Разработка открытого урока
план-конспект урока по химии на тему

Куруу Аржаана Викторовна

Открытый урок 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель: Куруу Аржаана Викторовна

  Тема:

Ионные уравнения реакций

Цель урока:

Образовательная: 1) Научить составлять ионные уравнения.

2) Продолжать учиться составлять уравнения химических реакций обмена.

3)Формировать системный подход и способность предсказывать результат обменных реакций на основе полученных знаний.

Развивающая: Развивать внимательность и аккуратность при составлении ионных уравнений.

Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения, системного подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.

Слайды 2-5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

  1. Организационный момент.

  1. Фронтальный опрос.

Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ионной связью.

Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.

Вопр. Дайте определение кислотам в свете ТЭД.

Вопр. Дайте определение основаниям в свете ТЭД

Вопр. Дайте определение солям в свете ТЭД.

Рассмотреть несколько тестовых заданий.

1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:

  1. Раствор серной кислоты
  2. Раствор сахара
  3. Спирт

2.Как называется отрицательный полюс источника тока:

А) Анион;  Б) Катион;   В) Катод;  Г) Анод

3. К какому полюсу источника тока двигаются отрицательно заряженные ионы:

А) Анион;  Б) Катион;   В) Катод;  Г) Анод

 4. Установите соответствие:

 A) Анионы

Б) Катионы

1. NO3-

2. Zn2+

3. H2

  1. Ионные реакции (новая тема).

На каждую парту раздается маршрутный лист с правилами составления ионных уравнений, по которым работаем весь урок (см. приложение):

Демонстрация раствора сульфида натрия. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: Na2SO4 = 2Na+ + SO42- 

Демонстрация раствора хлорида бария. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: BaCl2 = Ba2+ + 2Cl- 

Демонстрация реакции получения сульфата бария учитель составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде:

Молекулярное уравнение:

Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4

Полное ионное уравнение:

2Na+ + SO42-  + Ba2+ + 2Cl- = 2Na+ + BaSO4↓+ 2Cl-

Сокращенное ионное уравнение: SO42- + Ba2+ = BaSO4

Таким образом, мы видим, что в реакции участвовали ионы бария и сульфат-ионы.

Определение:

Реакции между ионами называются ионными реакциями.

Основные правила составления ионных уравнений:

  1. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде.
  2. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз ↓, выделение газа отмечают стрелкой вверх ↑.
  3. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой части ионного уравнения.

Вопр. Перечислите условия протекания реакций обмена до конца.

(образование осадка, образование малодиссоциирующего вещества(вода), выделение газа)

Демонстрация реакции нейтрализации. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Na+ + OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O

OH- + H+ = H2O

Наблюдаем обесцвечивания малиновой окраски раствора гидроксида натрия + фенолфталеин. Изменение окраски индикатора это признак протекания химической реакции взаимодействию ионов H+ и OH-,в результате которого образуется малодиссоциирующее вещество  - вода.

Определение:

Реакцию взаимодействия сильной кислоты и щелочи называют реакцией нейтрализации.

Демонстрация реакции обмена с образованием нерастворимого основания.

Сульфат меди + гидроксид натрия = гидроксид меди + сульфат натрия

Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH)2

Реакцию получения нерастворимого основания составьте самостоятельно.

Добавим в полученный осадок соляную кислоту.

Наблюдаем растворение осадка.

На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H+ + 2Cl- = Cu2+ + 2Cl- + H2O

Демонстрация реакции с выделением газа. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2

CO32- + 2H+ = H2O + CO2

Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.

2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае,  если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).

  1. Закрепление.

Для отработки навыков составления уравнений в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде - мини самостоятельная работа, представленная в маршрутном листе (до конца урока      10 мин.).

  1. Задание на дом: § 37 упр. 1,2
  2. Итоги урока. (Оценки по результатам самостоятельной работы, с учётом активной работы на уроке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...

Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного  музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)...