технологичекая карта урока
методическая разработка по химии (9 класс) на тему


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА

  Тема. Общая характеристика неметаллических элементов.

Неметаллы как  простые вещества. Свойства неметаллов. Аллотропия.

Единственный путь, который ведет к знаниям – это деятельность

Б. Шоу

ОПОРНАЯ СХЕМА № 1

НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Положение в ПСХЭ

Особенности строения

атомов

Закономерности

изменения свойств

Н                                He

В                           F

 At

1) число валентных ē:

от4 до 8

2) валентность:

от IVдоVIII

3) высшая СО:

от (+4) до (+8)

4) низшая  СО:

от (-4) до (-1)

В периодах(→)

и

гл. подгруппах (↑)

а)уменьшается:      Ra

б)увеличивается:   ЭО

в) усиливается активность (неметаллическая, окислительная)

ОПОРНАЯ СХЕМА № 2

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА НЕМЕТАЛЛЫ

СОСТАВ

СТРОЕНИЕ

СВОЙСТВА

Состоят из атомов

неметаллических

 элементов с одинаковым значением ЭО, между которыми образуется ковалентная

неполярная

связь

Молекулярное

Газы, жидкости, твердые (хрупкие), низкие tпл. и tкип. ,

мало  растворимы в воде, не проводят эл. ток

Немолекулярное

(атомное)

Очень твердые кристаллические вещества, очень

высокие  tпл. и tкип. , не растворимы в воде, не проводят эл. ток

3. АЛЛОТРОПИЯ – существование одного и того же элемента в виде двух и более простых веществ(аллотропных видоизменений или модификаций)

О                                        С

ОЗОН       КИСЛОРОД                             АЛМАЗ    ГРАФИТ    КАРБИН

3.1. Аллотропные модификации Оксигена

I вариант

1) общее в составе молекул _________________________________________

2) общее в свойствах_______________________________________________

II вариант

1) различие в составе молекул _______________________________________

2) различие  в свойствах____________________________________________

ВЫВОД:

Наличие у Оксигена аллотропных видоизменений  (кислорода и озона) обусловлено __________________________________________________________

3.2.  Аллотропные модификации Карбона

ЗАДАНИЕ. Составьте таблицу «Состав и свойства алмаза и графита»(учебник О.Г. Ярошенко) , работая по вариантам

I вариант – АЛМАЗ                                                    II вариант – ГРАФИТ

Признаки сравнения

Простые вещества

АЛМАЗ

ГРАФИТ

1

Особенность

кристаллической

решетки

С*(sp3)

Атомная

С*(sp2)

Атомная (слоистая)

2

Агрегатное состояние

3

Цвет

4

Твердость

5

Электропроводимость

6

Особые свойства

Хорошо преломляет свет

Жирный на ощупь

ВЫВОД:

Наличие у Карбона  аллотропных видоизменений  (алмаза и графита)

обусловлено ______________________________________________________

Домашнее задание: Учебник  О.Г.Ярошенко

Учить § 3,4, выполнить № 1,2,  стр.35 (письменно). Творческое задание:

«Озоновые дыры»: сущность, причины возникновения, пути решения»

ИНСТРУКЦИЯ № 1

1-я группа           ЗАДАНИЕ.  

Пользуясь таблицей № 1, ответить на вопросы:

1) укажите число неметаллических элементов;

2) укажите номера групп, где расположены неметаллические элементы;

3) в каких подгруппах размещены неметаллические элементы;

4) назовите диагональные неметаллические элементы;

5) в какой части таблицы размещены неметаллические элементы.

Таблица № 1

Группы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Периоды

H

Гидроген

He

Гелий

B

Бор

C

Карбон

N

Нитроген

O

Оксиген

F

Флуор

Ne

Неон

Si

Силиций

P

Фосфор

S

Сульфур

C

Хлорl

Ar

Аргон

As

Арсен

Se

Селен

Br

Бром

Kr

Криптон

Te

Теллур

I

Йод

Xe

Ксенон

At

Астат

Rn

Радон

ВЫВОДЫ:

1) известно _______ неметаллических элемента;

2) неметаллические элементы размещены в _________________ группах;

3) неметаллические элементы размещены в _________________ подгруппах;

4) диагональные неметаллические элементы ___________________________;

5) неметаллические элементы размещены в ____________________________ углу  таблицы над диагональю _______________________________________

ИНСТРУКЦИЯ № 2

2-я группа

ЗАДАНИЕ.  Пользуясь таблицей № 2, ответить на вопросы:

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО

1) число валентных электронов неметаллических элементов  ;

2) валентность неметаллических элементов ;

3) высшая степень окисления неметаллических элементов;

4) низшая степень окисления неметаллических элементов;

5) приведите примеры исключений по пунктам (2), (3) и (4)

Таблица  № 2

Группы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

H

…1s1

He

…1s2

B

…2s22p1

C

…2s22p2

N

…2s22p3

O

…2s22p4

F

…2s22p5

Ne

…2s22p6

Валентные

электроны

Высшая

степень

окисления

+4

Низшая

степень

окисления

–4

ВЫВОДЫ:

В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО:

1) число валентных электронов неметаллических элементов  изменяется       от  значения _______ до значения _______;

2) высшая валентность  неметаллических элементов  изменяется  от значения _______ до значения ______;

3) высшая степень окисления неметаллических элементов изменяется  

 от значения _________ до значения ______________;

4) низшая степень окисления элемента определяется с помощью приема  

__________________________________________________________________,

и  изменяется   от значения _________ до значения ______________;

способность атомов неметаллических элементов присоединятьэлектроны ___________________________________________;

5) некоторые исключения:  

Оксиген, валентность _____ , степень окисления ___________

Флуор, валентность _______, степень окисления ___________,

Гидроген, валентность ______, степени  окисления ___________

ИНСТРУКЦИЯ № 3

3-я группаЗАДАНИЕ.  Пользуясь таблицей № 2, ответить на вопросы:

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО

1) радиус атомов элементов ;

2)  значение электроотрицательности элементов;

3)  окислительная способность (способность присоединять электроны) неметаллических элементов;

4) активность  неметаллических элементов;

5) в каком направлении в главных подгруппах Ra уменьшается,значение ЭО увеличивается, активность  неметаллических элементов  усиливается

Таблица  № 3

Группы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Периоды

H

…1s1

He

…1s2

B

…2s22p1

C

…2s22p2

N

…2s22p3

O

…2s22p4

F

…2s22p5

Ne

…2s22p6

Si

…3s23p2

P

…3s23p3

S

…3s23p4

Cl

…3s23p5

Ar

…3s23p6

As

…4s24p3

Se

…4s24p4

Br

…4s24p5

Kr

…4s24p6

Te

…5s25p4

I

…5s25p5

Xe

…5s25p6

At

…6s26p5

Rn

…6s26p6

ВЫВОДЫ:

В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО:

1) радиус атома (Ra) ________________________________________________

2)значение электроотрицательности (ЭО) ______________________________

3) окислительная способность (способность присоединять электроны)  

4) активность  неметаллических  элементов ____________________________

5) В ГЛАВНЫХ ПОДГРУППАХ :

Ra уменьшается,значение ЭО увеличивается, активность  неметаллических элементов  усиливается в направлении   ________________________________



Предварительный просмотр:

Конструирование урока по теме

«Общая характеристика неметаллических элементов. Простые вещества неметаллы. Свойства неметаллов»

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ

ПРИЕМЫ

ФОРМЫ
РАБОТЫ УЧ-СЯ

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

I. Организация класса

Приветствие, пожелание хорошего настроения

II. Мотивация учебной деятельности

Наглядный (слайд-шоу)

Проблемный (постановка вопроса)

«Удивляй»

«Наведи порядок»

Развитие познавательного интереса, интереса к изучению химии, развитие эмоций (ситуация удивления, использование ярких фактов)

III. Изучение нового материала

1. Общая характеристика неметаллических элементов

2. Простые вещества неметаллы

-общие физ. свойства

Частично- поисковый

Фронтальная беседа

«Моя работа- наша работа»

«Проверь себя»

«Проверь себя»

Выполнение небольшого практического задания с помощью карточки инструкции в малых группах

Заполнение технологической карты (ОС № 1)

Самостоятельная работа позаполнению технологической карты (таблица)

Развитие умений составлять таблицы

Развитие коммуникативной компетентности

Развитие навыков самостоятельной работы Развитие умений составлять таблицы

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ

ПРИЕМЫ

ФОРМЫ
РАБОТЫ УЧ-СЯ

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

- аллотропия

- озоновый слой, его значение

Объяснение учителя

(понятие аллотропии, аллотропных модификаций)

Проблемный

(причины аллотропии

Оксигена и Карбона, Алмаза и графита -  проблемный вопрос)

Наглядный

«Проверь себя»

Самостоятельная работа с учебником (таблица Озон и кислород, )

Составление таблицы Алмаз и графит),

Работа в парах

Взаимообмен полученной информацией

Заполнение технологической карты

Развитие приемов мыслительной деятельности (сравнение, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение)

Развитие коммуникативной компетентности

и др.

Развитие представлений о целостности научной картины мира

IV. Первичное осмысление и закрепление знаний

Химический тренинг

«Верю-не верю»

Фронтальная

Сознательное закрепление знаний

V. Первичное применение полученных знаний

«Мозговой штурм»

Фронтальная

Сознательное применение знаний на практике

VI. Подведение итогов. Домашнее задание

Творческое дифференцированное задание

«Озоновые дыры»: сущность проблемы, причины, пути решения»

Дифференцированное задание

Развитие познавательного интереса, творческих способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологичекая карта урока по теме: "Hollidays", 4 класс.

Урок рас читан для учащихся 4 класса, по учебнику Азаровой "Millie"...

Технологичекая карта урока по теме "Масс Медиа"

Технологическая карта урока по теме "Масс Медиа в англоговорящих странах" для 8 класса основной школы....

Технологичекая карта урока в 5 классе по теме "Технология изготовление лоскутного изделия"

Подробная технологичекая карта урока в 5 классе. Дана краткая характеристика класса, указаны планируемые образовательные результаты, метапредметные УУД.  Даны чертежи для изготовления прихваток в...

Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Комаровой Ю.А.

Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Комаровой Ю.А....

Технологичекая карта урока русского языка в 6 классе "Нормы употребления имен числительных"

Методическая разработка «Нормы употребления имен числительных в речи» предназначена для учителей русского языка и литературы. Это урок обобщения и систематизации изученного по теме «...