Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках химии
статья по химии по теме

Кобылянская Елена Павловна

Данная статья поднимает волнующую многих учителей проблему:изменение системы оценивания в рамках современных требований ФГОС.Формирующее оценивание позволяет согласовать результаты оценивания с поставленными целями,оно помогает совершенствовать учение и  преподавание,меняет , возможно, закостенелую организацию учебного процесса,заставляет по другому относится как учителя , так и ученика к результатам учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формирующее оценивание21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках химии 

Одной из важных составляющих всего образовательного процесса является процесс оценивания. Новые образовательные стандарты задают новый вектор в этом процессе. Я думаю, у многих из учителей  на практике возникают некоторые проблемы при оценивании учащихся. Могут звучать вопросы : «Почему мне поставили   эту оценку?», «Почему Пете поставили «3»,а мне «2»? Часть учеников  и вовсе не хочет выкладываться, а просто хочет «пройти» тему, предмет. Они не хотят себя загружать учёбой. Введение формирующего оценивания предполагает, что произойдет сдвиг, и ученики будут по- другому относиться к учёбе.

Согласно принципам формирующего оценивания учителю для того, чтобы совершенствовать преподавание, нужно, прежде всего, определить и представить ученикам учебные цели и задачи, затем наладить обратную связь. Полученная информация покажет учителю,  в какой степени эти цели и задачи реализованы, и что ему целесообразно сделать или изменить, чтобы ученики достигали следующих уровней овладения материалом.

Учащимся, чтобы совершенствовать учение, необходимо получить вовремя и по всей полноте соответствующую обратную связь, а так же научиться самостоятельно оценивать то, как они учатся.

Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно - оценочную деятельность, приобретая навыки и умения к самооценке.

В этой связи «формирующее оценивание» понимается как процесс поиска, который ученик и их учитель  используют для того, чтобы решить, как далеко ученик продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Формирующее оценивание наибольший эффект имеет для учеников, считающих себя неуспешными, т .к. в этом процессе большое значение имеет ранняя обратная связь, (ученик-учитель)Как воспринимает процесс собственной учебы сам ученик,как корректируются перед ним и им самим те или иные учебные задачки.

Формирующее оценивание  обеспечивает учителя информацией, которая дает возможность совершенствовать преподавание, мотивировать учеников на включенность в своё учение, оно позволяет ученикам научиться УЧИТЬСЯ. Да, можно с помощью тестов проверить знания того или иного фактического материала, но нет осмысления учеником, что же он знает, нет глубокого понимания основных понятий и законов, и куда ему  двигаться дальше.

Могу подтвердить мнение ряда авторов работ по данной теме, что при включении формирующего оценивания в учебный процесс нужно учитывать ряд условий:

-требуется определённая  организация учебного процесса

-результаты оценивания должны быть всегда доступны и понятны  ученику

-эти результаты должны использоваться для планирования работы ученика.

Я считаю, самым главным -это личность учителя, стиль  руководства этим процессом ,выстраивание взаимодействия с учеником.

Отличный результат получается, когда учитель не одиночка в этом процессе, а существует в школе единая система формирующего оценивания, хотя возможно начать этот процесс и  с пилотных классов. На первых порах, при вовлечении учеников в этот процесс, возможно отрицание, особенно, у подростков. А предмет «Химия» начинает изучаться именно с этого возраста. Но здесь результат принятия зависит от мастерства педагога. Если это будет преподнесено как навязывание, то результат может быть отрицательный.

Цель учителя не только проверить знания учеников, но и научить их проводить рефлексию и оценку своих знаний. Я использую для этого опросники. Например, опросник при обобщении темы «Простые вещества. Решение расчетных задач. » (Химия -8 ,Габриелян О.С.)(см. приложение) Подобная оценка своих знаний учениками может быть проведена накануне контрольной работы, в которой ученики будут выполнять аналогичные задания. После анализа с учеником этой карты может следовать корректировку поставленных целей.

Методы и приемы в формирующем оценивании не какие- то особенные, они носят универсальные характер, такие как индивидуальная  беседа, беседы –обсуждения на понимание изученного материала, наблюдение. Их всего лишь необходимо адаптировать к потребностям учеников ,учитывая возраст, индивидуальные особенности ,например, используя метод наблюдения на уроке, учитель заранее определяет ученика или учеников, у кого в течении урока он будет отслеживать и корректировать работу(здесь продуктивнее брать менее успешных ребят), а в конце урока обратить внимание класса на то , каков прогресс у этих учеников ,что удачным было  у  них работе.

В этом отношении я поддерживаю и разделяю широко распространенную в английских школах программу «Удовлетворение и радость». Достаточно много ссылок на нее и у наших российских теоретиков в области педагогики.

Основные принципы учения, основанного на этой программе:

-установить высокие ожидания и поддержать уверенность ученика в успехе

-установить, что ученик знает и строить всё дальнейшее обучение на этом

-организовать учебный процесс так, чтобы он увлекал ученика и доставлял ему удовольствие

-наполнить учение яркими эмоциональными переживаниями

-делать каждого ребёнка  активным соучастником собственного обучения

-развивать общие учебные умения и личностные качества.

Например, анализируя вместе с учениками выполненные письменные работы, гораздо лучше предложить ученикам отметить, что наиболее удачным, по их мнению, было в работе у одноклассника, а что необходимо улучшить, таким образом исключаются все негативные и критические высказывания, создается ситуация успеха. Чтобы ученики могли дать оценки работам одноклассников, учителю необходимо дать критерии оценивания, а если это старшеклассники, то результативнее разработать критерии совместно с учениками. И ещё, я считаю, что учитель, высказывая своё мнение должен  отметить  прогресс, достигнутый в данной работе по сравнению с предыдущими. Например, умение расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции: ученик научился составлять формулы веществ, знает, что получится в ходе химической реакции, но неправильно расставляет коэффициенты. В таком случае, групповая или парная работа с более успевающим в этой теме учеником возможно позволит ему понять лучше правила расставления коэффициентов , контроль этого умения   и совместный анализ результатов работы дадут возможность к постановке последующих задач.

Еще один интересный блиц - опрос, который я часто практикую на уроках. Отводя на него не более 5мин. ,ученикам предлагается обсудить с соседом по парте то, что они поняли или не поняли из темы прошлого урока. Проговаривая, учащийся фиксирует свое внимание на непонятых моментах. Возникает парный процесс обсуждения, если для обоих в группе оказались одинаковые сложности, то прибегаем к помощи класса при коллективном обсуждении. Время на коллективное обсуждение зависит от сложности темы, количества обсуждаемых вопросов. Но в целом неясных моментов остаться не должно. Цель данного действа не контрольный опрос, а диагностика того что дети понимают на данный момент и каковы их возможности продвижения. В целом  урок можно завершить обсуждением всех учебных целей , показать как учение будет развиваться, как сегодняшний этап учебы связан с тем , как они будут учиться в дальнейшем.

Как вывод из всего сказанного: основная цель формирующего оценивания - максимальное увеличение включенности учеников в учебную активность, во все виды учебной работы, чтобы изменялась их роль в учебном процессе из пассивной в активную. Хотелось бы, чтобы возрастала ответственность учеников за то, как они учатся, к каким результатам приходят, чтобы у них появлялась уверенность в том, что добьются успешности, благодаря своим усилиям.

Приложение. Карта  самодиагностика по теме «Простые вещества. Решение расчетных задач»

Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях.

Очень уверенно

Уверенно

Довольно уверенно

неуверенно

Я могу рассчитать массу вещества по известному количеству вещества.

Я могу рассчитать число частиц по известной массе или объему вещества

Я могу рассчитать объём вещества по известной массе вещества.

Литература

1.Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения/Под.ред. Каспржака А.Г.,Ивановой Л.Ф.,М.:Просвещение,2004

2.Цукерман Г.А.,Мастеров Б.М.Психология саморазвития.М.Интерфакс,1995.

3.Пинская М.А.Формирующее оценивание :оценивание в классе.Учебное пособие.М.Логс.2010

4.Тряпицына Н.П.,Родионова Н.Ф. Модернизация общего образования: оценка образовательного ресурса.СПб.2002

Интернет-источники

1.Романов Ю.В.Система оценивания: опыт осмысления и использования:

http://schools.techno.ru/ms45/win/history/krit8-9.html

2.https://sites.google.com/site/interaktivps/m-4-formiruusee-ocenivanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ

По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...

Возможности оценивания практических умений и навыков на уроках химии.

В системе методов обучения важное место отводится практическим, среди которых в преподавании химии особо выделяется химический эксперимент, определяющий эффективность естественнонаучной подготовки уча...

Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках.

Данная презентация является электронным приложением к статье по теме "Формирующее оценивание:приемы и возможности использования на уроках химии".В ней дается понятие формирующего оценивания,...

Приемы работы с текстом на уроках химии

Методические приемы по работе с текстом...

Формирующее оценивание и способы организации рефлексии на уроках истории и обществознания»

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятельностного подхода. В...