Программа кружка "Юный химик"
рабочая программа по химии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Азовский район, хутор Рогожкино пер, Школьный, 29.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рогожкинская средняя общеобразовательная школа Азовского района
«Утверждаю»
Директор
МБОУ Рогожкинской СОШ
Приказ от _____ № ___
_________ Р.В.Николенко
Образовательная программа
Естественнонаучная направленность
Срок реализации программы – 1 год.
Возраст обучающихся от 13 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ ХИМИК»
Основное общее образование - Класс: 7
Руководитель: Дьякова Т.П.. - учитель биологии и химии
высшей квалификационной категории
Рабочая программа курса составлена на основе программы
О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 7,8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010г.).
На основании годового календарного графика на 2017-18 учебный год МБОУ Рогожкинской СОШ рабочая программа составлена на 72 часа.
2017-18 уч. год
1.Содержание учебного предмета
Вводное занятие (2 ч.)
Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (2 ч.)
Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Базовые понятия: правила техники безопасности.
Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (2 ч.)
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
Базовые понятия: лабораторное оборудование.
Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (12 ч.)
Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.
Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.
Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».
- Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
- Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (4 ч.)
Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.
Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).
Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.
Демонстрации: образцы солей.
- Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.
Тема5. Химия и пища (12ч.)
Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».
Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.
Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.
- Практическая работа №4. Гашение соды.
- Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 6. Химия в быту(16ч.)
Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Спички. История изобретения спичек.
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.
Керамика. Виды керамики. История фарфора.
Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.
Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».
Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
- Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Тема 7. Химия лекарств (10 ч.)
Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.
Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.
Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.
Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.
- Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (8 ч.)
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.
Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.
Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.
- Практическая работа №8. Действие этанола на белок.
Итоговое занятие (4ч.)
2. Тематическое планирование
№ п/п | наименование темы | количество часов | из них | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | ||
2 | Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | 2 | ||
3 | Знакомство с лабораторным оборудованием | 2 | ||
4 | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту | 12 | ||
5 | Ядовитые соли и работа с ними | 4 | ||
6 | Химия и пища | 12 | ||
7 | Химия в быту | 16 | ||
8 | Химия лекарств | 10 | ||
9 | Влияние вредных привычек на организм человека | 8 | ||
10 | Итоговое занятие | 4 | ||
Итого: | 72 |
3.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | тематика занятий | час | планируемые результаты | |
план | факт | ||||
Вводное занятие (2 ч.) | |||||
1 2 | 06.09. 06.09. | Химические знания в повседневной жизни человека | 2 | Познакомиться с целями и назначением кружка, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь представление об основном методе науки – эксперименте. | |
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (2 ч.) | |||||
3 4 | 13.09. 13.09. | Изучение правил техники безопасности | 2 | Изучить правила по технике безопасности при работе в кабинете химии | |
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (2 ч.) | |||||
5 6 | 20.09. 20.09. | Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. | 2 | Знать виды лабораторного оборудования для выполнения практических работ по химии | |
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (12ч.) | |||||
7 8 | 27.09. 27.09. | Вода в масштабе планеты. | 2 | Иметь представление о значении воды для жизни на планете Земля; уметь описывать круговорот воды в природе | |
9 10 | 04.10. 04.10. | Экологическая проблема чистой воды. | 2 | Иметь представление о проблеме чистой воды как глобальной проблеме человечества. Знать о свойствах и «аномалиях» воды | |
11 12 | 11.10. 11.10. | Растворение | 2 | Знать и понимать сущность процессов растворения веществ в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя | |
13 14 | 18.10. 18.10. | Роль растворов в природе и жизни человека | 2 | Знать и понимать значение растворов в природе и жизни человека. Знать основные типы растворов | |
15 16 | 25.10. 25.10. | Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости. | 2 | Закреплять практические навыки. Уметь приготавливать насыщенные и перенасыщенные растворы, составлять графиков растворимости и использовать их при решении задач | |
17 18 | 01.11. 01.11. | Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде. | 2 | Закреплять практические навыки. Уметь доказывать свойство воды как универсального растворителя на примере растворения оконного стекла | |
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (4ч.) | |||||
19 20 | 08.11. 08.11. | Ядовитые вещества в жизни человека | 2 | Знать примеры ядовитых веществ, иметь представление об оказании мер первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов. | |
21 22 | 15.11. 15.11. | Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов. | 2 | Закреплять практические навыки. Иметь представление об ионах тяжелых металлов и уметь проводить опыты по их осаждению | |
Тема5. Химия и пища (12 ч.) | |||||
23 24 | 22.11. 22.11. | Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс. | 2 | Иметь представление о роли поваренной соли в обмене веществ живых организмов; знать последствия нарушения солевого баланса для живых клеток и организма в целом | |
25 26 | 29.11. 29.11 | Влияние на организм белков, жиров, углеводов. | 2 | Изучить влияние белков, жиров, углеводов на организм. Знать о последствиях нарушения баланса этих веществ в организме. | |
27 28 | 06.12. 06.12. | Витамины: как грамотно их принимать | 2 | Иметь представление о витаминах: классификацию, физиологическое действие. Знать и уметь объяснять понятия «гиповитаминоз» и «гипервитаминоз» | |
29 30 | 13.12. 13.12. | Практическая работа №4. Гашение соды. | 2 | Закреплять практические навыки. Уметь проводить и комментировать процесс гашения соды | |
31 32 | 20.12. 20.12. | Практическая работа №5. Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. | 2 | Закреплять практические навыки. Знать способы разделения смесей, уметь применять эти знания для очистки поваренной соли | |
33 34 | 27.12. 27.12. | Зачет №1 (по темам 1-5) | 2 | ||
Тема 6. Химия в быту (16 ч.) | |||||
35 36 | 10.01. 10.01. | Виды бытовых химикатов | 2 | Ознакомиться с видами бытовых химикатов; уметь характеризовать их с позиций пользы и вреда | |
37 38 | 17.01. 17.01. | Разновидности моющих средств | 2 | Знать классификацию моющих средств; иметь представление о действии СМС на окружающую среду | |
39 40 | 24.01.24.01. | Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней | 2 | Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания спичек и бумаги. Уметь характеризовать значение этих изобретений для жизни человека | |
41 42 | 31.01 31.01. | История стеклоделия. | 2 | Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания стекла; виды декоративной обработки стекла. | |
43 44 | 07.02. 07.02. | Керамика: от истории изобретения до наших дней | 2 | Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания керамических изделий. Знать об истории фарфора. | |
45 46 | 14.02. 14.02. | Химия и косметические средства | 2 | Знать роль химии в создании косметических средств; уметь называть положительные и отрицательные аспекты этого вопроса | |
47 48 | 21.02. 21.02. | Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира | 2 | Закреплять практические навыки. Уметь проводить опыты по выведению пятен ржавчины, чернил, жира | |
49 50 | 28.02. 28.02. | Зачет №2 (по теме 6) | 2 | ||
Тема 7. Химия лекарств (10ч.) | |||||
51 52 | 07.03. 07.03. | Лекарства и яды в древности | 2 | Иметь представление о способах применения лекарственных средств в древности, знать о способах их получения | |
53 54 | 14.03. 14.03. | Аспирин: за и против. | 2 | Уметь характеризовать физиологическое действие аспирина как лекарственного средства. Иметь представление о двояком действии на организм. | |
55 56 | 21.03. 21.03. | Понятие о фитотерапии | 2 | Иметь представление о фитотерапии; уметь характеризовать роль растений в получении лекарственных средств как альтернативе синтетических препаратов | |
57 58 | 28.03. 28.03. | Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость). | 2 | Закреплять практические навыки. Уметь исследовать лекарственные препараты методом «пятна» (вязкость). | |
59 60 | 04.04. 04.04. | Зачет №3 (по теме 7) | 2 | ||
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (8ч.) | |||||
61 62 | 11.04. 11.04. | Курить – здоровью вредить! | 2 | Иметь представление об истории появления табака в России. Знать о вреде курения | |
63 64 | 18.04. 18.04. | Наркомания – опасное пристрастие. | 2 | Иметь представление о физиологическом воздействии наркотических средств на организм, знать о вреде наркомании как опасном пристрастии | |
65 66 | 25.04. 25.04. | Практическая работа №8. Действие этанола на белок. | 2 | Закреплять практические навыки. Иметь представление о денатурации белка. Уметь доказывать опытным путем действие этанола на белок. | |
67 68 | 16.05. 16.05. | Защита исследовательских работ Зачет№4 (по теме 8) | 2 | Подведение итогов курса, защита исследовательских работ | |
Итоговое занятие (4ч.) | |||||
69 70 | 23.05. 23.05. | Защита исследовательских работ | 2 | Подведение итогов курса, защита исследовательских работ | |
71 72 | 30.05 30.05 | 2 | |||
Итого:72 часа |
4.Результаты освоения и система оценки
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны
знать/понимать:
- правила безопасной работы в кабинете химии;
- правила обращения с веществами;
- правила работы с лабораторным оборудованием;
- порядок организации рабочего места.
уметь:
- выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
- оказывать меры первой помощи;
- определять цель, выделять объект исследования;
- наблюдать и изучать явления и свойства;
- описывать результаты наблюдений;
- создавать необходимые приборы;
- представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
- составлять отчет;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
- осуществлять проектную деятельность.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
лабораторным оборудованием; - формирования высокой культуры отношения к природе;
- критической оценки достоверности химической информации,
поступающей из разных источников.
Приложение
Примерные темы для подготовки сообщений.
- Чудесный мир бумаги.
- Много ли соли в солонках страны?
- «Соляные бунты» в России.
- Физиологический раствор в медицинской практике.
- Имеет ли вода память?
- Влажность воздуха и самочувствие человека.
- Выводим пятна со страниц книги.
- Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
- История бумажных денег.
- Вода в космосе.
Примерные темы исследовательских работ (проектов, рефератов)
- Очистные сооружения городского водоканала .
- История спички.
- Экологические проблемы Оренбуржья.
- Бумага — материальный носитель различных видов искусства
Рассмотрено на заседании методического объединения _________________________ _________________________ Протокол № _______ от ___________ _____________/Шевцова Е.Б. | Согласовано Зам.директора по УВР __________/ Моисеенко Л.Н./ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-174484-1360396677.jpg)
Рабочая программа в 8 химико-биологическом классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 8 «Д»класс. Профильный уровень(химико-биологический)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-174484-1360396677.jpg)
Рабочая программа в 10 химико-биологическом классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 10 класс. Профильный уровень....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/27/picture-230619-1569595830.jpg)
Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения ...
Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс
С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/10/picture-293261-1378795016.jpg)
Программа кружка по химии для 8 класса "Юный химик"
Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, ве...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-343115-1384800541.jpg)
Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год) 8 класс
Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год) Основная цель курса- поддержать интерес к и...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-98285-1350995814.jpg)
Программа по профориентации для 9-11 классов химико-биологического профиля
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение задача которого – создание в старших классах ...