Выступление на районном МО и педсовете
учебно-методический материал по химии на тему

Федосова Светлана Васильевна

Выступление на районном МО и педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_himii.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

            Использование  ИКТ на уроках химии        

Применение ИКТ в образовательном процессе – это ответ на вопрос «Как учить в новом тысячелетие?». Сейчас наступает время иной педагогики, других целей образования и принципиально иных образовательных технологий- деятельностно – ценностных. Школа должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок  личности. Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя  их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности. Всем известно, что образование – один из главных институтов социализации личности.

Использование новых информационных технологий в учебно- воспитательном процессе позволяет учителю реализовать свои педагогические идеи, а учащимся даёт возможность самостоятельно выбирать последовательность и темы изучения, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний.

Новые информационные (компьютерные) технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Они направлены на достижение следующих целей:

а)формирование навыков работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; б)формирование личности информационного общества; в) максимальное усвоение учебного материала; г)формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения.

Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютера на уроках и внеурочных мероприятиях по предмету. Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компоненты в систему химического образования.

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно её отображать и использовать. Конечным результатом внедрения ИКТ в процесс обучения химии является овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Педагогическая  целесообразность использования компьютера на уроке определяется педагогическими целями, достижение которых возможно только с помощью компьютера (благодаря его возможностям). Но его применение должно быть дозированным и соответствовать поставленной цели, и, ни в коем случае, не отменять живое слово учителя и наглядный эксперимент. При обучении химии, наиболее грамотным является использование компьютера, исходя из особенностей химии как науки.

Например, для моделирования химических процессов и явлений, которые практически невозможно показать на уроке. Так, при проведении открытого урока по теме « Алюминий: его свойства, получение и применение», при помощи виртуальной лаборатории были показаны опыты «Плавление алюминия», «Взаимодействие алюминия с йодом».

Второе направление использования компьютера в изучении химии – контроль и обработка данных химического эксперимента. Такое использование компьютера значимо там, где прививаются учащимся навыки  исследовательской деятельности, формируется познавательный интерес, что повышает мотивацию, развивает научное мышление.

Третье направление использования ИКТ в процессе обучения химии – программная поддержка курса. Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении химии, определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала. В связи с этим, все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения химии, можно разделить на программы:

а) справочные пособия по конкретным темам;

б) решение расчётных и экспериментальных задач;

в) организация и проведение лабораторных работ;

г) контроль и оценка знаний.

На каждом конкретном уроке могут быть использованы определённые программы, исходя из целей урока, но при этом функции учителя и компьютера различны. Программные средства для эффективного применения на уроке должны соответствовать курсу химии, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и специальных предметных умений, обобщению и углублению знаний и т.д. Виртуализация некоторых процессов с использованием анимации служит формированию у учащихся наглядно-образного мышления и более эффективному усвоению учебного материала.

Существует много разработок по химии для их использования с помощью компьютера. Следует особо отметить электронное учебное пособие по химии серии «Электронная библиотека. «Просвещение». Благодаря комплексу мультимедийных возможностей ( в частности, качественные иллюстрации, множество интерактивных заданий), процесс обучения становится эффективным, интересным и привлекательным для учащихся.

В изучении школьного курса химии можно выделить несколько основных направлений, где оправдано использование ИКТ:

а) наглядное представление объектов и явлений микромира;

б) изучение производств химических продуктов;

в) моделирование химического эксперимента и химических реакций.

Творчество—высшая форма деятельности ученика. Поэтому одной из форм организации такой деятельности учащихся являются создание презентаций по различным темам, собственные разработки таблиц, схем, заданий, работа в Интернете. Но при использовании Интернет учащиеся могут получить и нежелательную информацию, поэтому учитель должен подготовить их к правильному, критическому восприятию некачественной и опасной в химическом плане информации. Всё сказанное выше говорит о неограниченных возможностях использования ИКТ при обучении химии в средней школе.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методических совещаниях и педсоветах

разработки к методическим совещаниям и педагогическим советам...

Нравственное и духовное воспитание современного человека ( выступление на районном педсовете)

Материал брала в  интернете, добавила свои комментарии, размышления на эту тему....

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Презентация Виды учреждений ДОД Азовского района (выступление на районной конференции)

МБОУ ПОСЕЛКОВАЯ СОШ   АЗОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ    Завуч по воспитательной работе   Ибрагимова Л.С. Кружок «Хозяюшка» руководитель Коврикова В....

Выступление на районных педчтениях .Тема выступления: "Создание творческой среды на уроках английского языка"

В творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Таким о...