Рефлексия на уроках химии
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Султанова Флорида Василовна

Для использования на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_na_uroke_himii.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

 РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

Что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  2. рефлексия деятельности;
  3. рефлексия содержания учебного материала.

Игра, анкетирование, с помощью фруктов на рефлексивном древе(например по теме «Кислоты»)

(примеры см. ниже)

Адекватно самостоятельно оценивать степень усвоения материала и свою работу на уроке

На уроках химии можно использовать такие методики:

*** Эффективным является прием рефлексии «Одним словом». Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на уроке:

  1. Раздражение
  2. Злость
  3. Радость
  4. Равнодушие.
  5. Удовлетворение
  6. Вдохновение
  7. Скука.
  8. Тревога.
  9. Покой.
  10. Уверенность
  11. Неуверенность.
  12. Наслаждение.

*** Можно использовать прием рефлексии «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0.

Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок.

Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. С этой целью можно провести рефлексию в виде устного опроса:

  • «Я узнал(а) много нового»;
  • «Мне это пригодится в жизни»;
  • «На уроке было над чем подумать»;
  • «На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы»;
  • «На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)».

Учитель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса и т.д.

Рефлексия в конце урока позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для этого учащимся предлагается рефлексивный прием«Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Или можно предложить такую форму:

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

Рефлексия в форме анкетирования позволяет в конце урока осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения на уроке может пройти в виде определения индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.

Индекс удовлетворенности:

  • от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;
  • от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;
  • от 0,6 и выше – высокий.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексивная деятельность на уроке – не самоцель, а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках химии

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если понимает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Методический семинар "Этап рефлексии на уроке химии"

Муниципальный этап Всероссийского конкурса«Учитель года Республики Тыва-2017» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»Дыртык-оол О.А.,учитель химии и географии,МБОУ Шамбалыгской СОШ Пояснит...

Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в рамках реализации ФГОС. Копилка примеров рефлексии на уроках.

Цель данной работы повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....

Методическая разработка. Правописание наречий (урок рефлексии/ комбинированный урок). 7 класс

М. М. Разумовская и др. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: – М.: «Дрофа», 2017Формировать навык нахождения в тексте наречий и определение их разрядов,  у...