Программа кружка "Юный химик"
рабочая программа по химии (7 класс) на тему

Дьякова Тамара Петровна

Естественнонаучная направленность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_himii_2017-18_god.odt57.09 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Азовский район, хутор Рогожкино пер, Школьный, 29.

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Рогожкинская средняя общеобразовательная школа Азовского района

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Рогожкинской СОШ

Приказ от _____  №  ___

_________ Р.В.Николенко

Образовательная программа

Естественнонаучная направленность

Срок реализации программы – 1 год.

Возраст обучающихся от 13 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ ХИМИК»

Основное общее образование -   Класс: 7

Руководитель: Дьякова Т.П.. -  учитель биологии и химии

 высшей квалификационной категории

        Рабочая программа курса  составлена  на основе  программы

О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 7,8-11 классов общеобразовательных учреждений  – М.: Дрофа, 2010г.).

        На основании годового календарного графика  на 2017-18 учебный год МБОУ Рогожкинской СОШ рабочая программа составлена на  72  часа.

               2017-18 уч. год

1.Содержание учебного предмета

  Вводное занятие  (2 ч.) 

 Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.

Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.

Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (2 ч.)

Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Базовые понятия: правила техники безопасности.

Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (2 ч.)

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

Базовые понятия: лабораторное оборудование.

Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.

Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (12 ч.)

Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.

 Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.

Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».

  • Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
  • Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.

Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (4 ч.)

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.

Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).

Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.

Демонстрации: образцы солей.

  • Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.

Тема5. Химия и пища (12ч.)

Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».

Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.

Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять  безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке;  рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.

Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.

  • Практическая работа №4. Гашение соды.
  • Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли.  Выращивание кристаллов поваренной соли.

Тема 6. Химия в быту(16ч.)

 Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.

Спички. История изобретения спичек.

Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.

Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.

Керамика. Виды керамики. История фарфора.

Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.

Базовые умения:  расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».

Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.

  • Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Тема 7. Химия лекарств (10 ч.)        

Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.

Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.

Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.

Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.

  • Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).

Тема 8.  Влияние вредных привычек на организм человека (8 ч.)

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.

Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.

Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.

  • Практическая работа №8. Действие этанола на белок.

Итоговое занятие (4ч.)

2. Тематическое планирование

п/п

наименование темы

количество  часов

из них

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

2

3

Знакомство с лабораторным оборудованием

2

4

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

12

5

Ядовитые соли и работа с ними

4

6

Химия и пища

12

7

Химия в быту

16

8

Химия лекарств

10

9

Влияние вредных привычек на организм человека

8

10

Итоговое занятие

4

Итого:

72

3.Календарно-тематическое планирование

п/п

дата

тематика занятий

час

планируемые результаты

план

факт

Вводное занятие  (2 ч.) 

1

2

06.09.

06.09.

Химические знания в повседневной жизни человека

2

Познакомиться с целями и назначением кружка, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь  представление об основном методе науки – эксперименте.

Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (2 ч.)

3

4

13.09.

13.09.

Изучение правил техники безопасности

2

Изучить правила по технике безопасности при работе в кабинете химии

Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (2 ч.)

5

6

20.09.

20.09.

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

2

Знать виды лабораторного оборудования для выполнения практических работ по химии

Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (12ч.)

7

8

27.09.

27.09.

Вода в масштабе планеты.

2

Иметь представление о значении воды для жизни на планете Земля; уметь описывать круговорот воды в природе

9

10

04.10.

04.10.

Экологическая проблема чистой воды.

2

Иметь представление о проблеме чистой воды как глобальной проблеме человечества. Знать о  свойствах и «аномалиях» воды

11

12

11.10.

11.10.

Растворение

2

Знать и понимать сущность процессов растворения веществ в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя

13

14

18.10.

18.10.

Роль растворов в природе и жизни человека

2

Знать и понимать значение растворов в природе и жизни человека. Знать основные типы растворов

15

16

25.10.

25.10.

Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных  растворов. 

Составление и использование графиков растворимости.

2

Закреплять практические навыки. Уметь приготавливать насыщенные и перенасыщенные  растворы, 

составлять графиков растворимости и использовать их при решении задач

17

18

01.11.

01.11.

Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.

2

Закреплять практические навыки. Уметь доказывать свойство воды как универсального растворителя на примере растворения оконного стекла

Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (4ч.)

19

20

08.11.

08.11.

Ядовитые вещества в жизни человека

2

Знать примеры ядовитых веществ, иметь представление об оказании  мер первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов. 

21

22

15.11.

15.11.

Практическая работа №3. 

Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.

2

Закреплять практические навыки. Иметь представление об ионах тяжелых металлов и уметь проводить опыты по их осаждению

Тема5. Химия и пища (12 ч.)

23

24

22.11.

22.11.

Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс.

2

Иметь представление о роли поваренной соли в обмене веществ живых организмов; знать последствия нарушения солевого баланса для живых клеток и организма в целом

25

26

29.11.

29.11

Влияние на организм белков, жиров, углеводов.

2

Изучить влияние белков, жиров, углеводов на организм. Знать о последствиях нарушения баланса этих веществ в организме.

27

28

06.12.

06.12.

Витамины: как грамотно их принимать

2

Иметь представление о витаминах: классификацию, физиологическое действие. Знать и уметь объяснять понятия «гиповитаминоз» и «гипервитаминоз»

29

30

13.12.

13.12.

Практическая работа №4.

 Гашение соды.

2

Закреплять практические навыки. Уметь проводить и комментировать процесс гашения соды

31

32

20.12.

20.12.

Практическая работа №5.

Очистка загрязненной поваренной соли.  Выращивание кристаллов поваренной соли.

2

Закреплять практические навыки. Знать способы разделения смесей, уметь применять эти знания для очистки поваренной соли

33

34

27.12.

27.12.

Зачет №1 (по темам 1-5)

2

Тема 6. Химия в быту (16 ч.)

35

36

10.01.

10.01.

Виды бытовых химикатов

2

Ознакомиться с видами бытовых химикатов; уметь характеризовать их с позиций пользы и вреда

37

38

17.01.

17.01.

Разновидности моющих средств

2

Знать классификацию моющих средств; иметь представление о действии СМС на окружающую среду

39

40

24.01.24.01.

Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней

2

Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания спичек и бумаги. Уметь характеризовать значение этих изобретений для жизни человека

41

42

31.01

31.01.

История стеклоделия.

2

Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания стекла; виды декоративной обработки стекла.

43

44

07.02.

07.02.

Керамика: от истории изобретения до наших дней

2

Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания керамических изделий. Знать об истории фарфора.

45

46

14.02.

14.02.

Химия и косметические средства

2

Знать роль химии в создании косметических средств; уметь называть положительные и отрицательные аспекты этого вопроса

47

48

21.02.

21.02.

Практическая работа №6. 

Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

2

Закреплять практические навыки. Уметь проводить опыты по выведению пятен ржавчины, чернил, жира

49

50

28.02.

28.02.

Зачет №2 (по теме 6)

2

Тема 7. Химия лекарств (10ч.)

51

52

07.03.

07.03.

Лекарства и яды в древности

2

Иметь представление о способах применения лекарственных средств в древности, знать о способах их получения

53

54

14.03.

14.03.

Аспирин: за и против.

2

Уметь характеризовать физиологическое действие аспирина как лекарственного средства. Иметь представление о двояком действии на организм.

55

56

21.03.

21.03.

Понятие о фитотерапии

2

Иметь представление о фитотерапии; уметь характеризовать роль растений в получении лекарственных средств как альтернативе синтетических препаратов

57

58

28.03.

28.03.

Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).

2

Закреплять практические навыки. Уметь исследовать лекарственные препараты методом «пятна» (вязкость).

59

60

04.04.

04.04.

Зачет №3 (по теме 7)

2

Тема 8.  Влияние вредных привычек на организм человека (8ч.)

61

62

11.04.

11.04.

Курить – здоровью вредить!

2

Иметь представление об истории появления табака в России. Знать о вреде курения

63

64

18.04.

18.04.

Наркомания – опасное пристрастие.

2

Иметь представление о физиологическом воздействии наркотических средств на организм, знать о вреде наркомании как опасном пристрастии

65

66

25.04.

25.04.

Практическая работа №8.

Действие этанола на белок.

2

Закреплять практические навыки. Иметь представление о денатурации белка. Уметь доказывать опытным путем действие этанола на белок.

67

68

16.05.

16.05.

Защита исследовательских работ

 Зачет№4 (по теме 8)

2

Подведение итогов курса, защита исследовательских работ

Итоговое занятие (4ч.)

69

70

23.05.

23.05.

Защита исследовательских работ

2

Подведение итогов курса, защита исследовательских работ

71

72

30.05

30.05

2

Итого:72 часа

4.Результаты освоения и система оценки

Требования к уровню подготовки учащихся

В ходе освоения курса учащиеся должны 

знать/понимать:

  • правила безопасной работы в кабинете химии;
  •  правила обращения с веществами;
  •  правила работы с лабораторным оборудованием;
  •  порядок организации рабочего места.

уметь:

  • выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
  • оказывать  меры первой помощи;
  • определять цель, выделять объект исследования;
  • наблюдать и изучать явления и свойства;
  • описывать результаты наблюдений;
  • создавать необходимые приборы;
  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
  • составлять отчет;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • осуществлять проектную деятельность.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
  •  экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
    лабораторным оборудованием;
  • формирования  высокой культуры отношения к природе;
  • критической  оценки достоверности  химической  информации,
    поступающей из разных источников.

Приложение

Примерные темы для подготовки сообщений.

  1. Чудесный мир бумаги.
  2. Много ли соли в солонках страны?
  3. «Соляные бунты» в России.
  4. Физиологический раствор в медицинской практике.
  5. Имеет ли вода память?
  6. Влажность воздуха и самочувствие человека.
  7. Выводим пятна со страниц книги.
  8. Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
  9. История бумажных денег.
  10. Вода в космосе.

Примерные темы исследовательских работ (проектов, рефератов)

  1. Очистные сооружения городского водоканала .
  2. История спички.
  3. Экологические проблемы Оренбуржья.
  4. Бумага — материальный носитель различных видов искусства

 

Рассмотрено на заседании

методического объединения

_________________________

_________________________

Протокол

№ _______ от ___________

_____________/Шевцова Е.Б.

Согласовано

Зам.директора по УВР

__________/ Моисеенко Л.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в 8 химико-биологическом классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 8 «Д»класс. Профильный уровень(химико-биологический)...

Рабочая программа в 10 химико-биологическом классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 10 класс. Профильный уровень....

Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"

Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения ...

Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс

С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...

Программа кружка по химии для 8 класса "Юный химик"

Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, ве...

Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год) 8 класс

Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год)      Основная цель курса- поддержать  интерес к и...

Программа по профориентации для 9-11 классов химико-биологического профиля

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение задача которого – создание в старших классах ...