Рабочая программа по химии. 10-11 классы.
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Варламова Галина Ивановна

Рабочая программа по химии к УМК Рудзитис, Фельдман. 10-11 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каринская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

На ШМО учителей естественно-математического цикла

Протокол № _1__     от

«__15__»___08_____2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Г.И.Варламова

«__15__»____08________2018 г.

                     «Утверждаю»

Директор

________ Ю.Н.Мальцева

                     Приказ  № ________от

                   «____»_______2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

                                  

                                                                 _Варламовой Галины Ивановны, высшая категория______

                                                                         по       химии, 8-й класс (общеобразовательный)        

Рабочая программа составлена на основе авторской основной образовательной программы основного общего образования

по химии     8 класс. Авторы  Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, «Просвещение», 2016 год.

                                                                                      2018 – 2019 учебный год                 

                                                                          Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана с учетом ФГОС ООО.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8-9 класс» с использованием УМК Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана, Москва, Просвещение, 2016.

        Результаты освоения учебного предмета «Химия».

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  4. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
  3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
  4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
  2. осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;  
  3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
  4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
  5. приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
  7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
  8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
  9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Выпускник научится:

- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

-  свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

- раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

- различать химические и физические явления;

- называть химические элементы;

- определять состав веществ по их формулам;

-  валентность атома элемента в соединениях;

- определять тип химических реакций;

- называть признаки и условия протекания химических реакций;

- выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

- составлять формулы бинарных соединений;

- составлять уравнения химических реакций;

- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

- вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

- получать, собирать кислород и водород;

- распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

- раскрывать смысл закона Авогадро;

- раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

- характеризовать физические и химические свойства воды;

- раскрывать смысл понятия «раствор»;

- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

- приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

- называть соединения изученных классов неорганических веществ;

- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

- определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

- составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

- раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

- объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

- раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

- характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

- определять вид химической связи в неорганических соединениях;

- изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

Выпускник получит возможность научиться:

- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.


Содержание программы курса химии 8 класса

Тема 1 Первоначальные химические понятия.

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, Интернет.Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание,кристаллизация, дистилляция. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакцийи условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: атомная и молекулярная.Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Простые и сложные вещества. Химический элемент.Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса.Знаки химических элементов.

Закон постоянства состава веществ. Химическая формула.Относительная молекулярная масса.Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам.Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов.Составление формул бинарных соединений по валентности атомов химических элементов и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений.

Атомно-молекулярное учение.Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.Химические уравнения.Типы химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения.

Коэффициенты в уравнениях химических реакций, как отношения количеств веществ, вступающих и образующихся в результате химической реакции.

Демонстрации:

Ознакомление с лабораторным оборудованием; приемы безопасной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция.

Нагревание сахара. Нагревание парафина. Взаимодействие растворов: карбоната натрия и соляной кислоты, сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Взаимодействие свежеосажденногогидроксида меди(II) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании.

Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях.

Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды.

Практическая работа 1

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

Практическая работа 2

Очистка загрязненной поваренной соли.

Лабораторные опыты:

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений.

Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород.

Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Упражнения и задачи:

Упражнения на определение валентности элементов в бинарных соединениях.

Упражнения на составление формул бинарных соединений по известной валентности.

Упражнения на определение состава простейших соединений по их химическим формулам.

Упражнения в составлении химических уравнений.

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Шаростержневые модели молекул.

Модели кристаллических решеток.

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам и практическим работам.

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

Первоначальные понятия классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.Естественные семействахимических элементов: щелочные металлы, галогены.Благородные газы.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов.

Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды.Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы.Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса.

Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости.Заполнение электронных слоев у атомовэлементов малых периодов.Электронные схемы и электронно-графические формулы. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона для развития науки.Жизнь и научный подвиг Д.И.Менделеева.

Демонстрации:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Физические свойства щелочных металлов.

Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов.

Взаимодействие натрия и калия с водой.

Физические свойства галогенов.

Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и иодом.

Упражнения и задачи:

Упражнения на основные характеристики атома химического элемента.

Упражнения на сравнение свойств химических элементов на основании их положения в ПСХЭД. И. Менделеева.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам.

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи:ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.

Демонстрации:

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Упражнения и задачи:

Упражнения на определение типа химической связи в соединениях; составление схем образования связей в соединениях.

Упражнения на определение степени окисления элементов в соединении; составление формулы вещества по степени окисления элементов.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Ряд электроотрицательности химических элементов.

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам

Тема 3. Количественные отношения в химии.

Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объем.Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях. Простейшие расчеты по уравнениям химических реакций.

Демонстрации:

Химические соединения количеством вещества 1 моль.

Упражнения и задачи:

Вычисления с использованием понятий «масса», «моль», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем».

Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчеты по уравнениям химических реакций.

Практическая работа №3 «Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества».

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Тема 4.  Классы неорганических соединений.

Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ.

Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов.Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов.Основания, классификация и свойства: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Реакция нейтрализации.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Вытеснительный ряд металлов.

Кислотно-основные индикаторы.

Соли. Средние соли. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами.Способы получения солей. Связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации:

Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Практическая работа 5

Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений.»

Лабораторные опыты:

Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей.

Упражнения и задачи:

Расчеты по уравнениям химических реакций.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам и практическим работам.

Тема 5.  Кислород. Водород. Вода

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода.Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации:

Физические и химические свойства кислорода. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды. Условия возникновения и прекращения горения.

Практическая работа 5

Получение и свойства кислорода.

Лабораторные опыты:

Ознакомление с образцами оксидов.        

Упражнения и задачи:

Упражнения на составление формул оксидов по известной валентности.

Упражнения в составлении уравнений реакций горения сложных веществ.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам и практическим работам.

Водород.

Водород.  Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Демонстрации:

Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода на воздухе и в кислороде, собирание водорода методом вытеснением воздуха и воды.

Практическая работа 6

Получение водорода и исследование его свойств.

Лабораторные опыты:

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)

Упражнения и задачи:

Упражнения на составление формул соединений по известной валентности.

Упражнения в составлении химических уравнений.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

Химические реактивы и оборудование в соответствии с методическими указаниями к демонстрационным опытам.

 Вода.

Вода. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды.Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов.Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации:

Анализ воды. Синтез воды. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV), оксидом фосфора (V) и испытание полученных растворов индикатором.

Упражнения и задачи:

Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Необходимое оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (ПСХЭ)

                                Учебно  - тематический план

Тема

Количество часов по рабочей программе

В том

числе практичес-ких работ

В том числе контроль-ных работ

1

Первоначальные химические понятия.

12

2

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

14

-

1

3

Количественные отношения в химии.

10

1

1

4

Классы неорганических соединений.

11

1

1

5

Кислород. Водород.  Вода.

15

2

1

6

Резерв

6

Итого

68

6

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ

8 КЛАСС

№ урока п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Примечание

Первоначальные химические понятия (12ч)

1

Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент.

2

Практическая работа №1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

3

Физические и химические явления

4

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

5

Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли.

6

Атом. Молекула.

7

Химический элемент. Знаки химических элементов

8

Простые и сложные вещества.

9

Валентность

10

Закон постоянства состава вещества.

11

Химические формулы. Индексы.

12

Относительная атомная и молекулярная массы

13

Массовая доля химического элемента в соединении.

14

Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

15

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

16

Массовая доля химического элемента в соединении

17

Закон сохранения массы веществ.

18.19

Химические уравнения. Коэффициенты.

20

Условия и признаки протекания химических реакций.

21

Практическая работа №3. Признаки протекания химических реакций.

22

Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

23

Молярная масса.

24

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия»

25

Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

Кислород. Водород (9ч)

26

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. 

27

Физические и химические свойства кислорода.

28

Получение и применение кислорода.

29

Практическая работа №4. Получение кислорода и изучение его свойств.

30

Водород – химический элемент и простое вещество. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности.

31

Физические и химические свойства водорода. Применение водорода. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород).

32

Практическая работа №5. Получение водорода и изучение его свойств.

33

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

34

Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

Вода. Растворы. (5ч)

35

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды.

36

Растворы. Растворимость веществ в воде.

Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

37

Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

38

Практическая работа №6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

39

Контрольная работа №2 по теме «Кислород. Водород. Вода».

Основные классы неорганических соединений (17ч)

40

Оксиды. Классификация. Номенклатура

41

Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов.

42

Получение и применение оксидов

43

Основания. Классификация. Номенклатура

44

Физические свойства оснований. Получение оснований.

45

Химические свойства оснований.

46

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.

47

Получение и применение кислот.

48

Химические свойства кислот. Реакция нейтрализации.

49

Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

50

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей.

51

Получение и применение солей.

52

Химические свойства солей.

53, 54

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

55

Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

56

Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений».

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (5ч)

57

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы.

58

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы.

59

Периодический закон Д.И. Менделеева.

60

Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

61

Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

Строение веществ. Химическая связь (4ч)

62

Ионная связь.

63

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды.

64

Металлическая связь.

65

Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Химические реакции (3ч)

66

Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях.

67

Окислитель. Восстановитель.

68

Контрольная работа №4 по теме «Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение вещества»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каринская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

На ШМО учителей естественно-математического цикла

Протокол № _1__     от

«__15__»__08______2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Г.И.Варламова

«_15___»____08________2018 г.

                     «Утверждаю»

Директор

________ Ю.Н.Мальцева

                     Приказ № ________от

                   «____»_______2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

                                  

                                                                 _Варламовой Галины Ивановны, высшая категория______

                                                                         по       химии, 9-й класс (общееобразовательный)        

Рабочая программа составлена на основе авторской основной образовательной программы основного общего образования

по химии     9 класс. Авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, «Просвещение», 2016 год.

2018 – 2019 учебный год                 


                                                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии IX класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования  по химии, а так же  Программы курса химии для 8-9  классов общеобразовательных учреждений, автор Н.Н. Гара (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. -М.: Просвещение, 2011.  - 48с.)

Программа рассчитана на 68 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 5 часов.

Требования к уровню подготовки выпускников

       В результате изучения химии ученик должен

       знать/понимать:

  1. химическую символику:
  • знаки химических элементов
  • формулы химических веществ
  • уравнения химических реакций
  1. важнейшие химические понятия:
  • химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь
  • вещество, классификация веществ
  • моль, молярная масса, молярный объем
  • химическая реакция, классификация реакций
  • электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление
  • аллотропия
  • гидролиз
  • скорость химических реакций, химическое равновесие, катализаторы, адсорбция
  • органическая и неорганическая химия
  • углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, полимеры, аминокислоты
  1. основные законы химии:
  • сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон
  • основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова
  1. основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений.
  2. важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан. Этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

       уметь:

  1. называть химические элементы, соединения изученных классов; соединения неметаллов и металлов, органические соединения, изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  2. определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  3. характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  4. объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  6. проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, Интернет-ресурсов);
  7. использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
  9. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  10. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  11. экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  12. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  13. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Содержание рабочей программы

Повторение основных вопросов курса 8 класса (3 часа)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.

Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

Химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Расчёты по химическим уравнениям

Тема 1. Электролитическая диссоциация (14 часов)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Диссоциация кислот, щелочей и солей. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз солей.

 Лабораторные опыты:

  • Реакции ионного обмена между растворами электролитов
  • Действие индикаторов на растворы солей

Практические занятия:

      ●    Изучение влияния

  • Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов»

Контрольная работа №1 по теме «Электролитическая диссоциация»

Тема 2. Галогены. Кислород и сера (11 часов)

Положение кислорода и серы ПСХЭ, строение их атомов. Озон – аллотропная модификация кислорода. Сера. Аллотропия. Свойства и применение. Сероводород, сульфиды. Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства серной кислоты. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие.

Лабораторные опыты:

  • Распознавание ионов в растворе.

Практические занятия:

            ●    Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

  • Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Тема 3. Азот и фосфор (9 часов)

Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота. Строение молекулы и получение. Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия и свойства. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

Лабораторные опыты:

  • Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония).
  • Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Тема 4. Углерод и кремний (7 часов)

Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ: свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

Лабораторные опыты:

  • Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов.
  • Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»

Контрольная работа №2 по темам «Неметаллы».

Тема 5.Общие свойства металлов (12 часов)

Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов. Щелочные металлы. Нахождение в природе, свойства и применение. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий: физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо: нахождение в природе и свойства. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды. Сплавы, их применение.

Лабораторные опыты:

  • Рассмотрение образцов металлов
  • Взаимодействие металлов с растворами солей.
  • Получение гидроксидов железа (II), (III) и взаимодействие их с кислотами.

Практические занятия:

  • Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Контрольная работа №3 по теме «Металлы»

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах.

Введение в органическую химию (7 часов)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Положения теории органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. Предельные углеводороды. Представители, физические и химические свойства, применение. Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах.  Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Одноатомные спирты. Метанол и этанол: физиологическое действие на организм человека. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты. Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Биологическая роль жиров. Глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе. Биологическая роль. Белки. Состав и биологическая роль. Полимеры. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Лабораторные опыты:

  • Знакомство с образцами лекарственных препаратов

Контрольная работа №4  по теме «Органическая химия».

Учебно-тематический план

№ п/п

Название

Кол-во часов

В том числе:

Практическая работа

Контрольная работа

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса

3

Неорганическая химия (50 часов)

1

Электролитическая диссоциация

14

2

1

2

Галогены. Кислород и сера

11

2

3

Азот и фосфор

9

4

Углерод и кремний

7

1

5

Общие свойства металлов

12

1

1

Органическая химия (15 часов)

6

Органические соединения

7

1

Итого:

68

5

4

                                                           

              

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "ХИМИЯ"  9 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Даты

Плановая дата

Фактическая дата

1

Инструктаж по ОТ. Строение атома. Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете строения атома.

1

2

Химическая связь. Строение вещества.

1

3

Основные классы неорганических веществ, связь между собой.

1

4

Окислительно-восстановительные реакции.

1

5

Окислительно-восстановительные реакции.

1

6

Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям.

1

7

Скорость химических реакций.

1

8

Практическая работа 1 "Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость".

1

9

Химическое равновесие. Условия его смещения.

1

10

Обобщение и систематизация знаний. Решение задач.

1

11

Сущность процесса электролитической диссоциации.

1

12

Электролитической диссоциация кислот, щелочей и солей.

1

13

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

1

14

Реакции ионного обмена.

1

15

Гидролиз солей.

1

16

Практическая работа 2 "Решение экспериментальных задач по теме "Свойства кислот, оснований и солей как электролитов".

1

17

Контрольная работа 1 по теме "Электролитическая диссоциация".

1

18

Характеристика галогенов.

1

19

Хлор.

1

20

Хлороводород: получение и свойства.

1

21

Соляная кислота и её соли.

1

22

Практическая работа №3 "Получение соляной кислоты и изучение её свойств".

1

23

Характеристика кислорода и серы.

1

24

Свойства и применение серы.

1

25

Сероводород. Сульфиды.

1

26

Оксид серы (IV). Сернистая кислота.

1

27

Оксид серы  (VI). Серная кислота.

1

28

Практическая работа №4 "Решение экспериментальных задач по теме "Кислород и сера".

1

29

Азот.

1

30

Оксиды азота.

1

31

Азотная кислота.

1

32

Соли азотной кислоты.

1

33

Аммиак.

1

34

Соли аммония.

1

35

Фосфор.

1

36

Фосфорная кислота.

1

37

Соли фосфорной кислоты.

1

38

Углерод.

1

39

Оксид углерода.

1

40

Угольная кислота.

1

41

Карбонаты.

1

42

Жесткость воды.

1

43

Подготовка к контрольной работе.

1

44

Контрольная работа №2 по теме "Неметаллы".

1

45

Характеристика металлов.

1

46

Химические свойства металлов.

1

47

Сплавы.

1

48

Щелочные металлы.

1

49

Магний. Щелочноземельные металлы.

1

50

Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды.

1

51

Алюминий.

1

52

Важнейшие соединения алюминия.

1

53

Железо.

1

54

Соединения железа.

1

55

Практическая работа №5 "Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"

1

56

Контрольная работа №3 по теме "Металлы".

1

57

Органическая химия.

1

58

Предельные (насыщенные) углеводороды.

1

59

Непредельные углеводороды. Алкены.

1

60

 Непредельные углеводороды. Алкины.

1

61

Полимеры. Спирты. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Непредельные углеводороды.

1

62

Углеводы. Аминокислоты. Белки.

1

63

Контрольная работа №4 по теме "Органическая химия".

1




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каринская  средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

На ШМО учителей естественно-математического цикла

Протокол № _1__     от

«__15__»___08_____2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Г.И.Варламова

«_15___»______08______2018 г.

                     «Утверждаю»

Директор

________ Ю.Н.Мальцева

                     Приказ  № ________от

                   «____»_______2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

                                  

                                                                 _Варламовой Галины Ивановны, высшая категория______

                                                                         по       химии, 10-11-й классы (базовый)        

Рабочая программа составлена на основе авторской основной образовательной программы основного общего образования по химии

 10-11 классы. Авторы  Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. «Просвещение», 2017 год.

2018 – 2019  учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа для средней общеобразовательной школы разработана на основе требований к результатам среднего общего образования.

Настоящая программа по химии составлена для учащихся 10-11 классов на базовом уровне в объеме 68 часов (1час в неделю в 10 классе, 1 час в неделю в 11 классе).

Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии на базовом уровне в 10 классе ученик должен:

знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Требования к уровню подготовки выпускника средней школы по химии

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Содержание программы 10 класс
34 часа в год (1 час в неделю)

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Раздел 1. Тема 1.Теоретические основы органической химии (3 ч)

      Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура.
      Электронная природа химических связей в органических соединениях.
      Классификация органических соединений.
      
Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ. примеры УВ в разных агрегатных состояниях

      Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Раздел 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (12 ч)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (3 ч)

      Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
      
Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде.
      
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Практическая работа. 1. Определение качественного состава органических соединений.

Тема 3. Непредельные углеводороды (4 ч)

      Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов.
      
Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.
      
Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Применение.
      
Демонстрации. Изготовление моделей молекул гомологов и изомеров.   Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. Знакомство с образцами каучуков.
      
Практическая работа. 2. Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (2 ч)

      Арены. Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
      
Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.

Тема 5. Природные источники углеводородов (3 ч)

      Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти.
      
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.

Раздел 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 ч)

Тема 6. Спирты и фенолы (4 ч)

      Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека.
      Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
      Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов
в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами.
      
Лабораторные опыты. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).
      
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (4 ч)

      Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. Ацетон — представитель кетонов. Применение.
      Односоставные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение.
      Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
      Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
      
Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II).

      Демонстрации. Растворение в ацетоне различных органических веществ.
      
Практическая работа 3. «Свойства карбоновых кислот».

      Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 8. Жиры. Углеводы (4 ч)

      Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение.
      
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
      Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение.
      Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
      
Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.
      Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I).
      Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

       Демонстрации. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению

      Практическая работа. 4. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

Раздел 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч)

Тема 9. Амины и аминокислоты (2 ч)

      Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение.
      
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.

     Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Тема 10. Белки (2 ч)

      Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
      Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
      
Демонстрации. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).

Образцы лекарственных препаратов и витаминов. Образцы средств гигиены и косметики.

Раздел 5. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч)

Тема 11. Синтетические полимеры (4 ч)

      Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.
      Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
      Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
      
Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.
      

Учебно-тематический план 10 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

 Из них(количество часов)    

Контрольные работы

Практические работы

1

Раздел 1. Теоретические основы органической химии

3

2

Раздел 2. Углеводороды

12

1

2

3

Раздел 3. Кислородсодержащие органические соединения

10

1

2

4

Раздел 4. Азотсодержащие органические соединения

2

5

Раздел 5. Высокомолекулярные органические соединения

6

1

2

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

33

 3

 4

11класс  34 часа в год  (1 час в неделю)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)

      Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
      Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Тема 2. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева на основе
учения о строении атомов (4 ч)

      Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
      Валентность и валентные возможности атомов.

Демонстрации. ПСХЭ ДИМ, таблицы  «Электронные оболочки атомов»

Тема 3. Строение вещества (5 ч)

      Химическая связь. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия
.

 Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.

Тема 4. Химические реакции (7 ч)

      Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
      Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
      Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора
. 

 Гидролиз органических и неорганических веществ
      
Демонстрации. Различные типы химических реакций, видеоопыты по органической химии, видеофильм «Основы молекулярно- кинетической теории».

      Лабораторные опыты. Зависимость скорости реакции от концентрации, температуры, природы реагирующих веществ, Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 5. Металлы (7 ч)

      Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
      Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
      Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, железо).  Оксиды и гидроксиды металлов.
      
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений, сплавы,

взаимодействие металлов с кислородом, кислотами, водой; доказательство амфотерности алюминия и его гидроксида, образцы меди, железа, хрома, их соединений; взаимодействие меди и железа с кислородом;  взаимодействие меди и железа с кислотами (серная, соляная), получение гидроксида меди, хрома, оксида меди;

взаимодействие оксидов и гидроксидов металлов с кислотами;  доказательство амфотерности соединений хрома (III).
      
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 6. Неметаллы (9 ч)

      Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Бытовая химическая грамотность
      
Демонстрации. Образцы  неметаллов; модели кристаллических   решеток, алмаза, графита, получение аммиака и хлороводорода, растворение их в воде, доказательство кислотно-основных свойств этих веществ. Сжигание угля и серы в кислороде, определение химических свойств продуктов сгорания, взаимодействие конц. серной, конц. и разбавленной азотной кислот с медью, видеофильм «Химия вокруг нас».

      Практикум. 1. Решение экспериментальных задач по неорганической химии;

2. решение экспериментальных задач по органической химии;

3. получение, собирание и распознавание газов.

Учебно-тематический план 11 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

 Из них(количество часов)    

Контрольные работы

Практические работы

1

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы

2

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе
учения о строении атомов

Тема 3. Строение вещества

3

Тема 4. Химические реакции

1

Тема 5. Растворы.

4

1

1

Тема 6. Металлы

5

1

Тема 7. Неметаллы

6

1

1

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

32

3

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "ХИМИЯ" ДЛЯ 10 КЛАССА

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Даты

Плановая дата

Фактическая дата

1

Инструктаж по ОТ. Предмет органической химии.

1

2

Электронная природа химических связей в органических соединениях.

1

3

Классификация органических соединений. Решение задач на вывод химических формул.

1

4

Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия.

1

5

Свойства, получение и применение алканов. Циклоалканы.

1

6

Практическая работа 1 "Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях".

1

7

Алкены. Строение, гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Свойства алкенов и их применение.

1

8

Практическая работа 2 "Получение этилена и изучение его свойств".

1

9

Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук."

1

10

Алкины. Строение, гомологический ряд, изомерия, номенклатура, свойства и применение ацетилена.

1

11

Бензол и его гомологи.

1

12

Свойства бензола и его гомологов.

1

13

Природные источники углеводородов.

1

14

Переработка нефти. Обобщение знаний по теме "Углеводороды".

1

15

Контрольная работа 1 по теме "Углеводороды".

1

16

Предельные одноатомный спирты. Получение и применение.

1

17

Химические свойства предельных одноатомных спиртов.

1

18

Многоатомные спирты.

1

19

Фенолы.

1

20

Карбонильные соединения - альдегиды и кретоны. Свойства и применение альдегидов.

1

21

Карбоновые кислоты.

1

22

Химические свойства и применение одноосновных предельных карбоновые кислот.

1

23

Практическая работа 3 "Получение и свойства карбоновые кислот".

1

24

Практическая работа 4 "Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ".

1

25

Контрольная работа 2 по теме "Кислородсодержащие органические соединения".

1

26

Сложные эфиры и жиры.

1

27

Углеводы. Глюкоза. Сахароза.

1

28

Крахмал и целлюлоза.

1

29

Практическая работа 5 "Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ."

1

30

Амины. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты.

1

31

Химия полимеров. Практическая работа 6 по теме "Распознавание пластмасс и волокон".

1

32

Контрольная работа 3 по теме "Органические вещества".

1

33

Итоговый урок.

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "ХИМИЯ" ДЛЯ 11 КЛАССА

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Даты

Плановая дата

Фактическая дата

1

Инструктаж по ОТ. Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.

1

2

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях.

1

3

Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

1

4

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности в изменении свойств химических элементов.

1

5

Строение электронных оболочек атомов химических элементов.

1

6

Строение электронных оболочек атомов химических элементов.

1

7

Валентность. Валентный возможности и размеры атомов химических элементов.

1

8

Химическая связь. Ионная и ковалентная химические связи. Типы кристаллических решёток.

1

9

Металлическая и водородная связи. Типы кристаллических решёток.

1

10

Причины многообразия веществ.

1

11

Классификация химических реакций.

1

12

Классификация химических реакций.

1

13

Скорость химических реакций.

1

14

Катализ.

1

15

Химическое равновесие и условия его смещения.

1

16

Обобщение и повторение по теме "Строение вещества и химические реакции".

1

17

Контрольная работа 1 по теме "Строение вещества и химические реакции".

1

18

Дисперсные системы. Способы выражения концентрации растворов.

1

19

Практическая работа 1 "Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией".

1

20

Гидролиз органических и неорганических соединений.

1

21

Контрольная работа 2 по теме "Растворы".

1

22

Коррозия металлов и её предупреждение.

1

23

Общая характеристика и способы получения металлов.

1

24

Общий обзор металлов 1-ой и 2-ой групп.

1

25

Медь. Цинк. Титан и хром. Железо, никель, платина.

1

26

Практическая работа 2 "Решение экспериментальных задач по теме "Металлы".

1

27

Обзор неметаллов. Свойства и применение важнейших неметаллов.

1

28

Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот.

1

29

Практическая работа 3 "Решение экспериментальных задач по теме "Неметаллы".

1

30

Контрольная работа 3 по теме "Металлы и неметаллы".

1

31

Химия в промышленности.

1

32

Химия в промышленности.

1




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....