идёт через возникновение и разрешение противоречий, а это требует от ученика активного поиска, ответа.

   По своей учительской сути я люблю живое общение с обучающимися. Их заинтересованность предметом. Не зря говорится, что знания – это дети удивления, поэтому часто использую на уроках «провокационные моменты» - сознательно допускаю  ошибку, но такую, которую мог бы заметить доже слабый ученик, создаю проблемную ситуацию, парадоксы, придумываю алгоритмы, которые работают на ученика.

    Обязательным считаю для себя развитие творческого начала ребёнка, поэтому широко использую такие задания : написать химическую сказку, рассказ или стихи с химическим содержанием, составить задачи для урока, для своих одноклассников, вырастить кристаллы и т.д.

   Главный успех любого из нас – это когда  ученик из пассивного наблюдателя превращается в активного помощника.

    При подготовке любого урока нужно начинать с себя. От настроя учителя зависит всё на уроке.

    Когда я давала мастер-класс для слушателей курсов повышения квалификации учителей химии (авторские курсы О.С.Габриеляна), то при проведении урока в 8 классе по теме «Кислоты» я использовала современные педтехнологии  обучения и результат урока : каждый ученик получил по три, а то и четыре оценки в журнал.

а)  выполнение одинаковых тестов всем классом с последующей взаимопроверкой (первая оценка)

б) фрагмент проектной технологии: предложен проект «Осуществите  практически» следующие превращения (лабораторный опыт)

H2 SO4 → Na2 SO4 → Ba SO4

Найдите исследовательский путь осуществления и запишите уравнения реакций проведённого эксперимента в молекулярном и ионном видах.

в)  индивидуальная работа у доски (у уч-ся по рядам аналогичные задания)

1 ряд                                                2 ряд                                     3 ряд

Fe0 + 2H+ → Fe2+ + H2↑              2H++SO32-→SO2↑+H2O        Al(OH)3+3H+→Al3++3H2O

1 ученик                                          2 ученик                               3 ученик

Cu(OH)2+2H+→ Cu2++ 2H2O     2H++CuO→Cu2++H2O           2H++S2-→H2S

Задание: привести не менее 2-х уравнений в молекулярном виде, соответствующих ионному уравнению (проверка в парах – вторая оценка в журнал).

Активизация мыслительной деятельности – «Рассеянный лаборант»

Лаборант проводил опыт, получил продукт реакции : нитрат железа (III) и три молекулы воды, но забыл какие реактивы взял. Помогите ему!

Отработка навыков решения расчётных задач (решение типовой задачи, которую составили обучающиеся) – авторская работа самих детей.

Стимулирование умственной деятельности – небольшая самостоятельная работа «Страна Сообразилия» по карточкам с заданием (третья оценка в журнал).

И, наконец, четвёртая оценка в журнал – проверка сданных индивидуальных заданий.

Главное, что достигается при использовании фрагментов современных технологий- чередование видов деятельности, что снижает психологическую утомляемость, задания стараюсь располагать в чёткой градации от простого к сложному, а в модули С включаю задания, требующие логического мышления, химической эрудиции.

При гуманной организации процесса обучения обогащаются оба: и ученик, и учитель; при негуманной разрушение внутреннего «я» наступает тоже у двоих. Поэтому, главное, дать понять ученику, что он личность, что он тоже может постигнуть тайны любой науки, а значит и мира, в который он пришёл!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные педагогические технологии в процессе преподавания химии"

Образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, примене...

эссе на тему Преподавание химии в школе

Вот уже 4 года я работаю учителем химии в МОУ СОШ №14 г.Тайшета Иркутской области, учитель  II  квалификационной категории. Это мои ученики и мои коллеги, без которых я не представля...

К вопросу о преподавании химии в школе

Выступление на методическом объединении...

Пропедевтическое преподавание химии в средней школе

Раннее изучение и преподавание химии, система преподавания естественнонаучного цикла...

Особенности преподавания химии в профильном нехимическом классе

несколько примеров как можно заинтересовать детей на уроках химии в старшей школе, если профильными предметами у них являются другие...

Использование коррекционных приемов в преподавании химии (2010 / 2011 учебный год)

В работе предложены приемы, которые можно использовать в преподавании химии в классах КРО, а также и в обычных общеобразовательных классах с использованием дифференциации обучения. В ходе урока исполь...