Технологическая карта урока химии по теме "электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Квасова Екатерина Сергеевна

В методической разработке содержится технологическая карта урока, рабочие листы для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektroliticheskaya_dissotsiatsiya.docx124.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Квасова Екатерина Сергеевна

Предмет: химия

Класс: 8

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема урока: Электролитическая диссоциация.

Цели урока: создать условия

- для понимания смысла понятий: электролитическая диссоциация, электролит, неэлектролит;

- для  различения электролитов и неэлектролитов;

- для  развития умения наблюдать,  выделять главное,  существенное из информации по теме;

- для развития умения адекватно оценивать свое продвижение в освоении изучаемого содержания
Планируемые результаты обучения:

- уметь самостоятельно  различать электролиты и неэлектролиты на основе выявленных признаков;

- уметь характеризовать процесс диссоциации веществ;

- уметь  в процессе групповой работы выделять главное,  существенное из информации по теме, в т.ч. полученной при наблюдении;

- адекватно оценивать свое продвижение в освоении изучаемого содержания

Планируемый результат

Предметные умения

 Личностные УУД: 

  1. принятие социальной роли обучающегося
  2. развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения,
  3. формирование социальных и межличностных отношений.

Давать определение «электролитическая диссоциация»,«электролит», «неэлектролит».

Регулятивные УУД:

  1. умение планировать и регулировать свою деятельность
  2. самостоятельно планировать пути достижения цели
  3. владение основами самоконтроля и самооценки

Познавательные УУД: 

  1.  умение определять понятия
  2. устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы
  3. производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Коммуникативные УУД: 

  1. готовность получать необходимую информацию
  2. отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении
  3. выдвигать гипотезу, доказательства,

4. продуктивно взаимодействовать со своими партнерами

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая

Учебник, рабочий лист, раздаточный материал, мел, доска, периодическая система, прибор для определения проводимости электрического тока

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Примечания

Стадия вызова

Здравствуйте! Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на парте. 

Ребята, а как вы думаете, что такое причина? а следствие? а следствие может быть причиной?

Все мы знаем, что если что-то происходит, то всегда есть какая-то причина для этого.  А важно знать причины явлений?

Т.о. причина и следствие взаимосвязаны, образуют сложные причинно-следственные связи. Понимание этих связей необходимо для полного понимания сути происходящих явлений, в том числе химических.

А химические  явления – это причина или следствие?

Я вам покажу химические явления, а вы попробуете объяснить причину этого

- Нам нужно найти причину того, почему окраска изменяется только в водных растворах.

- Значит какова цель нашего урока?

Зарисовывают свое настроение

Отвечают на вопросы учителя

Смотрят демонстрационные опыты, отмечают в рабочих листах

Запишите цель в раб. листах.

Учитель демонстрирует два опыта:

1.  будет ли изменять окраску индикатора сухая щелочь?  В две сухие пробирки насыпать немного кристаллического гидроксида натрия и добавить в обе пробирки кристаллы фенолфталеина. Встряхнуть. В одну их пробирок прилить небольшое количество воды.

Индикатор изменяет окраску только в водном растворе щелочи.

 2.  Некоторые металлы, например железо, взаимодействуют с водными растворами некоторых солей, например, сульфата меди(II).  Будет ли железо взаимодействовать с раствором сульфата меди(II), если соль растворена не в воде, а в ацетоне?

В две пробирки насыпать обезвоженный сульфат меди(II). В одну из пробирок прилить 1 мл ацетона, а в другую - 1 мл воды. Встряхнуть обе пробирки. В растворы опустить очищенные железные гвозди.

Железо вытесняет медь только из водного раствора соли.

общий вывод: кислоты, щелочи, соли,  проявляют свои свойства только в водных растворах.

Значит, в водных растворах с веществами что-то происходит

Тема урока и цель записывается на доске и в тетрадях.

Стадия осмысления

Причиной этих явлений может быть вода?

1 этап Механизм электролитической диссоциации.

Давайте вспомним строение молекулы воды (связь ковалентная полярная, молекула – диполь, угол 104,5).

На столах у всех есть смоделированные диполи воды. Расположите свои диполи рядом на столе.

Как вы их расположили?

Что может быть следствием, если  ваши молекулы воды соприкоснутся одноимёнными полюсами? (Отталкиваются)

 А разноимёнными? (притягиваются)

На столах лежит кристаллическая решетка. Какое это вещество? (поваренная соль)

А у меня она вот. А теперь в воду добавим соль,  а вы попробуйте показать  этот процесс на моделях соли и воды. (Что происходит с разноименными зарядами)

Что произойдет, если мы раствор перемешаем? А вы покажите на своих моделях.

Что может произойти со связью между натрием и хлором?

Так вот, ребята, в химии этот процесс называется диссоциацией.

То что мы сейчас с вами выполнили это и есть механизм диссоциации. У вас в раб листах  есть задание. В котором необходимо соотнести этапы диссоциации и процессы, которые при этом происходят.

Во время чтения текста учебника на стр.  219-221 расставьте этапы диссоциации в правильном порядке.

При растворении в воде вещества взаимодействуют с диполями, распадаются на свободные гидратированные ионы и проводят электрический ток.

2 этап Электролиты, неэлектролиты

    Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, который  состоял  из 2-х электродов, лампочки и розетки. При опускании электродов в исследуемое вещество, если оно проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.

- Давайте и мы проведем исследование для того, чтобы подтвердить тот факт, что в водных растворах кислот, щелочей, солей находятся ионы. Для этого на столах у вас есть приборы, свои результаты вы будите отмечать в рабочих листах.

 Ребята, что вы наблюдали? (в одном случае лампочка загорается, в другом – нет)

Почему лампочка загорается? (проходит электрический ток)

 Какой вывод мы можем сделать на основе проведенных исследований?

(Вывод: Одни вещества проводят ток, а другие нет)

– А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот, щелочей, солей.
– С каким видом химической связи растворы веществ проводят электрический ток? 
(Ионной, ковалентной сильно полярной)
– Какие вещества не проводят электрический ток? (Все кристаллические вещества, оксиды, газы)
– 
С каким видом химической связи вещества не проводят электрический ток? (С ковалентной неполярной и слабо полярной)

Вещества, растворы которых проводят электрический ток назвали электролитами, а вещества, которые не проводят ток – неэлектролитами (записать определение в раб. лист)

- Давайте сформулируем определение ЭД:

Какие ключевые слова мы применяли при исследованиях?

Что происходит с веществом при диссоциации (распад)?

Какое вещество распадается? (электролит)

На какие частицы распадается? (ионы)

Что является причиной диссоциации? (при растворении в воде)

-ЭД – распад электролита на ионы при растворении в воде. (записать)

Рассматривают схему строения молекулы воды в учебнике

Работают с  бумажными моделями молекулы воды, соли

Читают учебник, заполняют рабочий лист

Работа в группах

Выступления ребят по группам

Схемы строения воды и хлорида натрия в приложении 1 к уроку

Перед исследованием  повторяют правила работы в группах

по ходу выступлений заполняется таблица в рабочем листе, отмечается, какие вещества проводят электрический ток, а какие нет

Стадия рефлексии (размышления)

Возвращаемся к проблемным вопросам, которые были заданы в начале урока.

– Что же происходит в водных растворах? Почему окраска изменяется только в водных растворах? (процесс диссоциации)

– Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы – электролиты?

– В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (шиповника, черники, калины). В чем причина того, что настой стал проводить электрический ток?

- Сейчас вам нужно ответить на вопросы теста

    Обменяемся листочками,  проверим работу товарища. Поставим оценку.

Все сегодняшние полученные знания можно обобщить в одной теории, которая называется теорией электролитической диссоциации (ТЭД), с основными положениями которой вы познакомитесь на следующем уроке.

Оцените свое эмоциональное состояние. Какое у вас настроение  к концу нашего занятия? По какой причине настроение у всех разное, хотя занятие одно? Так уж у людей получается, что они не видят истинных причин, а видят только лишь следствия этих причин. Научиться видеть эти истинные причины может каждый, для этого необходимо лишь желание.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют тест, оценивают работу товарища (критерии оценивания записаны на доске)

Отмечают свое настроение

Задания теста могут быть представлены на слайдах презентации или  на карточках для каждого ученика

 

Учитель при необходимости собирает тетради  (карточки) с выполненным тестом.

Д.з.

Запишем домашнее задание "Используя таблицу растворимости,  составить алгоритм для написания уравнений диссоциации"

   

Записывают д.з.

Приложение 1. Схема молекулы воды и хлорида натрия

Картинки по запросу схема диполя воды 8 класс     ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу схема диссоциации

Приложение 2. Рабочий лист ученика

Рабочий лист  ученика _______________________________________________________________

Цель  урока ______________________________

Моё эмоциональное состояние Солнышко – настроение радостное, хорошее Ёлочка – мне безразлично, тучка – настроение плохое, мне грустно

в начале урока

в конце урока

Окраска

изменилась

не изменилась

CuSO4+ вода+Fe

CuSO4+ ацетон+Fe

NaOH (кр.) +фенолфталеин (кр.)

NaOH (кр.) +фенолфталеин (кр.)+H2O

Вывод: _____________________________________________________________________

Механизм диссоциации

1. Соотнесите этапы диссоциации веществ с ионной связью и процессы, которые происходят при этом:

Ориентация                                                Возникают силы взаимного притяжения между ионами  вещества и диполями воды.

Гидратация                                                 Разрушение кристаллической решетки вещества и распад вещества на ионы.

Диссоциация                                              Молекулы воды отрицательными полюсами  притягиваются к положительным ионам вещества, а                            положительными – к отрицательно заряженным ионам.

2. Во время чтения текста учебника  пронумеруйте этапы диссоциации вещества с ковалентной связью:

__ ионизация

__ ориентация

__ диссоциация

__ гидратация

Исследование электрической проводимости веществ

№ группы

Вещество

Класс веществ

Проводит или не проводит эллектрический ток

1

NaCl кр.

NaCl р-р

2

C6H12O6 р-р.

C6H12O6 кр.

3

NaOH р-р.

NaOH кр.

4

Н2О

H2SO4 р-р.

Впишите недостающие слова:

        Вещества    (по их способности проводить электрический ток в растворах)

             __________________________                                       ____________________________

К ним относятся: _________________                                К ним относятся: _________________

________________________________                                 ________________________________

Электролитическая диссоциация - это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              Приложение 3. Тест для проверки усвоения темы урока

                                         

 Тест

1) Выберите электролиты:  

 а -  кислород

б - хлорид натрия (крист.)    в - раствор глюкозы    г - раствор гидроксида натрия    

2)        Выберите неэлектролиты:

а - хлорид калия (водный раствор)  б – азот    в - азотная кислота (водный раствор)

 г – серная кислота

3)        неэлектролиты - это

а - вещества, проводящие ток

б- вещества, не проводящие ток

в -  вещества, растворы которых не проводят ток

г - вещества, растворы которых проводят ток

4)        в водных растворах электролиты
а - распадаются на ионы

б - распадаются на атомы

в - распадаются на ионы под действием молекул воды  

г - распадаются на ионы в результате диффузии

5)        при диссоциации молекулы растворённого вещества
а
, - объединяются в группы        

б - взаимодействуют друг с другом

в -  распадаются на ионы под действием молекул воды

г - распадаются на атомы

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...

Технологическая карта урока химии "Электролитическая диссоциация" 9 класс

Ф.И.О. учителя: Леушина Н.А.Предмет: химияКласс: 9Тема урока: «Электролитическая диссоциация»Тип урока: Открытие новых знаний.Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивныйФормы ра...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...