Разработка урока химии в 8 классе по тема "Кислоты" с использованием технологии творческих мастерских.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Панарина Елена Анатольевна

Разработка урока по химии в 8 классе по теме "Кислоты" с использованием технологии творческих мастерских.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии по теме "Кислоты". 8 класс

Тема урока “Кислоты”.

Задачи урока: 

1. Продолжить формирование понятий простое и сложное вещество на примере кислот; 
2. Изучить новый класс неорганических веществ – кислоты, их состав, классификацию, физические свойства, качественные реакции на кислоты, ПТБ при работе с ними.
3. Продолжить формировать умение определять степени окисления элементов, заряды кислотных остатков.

4.Показать роль кислот в жизнедеятельности человека, животных и растений.

5. Формировать умения находить, анализировать и представлять – социализировать необходимую информацию.

Оборудование: растворы серной, соляной, уксусной кислот, лимон(лимонная кислота), индикаторы, компьютер, презентация, таблетки аскорбиновой кислоты.

Начало: На партах лежат карточки с кислотами, те учащиеся, у которых карточки с одинаковыми кислотами будут объединяться в группу (всего 4 группы)

Ход мастерской

I. Индуктор.

На партах лежат таблетки аскорбиновой кислоты желтого цвета.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Что это такое и как это связано с темой нашего урока?

 На доске написаны незаконченные предложения:

“Содержатся в лимоне, щавеле, клюкве, яблоке, столовом уксусе…

Выпадают из атмосферы вместе с дождем в крупных мегаполисах……..

Способствуют перевариванию белков в желудке… и создает …среду

Учитель:  Скажите, пожалуйста, какой класс веществ может подходить под приведенное выше описание?

Учитель: Тема нашего урока “Кислоты” .

Обучающиеся:……(называют элементы, вещества в т.ч. кислоты).

Задание: На доске записан ряд химических формул веществ

MgO  N2O5   ZnO  NaOH HCI  Mg(OH)2   HNO3

Подчеркните формулы веществ уже изученных нами классов неорганических веществ. Укажите класс, название вещества.

II. Работа в группах.

Учитель: Итак, кислоты содержатся в живых организмах (животных и растениях), могут “выливаться” нам на голову вместе с атмосферными осадками.

А что вы знаете о кислотах еще? Обсудите в группе (не более 4 человек), и через 2 минуты представьте наиболее важные, на ваш взгляд, сведения об этом классе веществ. Пользоваться можно только собственной памятью и эрудицией.

Учитель: В своих выступлениях вы не должны повторять сведения, представленные другими группами.

Обучающиеся обсуждают.

Социализация №1. Группы выступают.

III. Ситуация “разрыва”.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы многое знаете о кислотах. Но… вся ли информация сейчас прозвучала?

Учащиеся: ТОЧНО НЕТ!

Учитель: Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, как человек познакомился с кислотами, о их роли в природе и жизни живых организмов, о их химических свойствах, да и физические свойства были не полностью описаны. А также в стороне остались способы получения, классификация и применение.

Тема “Кислоты” изучается в курсе химии всех школ на земном шаре. Так уж получилось. История химии описывает забавный случай, произошедший в Голландии с одним из величайших ученых-физиков Нильсом Бором. Во время фашисткой оккупации Бор работал в своей лаборатории. И вдруг…пришли гитлеровцы с обыском, думая найти в лаборатории ценные металлы (золото, серебро, платина). У Бора были золотая медаль Лауреата Нобелевской премии. Не долго думая, Бор бросает золотые изделия в смесь азотной и соляной кислот. К удивлению гитлеровцев от золота не осталось и следа, а полученный раствор Бор преспокойно поставил на полку. Всем известно, что ни с соляной ни с азотной кислотой по отдельности золото не реагирует. А через 3 дня Бор уже выделил свое золото из растворов обратно.

Для того чтобы не попасть “впросак”, и не быть обманутыми, мы должны воспользоваться научными знаниями о кислотах и их свойствах. Работа предстоит большая, поэтому мы распределим обязанности. Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите роль, которую вы будете играть.

Задания и роли.

1. Историки. Расскажите о знакомстве человека с кислотами и роли кислот в животном и растительном мире. Где в природе встречаются кислоты?

2. Химики. Расскажите об индикаторах. Что это такое и как ими пользоваться? Что получается при действии кислот на различные индикаторы (метилоранж, фенолфталеин и лакмус). Для работы используем серную, соляную, уксусную и лимонную кислоты.

3. Математики.

1. Дайте определение кислот.

2. Расскажите о классификации кислот, запишите их формулы. Что такое кислотный остаток и как определяется его валентность? Запишите названия солей, которые образует каждая кислота. Заполните таблицу.

Название кислоты

Формула кислоты

Кислотный остаток/его валентность

Название соли

4. Физики. Расскажите о физических свойствах кислот и о правилах обращения с ними. Техника безопасности при работе с кислотами.

Группы выбирают роли (в произвольном порядке, кто какую вытянет) и получают задания.

Учитель: Работайте, пожалуйста, старательно, аккуратно с улыбкой на лице и не кисните от задания. Объединитесь в группы по ролям и начните выполнять задание. Условие: каждый член группы должен использовать один источник информации. Распределите сами, какой из источников выбрать. Можно использовать учебники:

  1. Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс,
  2. Рудзитис Г.Е. и др. Химия 8 класс
  3. Кузнецова Н.Е, Гара Н.Н Химия 8 кл,
  4. Габриелян О.С. Химия 8.

На поиск, анализ и обсуждение информации дается 20 минут. Еще 15 мин. идет на подготовку общей информации группы на плакате и защита. Обучающиеся работают с различными информационными источниками, обсуждают найденную информацию и готовят проекты к защите.

Социализация № 2.

Группы выступают. Учитель, по мере необходимости, помогает исправлять допущенные ошибки, обсуждая с учениками выступление каждой группы. Учитель заполняет совместно с учениками таблицу.

IV. Обобщение.

Учитель: Молодцы, ребята! Теперь мы многое узнали о кислотах. А вот, что писал знаменитый химик Роберт Бойль о свойствах кислот: “Я пролил соляную кислоту на лепестки фиалки и они окрасились в красный цвет. Подобно лепестка фиалки окраску изменяли и лепестки роз, василька.” Почему? И где это свойство лепестков можно применять? Демонстрируем опыты с лепестками фиалки. Слушаем ответы учащихся.

Учитель (в зависимости от ответов): Молодцы, правильно, или сейчас скиснем от ответов.

Теперь попробуйте составить свое мнение о новом классе веществ, с которым мы сегодня начали знакомство. Для полного представления необходимо объединить усилия представителей разных групп. Объединитесь в 5 групп так, чтобы в каждой группе были: ученый, историк, физик, химик, математик. Попробуйте объединить ваши знания и представить общее мнение о кислотах. Учащиеся готовят проекты своей группы.

Социализация № 3. Группы выступают.

V. Рефлексия.

Учитель: Спасибо! Вы умные и талантливые дети! А сейчас я попрошу вас, ребята, всех сесть в круг.

Учитель: Ответьте на вопросы: «Что нового вы сегодня узнали во время работы? Какие навыки вы использовали при работе в группах? Кого из ребят своей группы вы хотели бы похвалить за работу?

Всем спасибо за творчество и сотрудничество! А на память мне хочется вам подарить памятку об изученной сегодня теме(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

VI. Домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1(Оформлена как книжка «Кислоты»)

1 Общая формула кислот: Нn КО, где КО- кислотный остаток.

Для лучшего запоминания состава кислот:

«Первым в кислотах идет водород,

Он кислотный остаток за собой ведет,

А индекс с которым идет водород,

нам сразу подскажет основность кислот»

2.Представители:

HCI- соляная кислота

HNO3- азотная кислота

HNO2- азотистая кислота

H2S – сероводородная кислота

H2 SO4- серная кислота

H2 SO3-сернистая кислота

H3 PO4- фосфорная кислота

Н2СО3- угольная кислота

3. Правила техники безопасности при работе с кислотами

  • Кислоты требуют очень осторожного обращения, особенно концентрированная серная кислота и азотная кислота.
  • При разбавлении концентрированной серной кислоты надо кислоту тонкой струйкой вливать в воду, а не наоборот, иначе произойдет выброс серной кислоты.
  • Запомни правило: Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда. 
  • Если кислота попадает на кожу надо промыть проточной холодной водой, а потом обработать 5%-ым раствором соды.

4. растворы кислот распознают с помощью индикаторов

К + лакмус (фиолетовый)             красный

И

С+ метиловый оранжевый (оранжевый)         красно-розовый  

Л

О+ фенолфталеин (бесцветный)                бесцветный

Т

А

Четверостишие для легкого запоминания

СЛон и Моська как-то скушали лимон,

Аллергию у обоих вызвал он.

(Пояснение : аллергия начинается с покраснения, СЛ-синий лакмус, МО- метиловый оранжеый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии 10 класс "Альдегиды"

Урок "Альдегиды" по программе Габриэляна О.С. в теме "Кислородсодержащие органические соединения"...

Методичекая разработка на тему: "Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»

quot;Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской на тему "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль&r...

Разработка урока химии в 9 классе по теме Азот" с использованием технологии творческих мастерских.

Разработка урока химии в 9 классе по теме Азот" с использованием технологии творческих мастерских....

Разработка урока по химии в 9 классе тема «Фосфор» по технологии творческих мастерских.

Разработка урока по химии в 9 классе тема «Фосфор» по технологии творческих мастерских....

Презентация к уроку по химии в 9 классе тема «Фосфор» по технологии творческих мастерских.

Презентация к уроку по химии в 9 классе тема «Фосфор» по технологии творческих мастерских....

Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"

Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...